Методические рекомендации
методическая разработка

Светлана Николаевна Хороших

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» для выполнения домашней контрольной работы по междисциплинарным курсам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье - Сибирское

Методические рекомендации

к выполнению домашней контрольной работы

по МДК 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом»

ПМ.02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации

для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочной формы обучения

Усолье-Сибирское, 2024

Рассмотрены

дисциплинарной (цикловой)

комиссией профессиональных модулей по дошкольному образованию

Протокол 10

 от «___» ______2024 г.

Председатель_____________

           О. М.  Бедушвиль

Утверждены на заседании научно-методического совета ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Протокол  № 3

от «   »         2024г.

зам. директора  по  НМР  _________________      Боева А.В.

Автор - составитель: Хороших С.Н. преподаватель междисциплинарного курса

Методические рекомендации  к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» для выполнения домашней контрольной работы  по междисциплинарному курсу МДК. 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом».

Содержание

 Пояснительная записка………………………………………………………….. 4

 Требования к оформлению контрольной работы……………............................6

 Перечень тем для изучения ……………………………………………………....6

 Варианты заданий………………………………………………………………....7

 Критерии оценок………………………………………………………………......9

 Список рекомендуемой литературы………………………………………….....10

 Приложение ……………………………………………………...........................11

Пояснительная записка

        Настоящие методические указания составлены в соответствии с  программой МДК 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом» для студентов заочного отделения  специальности 44.02.01  Дошкольное образование.

Выполнение контрольной работы - необходимый этап в профессиональной подготовке студентов, способствующий повышению качества усвоения учебного материала, углубленному пониманию содержания междисциплинарного курса, умению применять полученные знания в практических ситуациях. Контрольная работа по МДК 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом» - межсессионное задание для студентов заочного обучения – выполняется после прослушивания установочных лекций и является формой проверки степени усвоения теоретического учебного материала и практических умений.

        Результатом самостоятельной работы - является выполнение контрольной работы.

        Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам заочной формы обучения в подготовке и выполнении контрольной работы по МДК 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом».

        В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

ПК 2.1. Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и др.) и общение детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 2.3. Проводить педагогический мониторинг процесса организации и результатов освоения детьми раннего и дошкольного возраста различных видов деятельности и общения.

ПК   2.4.   Осуществлять педагогическую деятельность по реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с правилами пожарной безопасности.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Требования к оформлению контрольной работы

      Контрольная работа выполняется на листах формата А4, шрифтом формата Times New Roman, размером 14 пт., полуторным интервалом. Размеры полей: верхнее и нижнее 20 мм., левое - 30 мм, правое - 15 мм. Абзац - 1,25 см.

      Название разделов выделяется жирным шрифтом, допускается использование более крупного шрифта. Заголовок отделяется от текста одним интервалом. Общий объем контрольной работы - 10-12 страниц.     Нумерация страницы размещается в середине верхнего поля, титульный лист учитывается при нумерации страниц, но номер на нём не проставляется.

Перечень тем для изучения

  1. Теоретические основы и методика работы воспитателя по музыкальному воспитанию.
  2. Основы обучения ребенка основным видам деятельности, в процессе музыкального воспитания.
  3. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста.
  4. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Варианты заданий

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Слушание и восприятие музыки детей раннего и дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о музыке (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Методы и приемы обучения пению детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Певческие навыки детей раннего и дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о музыкальном репертуаре детей раннего и дошкольного возраста (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Характеристика музыкально - ритмических движений детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Основные танцевальные движения детей раннего и дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о плясках и танцах (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Игра на детских музыкальных инструментах детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Детские музыкальные инструменты».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о шумовых инструментах (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Музыкальное творчество детей раннего и дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о средствах музыкальной выразительности (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Музыкально – ритмические игры для детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Составьте глоссарий по теме «Основные виды музыкальной деятельности  детей раннего и дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о хороводных играх (группа на выбор).

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста ».
  2. Составьте глоссарий по теме «Диагностика музыкального развития  детей дошкольного возраста».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы по формированию у детей представлений о музыкальных способностях ребенка (группа на выбор).

                   

Критерии оценки

Критериями оценки контрольной работы студента являются:

– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, полнота и глубина);

– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;

– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;

– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;

– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);

– оформление материала в соответствии с требованиями.

Список рекомендуемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.- М.2017

2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие для учреждений СПО / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 256 с. - ISBN 978-5-4468-9661-5.  

3. Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Учебник и практикум для СПО. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2021. - 450 с.

Информационные ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  3. http://standart.edu.ru/ - сайт Государственного Федерального Образовательного Стандарта.
  4. http://www.edu.ru/ -  федеральный портал Российское образование.

Приложение №1

Образец титульного листа

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье - Сибирское

Контрольная работа

по МДК 02.05 «Теоретические и методические основы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом»

Выполнил(а) студент(ка)

123 группы, II курс, заочная форма обучения

Ф.И.О._____________________

Проверил: Хороших С.Н.,

преподаватель

Оценка: ___________________

Подпись___________________

2024



Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье - Сибирское

Методические рекомендации

к выполнению домашней контрольной работы

по МДК 04.01  «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации»

ПМ 04  «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации»

для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочной формы обучения

Усолье-Сибирское, 2025

Рассмотрены

дисциплинарной (цикловой)

комиссией

Протокол № __

от “02”  09. 2024 г.

Председатель_____________

О.М. Бедушвиль

Утверждены на заседании научно-методического совета ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Протокол  № _10___

от «30» сентября 2024г.

зам. директора  по  НМР___________

                                           Боева А.В.

Автор - составитель: Хороших С.Н. преподаватель междисциплинарного курса

Методические рекомендации  к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» для выполнения домашней контрольной работы  по междисциплинарному курсу 04.01  «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации».

 

                                                               Содержание

Стр.

Пояснительная записка…………………………………………..

4

Алгоритм выполнения контрольной работы……………… ..…..

8

Требования к оформлению контрольной работы…………   …..

8

Приложение 1…………………………………………………….

18

Содержание контрольной работы

10

Приложение 2……………………………………………………..

21

Пояснительная записка

Самостоятельная работа играет ключевую роль в формировании компетентного специалиста в области дошкольного образования. Она выходит за рамки традиционных лекций и семинаров, предоставляя студентам возможность углубленного освоения теоретического материала и его практического применения в условиях, максимально приближенных к реальной педагогической деятельности. Это особенно актуально в контексте требований ФГОС, который ставит во главу угла развитие личности ребенка, его творческого потенциала и самостоятельности.

Выполнение контрольной работы - необходимый этап в профессиональной подготовке студентов, способствующий повышению качества усвоения учебного материала, углубленному пониманию содержания междисциплинарного курса, умению применять полученные знания в практических ситуациях. Контрольная работа по МДК 04.01  «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» - межсессионное задание для студентов заочного обучения – выполняется после прослушивания установочных лекций и является формой проверки степени усвоения теоретического учебного материала и практических умений. Результатом самостоятельной работы - является выполнение контрольной работы.

Выполнение контрольной работы помогает студентам освоить простейшие навыки исследовательской и проектировочной деятельности, проверить знания и умения, уровень усвоения теоретического и практического материала. В то же время, контрольная работа - это одна из форм получения информации о характере познавательной деятельности, уровне развития самостоятельности, ответственности, познавательной  активности студентов в ходе подготовки к экзамену. Такой вид работы предполагает выполнение определенных заданий без помощи преподавателя.

Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам заочной формы обучения в подготовке и выполнении контрольной работы по МДК 04.01  «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ»

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2.

Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3.

Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4.

Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними

ПК 4.5.

Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

иметь практический опыт:  

- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;

- руководства работой помощника воспитателя;

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели и задачи работы с семьей;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- руководить работой помощника воспитателя;

знать:

- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи, ее функция;

- содержание и формы работы с семьей;

- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

- методы изучения особенностей семейного воспитания;

- должностные обязанности помощника воспитателя;

- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.


Алгоритм выполнения контрольной работы:

  1. Ознакомление с рекомендациями к выполнению домашней контрольной работы.
  2. Ознакомление со всеми предложенными заданиями.
  3. Подбор литературы.
  4. Осмысление содержания  тем, подлежащих контролю.
  5. Написание текста заданий контрольной работы.
  6. Оформление контрольной работы (приложение №2).

 

Требования к написанию контрольной работы

  1. Контрольная работа выполняется на отдельных листах формата А4  (297х210 мм) на одной стороне листа, обязательно в компьютерном наборе.
  2. Размеры полей страницы: верхнее и нижнее - не более 20 мм, левое - не более 25 мм, правое - не более 10 мм.
  3. Порядковый номер страницы размещается в середине верхнего поля соответствующей страницы.
  4. Нумерация страниц устанавливается, начиная с первой страницы, но на первой странице номер не проставляется.
  5. Объем работы не должен превышать 20 печатных страниц. Все приложения (планы, конспекты, таблицы, графики) к работе не входят в его объем.
  6. Контрольная работа имеет титульный лист и содержание работы. На титульном листе указывается: образовательная организация (Филиал ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» в г.Усолье-Сибирское), МДК 04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ», Ф.И.О. студента, курс и специальность, Ф.И.О. преподавателя.
  7. Контрольная работа должна содержать четкое изложения вопроса (задания). Содержание работы должно соответствовать предложенным заданиям. В работе может быть обозначена, наряду с теоретическими и практическими подходами и решению проблемы, собственная точка зрения автора к решению рассматриваемой проблемы.
  8. Работа должна быть выполнена грамотно, в ней должны быть  обозначены страницы и иметься ссылки на использованную литературу в соответствии с правилами библиографии.
  9. Список литературы (см. приложение № 1) должен содержать не менее 5-10 источников  ( из них 2/3 обязательно профессиональная литература за последние 5 лет) и оформляться согласно стандарту.

Задания выделяются жирным  шрифтом. Задание должно быть отделено от основного текста одной пустой строкой до и после.

Содержание контрольной работы

Задание № 1. Составьте картотеку изученной литературы по взаимодействию воспитателя с родителями и сотрудниками  ДОУ. Инструкция:1

  1. Изучите определенное количество литературы по теме (не менее 10 источников,  необходимо использовать не только электронные книги, но и статьи из профессиональной периодической печати за последние 5 лет).  
  2. После изучения каждого источника составьте тезисный конспект основного  содержания изученного источника.
  3. Кратко отразите изученное в таблице.

Таблица – 1. Картотека изученной литературы по взаимодействию дошкольной образовательной организации (воспитателя) с родителями

Название,

авторы

Основное содержание

(о чем ?)

Почему рекомендуете  прочитать  книгу (пособие) воспитателям

1

Задание 2. Заполните таблицу

Таблица - 2. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Принципы общения семьи и Д\У

Функции работы с родителями

Методические правила взаимодействия с семьей

Формы взаимодействия с семьей

(перечислить основные)

Показатели результативности взаимодействия ДОУ и семьи

Задание 3. Раскройте основные формы работы с родителями

(Выбрать одну тему по алфавитному списку своей группы)

1. Презентация дошкольного учреждения: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

2. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

3. Посещение семьи: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

4. Тематические консультации: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

5. Родительские собрания: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

6. Круглый стол с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

7. Конференции с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

8. Школы для родителей: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.  

9. Читательские конференции по книгам о воспитании: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения. 

10. Педагогические беседы с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

11. Папки-передвижки: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

12. Тематические выставки: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

13. Информационные бюллетени: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

14. Уголок для родителей: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика использования.

15. Родительские клубы: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

16. Выставка детских работ как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

17. Конференция бабушек: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

18. Праздники как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

19. Развлечения как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

20. Интернет-переписка как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

21. Педагогические мастерские: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

22.  Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

23. Проект как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

24. Газеты и журналы  как формы взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

25. Акции как форма взаимодействия с родителями: сущность, направления работы, содержание, принципы организации, методика проведения.

Задание 4.  (студент выполняет только одно задание из предложенных в зависимости от буквы своей фамилии) Студент выбирает тему работы в соответствии с буквой своей фамилии (см. таблицу ниже)

1 тема - АБ

5 тема - КЛ

9 тема – С2Т

13 тема ЭЮЯ

2 тема - ВГД

6 тема - МН

10 тема – С3У

3 тема - ЕЖ

7 тема - ОП

11 тема – С4ФХ

4 тема - ЗИ

8тема – РС

12 тема - ЦЧШЩ

Тема  №1.  Составить план подготовки, организации и проведения родительского собрания как формы взаимодействия воспитателя и сотрудников ДОУ с семьей (тема и группа по выбору).

Алгоритм выполнения:

  1. Возрастная группа
  2. Тема и цель родительского собрания.
  3. План подготовки
  4. Форма и план проведения собрания
  5. Конспект  фрагмента собрания

Тема  № 2. Составьте план беседы с родителями как формы взаимодействия воспитателя с семьей (тема и группа по выбору). Алгоритм выполнения:

1.Возрастная группа

2.Тема и цель запланированной беседы

3.Форма проведения беседы

4.План-конспект беседы

Тема № 3. Составьте план консультации с родителями, чьи дети имеют трудности в общении (тема и группа по выбору).   Алгоритм выполнения:

1.Укажите возраст  детей (ребенка)

2. Сформулируйте цель консультации

3. Представьте план-конспект  предполагаемой консультации

Тема № 4. Разработайте план подготовки и проведения совместного с родителями  развлечения Определите содержание с учетом возраста детей  (группа по выбору).  Алгоритм выполнения:

1.        Тема мероприятия

2.        Цель

3.        Форма проведения

4.        План подготовки и проведения

5. Сценарий фрагмента мероприятия

Тема № 5  Разработайте план подготовки и проведения совместного праздника (тема и группа по выбору). Определите содержание с учетом возраста детей  (группа по выбору).  Алгоритм выполнения:

1.        Тема мероприятия

2.        Цель

3.        Форма проведения

4.        План подготовки

5. План-конспект (сценарий)

Тема № 6.  Разработайте проект и план его реализации с участием родителей, детей и сотрудников ДОУ (тема на выбор). Алгоритм  выполнения задания:

  1. Определение проблемы (в семейном воспитании или во взаимодействии семьи и ДОУ)

2.        Формулировка цели проекта

3.        Целевая аудитория

4.        Способ привлечения родителей

5. План совместной деятельности

 6.         Предположительные результаты

Тема № 7. Разработайте проект родительского уголка в соответствии с эстетическими и гигиеническими требованиями. Обоснуйте выбор представленного материала и его расположение. Продумайте формы привлечения сотрудников ДОУ к созданию и наполнению данного уголка (группа по выбору).

Тема № 8. Представьте план  работы воспитателя и специалистов ДОУ с неблагополучной семьей. Предложите рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье. Разработайте проект памятки воспитателю по работе с детьми из неблагополучной семьи.

Тема  № 9.  Составьте план педагогического наблюдения за группой, на основе методики, направленной на изучение особенностей взаимоотношений дошкольников в коллективе, план обсуждения с родителями полученных результатов.

Тема № 10. Представьте план  работы воспитателя и специалистов ДОУ с семьей по преодолению насилия, нарушению прав ребенка. Предложите рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье. Разработайте проект памятки воспитателю по работе с детьми из неблагополучной семьи.

Тема  № 11.  Составить план работы с родителями конкретной возрастной группы.  Сформулируйте цель и задачи, укажите формы взаимодействия с родителями воспитателя (музыкального руководителя, администрации, медицинского персонала).  

Тема № 12.  Разработайте вариант акции и план ее реализации с участием родителей, детей и сотрудников ДОУ (тема на выбор). Алгоритм  выполнения задания:

1.        Определение проблемы (в семейном воспитании или во взаимодействии семьи и ДОУ)

2.        Формулировка цели проекта

3.        Целевая аудитория

4.        Способ привлечения родителей

5. План совместной деятельности

 6.         Предположительные результаты

Тема № 13   Разработайте план подготовки и проведения педагогической мастерской  (тема и группа по выбору). Определите содержание с учетом возраста детей  (группа по выбору).  Алгоритм выполнения:

1.        Тема мероприятия

2.        Цель

3.        Форма проведения

4.        План подготовки

5. План-конспект (сценарий)

Приложение № 1

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Юревич, С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб.пособие для СПО / С.Н.Юревич, Л.Н.Санникова, Н.И.Левшина; под ред. С.Н.Юревич. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.
  2. Удова О.В. Особенности детско-родительских отношений и методы их изучения [Текст] : учебное пособие /О.В. Удова. – Иркутск, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Сотрудничество педагога с семьей [Текст]  // Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
  2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Формы работы с семьей внутри детского сада. Открытый доступ - http://old.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/3684/
  3. Дошкольное  образовательное  учреждение  и  семья [Текст] / Т. Н.Доронова, Е. В. Соловьёва  и  др.- М.,2001.
  4. Егорова  О. П. Лекция. Открытый доступ-  http://bank.orenipk.ru/Text/Lekcia.htm

  5. Елжова, Н. В. Работа  с  детьми  и  родителями  в  дошкольном  образовательном  учреждении [Текст] /  Н. В. Елжова. - Ростов-на-Дону, 2008.
  6. Метенова Н. М. Работа  с  родителями  на  современном  этапе. Открытый доступ- -http:// www.school2100.ru/upload/iblock/71d/71d46403bfe05ced 6a1fa27775e806e5.pdf

  7. Мишкин  В. Общение педагога с родителями.  Персональный сайт Валерия Мишкина. Открытый доступ  -   http://mish.my1.ru/index/0-13

  8. Муниципальное образовательное учреждение центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник». Формы  и  методы  работы с  неблагополучными  семьями. Открытый доступ  - http://sputnik104.narod.ru/p95aa1.html
  9. Носова,  Е.А. Швецова, Т. Ю.  Семья и детский сад: педагогическое образование родителей [Текст] / Е.А. Носова, Т. Ю. Швецова.- М.:Детство-Пресс, 2009.
  10. Правовые  ресурсы. Открытый доступ -   http://www.consultant.ru/popular/family/20_15.html
  11. Прохорова,  Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]  / Г. А. Прохорова .- М.:Айрис – Пресс, 2009.
  12. Султанова Г. М., Фасхиева Ф. Ф. Семья  и школа – социальные  партнёры. Открытый доступ  -   http:// www.kros.ru/_idc/publish.1.php

Образец оформления титульного листа

 

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

в г.Усолье-Сибирское

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК.04.01.04  «Теоретические и методические основы

взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации»

Вариант ….

 

Выполнил(а):

Студент(ка) группы 122з

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Заочная форма обучения

_______________________________

                        ФИО

Проверила:

ФИО преподавателя: Хороших С.Н.

Отметка_____________________

Подпись ____________________

2025 г.


Приложение 2

Примеры оформления  литературных источников

Примеры оформления литературных источников

список литературы должен быть размещен в конце основного текста в алфавитном порядке (по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий литературных источников) под общей нумерацией без выделения подразделов

ПРАВИЛО:

Библиографическое описание документа начинается с фамилии автора, если авторов НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ.

Образец оформления книги с одним автором

1. Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие / В. Н. Дорман ; под редакцией Н. Р. Кельчевской. - Москва : Юрайт ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 134 с.

2. Котляров, М. А. Экономика недвижимости : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры  / М. А. Котляров.  -  Москва : Юрайт, 2019. - 238 с.  

Образец оформления книги с двумя, тремя авторами

1. Шапцев, В. А. Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества : учебное пособие / В. А. Шапцов, Ю. В. Бидуля. - Москва : Юрайт, 2019. - 177 с.  

2. Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. - Москва : Юрайт, 2019. - 330 с.  

Образец оформления книги с четырьмя   авторами

ПРАВИЛО:

Библиографическое описание документа начинается с заглавия (названия), если книга написана ЧЕТЫРЬМЯ АВТОРАМИ.

В области ответственности за косой чертой (/) приводятся ВСЕ авторы.

Под заглавием, как правило, описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

1. История сервиса : учебное пособие / В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, М. В. Катагошина, С. А. Коротков. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 337 с.

2. Международная торговля товарами и услугами : учебник для бакалавриата и магистратуры / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина, И. М. Субботина, И. В. Головкин ; Российская академия им. Г. В. Плеханова. - Москва : Юрайт, 2017. - 433 с.  

Образец оформления книги с пятью и более авторами

ПРАВИЛО:

При наличии информации О ПЯТИ И БОЛЕЕ АВТОРАХ приводят имена ПЕРВЫХ ТРЁХ АВТОРОВ и в квадратных скобках указывают «[и др.]»

1. Английский язык в сфере юриспруденции: учебно-методическое пособие / И. С. Голованова, Ю. Д. Ермакова, Л. В. Капустина [и др.]. -  Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - 54 с.                                                        

2.Формирование информационно-технологической компетентности будущих педагогов в электронной информационно-образовательной среде вуза : учебник / В. В. Болгова, Н. П. Бурцев, С. В. Горбатов [и др.]. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – 165 с.

         

 Образец оформления статьи  из периодических журналов с одним автором

1.Исаев, И.А. Технология интересов: «рынки власти» как сети / И. А. Исаев  //  История государства и права. – 2020. –№ 1. – С. 3-10.  

Образец оформления статьи  из периодических журналов с двумя, тремя  авторами

1.Щербина, В. Г. Влияние степени атмосферного загрязнения на динамику ослабленного древостоя при критических рекреационных нагрузках / В. Г. Щербина, И. С. Белюченко // Экологический вестник. – 2019. – № 15. – С. 16–22.

2.Антоненко, Д. А. Особенности   формирования  почвенного слоя  / Д. А. Антоненко, Ю. Ю. Никифоренко, О. А. Мельник   //   Экологический   вестник. –2019. – № 3. – С. 37–42.

Образец оформления статьи  из периодических журналов с четырьмя  авторами

1. Развитие новой техники экологически чистого тушения пожаров радиоактивного леса в Чернобыльской зоне  /  В. Д. Захматов, В. В. Кутузов, В. А. Онов, В. О. Булатов // Экологический вестник. –2019. –№ 9. – С. 59–70.

Образец оформления статьи  из периодических журналов с пятью  авторами 

1.Влияние психологических свойств личности на графическое воспроиз-ведение зрительной информации / С. К. Быструшкин, О. Я. Созонова, Н. Г. Петрова [и др.]  // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 136-144.

Образец оформления статьи из сборников, материалов конференций

1.Калинина, Г. П. Развитие научно-методической работы в Книжной палате / Г. П. Калинина, В. П. Смирнова // Российская книжная палата: славное прошлое и надежное будущее : материалы научно-методической конференции к 100-летию РКП / Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), филиал «Российская книжная палата» ; под общ. ред. К. М. Сухорукова. - Москва : РКП, 2017. - С. 61-78.

Образец оформления электронных ресурсов

 1. План мероприятий по повышению эффективности гос-программы «Доступная среда» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : официальный сайт. – 2017. – URL: https://rosmintrud.ru/docs/1281 (дата обращения: 08.02.2020).

 2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): официальный сайт. – Москва, 2004. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/ (дата обращения: 01.09.2019).

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // Российское образование : федеральный пор-тал. – URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 01.09.2019).

   

Из Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

1.Яницкий, М. С. Ценностная детерминация инновационного поведения молодёжи в контексте культурно-средовых различий / М. С. Яницкий // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 34. – С. 26–37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13024552 (дата обращения: 29.05.2018). – Режим доступа: после регистрации.

Из ЭБС Лань

2. Организация и особенности проектирования экологически безопасных агроландшафтов : учебное пособие / Л. П. Степанова, Е. В. Яковлева, Е. А. Коренькова [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Степановой. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2019. – 268 с. // Лань : электрон.-библ. система. – URL: https://e.lanbook.com/book/112063 (дата обращения: 25.06.2019). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей СКУНБ.

Образец оформления законодательных материалов

1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ : [ принят Государственной думой 16 сентября 2003 года : одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года] – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2017. – 158 с.

2. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря : Федеральный закон от 01.10.2019 № 329-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 40. – Ст. 5489.

3. Российская Федерация. Президент (2018– … ; В. В. Путин). О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности : Указ Президента РФ от 07.12.2015 № 607 (ред. от 18.11.2019). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.11.2019).

4.Российская Федерация. Правительство. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» : Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 (с изменениями и дополнениями). – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обра-щения: 29.11.2019).

 



Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье - Сибирское

Методические рекомендации

к выполнению домашней контрольной работы

по МДК.05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО

ПМ.05 Организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочной формы обучения

Усолье-Сибирское, 2024

Рассмотрены

дисциплинарной (цикловой)

комиссией профессиональных модулей по дошкольному образованию

Протокол 10

 от «___» ______2024 г.

Председатель_____________

           О. М.  Бедушвиль

Утверждены на заседании научно-методического совета ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Протокол  № 3

от «   »         2024г.

зам. директора  по  НМР  _________________      Боева А.В.

Автор - составитель: Хороших С.Н. преподаватель междисциплинарного курса

Методические рекомендации  к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» для выполнения домашней контрольной работы  по междисциплинарному курсу МДК. 05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО».

Содержание

 Пояснительная записка……………………………………………………………4

 Требования к оформлению контрольной работы……………............................6

 Перечень тем для изучения…………………………………………………….....6

 Варианты заданий………………………………………………………………....7

 Критерии оценок………………………………………………………………......9

 Список рекомендуемой литературы……………………………………….........10

 Приложение ……………………………………………………. .........................11


Пояснительная записка

        Настоящие методические указания составлены в соответствии с  программой  МДК 05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО» для студентов заочного отделения  специальности 44.02.01  Дошкольное образование.

Выполнение контрольной работы - необходимый этап в профессиональной подготовке студентов, способствующий повышению качества усвоения учебного материала, углубленному пониманию содержания междисциплинарного курса, умению применять полученные знания в практических ситуациях. Контрольная работа по МДК 05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО» - межсессионное задание для студентов заочного обучения – выполняется после прослушивания установочных лекций и является формой проверки степени усвоения теоретического учебного материала и практических умений. Результатом самостоятельной работы - является выполнение контрольной работы.

        Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам заочной формы обучения в подготовке и выполнении контрольной работы по МДК 05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО».

        В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

ПК 5.1. Планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями), проводить его в различных организационных формах, в том числе для их психолого-педагогического просвещения.

ПК 5.2. Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими работниками ДОО и другими специалистами в решении педагогических задач.

ПК 5.3. Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с применением различных технологий,  в том числе интерактивных, перцептивных и информационных.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.


Требования к выполнению контрольной работы

        Контрольная работа выполняется на листах формата А4, шрифтом формата Times New Roman, размером 14 пт., полуторным интервалом. Размеры полей: верхнее и нижнее 20 мм., левое - 30 мм, правое - 15 мм. Абзац - 1,25 см.

      Название разделов выделяется жирным шрифтом, допускается использование более крупного шрифта. Заголовок отделяется от текста одним интервалом. Общий объем контрольной работы - 10-12 страниц.     Нумерация страницы размещается в середине верхнего поля, титульный лист учитывается при нумерации страниц, но номер на нём не проставляется.

Перечень тем для изучения

  1. Семья как социальный институт.
  2. Родительство и семейные отношения как фактор социализации детей дошкольного возраста.
  3. Социализация: сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников в семье.
  4. Задачи и содержание семейного воспитания.
  5. Взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОО.

Варианты заданий

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Особенности современной семьи. Проблемы семейного воспитания».
  2. Составьте глоссарий по теме «Родительство и семейные отношения».
  3. Разработайте и оформите методические рекомендации для родителей на тему «Формирование культуры поведения у детей в семье».

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Характеристика современных детско-родительских отношений. Основные закономерности семейных отношений».
  2. Составьте глоссарий по теме «Социализация».
  3. Разработайте план - конспект родительского собрания в форме интерактивной игры по теме «Основные документы о правах ребенка и обязанностей взрослого».

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Роль семьи в процессе социализации дошкольников».
  2. Составьте глоссарий по теме «Социальные институты».
  3. Разработайте анкету для педагогов ДОО на тему «Партнерство ДОО и семьи»

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Особенности семейного воспитания в многодетной и неполной семье».
  2. Составьте глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОО».
  3. Разработайте план - конспект одной формы работы с родителями на тему «Формирование  педагогической поддержки семьи».

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Значение работы по взаимодействию с родителями и сотрудниками ДОО».
  2. Составьте глоссарий по теме «Основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослого» (обязательно указать уровни документов).
  3. Разработайте план - конспект тематической встречи (форма на выбор) с родителями на тему «Воспитательный потенциал семьи, его важнейшие составляющие».

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Особенности воспитания дошкольников в семье. Задачи семейного воспитания».
  2. Составьте глоссарий по теме «Особенности формирования культуры поведения ребенка в семье».
  3. Разработайте план - конспект индивидуальной консультации для родителей на тему «Детско-взрослое сообщество»

  1.  вариант

  1. Составьте конспект темы «Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ».
  2. Составьте глоссарий по теме «Семейное воспитание».
  3. Разработайте индивидуальный план – конспект для семьи на тему «Трудности процесса воспитания».


Критерии оценки

Критериями оценки контрольной работы студента являются:

– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, полнота и глубина);

– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;

– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;

– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;

– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);

– оформление материала в соответствии с требованиями.

Список рекомендуемой литературы

  1. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями /О. Л. Зверева. – М. : Феникс, 2020. – 158 с. (среднее профессиональное образование).
  2. Юревич, С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учебное пособие для среднего профессионального образования /С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. – Москва.: Издательство Юрайт, 2022. -181 с. – (Профессиональное образование).
  3. Шашенкова, Е. А. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации: учебник для учреждений СПО/  Е.А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н.А. Ворбьева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 256 с.

Электронные издания:

Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06952-5. — URL : https://urait.ru/bcode/452166

Дополнительные источники:

Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие /под ред. В.А . Деркунской. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС » , 2018. - 224 с. (Методический комплект программы «Детство»).

Приложение №1

Образец титульного листа

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье-Сибирское

Домашняя контрольная работа

по МДК.05.01 «Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО

ПМ.05 Организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

Выполнил(а) студент(ка)

123з группы, II курс, специальность 44.02.01 Дошкольное образование, заочная форма обучения

Ф.И.О._____________________

Проверил: _________________

Оценка: ___________________

Подпись___________________

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

4.1.4 Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: - методические разработки, методические рекомендации для пе

Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов  по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку:- метод...

4.1.4. Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: - методические разработки, методические рекомендации для п

Наличие собственных методических продуктовДатаНазвание методической разработкиФорма методического продуктаЭкспертная оценкаПодтверждающий документ12.05.2024Дидактическое игровое пособие «Ёжики и...