«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Мастер-класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_.docx451.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности молодых педагогов.

Ход: Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о «пальчиковой гимнастике». Что такое «Пальчиковая гимнастика»? Это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития моторики и речи ребенка. Кроме того, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию движений и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться. Да и просто, как все детские игры, очень эмоциональны, увлекательны.Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского ...

Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Важно то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами, что привлекает внимание дошкольников и легко запоминаются.

Также пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребенком.

Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» - сгибание и разгибание пальцев, можно постучать пальчиками, изображая «дождик», птичек, клюющих зерно и т.д.

Чтобы привлечь внимание дошкольника – текст надо произносить очень выразительно: повышая и понижая голос, делать пауз, выделять интонационно отдельные слова. И, конечно, синхронно с текстом показывать движения. Сначала движения выполняются медленно. Если что-то не получается, то можно взять ручку малыша и помочь ему сделать все правильно.  Когда малыш сам начнет все выполнять, то мы можем произносить только текст.

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников | Дефектология Проф

Для эффективного запоминания пальчиковых игр используются такие приемы:

•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Пальчиковые игры бывают разных видов, тематики, сложности и длительности. Давайте все вместе попробуем поиграть.

Например:

«Прятки»

В прятки пальчики играли  (поочередно сгибать и разгибать пальчики обеих рук)

И головки убирали.

Вот так, вот так

И головки убирали

«Колпачок»

Колпачок на колпачок,

Колпачок на колпачок,

Колпачок на колпачок –

Бух! Упали на бочок!

Кажется, такая простая игра (для нас), а ребятишкам бывает сложно сложить ладошку «колпачком».

 «Ладушки» - это самая известная пальчиковая игра, она бывает разных интерпретаций, но смысл у нее один. Это не просто игра с ладошками, это игра, где ребенок может все выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.  («Моя семь», «Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка» и т.д.)

«Зайчик»

Жил-был зайчик        (хлопки в ладоши)

Длинные ушки          (указательный и средний пальцы показывают ушки)

Отморозил зайчик     (сжать и разжать пальцы)

Носик на опушке       (потереть нос)

Отморозил ушки       (показать ушки)

Отморозил хвостик   (погладить хвостик)

И поехал греться       (покрутить руль)

К ребятишкам в гости.

«Кошка»

1,2,3,4,5 будем пальчики считать (загнуть пальчики по очереди)

Вот кулак, а вот ладошка. (показать кулак и ладошку) 
    На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
    (По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) 
    Может, мышка там живет?
    Кошка мышку стережет. Мяу! 
    (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от

 кошки) 

«Карандаш» (игры с предметами)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Игры с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Самыми сложными являются кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга». Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Давайте вспомним несколько кинезеологических игр.  Самые известные: «Ладонь, ребро, кулак» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим», «Нос, ухо». Следующая игра называется «Лезгинка», ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. Достаточно сложно даже для взрослых, но ребятишки быстрее справляются с этими заданиями и с удовольствием их выполняют.

Пальчиковых игр много, в зависимости от возраста дошкольников и времени работы в детском саду, они накапливаются и в «багаже» педагога и в картотеках.

 Нам хочется, чтобы наши воспитанники были умными и способными, поэтому надо обращать внимание на пальчиковые игры, которые развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

        Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни большого количества времени, ни каких-то специальных средств.                                                      

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза&ra...

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...