Электронные образовательные ресурсы в практике учителя-логопеда
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тихонова Мария Александровна

               В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых    подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей.

      Одной из главных задач в работе учителя-логопеда  является мотивация обучающихся.  У большинства детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, несформированность пространственных представлений и т.д. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронные  образовательные ресурсы в практике учителя-логопеда

 Разработала:  учитель – логопед Тихонова М.А.

               В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых    подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей.

      Одной из главных задач в работе учителя-логопеда  является мотивация обучающихся.  У большинства детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, несформированность пространственных представлений и т.д. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

   Мы живем в веке информации. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

В своей работе я применяю Электронные образовательные ресурсы в различных направлениях: 

Диагностическая работа 

В диагностической деятельности существуют специализированные программы «Видимая речь», «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т.Л. Вербицкой.     Последняя помогает автоматизировать сам процесс, обработки и учета полученных результатов с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Создаю базы данных по итогам диагностики; которые позволяют проводить мониторинг работы; отслеживаю динамику работы; составляю графики и диаграммы.

Профилактика, коррекция речевых нарушений:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, видео и аудиотехнике:

·электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

·DVD, CD диски и аудиокассеты(«Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы»«Голоса птиц и зверей» и др.);

·специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно»«Игры для тигры»«Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

·игры, презентации на сайтах.

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

Работа с детьми: 

Отмечаю:

· повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

· расширение кругозора, развитие их познавательных процессов;

· повышение эффективности усвоения материала детьми;

· повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

· активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

· формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

· создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

· реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

· возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

· совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

Работа с коллегами:

1. Сетевое общение

2. Использование информационных интернет – ресурсов

· обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

· участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций.   При использовании образовательных порталов и сайтов учителя-логопеды знакомятся с инновациями в научном и методическом обеспечении, обмениваются опытом, подбирают дидактический материал. Такие действия возможны на следующих сайтах: «Игробуквотека», «Логопед.ru», «Логопедия для всех», «Логопункт», «Логопеды.ru», «Логопед-мастер», «Заикание.ru», «Логозаврия», «logopediya.com: Логопед», «Мерсибо».

· обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Работа с педагогами и родителями:

Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

· нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

· создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;

· самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития

· консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

Методическая работа:

1. Использование информационных интернет –ресурсов:

- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

- оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

- создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

 Может проводиться работа с электронными документами: планы работы / циклограммы деятельности, журналы учета / мониторинга, журналы рабочих контактов, отчеты, речевые карты и логопедические дневники.

· создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

· создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

Перечень сайтов, которые могут быть полезны для логопеда и не только.

Название сайта

Комментарии

Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/

Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов, включающий консультации детских специалистов (в том числе и логопеда), методики раннего обучения, виртуальную школу для малышей, конкурсы и викторины, сценарии праздников, игры и мультфильмы.

Дефектолог.ru
http://defectolog.ru/

Представлены материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме.

Журнал "Логопед"
http://www.logoped-sfera.ru/ 

Научно-методический журнал, помогающий логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Заикание.ru
http://www.zaikanie.ru/

Достаточно полное и разностороннее освещение проблемы заикания:  разъясняются многие вопросы, приводятся мифы и народные поверья афроамериканцев, южноафриканцев, китайцев, мексиканцев и европейцев о заикании, рассказывается о программе по выработке плавности речи "Демосфен".

Интернет-магазин "Всё для логопеда"
http://www.logopedshop.ru/

Название говорит само за себя. Предлагается следующая продукция: логопедические зонды, ортодонтические товары, книги, развивающие игры и игрушки, товары для гигиены и безопасности ребёнка, оборудование для логопедического кабинета, оборудование для логопедических занятий, технические средства и программы, CD и DVD, канцтовары, товары для праздника.

Книжный интернет-магазин "Лабиринт" http://www.labirint-shop.ru/?p=4539

Среди многообразия книг, игр, аудио- и видеопродукции и др. широко представлена и продукция для логопедической работы. Приемлемые цены и сроки доставки.

Логобург
http://logoburg.com/

Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тему в целом.

Логопед
http://logopediya.com/

Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика.

Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/

Освещены этапы развития речи, речевые нарушения и этапы коррекции звукопроизношения.

Логопедический сайт "Болтунишка" http://www.boltun-spb.ru/

Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.

Логопункт.ru
http://www.logopunkt.ru/

Представлены описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; материалы о методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий (в частности компьютерной логопедической  программы "Игры для Тигры"); информация по безопасности работы на компьютере; статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии.

Наши детки
http://www.ourkids.ru/

Собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными, творческими играми и упражнениями для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи, речевым материалом, подобранным по группам часто нарушаемых звуков, для автоматизации.

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Пополняющееся собрание книг по педагогике, логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, общему недоразвитию речи, письменной речи, заиканию, афазии, подготовке к школе, учебники), психологии, дефектологии, медицине, филологии.

Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/

Имеются полезные материалы и форум для логопедов.

Проект "Stuttering.ru"
http://www.stuttering.ru/

Проект посвящен проблеме заикания, даёт полную и объективную информацию о заикании, причинах его возникновения, формах течения и способах коррекции.

Психологический центр "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/

Представлены материалы по диагностике развития дошкольников и младших школьников, даны развивающие и коррекционные методики.

Речевой центр "Логопед плюс" http://www.logopedplus.ru/ 

Освещены теоретические вопросы  развития речи в норме, речевых нарушений у детей и взрослых, даны методические рекомендации , представлены различные упражнения и речевой материал для автоматизации звуков.

Учебный центр "Логопед-мастер" http://www.logopedmaster.ru/

Содержится много полезной информации для логопедов (рубрика для начинающих, строение речевого аппарата, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логопедические зонды, методические рекомендации и др.), дефектологов, психологов, а также студентов. Приведены основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области образования.

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://festival.1september.ru/

Самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании, в том числе и в области логопедии.

Интерактивные развивающие  программы и игры, разработанные командой опытных специалистов в коррекционной педагогике портала mersibo.ru:

-« Логоблиц» - программа для проведения речевой диагностики детей и фиксации результатов в электронном виде, поможет провести обследование речи быстро и интересно.

 - программа «Логостарт» окажет помощь в автоматизации «трудных» звуков в развитии словарного запаса;

- программа « В помощь логопеду» содержит игры для развития воздушной струи, тренировки артикуляционного аппарата, обработки поставленных звуков, формирования фонематических процессов, расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи и составление связного рассказа;

-программа « Конструктор картинок» с помощью которой педагог самостоятельно может создавать различные пособия для логопедических занятий.

Признавая, что компьютер - мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Особенности работы с компьютером детей.

          Обратим внимание на особенности работы с компьютером детей. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей составляет 10 минут согласно СанПиНа.

Занятия проводятся индивидуально или по микрогруппам. Проведение микрогрупповых занятий способствует созданию элементов соревнования, сотрудничества, сопереживания и радости.

 Недостаточно только желать; надо делать!»

 Желаю  успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения в практической деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Тихонова М.А.. 1 Электронные образовательные ресурсы в практике учителя-логопеда.

Слайд 2

2 Одной из главных задач в работе учителя-логопеда является мотивация обучающихся.

Слайд 3

Электронные образовательные ресурсы в различных направлениях : Диагностическое: «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т.Л. Вербицкой Коррекционное: ·электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.) ; ·DVD, CD диски и аудиокассеты( «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы» , «Голоса птиц и зверей» и др.); ·специальные компьютерные игры ( «Развитие речи. Учимся говорить правильно» , «Игры для тигры» , «Домашний логопед» , игры – раскраски и др.).

Слайд 4

Разделы деятельности учителя - логопеда Работа с родителями

Слайд 5

Электронные образовательные ресурсы в различных направлениях : Методическое: Использование информационных интернет –ресурсов: - удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: - оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); - создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям

Слайд 6

Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/ Заикание.ru http://www.zaikanie.ru/

Слайд 7

Дефектолог.ru http://defectolog.ru/

Слайд 8

Логобург http://logoburg.com/ Логопедический сайт "Болтунишка« http://www.boltun-spb.ru/

Слайд 9

Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/

Слайд 10

Особенности работы с компьютером.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Использование интернет-ресурсов во взаимодействии учителя-логопеда и семьи.

Современные требования к коррекционно-образовательному процессу диктуют необходимость поиска новых форм взаимодействия специалистов ГБДОУ и семьи. Наряду с традиционными формами работы с семьей, мы от...

Доклад из опыта "Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя -логопеда"

Цифровые образовательные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.     Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающе...

Использование интернет-ресурсов в работе учителя-логопеда при взаимодействии с родителями воспитанников

Консультация для педагогов об использовании интернет-ресурсов в работе учителя-логопеда при взаимодействии с родителями воспитанников...

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя- логопеда.

В современном обществе возрастает роль и значение информации. Цифровые образовательные технологии внедряются во все сферы жизни человека, бытовые и профессиональные. Без них свою жизнь я и не представ...