Рабочая программа кружка "Веселая мастерская" средняя группа художественной направленности
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Грицук Марина Николаевна

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

 г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56 

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № ____ от «____» _августа 2025__ г

 

 

        

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Веселая мастерская»

 

 

Возраст воспитанников:4--5лет Срок реализации: 1 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы:  

Грицук Марина Николаевна,

 Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 130    г. Калининграда

     

 

 

 

        г. Калининград  2025          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Чтобы  развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям среднего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, изыскивает новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Ключевые понятия: Работа с бумагой и  картоном.
1.Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния  « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой».    В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности.

2.  Работа с мятой бумагой. Технология  изготовления игрушек из бумаги,  помогающая  педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги  - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики  пальцев.  
 3.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов - возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики рук; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

4. Модульная аппликация (мозайка).  При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

5. Объемные аппликации. Познакомить детей с техникой объемной аппликации. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус, композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с клеем.

6. Обрывная аппликация.  Научить детей располагать рисунок на картинке, видеть, каким цветом нужно заполнить контур. Развивать у детей восприятие, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к аппликации и коллективному творчеству.

Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая мастерская»

имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ребѐнок узнаѐт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребѐнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Изображения выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даѐт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Педагогическая целесообразность образовательной программы Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (объемная аппликация, оригами, квиллинг, айрис-фолдинг, формообразование, конструирование из картона).

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях. 

В процессе творчества происходит самовыражение, формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы. Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект. 

 

Практическая значимость образовательной программы

обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Принципы отбора содержания образовательной программы. 

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

принцип единства развития, обучения и воспитания;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип взаимодействия и сотрудничества;

Отбор содержания доступного детям 6-7 лет;

Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

Индивидуального подхода к детям.

Отличительные особенности программы 

Возможность  корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.

 Бумагопластика  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Бумагопластика дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие бумагопластикой гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Цель образовательной программы. 

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи образовательной программы 

1. Формировать  умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

2.Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

3.Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

4. Обогащать  сенсорные  впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

5.Развивать  мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

6.Развивать  речевые навыки;

7.Развивать  творческую фантазию, эстетического и цветового восприятия;

8.Воспитывать  навык аккуратной работы с бумагой;

9.Воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.  К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое. Дети 4 — 5 лет социальные нормы и правила всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поведение ребёнка этого возраста не столь импульсивно и непосредственно, как в 3 — 4 года.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья.

В познавательном развитии наблюдаются следующие изменения. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок шёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Речь становится более связанной и последовательной.

В том возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.

Именно в этом возрасте дети начинают интенсивно играть в игры с правилами.

В возрасте 4 — 5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Цепкая память позволяет ребёнку 4 — 5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В музыкально — художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства.

Важным показателем развития ребёнка — дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.

Особенности организации образовательного процесса 

Кружок «Веселая мастерская» проводится с детьми 4—5 го возраста в течение учебного года (с октября   по май) один  раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 15 детей, продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Общее количество часов в год – 10 часов 40 мин. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут.  Недельная нагрузка на одну группу: 20минут.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 10 часов 40 мин,

Основные методы обучения

- Словесный (объяснение и обсуждение хода работы, беседа, рассказ, чтение  художественной литературы, поощрение, убеждение, словесные игры и упражнения и т.д.).  

- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, пример, помощь, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);

- Практический (выполнение работ, индивидуальная работа детей, совместная работа взрослого и детей и др..)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:  

-Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- Групповой – организация работы в группах.

- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Планируемые результаты 

знание свойств различных видов бумаги;

-знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;

-знание технологии изготовления изделий;

-согласование своих усилий и действий;

-умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;

- научатся различным приемам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия;

- научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;

- будут создавать композиции в технике «объёмная аппликация»;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Механизм оценивания образовательных результатов. 

Низкий уровень:

У ребенка есть представление о процессе художественной деятельности, видах изоискусства, но он не всегда добивается положительного результата; владеет материалами и инструментами, изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего развития и закрепления; творческая инициатива отсутствует.

Средний уровень:

Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями; может создавать выразительный образ, самостоятельно дополнить изображение отдельными выразительными деталями, найти интересные способы изображения при активном побуждении взрослых.

Высокий уровень:

Отличает виды аппликаций; обладает достаточными навыками и умениями, способами различных видов деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы; проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Организация  и проведение тематических выставок;

Коллективная  работа для оформления интерьера группы.

Система оценки достижений воспитанников:

Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:

В  какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения,

Как  он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.

Организационно-педагогические         условия         реализации образовательной         программы.         

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Уровневая дифференциация образовательной программы 

В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли. Воспитатели для таких детей:

  • усложняют программные задачи;
  • создают проблемные ситуации;
  • обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
  • стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
  • дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.  

Таким образом,  обеспечиваем  детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатель, осуществляя индивидуальный подход:

  • даем образцы правильного выполненного задания;
  • задаем наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
  • закрепляем материал через дидактические задания и игры;
  • воспитываем уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (10 часов, 40 минут   4 раза в  месяца)

1. Осенние листочки

Задачи: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Материал: Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

2. Дождик, дождик – кап, кап

Задачи: Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Материал: Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки.

3.«Мухомор»

Задачи: закрепить навык отрывания бумаги (целое-часть), развивать пальчиковую моторику рук, закрепление основных цветов.

Материал: лист цветной бумаги красного, белого, зеленого цвета; клей, картон для фона.

4. Ветка рябины

 Задачи: Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки.

5. «Зонтики»

Задачи:  продолжать учить детей складывать круг пополам,  закреплять навык работы с бумагой, проглаживать линии сгиба, составлять композицию из нескольких частей.

Материал: лист бумаги, купол большого зонта—4 круга диаметром 12см. купол маленького зонта—2 круга диаметром 7,5см. Ручки и спицы нарисовать фломастером.

6. «Парусник»

Задачи: продолжать закреплять навыки работы с бумагой, продолжать учить сгибать бумагу разными способами, умение составлять композицию из деталей, располагать ее на листе бумаги.

Материал: цветная бумага, корпус парусника –1 круг диаметром 14см, паруса—1 круг диаметром 10,5см  и 1 круг диаметром 7см. Мачта –полоска длиной 15см\2мм.

7. Толстые животики

Задачи: Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

Материал: Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши.

8. Петушок-золотой гребешок

Задачи: Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки.

9. Сугробы, снег на деревьях

Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки.

10. Мы слепили снеговика  

Задачи: Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Материал: Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

11. Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

Задачи: Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти.

12. Новогодняя елочка

Задачи: Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

Материал: ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки.

13. Зайка беленький сидит

Задачи: Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Материал: Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

14. На полянку на лужок тихо падает снежок

Задачи: Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Материал: Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки.

15. Покормим птичек

Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал: Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки.

16. «Снегири и синички»

Задачи: учить детей составлять аппликативное изображение снегирей из полукругов. Применить для решения творческой задачи освоенный способ получения полукруга.  Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Материал: альбомный лист, круги диаметром 9 см, красного, черного,  желтого, синего цвета.  Клей карандаш, салфетки.

17. Котенок по имени «Гав»

Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Материал Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

18. Кудрявый барашек

 Задачи: Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Материал: Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

19. Игрушки (пирамидка, неваляшка)

Задачи: Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка.

20. Летят самолеты

Задачи: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату.

Материал:¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов (прямоугольники, полоски), цветная бумага

клей, кисти, салфетки.

21. Цветы в подарок маме

Задачи: Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

22. Смотрит солнышко в окошко

Задачи: Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Материал: Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

23. Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

Задачи: Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

24. «Дельфин и касатка»

Задачи: продолжать учить детей  складывать круг пополам. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли. Учить передавать характерные особенности объектов. Продолжать закреплять умение детей работать с кистью, клеем, пользоваться салфеткой.

Материал: цветная бумага, лист гофрированного картона формата А4, тело касатки—круг диаметром 11см, брюшко касатки—круг 7см, плавники и хвост—4 круга по 5см. Тело дельфина—круг 10.5см из цветной фольги, плавники и хвост—4 круга по 5см из цветной фольги.

25. « Пингвин»

Задачи: продолжать учить детей складывать круг пополам. Развивать творческое воображение. Развивать чувство цвета, формы, ритма.

Материал: гофрированный картон, туловище пингвина—круг 13см и круг 10.5см, голова—круг 7см, клюв—круг 2см, крылья—2круга по 7см, лапы—2 круга по 5см.

26. Белые кораблики

Задачи: Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Материал: Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

27. Веселый клоун

Задачи: Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

Материал: ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

28. Колобок -румяный бок.

Задачи: Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Материал: Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка

29. Праздничный салют

Задачи: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Материал: Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА.

30. Божья коровка- лети на небо

Задачи: Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Материал: Игрушка божья коровка, ½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

31. Гусеница

Задачи: Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.

Материал: ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

32. Одуванчики в траве

Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Задачи: ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела,  

темы

Количество часов

Формы аттестации/  контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Осенние листочки

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

2.

Дождик, дождик – кап, кап

1

3 мин

17 минут

выставка поделок

3.

«Мухомор»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

4.

 Ветка рябины

1

3 мин

17 минут

Выставка  поделок

5.

«Зонтики»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

6.

«Парусник»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

7.

«Зонтики»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

8.

Петушок-золотой гребешок

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

9.

Сугробы, снег на деревьях

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

10

Мы слепили снеговика  

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

11

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

12

Новогодняя елочка

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

13

Зайка беленький сидит

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

14

На полянку на лужок тихо падает снежок

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

15

Покормим птичек

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

16

«Снегири и синички»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

17

Котенок по имени «Гав»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

18

Кудрявый барашек

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

19

Игрушки (пирамидка, неваляшка)

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

20

Летят самолеты

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

21

Цветы в подарок маме

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

22

Смотрит солнышко в окошко

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

23

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

24

«Дельфин и касатка»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

25

« Пингвин»

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

26

Белые кораблики

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

27

Веселый клоун

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

28

Колобок -румяный бок.

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

29

Праздничный салют

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

30

Божья коровка- лети на небо

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

31

Гусеница

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

32

Одуванчики в траве

1

3 мин

17 минут

Выставка поделок

Итого

32

1час 36мин

10ч24мин

Задачи первого года обучения

Задачи в обучении

Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.

Познакомить с различными техниками работы с бумагой.

Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

Задачи в развитии:

Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.

Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Дата проведения занятия  

Время проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

01.10.25

08.10.25

15.10.25

22.10.25

05.11.25

12.11.25

19.11.25

26.11.25

03.12.25

10.12.25

17.12.25

24.12.25

14.01.26

21.01.26

29.01.26

29.01.26

04.02.26

11.02.26

18.02.26

25.02.26

04.03.26

11.03.26

18.03.26

25.03.26

01.04.26

08.04.26

15.04.26

22.04.26

06.05.26

13.05.26

20.05.26

27.05.26

 

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

16.00

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

30м ин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

«Осенние листики»

«Дождик , дождик кап, кап»

«Мухомор»

«Ветка рябины»

«Зонтик»

«Парусник»

«Толстые животики»

«Петушок золтлй гребешок»

«Сугробы»

«Лепим мы  снеговика»

«Воротничек для Деда Мороза»

«Новогодняя  елочка»

«Зайка беленький

«Тихо падает снежок»

«Покормим птичек»

«Снегири и синички»

«Котенок по имени Гав»

«Кудрявый барашек»

«»Игрушки»

«Летит самолет»

«Цветы в подарок»

«»Смотрит солнышко»

«Вышла курочка хохлатка»

«Дельфин и касатка»

«Пингвин»

«Белые кораблики»

«Веселый клоун»

«Колобок»

«Празд. Салют»

«Божья коровка»

«Гусеница»

«Одуван в траве»

Нод

Нод  

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод  

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

Нод

 Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа  

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа  

Группа

Группа

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Вариант 2

Режим деятельности

 

1. 

Начало учебного года

1 октября

2. 

Продолжительность учебного периода

32учебных недель

3. 

Продолжительность учебной недели

5 дней

4. 

Периодичность учебных занятий

1раза в неделю

5. 

Количество часов

10 часов 40 мин

6. 

Окончание учебного года

31 мая

7. 

Период реализации программы

01.10.2025-31.05.2026

 

Рабочая программа воспитания содержит: 

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое  
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей;
  8. формирование коммуникативной культуры;
  9.  экологическое воспитание.

Цель – Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, умение созерцать красоту окружающего мира, образных представлений, воображения, способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения, совершенствования изобразительных навыков и умений, художественно- творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интерес к самостоятельной творческой деятельности

 Используемые формы воспитательной работы: индивидуальная,   подгрупповая,  групповая,  совместная игра со сверстниками, совместная деятельность воспитателя с детьми,  самостоятельная деятельность.  

Методы: чтение, беседа,  показ,  диалог,  ловторение,  рассматривание, выполнение

 Планируемые результаты 

знание свойств различных видов бумаги;

-знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;

-знание технологии изготовления изделий;

-согласование своих усилий и действий;

-умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;

- научатся различным приемам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия;

- научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;

- будут создавать композиции в технике «объёмная аппликация»;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.  

Творческая площадка «Осенние фантазии» (коллективная аппликация из сухих листьев)

Художественно-эстетическое воспитание

В рамках занятия

Сентябрь-май

3.  

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

4.  

Участие в соревнованиях различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь-май

5..  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

6.  

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

8.  

 Музыкальное развлечение «Мы желаем счастье вам» (27 ноября – день матери).

 нравственное и духовное воспитание;

В рамках занятий

ноябрь

   

Список литературы,

Нормативные правовые акты:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

  1. 73-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

  1. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
  6.   Комарова Т.С.  «Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.
  7. Комарова Т.С.  «Игра и изобразительное творчество» («Дошкольное педагогика »  № 4-  2005г. )
  8.  Давыдова Г.Н. «Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)
  9.  Ханна Линд «Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)
  10.  Новикова И.В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду» (Академия развития, 2011г.)
  11.  Данилина Т.А. « В мире детских эмоций»  2010г
  12. . Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги»  (М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)
  13.  Скоролупова О.А.  «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА В средней гРУППЕ «Облачко» ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель:  Белянина  Екатерина  ВладимировнаМБДОУ д/с №17«Рождественский» г. ПетровскРаботали по программе «От рождения до школы» в средней группе детского сада.В средней групп...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа воспитателя средней группы, разработана, на основании образовательной программы ДОУ  с учётом ФГОС и программ "От рождения до школы" и парциальной программы: Князева О...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

Рабочая программа деятельности воспитателя средней группы «АБВГДейка» 4 - 5 лет Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей средней группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до шко...