Выступление на педагогическом совете
материал

Виршке Людмила Валерьевна

В современном обществе проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения начинает занимать одно из первых мест и в современной педагогике и психологии. Слабее всего освещен вопрос об особенностях застенчивости. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_virshke.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету №2 «Общение с воспитанниками с особенностями в поведении» по теме «Застенчивые дети»

Подготовила Виршке Л.В., воспитатель

Дата

В современном обществе проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения начинает занимать одно из первых мест и в современной педагогике и психологии. Слабее всего освещен вопрос об особенностях застенчивости.

Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький.

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста (наряду с проблемой страха, агрессивности и др.) является достаточно серьезной, т. к. она может оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию.

Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Психологи выделяют следующие источники застенчивости:

- страх перед людьми (главный источник застенчивости);

- представления застенчивого ребенка о самом себе;

- очередность рождения (старшинство);

- чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;

- наследование застенчивости.

Но, как известно фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

На сегодняшний день, разработаны различные программы, направленные на коррекцию застенчивости у детей. В России создатели этих программ, единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста, прежде всего, связано с поведением педагогов и психологов. В связи с этим педагогам рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств; дать ребенку определенную (в разумных рамках) свободу действий. Психолог обязан выявить причины данного состояния; направить ребенка в случае необходимости (при обнаружении явной патологии) к соответствующим специалистам; создать благоприятную для него среду.

Кроме этого в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников. Среди них игры и игровые упражнения, направленные на овладение паралингвистическими, неречевыми средствами общения, речевыми средствами, методами выражения своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей (детей и взрослых); снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.

В то же время, игры и игровые упражнения каждой группы могут быть разделены жестами на две категории.

К первой мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых не регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей. Например: игра «Колдун» (игра описана Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной в сборнике «Учим детей общению»), игровое упражнение «Различная походка» (предложено В. Леви и описано Л. Строгановой в статье «Как «расколдовать» застенчивого»)

Ко второй категории мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий. Например, игра «Живая иллюстрация». Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры, особенно музыкальные. Это притом, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим лицом», определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры. узыкальная игра «Комплимент»).

Список литературы:

1. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 256 с.

2. Популярная психология: Хрестоматия / В. В. Мироненко. – М. :Просвещение, 1990. – 253 с.

3. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 314 с.

4. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

5. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л. И. Катаева. – М. : Книголюб, 2005 г. -156 с. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...