Мастер-класс : «Игровое пособие – игрушка-головоломка «Казачий - блиночек Флексагон»,для детей с ОВЗ.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Буза Валентина Федоровна

Данный мастер - класс, является авторским переработан и адаптирован  в 2025 году. Он содержит информацию об инновационной игрушке-головоломке, которую мы адаптировали под казачье направление. Легок в изготовлении, прост в применении среди дошкольников, служит для обогащения словарного запаса, познавательного развития запаса детей 5-7 лет с  особыми образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachiy_fleksagon.docx667.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица»

«Занятия, мастер-класс».

Мастер-класс по теме:

«Игровое пособие – игрушка-головоломка «Казачий - блиночек Флексагон».

МБДОУ детский сад № 64

Буза Валентина Федоровна учитель-дефектолог,

Синяговская Валентина Юрьевна воспитатель, педагог-психолог.

2025 год.

Пояснительная записка.

Данный мастер - класс, является авторским переработан и адаптирован  в 2025 году. Он содержит информацию об инновационной игрушке-головоломке, которую мы адаптировали под казачье направление. Легок в изготовлении, прост в применении среди дошкольников, служит для обогащения словарного запаса, познавательного развития запаса детей 5-7 лет.

Задачи мастер – класса:

  1. Обучение воспитанников конкретным навыкам вырезывания, тренировка  глазомера.
  2. Обогащение активного словаря детей, через освещение регионального компонента - Донской край.

Ожидаемые результаты:

  1. Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса, через казачью культуру.
  2. Понимание его участниками принципа изготовления флексагона.
  3. Повышение уровня знаний по основным аспектам демонстрируемой деятельности, привлечение внимания к теме Донского казачества.

Участники: казачка, мастер и дети.

Необходимый инструментарий: демонстрационный экран, шали, музыкальная колонка, заготовки флексагонов, ножницы, скотч, картинный материал.

F:\IMG_20250224_102226.jpg

Ход мастер – класса

Детей встречает казачка с приветственными словами.

Казачка: Здорово дневали казачата!

Казачка демонстрирует множество игрушек-головоломок ребятам.

Мастер : Вашему вниманию представляется флексагон. (Казачка демонстрируют готовые разновидности флексагонов). 

Флексагон, такое таинственное слово, несущее в себе что-то музыкальное, но это не совсем так. Хочется скорее познакомить вас с этой необычной игрушкой.

Казачка: Все просто - это игрушка-головоломка, которая может двигаться, это своеобразный ручной калейдоскоп, собирается при вращении в иную картинку на каждой грани.

Далее предлагает ребятам посмотреть, изучить головоломки.

Мастер : Мы предлагаем Вам изготовить свой уникальный флексагон.

Казачка: Начнем с создания основы. Вам предлагается подготовить трафарет. Проходит вырезывание основы.

C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.24 (2).jpeg      C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.24 (1).jpeg

Проходит собирание и склеивание заготовки, во время сборки мастер оказывает помощь участникам. 

Мастер : У вас отлично получилось, все основы готовы к дальнейшему творчеству.

Казачка: Сегодня мы создадим с вами не просто игрушку, а индивидуальный флексагон-блинчик, желтый как весеннее солнышко, по мотивам Донского края, окунемся в жизнь казачьего народа, заглянем в казачью хату.

Звучит казачья музыка. Мастерица надевает шаль на плечи, для создания атмосферы.

Мастер: В казачьей хате всегда царил полный порядок.

Казачка: Где помимо печи размещалась всё убранство, а что же именно мы можем встретить в казачьей хате? Обращение к аудитории. (Предполагаемые ответы участников).

Далее на интерактивном экране появляется изображение казачьей хаты, ведется обсуждение.

Ваши ответы все абсолютно верны, вы очень осведомлены. Предлагаем вам расположить на гранях флексагона предметы убранства хаты, предложенные в образцах.

Ребята отсортировывают необходимые элементы.

F:\IMG_20250224_104603.jpg     C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.24.jpeg

Казачка: Также в хате располагалась безупречно застеленная кровать, подскажите какое название имели металлические спинки кровати? (Быльца).

Приклеивают на стенки грани изображения печь, кровать.

Мастер : Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной. В горнице был Святой угол или Красный угол или «божница», где располагались иконы.

Казачка: И украшали угол Рушниками - традиционный элемент украшения казачьего жилища. (Приклеивают изображение Красный угол)

Мастер : Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись орудием женского труда. Прядение – сезонное занятие. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ, и заканчивалась на масленицу.

Казачка: В центре  хаты обязательно был сундук – скрыня. В сундуке казаки хранили одежду, приданое дочерей, ценные вещи. И на последнее пустое место приклеивается изображение сундука.

По итогу на гранях флексагона печь, кровать, Красный угол, рушник, прялка, сундук.

Вот мы заполнили одну сторону флексагона.

 Мастер : И мы переходим ко второй стороне флексагона, на которой будут располагаться элементы казачьей одежды и головные уборы.

Далее дети выбирают необходимые детали и располагают на секторах детали. (Шали, кичка, кохта, сарафан, и шаровары, папаха)

  F:\IMG_20250224_105214.jpg    C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.35.09.jpeg

Казачка: Платки занимали особое важное место у казачек. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади.

Казачка: А также в хате располагались полки с домашней утварью. На полках и шкафах – подставках расставлялись кастрюли и чугунки. Особое место имели разнообразные глиняные сосуды.

 C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.23 (4).jpeg

Мастер: Вот мы с вами переходим к третьей стороне флексагона, на которой будет располагаться посуда.

Далее размещается посуда и ведется свободная беседа с участниками о посуде казаков и озвучивается ее название.

C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.23 (3).jpeg

Казачка: Чего только не было в казачьей хате, и каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. 

Сменяется слайд и появляется изображение хлебосольного стола казаков, празднование Масленицы.

Казачка: Казаки народ радушный, прекрасные хозяева, с радостью встречали и приглашали гостей к столу поесть «что бог послал».

 Казаки Демонстрировали привольную и сытую жизнь на Дону.

народ веселый, дружный всегда очень радужно отмечали главные праздники.

Мастер: Какие праздники вы знаете казаков?

Предполагаемые ответы детей Покров, День матери казачки, Масленица.

Далее беседа.

Мастер: Празднование масленицы никогда не проходило без блинов и солений.

Кто же нам подскажет, как же на Дону называют баклажаны? (синенькие, арбузы  - кавун, свёкла – бурак)

F:\IMG_20250224_105515.jpg      F:\IMG_20250224_105612.jpg     C:\Users\Zver\Downloads\WhatsApp Image 2024-11-22 at 10.15.22 (1).jpeg

Разные делали начинки к блинам и вареньем угощали из абрикосы, а как говорили казаки  жерделы и из шелковицы – тютины.

И какую кашу знатную из кабака (тыква) готовили казачки,

Вот мы и завершили изготовление наш казачьего флексагон-блинчик, теперь он будет напоминать, как жили в старину казаки, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт, какой домашней утварью пользовались и как праздновали Масленицу.

Благодарим казачат за участие, желаем добра. Любо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование игрового пособия "Чудо-парашют"

Уважаемые коллеги! Я очень часто задаю себе вопрос, что такое счастье? (счастье – это когда светит солнце и небо голубое; счастье – это когда все друзья вместе с тобой; счастье – это когда все люди в...

Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с Т.Н.Р.»

Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с  Т.Н.Р.»...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...