Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.
методическая разработка по физкультуре по теме

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmicheskaya_gimnastika.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

           Презентация проекта инструктора по физической культуре

                                        МА ДОУ №23 «Малыш»

                               Брендюрёвой Киры Валерьевны

                                                     На тему:

                                         

                                                г. Альметьевск 2011.

        Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно проявлять себя в жизни.

        Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.

        Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорождённых увеличилось в 3 раза. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста более в течение года более 4 раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, Б.Н. Капустян). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми (данные М. Безруких). Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени, а из-за недоразвития функций мозга и по причине плохого состояния здоровья.

        Причинами такого положения в системе развития ребёнка являются:

  • Особенности детского развития  в натальном и постнатальном периоде развития;
  • Психофизические особенности, связанные с физиологической незрелостью новорождённых;
  • Гиподинамия – своеобразная болезнь (нарушение функций организма – опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения);
  • Детские стрессы – следствие дефицита положительных эмоций и частой в некоторых семьях отрицательной психологической обстановки, излишнего шума (М.Ю. Кистяковская, П.К. Анюхин, Л.З. Неверович)

        Ребёнок конца 20 века, по мнению профессора Ю.Ф. Змановского и академика Н.М. Амосова, значительно отличается от сверстников 70-80-х годов.

        Он сталкивается с тремя пороками современной цивилизации: накапливаем отрицательных эмоций без физической разрядки, искусственной пищей и её перееданием и гиподинамией, увеличением времени пребывания возле телевизора и компьютера. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к асинхронному (негармоничному) развитию организма ребёнка. Во-первых, наблюдается ускоренное  развитие организма ребёнка, в первую очередь, увеличение роста и веса тела. А во-вторых – отставание в развитии внутренних органов. В результате такой диспропорции возникают различные заболевания и отклонения.

        У детей 60-70-80-х годов было абсолютно другое детство. Они уходили из дома утром и играли на улице весь день. Возвращались только когда зажигались уличные фонари. Тогда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров. Зато у них были друзья. Дети просто выходили из дома и находили их. Ребята катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, ходили по заборам, лазали по крышам и болотам. Когда им был кто-то нужен, они стучали в дверь, звонили в звонок, или просто заходили и виделись с друзьями. Может и вы помните? Без спросу! Сами!!! Дети придумывали игры с палками и консервными банками. В настоящее время при всём разнообразии игрового материала, у детей нет должной мотивации и заинтересованности в двигательной деятельности и занятиях физической культурой.

        К основным формам и методам оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях относятся:

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурные занятия;
  • Подвижные игры;
  • Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, исправление плоскостопия);
  • Спортивные игры;
  • Занятия ритмикой;
  • Оздоровительный бег;
  • Прогулки, походы;
  • Гимнастика после дневного сна.

         Историю ритмической гимнастики, пожалуй, можно было бы начать со времён, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Каждой человеческой эпохе свойственна своя культура движений под музыку, но во все времена она была связана с жизнью и бытом людей.
В Древней Греции придавали огромное значение умственному и физическому развитию. Ритмические движения и танцы были неотъемлемой частью любого праздника. В танце греки усматривали единство душевной и телесной красоты.

 Как же тут не сказать о том, что для хорошо прожитого дня большое значение имеет его начало. Как день встретишь, так его и проведёшь. Человек, который начинает утро с утренней гимнастики, всегда бодр и весел. Этот положительный заряд даёт нам возможность максимально воспользоваться своими силами.

             Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

             Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений,  а также разнообразная, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание, добиться лучшего качества движения.

            Основу утренней ритмической гимнастики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить настроение музыкальных произведений. Эти движения могут быть из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, танцев народов мира, аэробики.

                               Список используемой литературы.

  1. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Борисова Е.Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: Панорама, 2006.
  3. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. /Авт. – сост. Т.С. Никонорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007. – 96 с.
  4. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 157 с.: ил. – (Школа развития)
  5. Метенова Н.М. Родительское собрание: Методика проведения и практические материалы – Ярославль, 1999.
  6. Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки: Методические рекомендации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 84 с.
  7. Средство массовой информации «Интернет».

                                                        Основная часть.

        Цель моего проекта заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики, как формы организации утренней гимнастики.

        При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
    правильной осанки;
  • Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • Формирование двигательных и танцевальных навыков;
  • Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

Гипотеза. Я предполагаю, что используя именно такую форму работы, как ритмическая гимнастика, основная цель данного проекта и поставленные задачи будут реализованы.

Свою работу я начала с определения детских музыкальных предпочтений путём беседы и наблюдения. Далее мною была сделана подборка музыкальных композиций. На основе уже готового музыкального материала были разработаны комплексы ритмической гимнастики. Основная цель занятий ритмической гимнастикой состоит не только в том, чтобы развить определённые физические качества у занимающихся, но и сделать занятия интересными привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, интересы.

Опираясь на методику проведения типовой утренней гимнастики, ритмическая гимнастика была структурирована на вводную, основную и заключительную части.   Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения  головой, плечами, тазом. В водную часть я включила простые движения с различного вида наклонами, поворотами, ходьбу, прыжки, покачивания и т.д. Основная часть составила уже готовые танцевальные связки, но очень простые и повторяющиеся. Они так же чередуется с дыхательными упражнениями и ходьбой. Темп подобранных танцевальных движений тоже меняется. Большое значение уделяю физической реакции детей в основной части гимнастики и могу поменять некоторые движения детей, если замечены признаки усталости. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило, к 4-5-му занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе. В заключительной части использую спокойные, плавные движения, также элементы дыхательной гимнастики, самомассажа. Дети проявляю огромный интерес к таким занятиям. Мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и бегут на место проведения такой зарядки. К занятию подключаются воспитатели: помогают детям расположиться на площадке, что бы никто ни мешал друг другу; смотрят за выполнением всех заданий; сами также выполняют движения. С воспитателями в течение всего года проводится работа, по заранее подготовленному плану. Так, например, были проведены беседы о значении физического воспитания дошкольников. О том, как сделать прогулку детей разнообразной и интересной. Подготовлены папки-передвижки на темы: «Плоскостопие», «Сколиоз», «Игры, которые лечат», «Гимнастика после дневного сна» и т.д.

Также в тесном сотрудничестве я работаю с родителями своих воспитанников. Вместе мы проводим различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

Несмотря на недостаточность условий для проведения физкульно-оздоровительной работы, совместными усилиями педагогов и родителей мы стараемся создать все условия для развития детей. Всё это можно проследить в положительной динамике уровня заболеваемости детей, посещающих МА ДОУ №23 «Малыш».

    2009 год

    2010 год

    2011 год

Всего по саду

6,3 %

4,6 %

3,5 %

Дети до 3-х лет

11,4 %

7,6 %

5,2 %

Дети старше 3-х лет

5,7 %

3,8 %

2,7 %

Таблица представлена в процентном соотношении общего числа пропущенных дней по болезни из расчёта на одного ребёнка.

То есть, исходя из данных таблицы, можно сделать следующий вывод: уровень заболеваемости постепенно снижается, что позволяет говорить о положительной динамике в состояние здоровья наших детей.

 

        Комплекс утренней ритмической гимнастики.

  1. Вводная часть (под медленную музыку)
  1. Стоя ноги врозь руки внизу, сделать глубокий вдох и поднять руки вверх; на выдох опуститься на полную стопу, руки через стороны вниз.
  2. Наклоны головы вправо/влево. Круговые вращения под музыку.
  3. Руки согнуть в локтях, поднять вверх, опустить вниз.
  4. Выпады вправо/влево с руками поднятыми вверх и согнутыми в локтях.
  5. Круговые вращения в тазобедренном суставе вправо/влево.
  6. Ноги в III позиции, руки внизу. 1-подняться на носки, руки вверх; 2-руки вниз, опуститься в присед.
  7. Сед ноги вместе, упор сзади. 1-сгибание коленей, носки натянуть, 2- выпрямить ноги.
  8. Исходное положение то же. 1-4 – махи прямыми ногами поочередно, 5-8 – сед ноги врозь, потянулись вперед.
  1. Основная часть.

а) 1-ый куплет: выносим правую руку вперед; потом её назад; круговое вращение в локтевом суставе; сложить ладони вместе, сделать змейку, поднимая руки вверх; поворот вокруг себя; шаги на месте.

         Припев: выпад вперед, кричим: «О-о». (3 раза); 4 хлопка в ладоши; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

2-ой куплет: то же левой рукой

3-ий куплет: то же правой ногой

4-й куплет: то же левой ногой

5-й куплет: то же прыжками на обеих ногах.

          Припев: присели. Из приседа делаем выпрыгивание вверх, кричим: «О-о»; 4 хлопка в ладони; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

б) Проигрыш: шаги на месте; выпад вправо с хлопками внизу чередуется с выпадом влево с хлопками вверху (4 раза); выпад вправо с выбросом прямых рук вверх чередуется с выпадом влево с выбросом прямых рук вниз (4 раза).

         1-ый куплет: вытянуть правую руку вперед, на нее положить другую руку; поднести обе руки к груди, сделать круговое вращение головой; поочередно убрать руки за голову, скрестно на талию, убрать за поясницу, круговое вращение в тазобедренном суставе. Повторять еще раз начиная с левой руки.

         Припев: приставной шаг вперед, руки вверх, кистями сделать «фонарики»; приставной шаг назад, руки вниз, кисти продолжают вращения (8 раз). Левая рука согнута в локте перед собой, правая на поясе: 1-2 – рывок вверх-вниз, 3-4 – в сторону, 5-7 – волна этой же рукой, 8 – хлопок в ладоши с соседом; 9-16 – то же другой рукой. Все повторить (2 раза).

          Проигрыш: поднимаясь на носки, руками обрисовать круг (4 раза). Далее движения первого проигрыша.

           2-ой куплет: повтор 1-го куплета

          припев: повторяется.

  1. Заключительная часть.
  1. Дыхательные упражнения.

                                                           Выводы.

        Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы. Во-первых, сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки. В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности. В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился. Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

        Ещё хотелось бы отметить благоприятные перемены в работе с родителями. Считаю, что одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми. Также сказываются полученные навыки при постановке танцев для различных утренников, городских мероприятий. Дети с лёгкостью улавливают мелодию, ритм и движения.

          И в заключении хочется добавить, что самое главное в нашей работе включить всю фантазию и работать с детьми с полной отдачей, тогда результаты будут видны в самое ближайшее время. Я не придумала ничего нового, лишь обобщила уже накопленный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения утреней гимнастики

Утренняя гимнастика является одной из форм работы по физическому воспитанию. Проведение гимнастики в нетрадиционной форме сособствует привитию интереса у детей к физической культуре....

Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"

Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....

Утренняя гимнастика в форме ритмической гимнастики с резиновыми жгутами для подготовительной группы

Интересный комплекс утренней гимнастики с резиновыми жгутами для детей поподготовительной группы. Упражнения выполняются под музыку.Цель: Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к з...

Утренняя гимнастика в форме ритмической гимнастики с пампонами

коспект утренней ритмической гимнастики направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование  привычки к здоровому образу жизни.Основные задачи: продолжать учить согласовывать дви...

Консультация для педагогов «Вариативные формы организации утренней гимнастики»

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».

Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики  в детском саду»....

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...