Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
презентация

Зянгильдяева Марина Юрьевна

По мнению Л.Выготского: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

 Оказывается, успешность зависит на 80%  от его эмоционального развития. Успешный человек умеет распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, он может правильно оценивать реакции людей, поэтому ему легко вступать в контакт.

Многие думают, что ребенок  сам постепенно научится различать  и распознавать эмоции при общении с взрослыми и сверстниками, что эмоциональному интеллекту не нужно учить,  но это не так.  Ведь собственные чувства — это не просто «грустно», «весело», «страшно».  На самом деле основных эмоций 27, а полный список оттенков доходит до трехсот. Как научить ребенка распознавать эмоции не только у себя, но и окружающих, что можно сделать, чтобы дети легко находили общий язык.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога

Вид занятия: семинар-практикум.

Цель: Расширение знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта, как одного из компонентов успешного развития ребенка.

Задачи:

1.Расширить представления о важности эмоционального интеллекта для формирования личности ребенка.

2.Познакомить с новыми методами развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

3.Создать условия для сплочения коллектива, работы в команде.

Оборудование: Различные пособия для детей по развитию эмоционального интеллекта, рисунки детей на тему «Эмоции», лист А4 (на каждую команду), карандаши и фломастеры.

Ход семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть.

На интерактивном экране представлена информация по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога» Приложение№1.

2.Практическая часть.

Игра «Эмоциональные руки».
Ознакомление участников с пособиями для формирования эмоционального интеллекта. Участники делятся на команды заранее, затем каждая команда получает задание «Представить свой уголок настроения» для заданного возраста.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Что больше всего запомнилось из того, о чем мы говорили на занятии. С чем вы хотите поспорить?

Приложение 1

Конспект

Занятия с педагогами «Эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста – одно из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога»

По мнению Л.Выготского: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

От чего же зависит успешность человека? Оказывается, успешность зависит на 80%  от его эмоционального развития. Успешный человек умеет распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, он может правильно оценивать реакции людей, поэтому ему легко вступать в контакт.

Многие думают, что ребенок  сам постепенно научится различать  и распознавать эмоции при общении с взрослыми и сверстниками, что эмоциональному интеллекту не нужно учить,  но это не так. Даже многие взрослые обладают взрывным характером, не умеют сдерживать своих эмоциональных порывов,  принимают грусть за обиду, злость за разочарование. А ведь собственные чувства — это не просто «грустно», «весело», «страшно».  На самом деле основных эмоций 27, а полный список оттенков доходит до трехсот.

        Понятие эмоциональный интеллект, т.е. способность человека управлять самим собой и другими людьми, используется с 1990г., впервые термин был употреблен Мейером и  Саловеем.

        Если начать развивать эмоциональный интеллект  в дошкольном возрасте, ребенок сможет осознавать роль и значимость окружающих его людей. Он научится контролировать свои чувства, распознавать и принимать их, такими какие они есть. Такой ребенок сможет использовать на благо свои эмоции и будет успешно налаживать общение с людьми.

        В последнее время гаджеты занимают большую часть времени  наших детей, в ущерб общению со сверстниками и взрослыми. Может быть, поэтому современные дети более агрессивны и менее отзывчивы. У многих детей большую трудность вызывает просьба, пожалеть зайку, который остался под дождем, или пожалеть собачку, которую обидели.

         Что  же может произойти, если у ребенка не будет возможности научиться основам эмоционального интеллекта? По статистике,  девочки, которые не умеют различать чувства тревоги и голода,  в будущем не смогут упорядочить свое питание, а если они не научатся контролировать свою импульсивность, то вполне смогут забеременеть в подростковом возрасте. Если мальчик не сможет сдерживать свои порывы, то у него есть повышенный риск, встать на кривую дорожку преступлений и насилия. И для всех детей, которые плохо справляются со своей тревогой и депрессией, увеличивается вероятность пагубных привычек, таких как алкоголь и наркотики в дальнейшей жизни.

        Если у человека высокий эмоциональный интеллект, то он осознает свои эмоции;  он  понимает, как эмоции и чувства могут повлиять на общение с окружающими, ему легко устанавливать и сохранять хорошие и доброжелательные отношения, он может сдерживать негативные порывы, управлять внутренней мотивацией и сохранять желание на достижение поставленной цели.

        Если у человека низкий эмоциональный интеллект: ему трудно сдерживать свои негативные вспышки, такой человек часто конфликтует и раздражается, он может быть страшен в  гневе. Часто такие люди  нерешительны, а также  стремятся  все контролировать.

        Для формирования эмоционального интеллекта необходимо:

1.Создать безопасную среду. Конечно, в идеале, таким местом должен быть дом, это то место, где малыша будут любить, слушать, утешать в его горестях,  поддерживать и радоваться его успехам, если дома этого не будет, он будет искать другое такое место, где иго выслушают и поймут. У нас в детском саду тоже можно создавать такую среду, например, в 9 группе – это домики, в которых живут эмоции и дети регулярно меняют смайлики в домиках, в зависимости от своего настроения. А в 5 группе уголок эмоций сделан по-другому, там детям нужно выбрать свое настроение и при помощи прищепки прикрепить к нужному листочку настроения.

2.Интересоваться чувствами ребенка, задавать ему вопросы. Если родители интересуются чувствами малыша, он начинает прислушиваться к себе, к своим чувствам и эмоциям, называть их, чтобы не возникла такая  анекдотичная ситуация:

 «– Сынок, тебе пора домой.

– Мама, я замерз?

– Нет, сынок, ты проголодался».

3.Играть в ролевые игры.  Играя в такие игры, можно проработать различные трудные случаи, разбирать какие эмоции испытываем и как лучше поступить в том или другом случае.

4.Читать художественную литературу, в том числе, специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций.

5.Расширять словарь эмоций.

В начале статьи уже говорилось о том, что оттенков эмоций около трехсот и все они имеют свое название. Необходимо знать их, а иначе как управлять тем, чего ты не знаешь и не можешь даже назвать. Еще лучше взять колесо эмоций Роберта Плутчика и спрашивать ребенка, что сегодня произошло, и какие эмоции испытал ребенок сегодня?

6.Не использовать стереотипные фразы,  «мужчины не плачут» или «девочки не дерутся» или им подобные.

Такие слова обесценивают чувства ребенка, заставляют стыдиться своих чувств и эмоций,  запирать свои чувства внутри, что может привести к психосоматическим заболеваниям.

7.Необходимо учить выражать негативные эмоции безопасным способом.

Нельзя сдерживать негативные эмоции – это может привести к неврозам. Необходимо выражать свои эмоции, когда человек плачет, злится, грустит или ему страшно – это нормально. Но если человек злится, он не должен крушить все вокруг, а выразить свои негативные эмоции другими способами, например, ударить боксерскую грушу.  Наша задача, показать пример и научить, как справиться с сильными эмоциями.

8.Показывать личный пример.

Если родители и  педагоги будут говорить о том, что они испытывают, то это даст положительный эффект. Например: «Мне очень приятно, что сегодня все внимательно меня слушали и справились с заданием» или «Я огорчена, что Коля опоздал на урок».

        А еще можно и нужно эмоции закреплять играми и специальными упражнениями. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Мною была реализована программа «В стране эмоций» с детьми подготовительной  группы, за основу для написания  была взята программа  Н.И. Монаковой  «Путешествие с гномом». Перед проведением и после проведения программы, была проведена диагностика по методике Л.П. Стрелковой.  По результатам диагностики в начале программы:  дети узнавали  графические  изображения эмоций: радость – 60%, грусть — 40%, злость - 66%, а вот страх - лишь 20 %, а удивление - всего 53 %. После проведения программы узнавание графического изображения у детей возросло: радость – 100%, грусть — 94,4%, злость - 100%, страх - 100 %,  удивление - 100 %.   В начале проведения программы, дети обращали внимание на выражение лица (мимику), не придавая значения пантомимике и жестам, не умели выражать их словесно, а также часто не   распознавали эмоции других людей. При демонстрации заданной эмоции практически не использовали пантомимику. В конце занятий этот показатель значительно возрос. Дети в начале проведения занятий, также плохо могли продемонстрировать различные чувства, используя интонацию, после проведения программы большинство детей, принимавших участие в занятиях по программе «В стране эмоций», могли достаточно хорошо воспроизвести интонационно при выражении следующих эмоций: гнев, грусть, радость, испуг.

        Очень важно научить ребенка общаться. Лишь понимая, что чувствуют другие люди, ребенок сможет  научиться сочувствовать, сострадать, подавать руку помощи. Именно из таких людей получаются замечательные лидеры, а также они могут создавать замечательные и дружные семьи. У людей с хорошим эмоциональным интеллектом высокая самооценка, они хорошо разбираются в людях, быстро принимают решения, они намного проще справляются с трудными и стрессовыми ситуациями. Значит, такие дети растут более целеустремленными и успешными.

Игра – это вид непродуктивной деятельности,  мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра является составной частью педагогических технологий.

Игровая технология – это не развлечение и отдых, при правильной организации – это способ обучения, терапия, творчество и первый шаг социализации ребенка.

Игра - это особая деятельность, которая начинается в детстве и сопутствует человеку всю его жизнь.  Поэтому так много педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов и искусствоведов исследуют и изучают проблему игры.

        Детские игры достаточно многообразны по своему содержанию, по степени самостоятельности детей, по формам организации, по игровому материалу.

Приведу в пример несколько игр по развитию эмоционального интеллекта:

«Пантомима»

        Предложить детям представить себя актерами, которые играют свои роли без слов. В нашей игре нужно изобразить предложенную ситуацию так, чтобы зрители догадались, что изображает ребенок с помощью мимики и пантомимики.

Примеры заданий:

У тебя болят зубы.

Будильник звенит, а ты не хочешь просыпаться.

Ты ешь торт.

Во дворе расцвела черемуха, она очень приятно пахнет.

Ты разозлился на своего друга.

Затем можно угадывать эмоцию, один участник изображает любую эмоцию, а остальные угадывают. Кто угадал, идет изображать эмоцию.

«Банка эмоций»

        Поставьте две банки или коробки, рядом можно положить нарезанные кружочки и карандаш. Каждый день ребенок может изображать на бумажных кружочках смайлик, который соответствует настроению ребенка. А для наглядности можно рядом повесить картинки или плакат, которые изображают эмоции. Во вторую банку можно рисовать такие же смайлики, но соответствующие настроению окружающих людей. Таким образом, ребенок научится различать эмоции.

«Конструктор эмоций»

        Чтобы ребенок научился различать эмоции, необходимо показать, что когда человек радуется, возникает улыбка, брови приподнимаются, глаза открываются,  когда человек расстроен, плачут не только глаза, опускаются уголки губ. Подготовить разрезные картинки эмоций и предложить собрать и назвать эмоции.

«Говорящие руки»

        Некоторые эмоции можно угадать только по жестам. Можно предложить ситуации, но изобразить будет нужно, как поведут себя руки.

Например: гнев – кулаки сжимаются; если недоволен –можно погрозить пальцем; радость-хлопать в ладоши и т.д.

Можно разыгрывать небольшие сценки используя только руки, например, поздоровались, поссорились, помирились, простились.

Как они себя поведут?

«Когда я радуюсь»

        Взять мяч, тот у кого мяч предлагает ситуацию, например «Я радуюсь, когда…», бросает мяч любому игроку, тот кто поймал мяч,  должен продолжить начатое предложение. Так можно прорабатывать разные эмоции.

«Коробочка счастья»

        Будет здорово, если у ребенка будет своя «Коробочка счастья»,  в эту коробочку можно складывать любые предметы, которые доставляют радость и удовольствие.  Это могут быть фантики, мелкие предметы, символизирующее что-то хорошее, а могут быть рисунки, которые изображают события, которые принесли восторг и радость.

         Работа с детьми делится на три этапа. Сначала мы изучаем эмоции, что чувствует ребенок. Затем, что чувствуют окружающие, какие эмоции испытывают. И последний этап — это умение общаться.        

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы влияем на его развитие. Ведь знание особенностей чувств и переживаний,  может влиять на поведение малыша, на его познавательные процессы, а также на логику его суждений.

Все эмоции нужны и полезны, если мы хорошо их осознаем, только тогда есть возможность управлять ими. Нельзя сдерживать свои эмоции, а необходимо научиться правильно их выражать, «выпускать пар», чтобы в дальнейшем сдержанные эмоции не переросли в психосоматические заболевания. Конечно, в развитии эмоционального интеллекта должны участвовать не только педагоги, но в обязательном порядке должны привлекаться родители, только тогда обучение эмоциям может быть наиболее эффективным.

Практическая часть

Проведение игры «Говорящие руки». Некоторые эмоции можно угадать только по жестам. Можно предложить ситуации, но изобразить будет нужно, как поведут себя руки.

Например: гнев – кулаки сжимаются; если недоволен –можно погрозить пальцем; радость-хлопать в ладоши и т.д.

Можно разыгрывать небольшие сценки используя только руки, например, поздоровались, поссорились, помирились, простились.

Как они себя поведут?

👇Пример ситуаций или эмоций, которые можно показать через руки:

Гнев – сжатые кулаки.
Недовольство кем-то – можно погрозить пальцем.
Возбуждение или восторг – аплодисменты.
Скука, нетерпение – постукивание пальцами по столу.
Испуг – разжатые, напряженные ладони.
Лень – расслабленные, опущенные кисти.
Нежность, доверие, дружелюбность – руки в замок.
Благодарность – сложенные руки.

А сейчас при помощи рук предлагаю разыграть следующий рассказ.

Жили-был воспитатель, а работал он в детском саду «Колобок». Однажды рано утром в понедельник радостно прозвенел будильник. Наш воспитатель с трудом открыл глаза и горестно вздохнул: «Понедельник – день тяжелый. Коленька опять закатит истерику, а Машенька будет громко хохотать до обеда, Сашенька будет грустить вспоминая родителей, а Мишенька будет проказничать, нужно обязательно строго посмотреть на него. Но делать нечего, собрался наш воспитатель на работу, идет по дорожке и вдруг вспомнил, что забыл телефон дома, испугался, ведь сегодня нужно сфотографировать детей на прогулке. Вот и садик, ой кто это там у садика, ведь еще нет 7 утра, удивился воспитатель, оказывается привели Оленьку. Воспитатель разозлился, ведь он надеялся столько всего сделать. Но увидев, что ребенок восторженно бросился к нему успокоился и заулыбался. Они поздоровались, обнялись и стали дожидаться других детей. Вот и начался рабочий день.   Несмотря на все трудности, я люблю свою работу, люблю наш дружелюбный коллектив. Я благодарю судьбу, что я выбрал эту  профессию - воспитателя.

В нашей Образовательной  программе дошкольного образования       Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский (далее – ДОО, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования есть ориентиры, чему мы должны научить наших детей. Я выбрала очень кратко эмоциональное развитие ребенка. Можно посмотреть таблицу№1.

 Сейчас я предлагаю вам создать для детей вашего возраста уголок настроения.

Такой уголок необходим:

  • для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;
  •  для обучения способам выражения гнева в приемлемой форме;
  •   для обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • для  обучения детей бесконфликтному общению;
  • для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • для обучения дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Уголок настроения можно оснастить следующим оборудованием:

  • «Коврик злости» (ребенок вытирает ноги, пока не улыбнется и не пройдет вся злость у него);
  • «Стаканчик для гнева» (ребенок весь свой гнев и злость выговаривает  в стаканчик и закрывает его);
  •  Видео игры по темам: «Угадай эмоцию», «Подбери эмоцию », «Волшебный мир эмоций »;  
  •   Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта;
  •  Перчаточные куклы эмотиконы;
  •  «Сухой душ». (Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней;  
  • «Куб эмоций»;
  •  Маски персонажей;
  • Кукольные и пальчиковые театры. 

Я хочу показать вам несколько примеров оборудования таких уголков. Желаю вам удачи.

Педагоги создают сообща создают свои уголки. Затем представляют их перед другими педагогами.

 

Список литературы:

1. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2010.

2. Кошелев А.Р. Эмоциональное развитие дошкольника - М.: «Просвещение», 2005.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. —— М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.

4.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2008 - 109 с.

5.https://www.maam.ru/detskijsad/yemocionalnyi-intelekt-i-zhiznenyi-uspeh-razvitie-yemocionalnogo-intelekta-u-doshkolnikov.html

6. https://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy-intellekt

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт          Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

Семинар педагогов - психологов ДОУ. Тема: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Как сказал известный французский поэт и писатеь  А.Экзюпери.                                    ...