Опыт работы "Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. И шахматы - это уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как: усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении детей игре в шахматы. Задачи: расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости; развивать изобретательность и логическое мышление; вырабатывать целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность; обогащать внутренний мир, развивать фантазию; воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Организация развивающей предметно-пространственной среды В нашей группе создан центр «Шахматное королевство» с учетом необходимых условий для самовыражения детей, для развития их увлечений и интересов, повышения уровня знаний.
Дидактические игры Дидактические игры «Горизонталь, вертикаль, диагональ», «Что общего?» позволяют проявить индивидуальность в исследовательском поведении ребенка, использовать разные способы проверки предположений. С учетом разного уровня развития знаний детей используем игры «Назови фигуру», «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Белые и черные», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Школа», «Построй по росту», «Выложи ряд», «Пирамида», «Кто быстрее?», «Над головой», «Убери такую же фигуру», «Четвертый лишний», «Найди ошибку» и др.
Речевое развитие С большим интересом дети слушают рассказы и сказки о шахматах, таких как «В стране шахматных чудес», «Котята-хвастунишки», «Диагональ» из книги И. Г. Сухина , дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски», «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож», «Я-Ладья», «Кони чёрные и белые», «Чудесная пешка» и др. Сочинение рассказов о Шахматной стране и Шахматных фигурах развивает речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Словесно-дидактические игры «Да-нет», «Чем похожи и чем отличаются?» формируют умение выделять главные признаки явлений и предметов, развивают интерес к словотворчеству, а «Шахматная шкатулка» позволяет детям показать свои способности в загадывании и отгадывании загадок, закрепить знания об истории шахмат и о шахматных фигурах. С этой целью собраны папки «Сборник стихов», «Сборник сказок», «Сборник загадок» и др.
Театральный уголок оснащен шахматными масками и куклами. С удовольствием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Школа. Урок шахмат» и «Шахматное королевство» (напольный).
Применение ИКТ При организации познавательной деятельности детей в процессе изучения основ игры в шахматы мы применяем новые компьютерные технологии. Современные информационные технологии открывают воспитанникам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы. Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий: является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей , внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения; способствует гармоничному развитию личности. Успешно используется шахматная обучающая и игровая компьютерная программа «Динозавры учат шахматам» и АПК «Колибри». Их применение рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В них содержатся голосовые подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет воспитанникам работать самостоятельно.
Программа «Динозавры учат шахматам»
АПК «Колибри»
Просмотр презентаций и мультфильмов Конечно, все дети очень любят смотреть мультфильмы. Поэтому подготовили подборку мультфильмов о шахматах («Старичок с шахматами», « Смешарики », «Ежик-шахматист», «Маша и медведь. Ход конем», « Фиксики » и др.) Слайды мультимедийных презентаций - прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятия, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.
Художественно-эстетическое развитие Развитию интереса к шахматам способствует и художественно-изобразительная деятельность детей. В уголке творчества дети лепят шахматные фигуры объемные и плоскостные, используют при этом разный природный материал. При работе с красками, карандашами используют раскраски или сами изображают понравившийся сюжет. Имеется материал для создания аппликаций («Шахматная доска», шаблоны для обрывной аппликации).
Работа с родителями Воспитанники нашей группы обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего ребенка сыграть партию в шахматы, так как сами не умеют играть и не знают правил этой игры. Поэтому мы используем различные формы работы с родителями по приобщению семей к игре в шахматы: анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные стенды, индивидуальные беседы, социальные сети, участие в конкурсах. Работает «Творческая мастерская» целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников (изготовление дидактических игр, костюмов, распечатка рабочих тетрадей). «Домашние задания» -заучивание стихотворений, считалок.
Участие и победы в конкурсах
Вывод Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Итог Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры, можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы
Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы» Шахматы – это не тол...

презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы - это уникальный инструмент развития тв...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...

«Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
laquo;Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»...
