Комплекс упражнений для устранения саливации (излишнего слюноотделения)
материал

Чебыкина Ольга Витальевна

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе.

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий. Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_ustraneniya_salivatsii.docx208.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению упражнений

 

Учить проглатывать слюну.

  • Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
  • Ребёнку постоянно делается

 напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.

  • В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
  • Если рот часто приоткрыт, учат держать его закрытым, если ребенок не разговаривает и не принимает пищу.
  • На занятии взрослый специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
  • Важно научить ребёнка различать ощущения сухого и мокрого подбородка.

1. Трусливый птенчик. Широко открыть рот, так чтобы тянулись уголки губ. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (лежит на дне рта). Подержать 5-10 сек. и закрыть. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы. На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков А или Э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

6. Поставить локти на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

8. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

9. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

10. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.  

а- а - а; э - э - э; и - и - и;

аэ - аэ - аэ; эа - эа - эа;    

аи - аи - аи;     эи - эи - эи;

аэи - аэи -аэи.

11. Усики. Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

12. Толстячок – худышка.

Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

13. Шарики. Надувать попеременно щёки 4-5 раз.

14. Упражнение для йогов. Рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем взрослый предлагает ему сглотнуть слюну.

15. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.

16. Сушим язычок. Свернуть язык трубочкой и втягивать через нее в себя воздух.

17. На кончик языка капнуть 1-2 капли меда и с усилием сделать глотательные движения.

18. На кончик языка капнуть каплю меда и делать движения языком вперед – назад.

19. Чаще давать ребенку жевать твердую пищу: морковь, яблоки, сухари, баранки.

Упражнения для    устранения саливации

    (излишнего слюноотделения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Общеразвивающие упражнения под греческую мелодию «Сиртаки» для детей старшего возраста (5-6 лет). Комплекс упражнений сидя и лёжа.

Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна...

Упражнения для устранения саливации (излишнего слюноотделения)

Учить проглатывать слюну.Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.Ребёнку постоянно делается ...

Рекомендации родителям, как правильно организовать рабочее место ребёнка дома. Рекомендуемые комплексы упражнений физкультурных минуток, комплекс упражнений гимнастики глаз.

Как правильно организовать рабочее место для ребёнка дома? Такой вопрос часто возникает у родителей. Хочу предоставить вашему вниманию полезную информацию в этом направлении.  Когда всё готово и ...