Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зима" для детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Зима»

для детей младшего дошкольного возраста

 Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

 Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

Задание «Приметы зимы»

Цель: расширять представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима».

Скажи, пожалуйста, что изменилось в природе и погоде зимой? (выпал снег, покрылись льдом озёра, дни становятся короткими, стоит холодная погода, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет.)

Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи.

- Поиграем в игру «Зимние слова»:- Я произнесу слова, если ты услышишь слово, связанное с зимой, хлопни в ладоши (снежинка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Один — много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

 Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лёд – ледок

Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой?...( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнять детей в словообразовании.

 - Скажи, пожалуйста, какая может быть погода зимой? (Если идёт снег, то погода…)

Снег – снежная

Ветер – ветреная

Мороз – морозная

Холод – холодная

Игра «Подбери  слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов.

  Я буду говорить незаконченное предложение, а ты договоришь несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам, закреплять знания о приметах зимы.

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках, лыжах, коньках)

Игра «Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

- Все дети очень любят зиму, она приносит много игр и развлечений. Я буду называть разные игры и развлечения, а ты ответишь «Да», когда услышишь игру, в которую можно играть зимой и «Нет», если это не зимнее развлечение.  

- кататься на санках

- кататься на велосипеде

- купаться в озере

- играть в снежки

- строить крепость из снега

- строить замок из песка

-кататься на роликах

-собирать цветы

-наряжать ёлку

Упражнение «Составь предложение по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

                        

      Мальчик катается на лыжах.                            Девочка катается на коньках.

             

        Дети слепили снеговика.                                    Мальчики играют в снежки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и упражнения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Задачи:1.     Формировать умения детей   выделять цвет,  форму,  величину  как особые свойства  предметов,  группировать однородные предметы.2....

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

В данном буклете содержатся игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Эти игры родители могут использовать в совместной деятельности детей и взрослых....

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Консультация Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом, сделать все для то...

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста»....