Программа дополнительного образования "Чудесный квадратик" по оригами на 2022-2023 учебный год
рабочие листы по аппликации, лепке (средняя группа)

Кожевникова Лариса Ивановна

Игра - естественный способ развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чудесный вкадратик99.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Солнышко» улус Тохой, Селенгинского района,

Республики Бурятия

Принято и утверждено

на педагогическом совете

Протокол №1 от #1075;

Программа дополнительного образования

по оригами

на 2022-2023 учебный год

C:\Users\Женя\Desktop\

Руководитель: Кожевникова Л.И.

Пояснительная записка.

Работая с таким материалом как бумага, дети испытывают наслаждение от работы. Для модульного оригами не требуется никакого специального дорогостоящего оборудования. В наше время бумага с различной фактурой более чем доступна. А техника модульного оригами позволит сделать настоящие шедевры, которые украсят ваш интерьер.

Новизна программы «Модульное оригами» заключена в изучении самого актуального и модного на сегодня искусства, модульного оригами.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Актуальность программы заключается в следующем:

Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, квадрат, треугольник, сторона и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывании) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и животных.

Педагогическая целесообразность очевидна. Создавая изделия, дети обращаются, прежде всего, к истории: к истории Китая и Японии, к истории традиций народов этих государств. Педагогическая целесообразность заключается в сохранении и передачи знаний и опыта через познание традиций народа.

Воспитанники знакомятся с математическими терминами и понятиями, которые применяют в упражнениях по отработке складывания бумаги. Наряду с практическими навыками, дети учатся фантазировать, воображать, мыслить, играть.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает и закрепляет новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Цель программы: развитие творческой активности, совершенствование возможностей в области декоративно-прикладного творчества, любознательности, художественного вкуса через познание изучения техники модульного оригами.

Задачи программы:

  1. Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
  2. Познакомить с историей оригами.
  3. Научиться складывать простейшие модели оригами.
  4. Познакомить с безопасными приемами работы.
  5. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения упражнений по складыванию модулей.
  6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, целеустремленность.
  7. Прививать навыки работы в группе.
  8. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
  9. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

Отличительные особенности данной программы:

Изучение техники модульного оригами учит мыслить неординарно, нетрадиционно, по-новому, применяя различные материалы и приемы работы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 4-5 лет.

При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение учащихся. Работа в группах значительно повышает уровень творчества и самостоятельности детей, ярче проявляются индивидуальные качества (активность, ответственность, инициативность, самостоятельность). У некоторых учащихся развиваются организаторские способности.

Срок реализации программы рассчитан на один учебный год.

Основная форма организации кружка – занятие или творческий урок.

На учебном занятии дети знакомятся с историей модульного оригами, терминологией и названиями новых технологий; правилами безопасной работы с инструментами.

На практических занятиях - работают чертежами, схемами, условными обозначениями, знакомятся с технологией изготовления отдельных элементов (модулей) и изделий. Применяют при работе чертежные инструменты, ножницы, клей и др.

Структура теоретического занятия выглядит примерно так:

  1. Организационная часть. Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы. Постановка задачи и целей.
  2. Изложение нового материала. Рассказ воспитателя с применением демонстрационного материала.
  3. Подведение итогов.

Практические занятия формируют у детей специальные умения и навыки.

Структура практического урока.

  1. Организационная часть. Подготовка рабочих мест и оборудования. Инструктаж по ТБ. Указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
  2. Практическая работа детей. Организация работы в группах. Обход рабочих мест,

и контроль работ воспитанников.

  1. Итоговая часть.

Такая форма обеспечивает системность занятия, возможность повторять и закреплять пройденный материал.

Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

Режим занятий:

Занятия в группе проводятся - каждую пятницу 20 минут.

Ожидаемые результаты:

В процессе дети должны знать:

1. Правила безопасной работы с ручными инструментами;

2. Правила организации рабочего места;

#1055;равила самоконтроля качества изделий.

Воспитанники должны уметь:

  1. применять инструменты по назначению;
  2. соблюдать правила безопасного труда при выполнении работ;
  3. правильно организовывать рабочее место;
  4. работать в группах;
  5. прогнозировать ожидаемый результат;

Способы определения результативности:

- выставки творческих работ;

- украшение кабинета к праздникам;

Тематический план.

№п\п

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Индивид.

работа

1

Введение. Мир рукотворный.

1

1

2

Азбука мастерства.

1

1

3

Фантазии из бумаги.

1

1

4

Сказочка про ножницы.

1

1

5

Путешествие в страну Оригами.

1

1

6

Чудесный квадрат.

1

1

7

Бабочка. Техника выполнения.

1

1

8

Зайчик. Техника выполнения.

1

1

9

Рыбка. Техника выполнения.

1

1

10

«Зоопарк». Коллективная работа.

1

1

11

Петушок и курочка. Техника выполнения.

1

1

12

Щенок. Техника выполнения.

1

1

13

Тюльпан. Техника выполнения. Поздравительная открытка.

1

1

14

Модульное оригами. Немного из истории.

1

1

15

Кольцо. Модуль №1.

1

1

16

Кольцо с рожками. Модуль №2.

1

1

17

Рамка. Модуль №3.

1

1

18

Корона. Модуль №4.

1

1

19

Лучики. Модуль №5.

1

1

20

Солнышко.

1

1

21

Звезда.

1

1

22

«Звездное небо». Коллективная работа.

1

1

23

Треугольный модуль.

1

1

24

Целое и части. Изделие и его детали. Способы соединения. Объемные модели.

1

1

25 26

Тарелочка. Виды тарелочек.

2

2

27

Корзинка.

1

1

ИТОГО

27

7

20

С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы.

#1042;ведение. Мир рукотворный.

Теория. Мир вокруг нас. Мир предметов. Что значит «творить»? Кто такой «мастер»?

2. Азбука мастерства.

Теория. Природные материалы. Свойства материалов (гибкость, пластичность, прочность, мягкость, гладкость и др.). Полезные советы.

#1060;антазии из бумаги.

Теория. Предметы из бумаги (стаканчик, пилотка, конверт). Рисунки-аппликации (отрывная, разрезная).

#1057;казочка про ножницы.

Теория. Ножницы портного, парикмахера, садовника, маникюрши. Почему ножницы разные? Для чего нужен футляр? Полезные советы.

#1055;утешествие в страну Оригами.

Практика. Рассказ о древнейшем искусстве складывания поделок из бумаги. Условные знаки. Линии и стрелки. Упражнения по отработке основных элементов складывания. Базовые формы («воздушный змей», «конверт», «двойной квадрат», «двойной треугольник» и др.)

#1063;удесный квадрат.

Практика. Что такое «квадрат»? Треугольник? Чудесные превращения. Творческое задание: получить из квадрата 2 прямоугольника (равные и неравные), треугольники (равные и неравные).

#1041;абочка. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами: где диагональ? как сложить пополам? и т.д. Использование украшающих элементов.

Урок-игра. Вспомнить полет бабочки.

#1047;айчик. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами: где диагональ? как сложить пополам? и т.д. Использование условных обозначений. Использование ножниц для надреза.

Урок-игра. Показать прыжок зайчика.

#1056;ыбка. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами: где диагональ? как сложить пополам? и т.д. Использование условных обозначений. Использование ножниц для надреза.

Урок-игра. Продемонстрировать движение рыбки.

10. «Зоопарк». Коллективная работа

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами. На основе базовой формы «воздушный змей» изготовить жирафа, слона, льва.

Урок – игра. Вспомнить стихи С.Маршака.

#1055;етушок и курочка. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами. На основе базовой формы «воздушный змей» изготовить курочку. На основе базовой формы «конверт» изготовить петушка. Использование условных обозначений.

Урок-игра. Отгадать загадки.

#1065;енок. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами. На основе базовой формы «воздушный змей» изготовить щенка.

#1058;юльпан. Техника выполнения. Поздравительная открытка.

Практика. Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами. Использование условных обозначений. Выполнить 3 тюльпана. Составить композицию из цветов. Украсить открытку.

14. Модульное оригами. Немного из истории.

Теория. Модульное оригами – часть культуры китайской аристократии. «Искусство самураев» - искусство сворачивания тайных писем. Журавлик (цуру)- символ счастья и долголетия. Модуль – элемент модульного оригами. Заготовки округлой формы.

#1050;ольцо. Модуль №1. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению модуля №1. Изготовление 8 штук моделей №1. Соединение модулей по кругу.

Урок- фантазия. Украшение для новогодней елки.

16. Кольцо с рожками. Модуль №2. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению модуля №2. Изготовление 8 штук моделей №2. Соединение модулей по кругу.

Урок- фантазия. Украшение праздника.

17. Рамка. Модуль №3. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению модуля №3. Изготовление 10 штук моделей №3. Соединение модулей по кругу.

Урок- фантазия. Украшение фоторамки.

18. Корона. Модуль №4. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению модуля №4. Изготовление 10 штук моделей №4. Соединение модулей по кругу.

Урок- представление. «Сказочная страна».

#1051;учики. Модуль №5. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению модуля №5. Изготовление 16 штук моделей №5.

20. Солнышко. Техника выполнения.

Практика. Соединение модулей №5 (одного цвета) по кругу.

Урок- фантазия. Украшение праздника.

21. Звезда. Техника выполнения.

Практика. Соединение модулей№5 (разные цвета) по кругу.

22. «Звездное небо». Коллективная работа.

Практика. Оформление настенного панно.

23. Треугольный модуль. Техника выполнения.

Практика. Упражнение по изготовлению треугольного модуля. Изучение схемы изготовления треугольного модуля.

24. Целое и части. Изделие и его детали. Способы соединения. Объемные модели.

Практика. Способы соединений треугольных модулей в кольцо. Придание объема изделиям. Красота и изящество изделий в технике модульного оригами.

Урок-демонстрация. Просмотр готовых объемных изделий

25-26. Тарелочка. Виды тарелочек.

Практика. Плоская и объемная тарелочки на основе треугольного модуля. Упражнение по изготовлению замкнутого кольца.

27. Корзинка.

Методическое обеспечение программы

Содержание и методическое построение программы направлены на всесторонне развитие ребенка, формирование его учебной деятельности, становление активной, самостоятельной мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром.

В программе содержатся практические задания, развивающие исследовательские возможности учеников в познании действительности и при решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.

Работа по программе предполагает использование перспективных технологий обучения и воспитания:

  1. личностно-ориентированное обучение, которое направлено на личность ребенка, на ее самобытность, индивидуальность,
  2. развивающее обучение, направленное на развитие в ребенке творческих способностей,
  3. информационно-коммуникативное обучение, которое учить находить, перерабатывать, применять и передавать содержание различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
  4. рефлексивное обучение, подразумевающее умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать свои результаты, определять причины возникших трудностей,
  5. проектные технологии (творческая или игровая деятельность).

На занятиях применяются следующие методы и приемы работы:

- словесные (беседы, рассказы, пояснения, комментарии и др.);

- наглядные (эскизы, рисунки, чертежи, схемы, готовые изделия и др.);

- практические (использование инструментов и материалов)

Формы работы с детьми во время занятий разнообразны:

- работа с энциклопедиями, справочной литературой, журналами, интернет-ресурсами;

- работа с условными обозначениями;

- практическая работа;

- сотрудничество с родителями и общественностью.

Литература

1. сайт

2. сайт http//master class.

3. Пронякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых».

5. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых. DVD-диск

#1063;еренкова Е.Ф. Оригами для малышей:200 простейших моделей.- М., ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 154 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Список детей кружка.

  1. Галсан Б
  2. Оэлун Д
  3. Юля К
  4. Маша К
  5. Семен П
  6. Анжелика С
  7. Алдар Г
  8. Диана К
  9. Костя К
  10. Ардан Д

C:\Users\Женя\Desktop\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ на 2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя старшей группы "Кузнечики" на 2022 - 2023 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 52 «Аленький цветочек » города Смоленска 2022 год.       ПРИНЯТА...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше» на 2022-2023 учебный год

План работы с родителями обучающихся в кружках по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Превращалки из папье-маше»на 2022-2023 учебный год Цель: создать в груп...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингвоград» (FUNNY ENGLISH – ВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ) 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Лингвоград» (FUNNY ENGLISH – ВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ)...

Рабочая программа дополнительного образования "Речевой фитнес" на 2022-2023 учебный год

Речевой фитнес – это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения с использованием артикуляционной, дыхательной и фонетической гимнастики, а также и...

Отчёт о проделанной работе по дополнительной образовательной программе фольклорного кружка «Волшебный сундучок» за 2022 -2023 учебный год во второй младшей группе воспитателя Кизуб К.В. музыкального руководителя Квашниной Т.В

Устное народное творчество  – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказки, потешки, загадки, прибаутки для ребёнка такое же серьёзное и наст...