Опыт работы «Познавательно развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Надагова Галимат Исмаиловна

Целью моей работы является: овладение шахматной игрой, формирование познавательных способностей у детей.

Задачи:  

1. Освоить основные шахматные понятия.

2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Познавательно развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

В 2012 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание чемпиона мира по шахматам, отметил; «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер»

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

«Шахматы» занимают определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку являются действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

В рамках осуществления образовательной деятельности по познавательному развитию, проводится непосредственно образовательная деятельность «Шахматы». Непосредственно образовательная деятельность «Шахматы» проводится в соответствии с учебным планом, который предполагает 8 часов в год. Воспитателями нашей группы составлено календарно-тематическое планирование по разделу «Шахматы» для подготовительной к школе группы и включает 8 занятий.

В своей работе опираюсь на пособие И.Г. Сухина «Шахматы, первый год, или «Учусь и учу» и учебник того же автора «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны».

Целью моей работы является: овладение шахматной игрой, формирование познавательных способностей у детей.

Задачи:

1. Освоить основные шахматные понятия.

2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

В своей работе опираюсь на пособие И.Г. Сухина «Шахматы, первый год, или «Учусь и учу» и учебник того же автора «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны».

Знакомство с шахматами было начато со знакомства с шахматной доской. Цель: познакомиться с такими понятиями как: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Для эффективности использовала такие дидактические упражнения, как «Покажи горизонталь», «Покажи вертикаль», «Покажи диагональ», «Назови адрес фишки» и другие.

Следующий этап - знакомство с шахматными фигурами. Ознакомление с шахматными фигурами планируем постепенно: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

При ознакомлении детей с шахматными фигурами, для более успешного усвоения, организуем такие задания, как:

- аппликация «Шахматная доска»;

- рисование или лепка шахматной фигуры;

- использование литературного материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, что также повышает эффективность обучения.

Один раз в месяц планируем проведение викторин, соревнований или досугов по пройденному материалу.

В режимных моментах во взаимодействии взрослого с детьми проводится следующая работа:

- чтение шахматных сказок «Лена и Ален», «Котята хвастунишки», «Удивительные приключения шахматной доски», стихов шахматного содержания;

- разгадывание загадок;

- просмотр познавательных шахматных мультфильмов «Смешарики в шахматном королевстве»;

- игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка», «Узнай фигуру»;

- решение шахматных задач «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру».

С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников запланированы следующие формы взаимодействия:

- анкетирование;

- папки-передвижки «Шахматы в дошкольном возрасте», «Взялся – ходи!», «Интеллектуальное развитие ребенка»;

- консультации «Нужно ли учить детей играть в шахматы»

- информационный стенд «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»;

- памятки «Шахматы, как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников», «Ребенку о шахматах».

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» по разделу «Шахматы», в группе организован шахматный уголок, в котором содержится разнообразный занимательный материал для организации обучения детей в шахматы, развития логического мышления и мелкой моторики. В шахматном уголке имеется:

- кукла Шахматная королева;

- методическая литература;

- картотеки «Загадки», «Стихи», «Дидактические игры»;

- шахматные наборы;

- демонстрационный и раздаточный материал;

- дидактические игры;

- портреты выдающихся шахматистов.

В группе имеется интерактивный стол, что позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии – «Динозавры учат в шахматы».

Ожидаемые результаты усвоения образовательной программы

по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу «Шахматы»

К концу обучения воспитанники должны знать и уметь:

Знать

Уметь

- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- правила хода и взятия каждой фигуры.

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

В 2020 году прошла курсы повышения квалификации по программе "Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДО» (72 часа).

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.

Хочется надеяться, что наши воспитанники навсегда подружатся с этой увлекательной и мудрой игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Умственное развитие дошкольника через развивающие игры"

В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, а именно развитие  умственных способностей детей посредством современных развив...

Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы

Статья   «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»                          Шахматы – это не тол...

презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы -  это уникальный инструмент развития тв...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...

«Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

laquo;Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы"

Шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста....