ПРОГРАММА «В стране волшебной бумаги»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Тихенко Елена Геннадьевна

ПРОГРАММА

 «В стране волшебной бумаги»

средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Тренировка рук стимулирует само регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.  Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая      программа имеет          художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает          необходимой       эмоциональностью,      привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Программа кружка построена предусматривает освоение материала от простого к сложному. Рассматриваются различные методики    выполнения         изделий      из бумаги и     картона      с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, конструирование).

 Цель: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через бумагопластику.

Задачи:

Обучающие

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с такими понятиями как: угол, сторона, вершина.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой, способствовать созданию игровых ситуаций.
  • Развивающие:
  • Развивать внимание, память, пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

 

2. Возрастные особенности детей пятого года жизни

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Формы и методы работы

 

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Показ образца выполнения последовательности работы.
  • Работа с бумагой.

Формы подведения итогов реализации программы кружка

«В стране волшебной бумаги»

  • Создание коллекции детских работ.
  • Проведение выставок детских работ.

 

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «В стране волшебной бумаги»

Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

 

Принцип построения и реализации программы:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

 

 

Планируемые результаты освоения программы:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой.
  • Будут знать основные геометрические понятия.
  • Научатся следовать устным инструкциям, приемам работы с «технологической картой».
  • Будут создавать изделия и композиции из них.
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
  • Будет развита мелкая моторика рук и глазомер, творческие способности и фантазию.
  • Овладеют навыками культуры труда.

 

3.Учебный план

 

Особенности осуществления образовательного процесса

Программа «В стране волшебной бумаги» рассчитана на 1 год (средняя группа). Занятия проводятся один раз в 2 недели, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.

 

возраст

Количество занятий в неделю

Кол-во в месяц

 средняя группа, 4-5 лет

1 раз в 2 недели,

20 мин.

2 занятия

40 минут

 

 

 

4. Критерии результативности

 

Показатели результативности:

  • Знает различные приемы работы с бумагой.

Ниже среднего – знает не все приемы работы с бумагой, с заданием справляется только с помощью взрослого;

Средний -  знает приемы работы с бумагой, но справляются с                     заданиями при небольшой помощи взрослого;

Высокий - знает все приемы работы с бумагой, справляются с заданиями самостоятельно.

  •  Умеет следовать устным инструкциям.

Ниже среднего – не следует устным инструкциям, нуждается в практической помощи;

Средний -  требуется неоднократное повторение инструкции;

Высокий - следует устным инструкциям.

  • Знает такие понятия как: угол, сторона, вершина, сгиб, дигональ.

Ниже среднего – выполняет задание только с помощью взрослого;

Средний -  знает геометрические понятия, но не всегда может их показать;

Высокий – знает и называет геометрические понятия.

  • Создает композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой, способствовать созданию игровых ситуаций.

Ниже среднего – затрудняется как в создании изделий, так и в создании композиций;

Средний -  работу выполняет самостоятельно, но создает композиции с небольшой помощью взрослого;

Высокий - самостоятельно выполняет работу, создает композиции с изделиями.

 

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:

  •  индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  •  оптимизации работы с группой детей;

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

  •  не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  •  позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  •  учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;

 позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования " Волшебная бумага"

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...

Программа дополнительного образования "Волшебная бумага"

Цель:  всесторонне и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы  с бумагой, как художественного способа конструирования из бума...

Программа кружка оригами "Волшебная бумага"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Программа кружковой деятельности " Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Досуг - развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну волшебной бумаги"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики рук, внимания, работы про образцу....

Досуг - развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну волшебной бумаги"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики рук, внимания, работы про образцу....