Презентация. "Программа обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке".
консультация
"Программа обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа курса «Пространственное ориентирование» Кулаковой Н.А.
Характеристика программы: Пользователями данной программы могут быть: поздноослепшие инвалиды; инвалиды по зрению в результате черепно-мозговой травмы; инвалиды по зрению в результате осложнения сахарного диабета; инвалиды по зрению в результате различных травм; инвалиды по зрению в результате токсических отравлений; инвалиды по зрению с сопутствующими заболеваниями (опорно-двигательной сферы, сердечно-сосудистой системы и нарушения речи и слуха). дети-инвалиды (инвалиды с детства) по зрению; дети-инвалиды по зрению с органической патологией ЦНС (задержка темпа психического и умственного развития).
Главная цель обучения : освоение поздноослепшими способов и приемов самостоятельного ориентирования в пространстве на суженной сенсорной основе.
Основные задачи: Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и интеграции в различных социальных условиях. Развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе. Стимулировать процесс компенсации утраченных зрительных функций, формируя навыки активного осознанного использования сохранных анализаторов. Овладение приемами работы с тростью в большом и малом пространстве. Повышение мобильности, т.е. умение самостоятельно действовать в окружающей обстановке. Формирование навыка словесного проговаривания маршрута и умение переносить знания и представления об изученном пространстве на план. Овладение приемов ориентирования с использованием тифлотехнических средств. Формирование умений и навыков ориентирования в метро и способов адекватного поведения незрячего. Формирование топографических представлений о городе и целостного восприятия города.
Основным интегративным методом , объединяющим усилия специалистов, является система психологического сопровождения, когда педагогические формы реабилитационной работы наполнены психологическим содержанием.
Система психологического сопровождения реабилитационной работы с поздноослепшими предполагает наличие следующих аспектов : медицинский (оценка состояния здоровья, диагноз заболевания, причина потери зрения, сопутствующие дефекты и заболевания); дефектологический (изучение и оценка дефекта зрения, сохранных анализаторных систем); психологический (комплексное изучение и объективная оценка состояния психологических функций: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, наблюдения за изменением социально-психологического статуса поздноослепшего).
Используется комплексный подход к организации реабилитационного процесса, отбираются методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Основным содержанием программы является: Специфичность; Гибкость; Дифференцированность; Технологичность; Целостность; Системность; Комплексность; Психологическое сопровождение; Межпредметная связь.
Данная программа отличается от предыдущих программ по следующим параметрам : содержание программы включает: специфичность, гибкость, дифференцированность, целостность, системность, комплексность и психологическое сопровождение; даны наиболее значимые причины роста инвалидности; более подробно проанализирован контингент пользователей программы; представлены другие методы и формы обучения; изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, исключение или замещение одних тем другими, изменение последовательности изучения тем, перестановка изучения материала внутри темы; дана характеристика уровня сформированности навыков и умений и обобщена результативность обучения.
По завершению обучения выявляется уровень сформированности навыков и умений, определяется степень самостоятельности передвижения в пространстве : нулевой уровень , - не овладел приемами и способами ориентирования в пространстве; первый уровень , - владеет минимальным уровнем знаний, умений, навыков и приемов ориентирования в пространстве, пользовался ими при дополнительной помощи со стороны преподавателя. Интереса к предмету не проявлял и т.д.; второй уровень , - владеет необходимым объемом знаний и умений ориентирования. Проявлял интерес к предмету; третий уровень , - проявлял инициативу, заинтересованность, самостоятельность при изучении пространства. Может самостоятельно передвигаться в большом пространстве.
Результативность программы : социальная адаптация поздноослепших; интеграция в социум; компенсация дефекта; самостоятельное включение инвалидов в социальную среду; самостоятельное передвижение в пространстве, используя функции сохранных анализаторов; приобщение к общественной жизни и труду с учетом психофизических возможностей поздноослепшего. Программа рассчитана на 90 лекционно-практических занятий и 40 часов самостоятельной работы.
Учебно-тематический план
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Источник: www.bli.narod.ru.
Кулакова Н.А. Программа курса «Пространственное ориентирование»
Пользователями данной программы могут быть:
- поздноослепшие инвалиды;
- инвалиды по зрению в результате черепно-мозговой травмы;
- инвалиды по зрению в результате осложнения сахарного диабета;
- инвалиды по зрению в результате различных травм;
- инвалиды по зрению в результате токсических отравлений;
- инвалиды по зрению с сопутствующими заболеваниями (опорно-двигательной сферы, сердечно-сосудистой системы и нарушения речи и слуха).
- дети-инвалиды (инвалиды с детства) по зрению;
- дети-инвалиды по зрению с органической патологией ЦНС (задержка темпа психического и умственного развития).
Главная цель обучения: освоение поздноослепшими способов и приемов самостоятельного ориентирования в пространстве на суженной сенсорной основе.
Основные задачи:
- Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и интеграции в различных социальных условиях.
- Развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе.
- Стимулировать процесс компенсации утраченных зрительных функций, формируя навыки активного осознанного использования сохранных анализаторов.
- Овладение приемами работы с тростью в большом и малом пространстве.
- Повышение мобильности, т.е. умение самостоятельно действовать в окружающей обстановке.
- Формирование навыка словесного проговаривания маршрута и умение переносить знания и представления об изученном пространстве на план.
- Овладение приемов ориентирования с использованием тифлотехнических средств.
- Формирование умений и навыков ориентирования в метро и способов адекватного поведения незрячего.
- Формирование топографических представлений о городе и целостного восприятия города.
Основным интегративным методом, объединяющим усилия специалистов, является система психологического сопровождения, когда педагогические формы реабилитационной работы наполнены психологическим содержанием.
Система психологического сопровождения реабилитационной работы с поздноослепшими предполагает наличие следующих аспектов:
- медицинский (оценка состояния здоровья, диагноз заболевания, причина потери зрения, сопутствующие дефекты и заболевания);
- дефектологический (изучение и оценка дефекта зрения, сохранных анализаторных систем);
- психологический (комплексное изучение и объективная оценка состояния психологических функций: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, наблюдения за изменением социально-психологического статуса поздноослепшего).
Используется комплексный подход к организации реабилитационного процесса, отбираются методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Основным содержанием программы является:
Специфичность.
- совпадение двух моментов - потеря зрения и возникновение потребности в реабилитации;
- решение тех задач, которые не включаются в содержание традиционного образования;
«щадящее» обучение, использование специфических средств обучения, дифференцированное и индивидуальное обучение; - особые формы организации реабилитационной работы;
- расширение реабилитационной работы за пределы реабилитационного центра (первоначальная реабилитация - клиника и реабилитация на дому, постребилитационный контроль - ТПО и ПО ВОС);
- обязательное включение родственников в процесс реабилитации;
- продолжительность обучения должна варьироваться -от 2,5 месяцев и более (ввести форму продления обучения).
При этом необходимо учитывать:
- социальный статус реабилитанта;
- психометрические параметры;
- причина потери зрения;
- темп наступления слепоты;
- стаж слепоты;
- наличие остаточного зрения;
- диагноз;
- сопутствующие заболевания;
- сохранность полисенсорной сферы;
- нарушение опорно-двигательного аппарата;
- перспективы медицинской реабилитации.
Гибкость.
Изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему. Исключение или замещение одних тем другими, по мере необходимости. Изменение последовательности изучения тем. Перестановка изучения материала внутри темы.
Дифференцированность.
Формирование учебно-тематического плана, отвечающего индивидуальным или групповым занятиям.
Технологичность.
Использование в процессе обучения новейших тифлотехничкских средств ориентирования и оптических средств коррекции.
Целостность.
Данная программа является частью целостной программы медико-психолого-педагогической работы реабилитации поздноослепших.
Системность.
Системный подход к оценке и прогнозированию психофизического состояния поздноослепшего с учетом зрительного дефекта, динамичности развития компенсаторных возможностей.
Комплексность.
Используется комплексный подход медико-психолого-педагогической работы при обучении поздноослепших.
Психологическое сопровождение.
Педагогические формы реабилитационного процесса наполнены психологическим сопровождением.
Межпредметная связь.
Программа предполагает тесные связи с другими предметами учебного процесса:
- с обучением системы Брайля (тема «Осязание», тема «Формирование топографических представлений»,- работа с рельефно-графическими пособиями и вычерчивание рельефных схем и планов);
- с предметом «Домоводство и самообслуживание» (тема «Обоняние и вкус»);
- с предметом «Психокоррекция» - (тема «Изучение уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию», - формирование положительной мотивации; тема «Обучение приемам ориентирования с тростью»;
- снятие психологического барьера неприятия трости и чувства страха пространства и движущегося транспорта);
- с предметом «Адаптивная физическая культура» (тема «Обучение приемам ориентирования с тростью»,- формирование координации движения и прямолинейности, ориентирование относительно своего тела и определенной точки отсчета);
- с предметом «Машинопись» (тема «Осязание»,- развитие мелкой моторики руки);
- с предметом «Работа с родственниками и близкими» (тема «Совместное передвижение незрячего с сопровождающим»).
Настоящая программа по обучению приемам ориентирования в пространстве поздноослепших составлена на основе анализа существующих программ (см. сб. «Особенности ориентировки незрячих в пространстве»,- Ю. И. Петров, А. П. Садчиков, И. В. Блинникова. М. 1989; сб. «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению»,- Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А.И. Герцена - Воронеж 1992) и обобщения положительного опыта работы.
Данная программа отличается от предыдущих программ по следующим параметрам:
- содержание программы включает: специфичность, гибкость, дифференцированность, целостность, системность, комплексность и психологическое сопровождение;
- даны наиболее значимые причины роста инвалидности;
- более подробно проанализирован контингент пользователей программы;
- представлены другие методы и формы обучения;
- изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, исключение или замещение одних тем другими, изменение последовательности изучения тем, перестановка изучения материала внутри темы;
- дана характеристика уровня сформированности навыков и умений и обобщена результативность обучения.
По завершению обучения выявляется уровень сформированности навыков и умений, определяется степень самостоятельности передвижения в пространстве:
- нулевой уровень, - не овладел приемами и способами ориентирования в пространстве;
- первый уровень, - владеет минимальным уровнем знаний, умений, навыков и приемов ориентирования в пространстве, пользовался ими при дополнительной помощи со стороны преподавателя. Интереса к предмету не проявлял. Ориентировался в помещении с посторонней помощью. Уровень сформированности предметных представлений, наполняющих знакомое пространство, характеризовался знанием не более 2 - 3 объектов. Испытывал затруднения при их определении относительно заданной точки отсчета;
- второй уровень, - владеет необходимым объемом знаний и умений ориентирования. Проявлял интерес к предмету. Имел представление о предметах, наполняющих пространство, но нуждается в словесном и действенном указании со стороны преподавателя. Испытывал страх при ориентировании в незнакомом пространстве. Может осуществлять маршруты, обусловленные бытом и первой необходимости;
- третий уровень, - проявлял инициативу, заинтересованность, самостоятельность при изучении пространства. Стремился использовать все сохранные анализаторы. Адекватно реагировал на помощь со стороны незнакомых людей. Имел достаточно четкие представления об объектах в пространстве. Знает их распоряжение относительно заданной точки отсчета. Может самостоятельно передвигаться в большом пространстве.
Результативность программы:
- социальная адаптация поздноослепших;
- интеграция в социум;
- компенсация дефекта;
- самостоятельное включение инвалидов в социальную среду;
- самостоятельное передвижение в пространстве, используя функции сохранных анализаторов;
- приобщение к общественной жизни и труду с учетом психофизических возможностей поздноослепшего.
Программа рассчитана на 90 лекционно-практических занятий и 40 часов самостоятельной работы.
Учебно-тематический план
Название разделов | Количество часов | ||
Лекц. | Практич. | Самост. | |
Раздел 1. Ориентирование в пространстве, значение для реабилитации инвалидов по зрению, формирование положительной мотивации к процессу обучения. | 2 | 0 | 0 |
Раздел 2. Диагностика. Изучение уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию. | 2 | 6 | 0 |
Раздел 3. Формирование пространственных представлений и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 4. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственном ориентировании. | 4 | 10 | 4 |
Раздел 5. Формирование приемов ориентирования с тростью. | 1 | 5 | 4 |
Раздел 6. Формирование умений и навыков ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний. | 1 | 5 | 4 |
Раздел 7. Формирование умений и навыков ориентирования в большом пространстве. | 2 | 26 | 14 |
Раздел 8. Формирование умений и навыков использования городского транспорта. | 2 | 10 | 4 |
Раздел 9. Формирование способов общения незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях. | 2 | 4 | 4 |
Раздел 10. Тифлотехнические средства ориентирования. | 1 | 3 | 2 |
Всего | 18 | 72 | 40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам.
Своевременное формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий правильного развития ребенка....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Несколько слов о процессе обучения дошкольников....

Методические рекомендации по теме: "Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам"
Методические рекомендациипо теме: «Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам» ...

Презентация программы по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста "Три сигнала светофора"
Презентация программы по правилам дорожного движения "Три сигнала светофора" для детей от 3 до 7 лет....

Картотека игр на ориентировку в пространстве для слепых и слабовидящих детей
Картотека игр на ориентировку в пространстве для детей с нарушением зрения...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук»
Задачи: - упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям через игру «Кто больше?»;- продолжение формирования умения «записывать» предложения графически;- у...

