Сам себе логопед.
консультация

Рыбак Надежда Сергеевна

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Развитие речи вовремя перестраивает всю психику ребенка, а любое нарушение речи в различной степени может отразиться на его поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedresource_ru_1910159.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

                          Сам себе логопед

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Развитие речи вовремя перестраивает всю психику ребенка, а любое нарушение речи в различной степени может отразиться на его поведении. Плохо говорящие дети, подрастая и начиная осознавать свой недостаток, часто замыкаются в себе, становятся молчаливыми и застенчивыми. К тому же, если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям. Ребенок не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности. Необходимо вовремя предупреждать и исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

       Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ведь ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

       Непременным условием формирования речи является слух. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь.

       Задача состоит в том ,чтобы убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

         Условно можно выделить 6 этапов формирования у детей дошкольного возраста правильного произношения, и предлагает примерные  игры, которые можно провести с малышами дома.

                                                Первый этап (1 - 3 года)

В этот период у детей быстро увеличивается словарный запас, так как деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. На третьем году дети начинают более точно произносить слова. Важной задачей на этом этапе является совершенствование произношения слов на основе речевого образца.

       Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, необходима систематическая работа, направленная на развитие следующих важных факторов:

  слухового внимания

  речевого дыхания

  голоса

  звукопроизношения.

                                

                       Игры на развитие слухового внимания 

       Тема: воспитание у детей умения сосредотачивать слуховое внимание.
       
Цель: научить ребенка определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа:   подготавливаем озвученные игрушки, изображающие знакомые детям домашние животные: корова, собака, коза, кошка и т.д.
           
Описание.   достаем приготовленные игрушки (по одной), обыгрываем их, подражаем крику соответствующих животные, затем просим ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет в гости. Ребенок отходит и отворачивается, а  мы  голосом подражаем одному из животных. Ребенок должен угадать кто это.

       
Указания: игру можно повторять 5-6 раз; необходимо следить, чтобы ребенок внимательно слушал; можно задавать ему наводящие вопросы.

Игры на развитие речевого дыхания 

       
Тема: воспитание умения сочетать произношение звуков с началом выдоха.

       
Цель: добиться от ребенка умения длительно произносить звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] на одном выдохе (п-п-п).

       
Подготовительная работа: готовится таз с водой и бумажные кораблики.

       Описание. Таз стоит на маленьком столе, ребенок сидит на стульчике, дует на кораблик, произнося звук [ф] или [п]. Логопед предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Города обозначаются значками по краям таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука [ф]. Можно просто дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п" - дует ребенок.

"Ф"

"П"


       
Указания: следите, чтобы при произнесении звука [ф] ребенок не надувал щек, чтобы произносил звук [п] на одном выдохе 2-3 раза и также не надувал при этом щек.

       
Тема: развитие речевого дыхания.

       
Цель: научить ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

       
Подготовительная работа. Подберите звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

       
Описание. Покажите ребенку игрушки и воспроизведите 3-4 раза подряд их звучание. Потом уберите игрушки. Начните рассказывать историю: "Пришли мы на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показать курицу) курица. Как она здоровается?" Ребенок: "Ко-ко-ко". "Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается?" Ребенок: "Га-га-га". Далее надо последовательно называть оставшиеся игрушки, а ребенок должен произносить соответствующее звукоподражание.

       
Указания. Следите, чтобы звукоподражания ребенок произносил на одном выдохе.

                             

                                        Игры на развитие силы голоса 

       Тема: выработка умения пользоваться громким голосом.

       
Цель: научить ребенка говорить громко.

       
Подготовительная работа: подберите игрушки: мишка, зайка, лиса.

       
Описание. На расстоянии 2-3 м от ребенка расставьте игрушки и говорите: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: "Миша, иди!". Ребенок вместе со взрослым зовет мишку, лису, зайку. Потом играют с ними.

       
Указания. Следите, чтобы ребенок, когда зовет игрушки, говорил громко, а не кричал.

                           

                Формирование правильного звукопроизношения   

       
Тема: уточнение звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха.

       
Цель: развить речевой слух и речевую активность, побудить ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

       
Подготовительная работа. Подберите следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Придумайте вопросы по рассказу "Песня-песенка" так, чтобы в ответах детей были звукоподражания из него.

"Песня-песенка" 

Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка спой!
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!



       Сопровождайте свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносите четко, того же старайтесь добиться от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

                           

   . Во время занятия нужно охватить следующие направления:
1. Работа над звуками (артикуляционная и фонетико-фонематическая )
2. Работа над грамматикой.
3. Работа над связной речью и рассказом.
Схематически это можно представить на диаграмме №1. Элементы диаграммы обязательны, а их соотношение и пропорции для каждого ребёнка индивидуальны. Одному ребёнку важнее, прежде всего, поставить звуки, а значит артикуляционная гимнастика и постановка звуков должны занимать б ольше времени. Другому важней научиться составлять рассказ, закрепляя при этом поставленные звуки (диаграмма №2). Таким образом, все три направления так или иначе присутствуют на занятии, но выбор приоритетов остаётсяза логопедом и зависит от структуры дефекта ребёнка.

Примерное занятие.
Опишем примерную структуру занятия с ребёнком, у которого нарушены сразу четыре группы звуков.
На одном занятии идёт работа по трём направлениям сразу со всеми группами звуков:
- постановка новых звуков (включает артикуляционную гимнастику, массаж);
-закрепление поставленных звуков (фонетико-фонематическая работа);
-введение поставленных звуков в словосочетания и предложения (включает работу над грамматикой);
-окончательное закрепление звуков в связной речи (включает составление рассказов).

Допустим, у шестилетнего ребёнка изначально были нарушены звуки С, З, Ш, Ж, Р, Л. В ходе предыдущих занятий поставлены звуки Л, С, З, Ш, Ж.
1. Я начинаю традиционно с артикуляционной гимнастики для постановки звука Р. Активно используется массаж языка.
2. Закрепляю поставленные недавно звуки Ш, Ж в игре «Три медведя» (слова разбиваются на слоги). Также проводится фонетико-фонематическая работа (звуки – твёрдые, различаются по глухости-звонкости).
3. Закрепляю в предложении хорошо поставленные звуки С, З.
4. Закрепляю в рассказе звук «Л».

Дополнительными условиями эффективной работы являются:
-наличие игр к занятиям,
-работа с родителями.
По каждому направлению работы нужно иметь набор игр и картинного материала.
В магазинах появилось много интересных пособий, но их пока недостаточно. Приходится самостоятельно или вместе с художником делать игры, вырезать, наклеивать, рисовать. Качество занятий повышается, если родитель присутствует на занятии и выполняет домашние задания вместе с ребёнком (для этого необходимо заранее подготовить раздаточный материал в виде листочков с заданиями).


Некоторые виды работ по различным направлениям.

1. Работа над звуками (артикуляционная и фонетико-фонематическая )
Постановка звуков хорошо известна каждому логопеду. У каждого есть много своих излюбленных приёмов работы, поэтому на этом нет смысла останавливаться. Одна из форм закрепления звука – выполнение домашнего задания по предложенному листочку. Логопед объясняет выполнение каждого задания.

Закрепление произношения звука Ш (изолированно).
1.Правильно произнесите звук Ш на каждой ступеньке. В случае неправильного звучания спускаемся на исходную позицию.

2. Объясняем ребёнку особенность звука. Звук Ш может звучать коротко, как точка, средне ШШШШ, и длинно ШШШШШШШШ.
3. Тренировка тихого, среднего, громкого произношения.
а) Маленькая змейка - тихо шипим, средняя змейка – средне шипим , большая - громко.
б) Произнесём звук Ш как изображено на схеме (тихо-средне-громко).

2. Работа над грамматическим строем речи.
В результате занятий по преодолению аграмматизмов дошкольнику желательно обладать следующими умениями и навыками:
-иметь представление о роде. Вводятся понятия слова-девочки (женский род), слова-мальчики (мужской род), слова-солнышки (средний род), слова-звёздочки (множественное число). Используется игра “В каком домике живут слова”.
-употреблять правильно падежные формы множественного числа существительных в родительном падеже. Употреблять существительные с предлогами в, на, под, за. Используется игра “Магазин”.
-согласовывать существительные и числительные, прежде всего, в родительном и творительном падежах. Используются игры “Сосчитай”, “Незнайкины ошибки”.
-использовать уменьшительно-ласкательную форму слов.
-подбирать прилагательные (слова-признаки) различного характера (цвет, вкус, форма, материал, и т.д.), использовать качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Используется игра “Лабиринт”.


3. Работа над связной речью и рассказом.
Характер заданий зависит от уровня готовности ребёнка. Перед тем, как ребёнок приступит к составлению рассказа он получает знания о предложении. Работа над предложением может быть, например, такая.

Формирование понятия предложение и усвоение схематического изображения предложения.
Логопед демонстрирует картинку и спрашивает ребёнка: Кто это? Что делает лиса? Кого ловит лиса? Ребёнок отвечает. При этом логопед показывает схематическое изображение слов (у автора это в виде весёлых человечков, держащих каждый свою табличку со словом). Ребёнок вместе с логопедом составляет полное предложение (Лиса ловит зайца) и рассматривает схему полного предложения (человечки держат друг друга за руки).
Логопед объясняет ребёнку, что предложение - это когда:
- слова "дружат" между собой.
- когда всё понятно про предмет.
-высказывается законченная мысль.


Логопед произносит предложение Лиса ловит зайца, чётко проговаривая каждое слово. Затем считает слова вместе с ребёнком. Логопед подчёркивает, что в этом предложении три слова.
Для закрепления логопед задаёт вопросы: Сколько здесь слов? Какое первое слово? Какое второе слово? Какое третье слово? Затем логопед просит ребёнка проговорить предложение целиком (Лиса ловит зайца.)

Закрепление понятия предложение.
Игра «Заберись на гору».
Логопед просит ребёнка составить предложение по картинке из двух слов, используя схемы. Затем логопед спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?». Ребёнок отвечает по образцу (Волк бежит) и говорит, что в этом предложении два слова. После того как ребёнок составит предложение из двух слов, рисунок весёлого человечка поднимается вверх по горе, а предложения составляются из трёх (Серый волк бежит) , далее четырёх слов (Серый волк бежит по лесу).

Составление рассказа.
Это заключительный этап работы по теме «Дикие животные». Всесторонне эта и другие темы представлены в учебных тетрадях по развитию речи «Хочу всё знать!», которые выходят в издательстве «Владос». Составлению рассказа о лисе предшествует выполнение различных заданий.

1. Формирование обобщающего понятия дикие животные.
Взрослый объясняет, что такое дикие животные, какие они бывают, чем отличаются от домашних животных (Человек за дикими животными не ухаживает, они сами добывают себе пищу).

2. Закрепление обобщающего понятия дикие животные.
а) Взрослый задаёт ребёнку вопрос Почему волк (лось, кабан, ёж, бобёр...) дикое животное? В беседе взрослый даёт простейшеее определение диких животных, просит ребёнка отвечать сложным предложением по образцу (Волк - дикое животное, потому что человек за ним не ухаживает).
б) Взрослый предлагает ребёнку отыскать в высказывании Незнайки (Свинья, лиса, волк - дикие животные) ошибку и объяснить своё мнение (Свинья - не дикое животное, потому что человек ухаживает за свиньёй).

3. Закрепление представления о словах-признаках.
а) Игровая ситуация: Лесовичок спешит домой. Он встретил по пути диких животных. Взрослый предлагает ребёнку помочь лесовичку пройти к своему домику. Проходя, ребёнок подбирает к каждому животному слова-признаки и ребёнок составляет полные предложения по образцу (Проворная, озорная, рыжая белка.).

4. Части тела. Использование слов в именительном падеже и родительном падеже единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела.
а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но у каждого есть и что-то особенное. Показывая ребёнку животное (оленя), взрослый просит назвать части тела по образцу (У оленя есть голова, туловище, ноги). Взрослый следит за правильным употреблением окончаний существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. б) Взрослый в процессе работы просит ребёнка сравнить разных животных и подобрать слова-признаки к частям тела животного (Это сильные лапы. У медведя сильные лапы. Это огромная голова. У медведя огромная голова.)

5. Глаголы (Слова-действия).
Игровая ситуация: Аня и Дима сфотографировали животных.
Взрослый обращает внимание ребёнка на символическое обозначение слов-действий и объясняет, что такое слова-действия на примере самого ребёнка (ребёнок умеет прыгать, бегать, нести что-либо). Потом взрослый показывает на картинки с животными и спрашивает, что делает то или иное животное. Ребёнок отвечает (Лиса гонится за зайцем. Заяц убегает от лисы.) Взрослый спрашивает, что ещё может делать это животное. Ребёнок придумывает новые слова-действия (лежит, ест траву).

6. Числительные. Согласование существительных и числительных.
Игровая ситуация: Аня и Дима изучают остров зверей.
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на картинку и сказать, кого много в лесу (В лесу много оленей).
Ребёнок считает животных по одному (Один медведь. Два медведя. Три медведя. Четыре медведя. Пять медведей.). Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.

7. Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.
Игровая ситуация: звери в зоопарке.
Взрослый беседует с ребёнком о том, что животные отличаются друг от друга размером (большой-средний-маленький). Взрослый показывает на волка и просит назвать маленькое животное (волчок, волчишка), назвать “просто”, как «обычно» (волк), назвать большое животное (волчище). Ребёнок называет и остальных животных в соответствии с их размерами.

8. Кто что ест. Виды животных.
а) Взрослый коротко рассказывает, чем питаются звери в лесу и обращает внимание, что в середине круга изображена именно та пища, которую ест то или иное животное. Надо рассказать Ане и Диме, кто что ест, покормить лесных обитателей (соединить линией животных и пищу, которой они питаются). Ребёнок проводит линию от животного к еде и говорит по образцу (Олень ест летом траву, а зимой кору деревьев.)
Взрослый показывает символ еды.

9. Детёныши.
а) Взрослый предлагает ребёнку помочь мамам отыскать своих детёнышей. Чтобы «найти» детёнышей животных, ребёнок должен соединить линией взрослого животного (слева) и детёныша (справа), а также назвать «ласково» мам и их детёнышей (У оленихи оленёнок). Затем взрослый спрашивает, у какого животного не хватает детёныша (лосихи). Взрослый показывает рисунок-помощник и объясняет, что он обозначает детёнышей того или иного животного.

10. Кто где живёт. 
а) Взрослый показывает рисунок-помощник, обозначающий жилище и беседует с ребёнком о том, что у всех есть свой дом. У диких животных тоже есть жилища - у кого дупло, у кого логово, а кто-то домиков не строит, у них весь лес - дом.есть, и объсняет, что эти картинки обозначают (берлога, нора, логово, дупло, нет домика). Ребёнок соединяет линией изображение животного и его жилище и при этом объясняет (по образцу), где живёт тот или иной зверь (Заяц живёт под кустиком. У зайца нет своего домика.).
Логопед, работая над составлением рассказа, напоминает ребёнку значение картинок-помощников, усвоенных прежде, и ассоциирует их с вопросами:
Кто это?
Как животное выглядит?
Чем питается?
Как зовут детёнышей?
Где живёт?

Ребёнок последовательно отвечает полными предложениями на вопросы. Логопед напоминает, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения “дружат” между собой: в них речь идёт об одном и том же предмете (лисе).

Это - лиса. Дикое животное. У лисы стройное туловище, покрытое тёплой рыжей шерстью. Лапы с острыми когтями. Лиса – хищник, потому что питается мелкими животными. Морда у лисы острая и вытянутая.. Он выкапывает их из земли клыками. У лисы есть лисята. Лиса живёт в лесу. У неё есть нора.

Логопед читает целиком рассказ о лисе и просит ребёнка пересказать его. Ребёнок по образцу составляет рассказы о других диких животных. Логопед следит за целостностью рассказа и правильным произношением звуков у ребёнка.
 

Развивайте речь ребенка!

Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей

Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей.

Дефект в пределах нормы

До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит "масинька" вместо "машинка", "носька" вместо ножка и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков "ш", "щ", "ч", "ж" ("косетька" вместо "кошечка", "лосядка" вместо "лошадка" и т.д.).
  • Отсутствие звука "р", его замена на звуки "л", "ль", "в", "й" ("каова" вместо "корова", "от" вместо "рот", "лак" вместо "рак", "лямаска" вместо "ромашка", "йыба" вместо "рыба").
  • Замены звуков "к" и "г" на звуки "т" и "д" ("тапля" вместо "капля", "дусь" вместо "гусь").
  • Замены звонких звуков глухими ("сайка" вместо "зайка" и т.п.).
  • Смягчение произнесения звука "л", его замена на "й" ("кальбаска" вместо "колбаска", "стуй" вместо "стул" и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных ("мачик" вместо "мальчик" и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов ("ампитура" вместо "температура" и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов ("пыселос" вместо "пылесос" и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью - малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь - как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

Артикуляционная гимнастика

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.). "Играть на дудочке" - прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз).

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т.д. Проявите фантазию.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а").Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш".Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

Развиваем фонематический слух

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это птицы поют!"), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.).Очень важно "переводить" звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул - скажите "апчхи", звякнула посуда - скажите "дзынь").

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте "забавные звуки", имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

Когда слышите какой-то звук, спросите: "Что это?", потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно "говорить" за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: "кря-кря", "хрю-хрю" и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так "разговаривает". Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с "тонким", пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:"Ты что шуршишь, не спишь?".Мышонок шепчет мыши:"Шуршать я буду тише".

Для ребенка постарше подойдут такие задания: "Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук... (например "М"), "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком... (например "Р").

Для 5-6-летних подойдет задание: "Замени первый звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис-...ис, лепка-...епка, диск-...иск и т.д.".

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех.

 

Комментарий логопеда

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

  • Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
  • Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
  • Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Если с ребенком занимается логопед, он подберет те упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука. Если вы занимаетесь с малышом самостоятельно, просто для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, то нужно помнить следующее: с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту "каша" или ребенок вообще не говорит) надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

 

Все получится

Когда-то это происходит впервые: вы садитесь с малышом на диван и с ожиданием в голосе спрашиваете: "А это какая буква?" В этот момент беззаботное детство кончается - пусть пока на пару минут. Вы надеетесь, что ваш ребенок уже сегодня, сейчас чему-то научится, что-то запомнит, и ждете от него результата - причем совершенно определенного!

Назавтра все складывается хорошо, если малышу было приятно и радостно в тот самый первый момент, когда вы ему сообщили название этой самой буквы, да и сейчас его тоже ничто не тяготит. В таком случае его смутные воспоминания наверняка попадут в точку. "Верно, это "А"!" - радостно подтверждаете вы и думаете, что первый шаг сделан. Хуже, если через пару дней вы зададите тот же самый вопрос и в ответ получите лишь невинный взгляд. Когда подобная ситуация повторится еще раз, у вас может зародиться сомнение: "А все ли с ним в порядке?" Сделав еще пару попыток, вы можете почувствовать закипающее раздражение и даже уверенность в том, что с кем-то из вас явно что-то не так: либо вы - плохой учитель, либо ребенок ваш... непроходимо туп, а также безнадежно ленив!

Не будем нагнетать страсти. Такие переживания знакомы многим родителям, которые сознательно начинают чему-то учить своего малыша. Причем даже теоретические знания детской психологии и педагогики (если они имеются) не спасают ситуации. Вы можете быть терпеливы и последовательны с чужими детьми, понимая все особенности их темперамента и возраста, но со своим ребенком вы легко впадаете в отчаяние: "Почему у него ничего не получается?!"

Бег с препятствиями

Первая помеха успешному обучению - это ситуация контроля.

Как только вы становитесь над ребенком (или садитесь с ним рядом - неважно) и вопрошаете: "Ну-у?..", вы превращаетесь в того, кто ждет результата, а ребенок - в того, кто этот результат должен выдать. Попробуйте представить, как подобную ситуацию переживает малыш, особенно если ему только 3-4 года. Если минуту назад он чувствовал себя легко и свободно, то сейчас сразу же оказался зажатым в жесткие рамки. Он чувствует напряжение, так как сделать (сказать) нужно именно то, чего от тебя хотят, и именно в эту минуту. Отложить и ошибиться нельзя - это разочарует (рассердит, огорчит) маму. Кроме того, сделать непростое дело нужно именно самому - в этом суть. Малыш остается совсем один, помощи ждать неоткуда, так как мама сейчас - та, кто с ожиданием на него смотрит, а не та, что идет с ним рядом.

Конечно, ребенок уже умеет и готов что-то сделать сам (например, разобрать машинку или конструктор), но это с него почему-то спрашивают редко. Родителям по неясной для ребенка причине нужно именно то, в чем он еще слаб и неуверен: буквы, цифры, длинные стихи. Чему малыш учится легче и быстрее всего? Тому, что хочет делать сам и может делать вместе с вами. Только его собственный интерес способен заставить его преодолеть те трудности, которые неизбежны на пути обучения, а ваша поддержка и присутствие придают ему уверенности и сил, чтобы освоить что-то новое.

Вторая помеха - ваше собственное раздражение. Как уже говорилось, неудачи малыша очень легко могут вызывать досаду родителей. Причем папа и мама могут понимать, что ребенку сейчас нужны от взрослых вовсе не упреки и сожаления, а поддержка и уверенность, - но сделать с собой ничего не могут. Это бывает в тех случаях, когда взрослые и сами не слишком уверены в себе. Неудача ребенка вызывает у них те же болезненные и безнадежные чувства, что и их собственный промах. Раздражение в этом случае - просто способ защититься от этих чувств. Кроме того, теперешние успешные взрослые сегодня совсем не хотят вспоминать о том, что и сами чувствовали себя беспомощными и неуклюжими, когда лет 20 с лишним назад были на месте своего малыша. И теперь подсознательно они сердятся на того, кто напоминает им об этом.

Взросление и развитие невозможно без неудач и промахов. Постепенно, с течением жизни и при помощи мудрых попутчиков каждый из нас начинает понимать, что неудача значит только одно: мы неправильно выбрали либо цель, либо средства ее достижения. Но в самом начале пути, когда собственные дни рождения легко пересчитать на пальчиках одной руки, так легко увериться в том, что неудача означает твою собственную глупость, "плохость" и неспособность ни на что годное. Такое ощущение крайне неприятно, поэтому большинство взрослых "прячут" его глубоко внутри, но наши впечатлительные малыши легко попадают под власть подобных чувств.

Лучшая помощь раздраженным родителям - это найти друзей, коллег, соседей, которые в случае их собственной неудачи смогли бы сказать: "Да ничего страшного! И на старуху бывает проруха. Все у тебя замечательно - и дети, и семья. А что с работой сейчас что-то не получилось - так просто надо поискать другое решение!"

Третья помеха - непомерные ожидания и требования. Мысль достаточно очевидная и общеизвестная - и тем не менее. Большинству родителей не приходит в голову попытаться научить ходить 3-месячного малыша, но предложить буквы для освоения 2-3-летнему ребенку многие считают вполне своевременным. Для нас некоторые вещи настолько очевидны и просты, что нам трудно представить, как они воспринимаются малышом. Казалось бы, проще простого - понять, что эта вот загогулина называется "А"! Запомнить - можно, но понять, что это значит и как с этим знанием обращаться, можно не раньше 5 лет. А кому-то будет лучше, быстрее и безболезненнее - в 6.

До 2,5-3 лет у ребенка еще нет средств, позволяющих ему понимать и хорошо представлять себе абстрактные вещи. Только после этого возраста он способен, к примеру, уяснить, что один предмет может обозначать другой. И вначале это понимание приходит только тогда, когда оно нужно для игры. Под рукой нет настоящего ножа - и ребенок может представить, что палочка - это нож, и резать им траву, которая будет изображать овощи. Но оторваться от этого занятия и понять, что вот этот значок обозначает в записи звук "А" (который, кстати, сначала еще нужно выделить из потока речи), - это извините!

Кроме завышенных требований, нам сильно мешает иллюзия, что ребенок помнит все, что мы ему когда-то сообщили. "Ну сколько можно повторять одно и то же!" - вслух или про себя поражаемся мы, когда видим, что малыш вновь делает одну и ту же ошибку. Зато уж если нам самим нужно, например, несколько раз проехать по какому-то маршруту, чтобы его запомнить, - это мы считаем совершенно естественным! Важно понять, что у наших детей разные способности, а кроме того, запоминается им прежде всего то, что важно и интересно именно сейчас. А умение самому управлять своей памятью можно развить только годам к 6, не раньше.

Рецепт успеха

Естественно, самое необходимое условие успешного обучения - ваша вера в малыша, уверенность в том, что, несмотря на ошибки, у него все получится и будет хорошо. Однако, кроме поддержки, от вас могут понадобиться и некоторые знания.

Во-первых, очень пригодятся представления об особенностях малыша. Есть вещи, с которыми мы рождаемся и которые трудно изменить.

  • Насколько быстро ребенок ориентируется в новой обстановке, в новом задании? Нужны ли ему время и помощь в этом?
  • Хватает ли он все на лету или требует объяснения и повторения?
  • Нужно ли ему время, чтобы подумать, а потом уже сделать? Или он сразу начинает действовать и ему необходима свобода пробовать и ошибаться, чтобы найти нужный вариант?
  • В чем ему лучше помочь - отвлечься от прежних заданий и способов их выполнения или, напротив, найти новые возможности в старом конструкторе?

На эти вопросы вам может ответить психолог, но многое могут подсказать и ваши собственные наблюдения за малышом в ситуации, когда он свободно действует так, как удобно ему (а не так, как вам кажется, что ему будет удобно).

Чтобы все получалось легко и просто, малыш должен выработать свой собственный стиль деятельности, используя свои сильные стороны и компенсируя слабые. Иногда у него просто нет такой возможности, потому что мама с папой предлагают ему свой стиль как единственно возможный.

Во-вторых, важно помочь малышу научиться вступать в партнерские отношения: общаясь с вами, четко формулировать свои представления, просьбы, вопросы, уметь поделиться своим мнением. Конечно, замечательно, когда тебя понимают без слов и угадывают твои желания. Но вряд ли именно так будут вести себя его друзья по детской площадке или воспитатели в садике. Поэтому не забывайте расспрашивать ребенка о том, чего он хочет, почему ему неудобно, что именно не получается, не бросаясь сразу же помогать ему так, как вы считаете нужным.

Ваши занятия не должны превращаться в поле брани, на котором выясняются отношения. Если для вас научить чему-то ребенка значит просто "переложить" некое знание из своей в его голову, то обучение рискует обернуться явной борьбой за власть: "Как мы будем делать - по-моему или по-твоему? И можно ли мне вообще думать по-своему?" Тут уж не до фигурок и лабиринтов!

Постарайтесь дать малышу возможность открыто говорить о своих чувствах и состояниях, которые мешают делу. "Я сейчас устал, я не хочу заниматься". "Я пока еще обижаюсь на тебя". "Мне так хочется еще поиграть!" Если вы внимательно и с пониманием относитесь к таким ситуациям, то малыш начинает чувствовать себя равным партнером, с которым взрослые считаются, а не неким исполнителем, задача которого - побыстрее отделаться от навязанной задачи и заняться, наконец, любимым делом.

Слово "надо" - сильное оружие, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. Лучше вводить его постепенно и именно тогда, когда оно действительно необходимо. Замечательно, если вам удастся сделать так, чтобы учиться "надо" было все-таки самому малышу, а не вам лично

Учитель или воспитатель - это всегда помощник, но никогда диктатор. В детском саду, например, ребенка вообще прямо ничему не обучают. Он обучается сам, подражая взрослому и проводя свои собственные эксперименты. Причем его поиски никогда не оцениваются как хорошие или плохие. Нет оценок - нет образца. Есть лишь желание творить, не оглядываясь и не сравнивая, и удовольствие от результата.

                                                                                Учитель-логопед Рыбак Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сам себе логопед". Мини-консультации для родителей.

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников....

Статья для родителей "Сам себе логопед"

В статье представлены рекомендации для родителей о том, как предупредить у ребенка нарушения произношения отдельных звуков или речи в целом , и что делать, если Ваш ребенок плохо ...

Сам себе логопед

Практические советы родителям по устранению речевых нарушений у дошкольников...

Мастер-класс для родителей «Сам себе логопед» .

Научить родителей использовать различные виды игр и игровые упражнения для развития мелкой моторики, расширения словарного запаса и развития познавательных процессов в совместной деятельности с ребенк...

САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД

                                                      ...

Логопедический тренинг для родителей : "Сам себе логопед"

Трениг знакомит родителей с основными направлениями работы по коррекции речевых нарушений...

Деловая игра для педагогов «Сам себе логопед»

Деловая игра для педагогов «Сам себе логопед»...