Мастер - класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
презентация

Васильева Юлия Анатольевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_mbdou_no_58_vasileva_yu.a.doc59.5 КБ
Office presentation icon mbdou_no_58_vasileva_yu.a.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ангарского городского округа

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 58

Муниципальный образовательный Форум - 2019

Мастер – класс

 «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Васильева Юлия Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 58

Ангарск, 2019 год


«Деньги – это одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно

как они работают, то вы можете управлять

ими и становится богаче» 

Роберт Кийосаки

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы грамотно распоряжаться деньгами? Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа.

Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. (В.В.Чумаченко, А.П.Горяев)

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. (А.А.Смоленцева, Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева).

Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

Формы работы: 

  • Деловые, сюжетно-ролевые игры, такие как: «Вместе за покупками», «Как потратить деньги с пользой», «Финансовый крокодил», «Необходимые и желаемые траты», «Спасатели»
  • Анализ поступков героев художественных произведений «Муха – цокотуха», «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или приключения Буратино»  др.
  • Беседы с детьми, «Необходимые и желаемые траты», «Что такое бартер», «Ловушка – реклама», «Деньги разных стран»; беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора) – «Как посчитать деньги», «Как сформировать семейный бюджет», «Кредиты и займы», «Дети и деньги»
  • Квесты «Фикси – магазин», «Товары и услуги», «Фикси – секрет», «Фикси – музей», «Удачная покупка»
  • Экскурсии как реальные (в доступные места социальной сферы), так и виртуальные (видео снятые родителями о своей профессии)
  • Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
  • Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.

Практическая часть

Сегодня вашему вниманию я предлагаю вам несколько финансовых игр – заданий.

  1. И так начнем с разминки. «Кто по профессии?»

На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.

  • Печкин-почтальон.
  • Айболит-доктор
  • Винтик и Шпунтик-механики
  • Старик-рыбак
  • Карабас-Барабас-владелец театра, кукловод
  • Храбрый портняжка-портной
  • Дядя Стёпа-милиционер
  • Папа Свин-кондитер
  • Фрекен Бокк- домоучительница, няня
  • Три поросенка- строители
  • Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
  • Скрудж Макдак- бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
  • Белка и Стрелка- космонавты

2. Педагог надевает шапку Белки

Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать семейный бюджет. А вы знаете, что такое бюджет?

Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.

Я предлагаю организовать две команды по 3 человека для участия в данной игре «Семейный бюджет».

Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты.

Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.

Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.

Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.

Сектор «сюрприз».

Время на выполнение: 2 мин.

В это время Белка задает залу финансовые загадки:

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...(зарплату)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ...(ссуду)

Очень вкусная витрина

Овощного ...(магазина)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в .. (банке)

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются ...(Товар.)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (весы)

Половинку от зарплаты

Называют как, ребята? (Аванс.)

После выполнения задания и прослушивания ответов, педагога предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.

После выполнения педагоги делают выводы.

3. Педагог надевает шапку Сороки

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я - сорока – продавец!

Вы знакомы с такими понятиями как товары и услуги? Давайте, я вам напомню.

Для того, чтобы удовлетворить все ваши потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные.

Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить.

Вы должны поднять красные карточки, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – синие.

Игрушки – Т.

Парикмахерская – У  

Одежда – Т.

Почта – У

Кукла – Т.

Мастерская – У  

Книга – Т.

Фломастеры – Т

Фитнес-зал- У

Шоколад «Алёнка» - Т

Бассейн «Ангара» - У

Сосиски «Боярские» - Т

Медицинский центр «Планета здоровья» - У.

Время: 1 мин.

  1. Педагог надевает шапку Кота

Разрешите представиться: Я Кот – ученый и сейчас я предлагаю вам поговорить о деньгах.

Рубль – денежная единица Российской Федерации. Денежная единица – это знак, один из элементов национальной денежной системы. Служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Сейчас многие путешествуют за границу, а давайте проверим как вы знаете валюту других стран.

  • Лев (Болгария)

• Тугрик (Монголия)

• Крузейро (Бразилия)

• Крона (Чехия)

• Донг (Вьетнам)

• Доллар (США)

 • Бат (Тайланд)

• Юань (Китай)

• Тенге (Казахстан)

За правильный ответ вручается валюта напечатанная на цветном принтере.

Время: 1 мин.

5. Рефлексия (2 мин.)

У каждого в лоточке есть монетка (купюра). Если вам понравился мастер-класс, и Вас заинтересовала эта тема – то за эту монетку вы можете приобрести буклет, автором которого являюсь я. Если нет – можете оставить монетку себе.

Педагоги делают выбор.

Уважаемые педагоги, если кто желает высказаться, буду очень признательна.

Вывод:

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Большое все спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 58 МАСТЕР – КЛАСС « Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Автор: Васильева Юлия Анатольевна, воспитатель МБДОУ №58 Ангарск, 2019год

Слайд 2

«Деньги- это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче». Роберт Кийосаки

Слайд 3

Актуальность

Слайд 4

Актуальность

Слайд 5

Актуальность

Слайд 6

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Слайд 7

Методологическая основа - Экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания: Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др. - Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы: В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. - Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки: А.А.Смоленцева, Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева.

Слайд 8

Цель данной работы- сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 9

Задачи: сформировать первичные экономические понятия; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.; научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

Слайд 10

Формы работы: Деловые, сюжетно-ролевые игры

Слайд 11

Анализ поступков героев художественных произведений Формы работы:

Слайд 12

Формы работы Беседы с детьми

Слайд 13

Формы работы Квесты

Слайд 14

Формы работы Экскурсии (реальные и виртуальные)

Слайд 15

Формы работы Карты для самостоятельной деятельности

Слайд 16

Практическая часть

Слайд 17

Мульт-профессии

Слайд 18

Мульт-профессии

Слайд 19

Мульт-профессии

Слайд 20

Мульт-профессии

Слайд 21

Мульт-профессии

Слайд 22

Мульт-профессии

Слайд 23

Мульт-профессии

Слайд 24

Мульт-профессии

Слайд 25

Мульт-профессии

Слайд 26

Мульт-профессии

Слайд 27

Мульт-профессии .

Слайд 28

Мульт-профессии

Слайд 29

Практическая часть «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Слайд 31

Товар-Услуга

Слайд 32

Денежная единица

Слайд 33

Денежная единица

Слайд 34

Денежная единица

Слайд 35

Денежная единица

Слайд 36

Денежная единица

Слайд 37

Денежная единица

Слайд 38

Денежная единица

Слайд 39

Денежная единица

Слайд 40

Денежная единица

Слайд 41

Рефлексия

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....