Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
картотека

Миронова Ольга Анатольевна

Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых — максимально подробно и доступно рассказать дошкольникам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить в той или иной угрожающей жизни ситуации.

Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_obzh.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОБЖ

Д/И «Опасно – неопасно»

Цели: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупреждать результат возможного развития ситуации; соблюдать (закреплять) правила безопасного поведения в различных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать охранительное самосознание.

Игровая задача: определить степень угрозы предлагаемой (наглядно или словесно) ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Ход игры:

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую – если ее нет.

Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку – когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю – если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками: под красную карточку (кружок) надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую – с изображением неопасных ситуаций. Ребята объясняют выбор.

Предварительно детей можно разделить на группы

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных для жизни ситуаций, карточек разных цветов ( красного, белого, желтого, синего) в зависимости от варианта игры.

Д/И «Если я сделаю так»

Цели: обратить внимание детей на то, что из каждой ситуации могут быть два выхода: один – грозящий здоровью, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к своему организму и организму другого человека, защищать его, не причинять боли; учить детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций; развивать сообразительность.

Игровая задача:

Подумать и сказать, что будет, если я сделаю так…

Найти два выхода из предложенной ситуации ( угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации.

Ход игры:

Воспитатель задает вопрос, дети внимательно слушают и четко, ясно отвечают на него.

Прослушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «опасность возникнет, если я сделаю так…»и/или «опасности не будет, если я сделаю так…».

Правила игры: дети должны выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряются фишкой, звездочкой и т.п..

Демонстрационный материал: коробка с поощрительными предметами – фишками, звездочками.

Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цели: учить детей отличать хорошее поведение (хорошие дела, поступки) от плохого; обратить внимание на то (показать на примере), что хорошее (правильное) поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и , наоборот, плохое ( неправильное ) поведение может привести к несчастью, болезни.

Игровая задача: ребенку предлагается определить «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.

Ход игры: дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению ( плохое поведение – делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее – улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса воспитателя: «Ребята, это хорошо или плохо?».

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей группы.

Д/И «Что ты знаешь о …»

Цели: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различных ситуациях; развивать внимание, память.

Игровая задача: ребенок должен отвечать на вопрос воспитателя.

Ход игры: дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель-водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о … (например, о сердце)?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.

Правила игры: ребенок, уронивший ( не поймавший) мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга; дополняют товарища только после того, как он закончил отвечать. В конце игры самый активный и знающий получает поощрительный приз.

Демонстрационный материал: мяч, поощрительный приз.

«Письмо от Почемучки»

Цели: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать у детей интерес и желание отвечать на вопросы Почемучки.

Игровая задача: дети должны помочь Почемучке найти правильный ответ.

Ход игры: дети выслушивают вопрос Почемучки и кратко, ясно, четко на него отвечают.

Правила игры: в процессе игры дети помогают друг другу ( продолжают ответ, уточняют мысль), но не перебивают, не мешают.

Демонстрационный материал: большой цветной конверт с маркой ( в конверте адрес д/сада или группы); цветные карточки с вопросами к детям.

Примерные вопросы:

Почему я хочу есть?

Почему я все время дышу?

Почему я могу ходить, бегать, прыгать?

Д/И «К нам пришел Незнайка»

Цели: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, внутренних органов; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность, понимать зависимость физических возможностей человека от строения его организма.

Игровая задача: дети должны найти в рассказе Незнайки небылицу, неправду и доказать ему, что он не прав.

Ход игры: дети внимательно слушают рассказ Незнайки. По ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них. Затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки.

Правила игры: дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам. Невыдержанность ребенка во время игры наказывается штрафным очком. Только один воспитанник должен объяснить Незнайке, что он не прав, и лишь в случае затруднения при ответе или при неудовлетворительном ответе Незнайка просит помощи у других детей. ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

Демонстрационный материал: кукла Незнайка (или помощник воспитателя, наряженный Незнайкой), фишки, портфель с поощрительными призами.

Д/И «Что было бы, если бы…»

Цели: показать ребенку, как разумно устроен наш организм; научить относиться к себе (своему организму) внимательно, бережно, с пониманием; устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения в состоянии наших внутренних органов.

Игровая задача: дети должны ответить на вопросы воспитателя, что было бы, если бы с ними такое случилось.

Ход игры: воспитатель обыгрывает различные ситуации и задает детям вопросы, что было бы, если бы это случилось с ними. Ребята слушают вопросы и, используя полученные знания, отвечают на них.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу при ответах, в случае необходимости могут дополнять рассказ своих товарищей.

Примерные вопросы: Что было бы, если бы

Твой скелет от тебя убежал?

У тебя не было бы зубов?

Твое сердце перестало работать?

Ты перестал бы дышать?

Д/И «Полезная и вредная еда»

Цели: закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма, подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда …, а моему организму она полезна?...

Игровая задача: детям предлагается правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости от их полезности – вредности.

Ход игры: ребятам раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной.

Правила игры: дети должны быть внимательными, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Демонстрационный материал: карточки зеленого и красного цветов, предметные картинки с изображением продуктов питания ( торт, лимонад, колбаса, конфеты, каша, хлеб, варенье и пр.), поощрительные значки ( вырезанные из картона яблоко, морковка, груша и пр.).

«Горит – не горит»

Цели: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Ход игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«С чем можно играть»

Цели: Развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

"Четвёртый лишний "

Игровая задача: учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила: Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие: Поиск опасного предмета.

Ход игры: детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста.

Карттека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ...