Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)
статья по физкультуре по теме

Кутелия Цира Капитоновна

 

 

Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка. Педагоги организуют педагогический процесс таким образом, чтобы осуществлять воздействия на все стороны психического и личностного развития ребенка, способствуя тем самым компенсации нарушений в развитии. Направленность работы воспитателей в таких учреждениях также приобретает коррекционный уклон. При этом особое место  занимают помимо традиционных, нетрадиционные формы воздействия на ребенка, включая его в развивающую деятельность и в процессе проведения режимных моментов, и в процессе занятий.

Для совершенствования воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов в ДОУ для детей с нарушениями зрения необходимо проводить комплекс мероприятий, способствующий их оздоровлению и физическому совершенствованию.

Физическое воспитание слабовидящих является важной составной частью воспитания детей нашего общества. При нарушениях зрения уровень физического развития детей, функциональные возможности организма ниже, чем у их здоровых сверстников. Зрительные возможности слабовидящих зависят от клинической картины глазного заболевания, его формы и степени выраженности. Если для таких детей не будет применен целый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, то некоторые формы зрительных нарушений, такие как косоглазие, амблиопия, афакия, катаракта и другие могут приводить к слабовидению.

Как показывают исследования Л.И. Плаксиной, Ю.В. Павлова, Л.С. Сековец многие зрительные нарушения приводят к различным отклонениям в физическом развитии детей. Например, при атрофии зрительного нерва у слабовидящих детей наблюдается низкая работоспособность. Слабовидящие дети с врожденной катарактой, афакией и другими заболеваниями нуждаются в ограничении физических нагрузок, связанных с подъемом тяжестей, резкими движениями. В связи с этим необходимо строгое соблюдение условий их обучения на занятиях по физической культуре.

Кроме того, у слабовидящих детей существенно снижена двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Эти дети быстро утомляются на всех занятиях. Из-за сниженных иммунных свойств организма они чаще подвергаются простудным заболеваниям и легко поддаются инфицированию. Это говорит о том, что дети нуждаются в особом подходе при организации физкультурных занятий.

Правильно организованное физическое воспитание помогает не только ликвидировать недостатки физического развития, но и улучшить зрительные функции, предупредить прогрессирование потери зрения. В связи с этим в педагогическом процессе необходимо использовать  занятия разных типов, включать в них задачи по восстановлению здоровья детей, применять дифференцированный подход. Только в этом случае можно говорить о сохранении и улучшения зрения, коррекции  определенных нарушений в физическом развитии, поддержании двигательной активности. В достижении этих целей большую помощь оказывает использование спортивного оборудования.

Индивидуальное разнообразие физических упражнений, яркая цветовая гамма оборудования помогают детям не только развиваться физически, но и поднимают эмоциональный настрой, улучшают пространственную ориентировку. С этой целью используются такие игры, как "Светофор", "Из обруча в обруч", "Найди мяч определенного цвета" и другие.

Для совершенствования мышечной системы проводится массаж. В этом случае специальным оборудованием являются мячи-"ежики", прямоугольные пластмассовые кирпичи с выпуклостями, деревянные массажные доски, по которым надо проходить босиком, словно «по кочкам", мягкие диски. Особое внимание уделяется пальчиковой и кистевой гимнастике. Для такой гимнастики используется мягкий мяч размером 20 см, маленькие мячи диаметром 5 см, гимнастические палки. Используя их, легко осуществить следующие упражнения.

1. Для укрепления мышц стоп - захват пальцами ног маленьких мячей, гимнастических палок, массажных досок.

2. Стоя на гимнастических палках, массажных досках, пройти приставным шагом по всей длине палки, доски.

3. Подбросить маленький мяч над головой и поймать двумя руками; ударить мяч о стенку и поймать его, ударить о пол и поймать и т.п.

4. Мягкий мяч сжимать и разжимать правой, левой рукой. Эти упражнения укрепляют мышечную систему конечностей, координируют движения пальцев рук, кистей. Ведь у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены или,  наоборот, сильно расслаблены, малоподвижны. А это отражается при обучении письму.

Для того, чтобы дети лучше и быстрее усваивали движения, развивали творчество и воображение, необходима не только частая смена двигательной деятельности, но и самих приемов обучения двигательным навыкам, видов занятий. Например, перспективными являются сюжетно-игровые, образно-игровые занятия, занятия, проходящие в форме круговой тренировки, эстафет и соревнований, а также направленные  на свободное творчество.

Построение детей во время гимнастических упражнений должно учитывать как специфику зрительных нарушений, так и интересы детей. При сюжетно-игровом или другом виде построения учитывается то, на каком расстоянии должны находиться дети с близорукостью и миопией,  с разной остротой зрения.

Музыкальное сопровождение также имеет особое значение: поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, хорошее настроение, уравновешивает состояние нервной системы, совершенствует двигательный анализатор не только на базе мышечного чувства, но и при участии слуха, способствует улучшению координации движений.

При проведении занятий предусматривается  продолжительность включения зрения в интенсивную работу благодаря разнообразию пособий. Например, детям со сходящимся косоглазием предлагаются такие игры, как "Подбрось вверх желтый /красный/ мячик", "Покажи, какой мяч большой", "Перешагни через низкую планку" и другие задания, предлагающие направить взор ребенка вверх и вдаль. А при расходящемся косоглазии полезны такие игры, где взор фиксируется вблизи, внизу, например, в играх "Пройди по кочкам"/кирпичикам/ и т.п.

Эти упражнения необходимо проводить  систематически, тренируя функции зрительного анализатора с целью снятия утомления зрительного анализатора, тренировки зрительного внимания, глазодвигательных мышц, чувства дистанции.

Таким образом, пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями зрения определяются следующими задачами:

1. Оздоровительные задачи, направленные на развитие нарушенных функций органа зрения; всестороннее физическое развитие с коррекцией имеющихся нарушений; укрепление здоровья: преодоление нарушений опорно-двигательного аппарата, устранение недостатков физического развития и формирование правильных движений; закаливание организма в целях предупреждения простудных заболеваний.

2. Образовательные задачи, направленные на формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, равновесия, координации, ориентации в пространстве, - а также на овладение специальными теоретическими знаниями по физическому воспитанию.

3. Воспитательные задачи, направленные на содействие  умственному, эстетическому, трудовому воспитанию на фоне хорошего здоровья. Обеспечение творческого развития через сюжетные занятия позволяет прививать детям любовь к природе, животным, формировать доброе отношения к ним, прививать интерес к устному народному творчеству.

Все это позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по восстановлению нарушенных зрительных функций и добиться успешной физической подготовки детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_i_puti_sovershenstvovaniya_vospitateln1.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и пути совершенствования воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов в ДОУ (на примере организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми)

Воспитатель ГОУ детского сада №1764, Кутелия Ц.К.

Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка. Педагоги организуют педагогический процесс таким образом, чтобы осуществлять воздействия на все стороны психического и личностного развития ребенка, способствуя тем самым компенсации нарушений в развитии. Направленность работы воспитателей в таких учреждениях также приобретает коррекционный уклон. При этом особое место  занимают помимо традиционных, нетрадиционные формы воздействия на ребенка, включая его в развивающую деятельность и в процессе проведения режимных моментов, и в процессе занятий.

Для совершенствования воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов в ДОУ для детей с нарушениями зрения необходимо проводить комплекс мероприятий, способствующий их оздоровлению и физическому совершенствованию.

Физическое воспитание слабовидящих является важной составной частью воспитания детей нашего общества. При нарушениях зрения уровень физического развития детей, функциональные возможности организма ниже, чем у их здоровых сверстников. Зрительные возможности слабовидящих зависят от клинической картины глазного заболевания, его формы и степени выраженности. Если для таких детей не будет применен целый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, то некоторые формы зрительных нарушений, такие как косоглазие, амблиопия, афакия, катаракта и другие могут приводить к слабовидению.

Как показывают исследования Л.И. Плаксиной, Ю.В. Павлова, Л.С. Сековец многие зрительные нарушения приводят к различным отклонениям в физическом развитии детей. Например, при атрофии зрительного нерва у слабовидящих детей наблюдается низкая работоспособность. Слабовидящие дети с врожденной катарактой, афакией и другими заболеваниями нуждаются в ограничении физических нагрузок, связанных с подъемом тяжестей, резкими движениями. В связи с этим необходимо строгое соблюдение условий их обучения на занятиях по физической культуре.

Кроме того, у слабовидящих детей существенно снижена двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Эти дети быстро утомляются на всех занятиях. Из-за сниженных иммунных свойств организма они чаще подвергаются простудным заболеваниям и легко поддаются инфицированию. Это говорит о том, что дети нуждаются в особом подходе при организации физкультурных занятий.

Правильно организованное физическое воспитание помогает не только ликвидировать недостатки физического развития, но и улучшить зрительные функции, предупредить прогрессирование потери зрения. В связи с этим в педагогическом процессе необходимо использовать  занятия разных типов, включать в них задачи по восстановлению здоровья детей, применять дифференцированный подход. Только в этом случае можно говорить о сохранении и улучшения зрения, коррекции  определенных нарушений в физическом развитии, поддержании двигательной активности. В достижении этих целей большую помощь оказывает использование спортивного оборудования.

Индивидуальное разнообразие физических упражнений, яркая цветовая гамма оборудования помогают детям не только развиваться физически, но и поднимают эмоциональный настрой, улучшают пространственную ориентировку. С этой целью используются такие игры, как "Светофор", "Из обруча в обруч", "Найди мяч определенного цвета" и другие.

Для совершенствования мышечной системы проводится массаж. В этом случае специальным оборудованием являются мячи-"ежики", прямоугольные пластмассовые кирпичи с выпуклостями, деревянные массажные доски, по которым надо проходить босиком, словно «по кочкам", мягкие диски. Особое внимание уделяется пальчиковой и кистевой гимнастике. Для такой гимнастики используется мягкий мяч размером 20 см, маленькие мячи диаметром 5 см, гимнастические палки. Используя их, легко осуществить следующие упражнения.

1. Для укрепления мышц стоп - захват пальцами ног маленьких мячей, гимнастических палок, массажных досок.

2. Стоя на гимнастических палках, массажных досках, пройти приставным шагом по всей длине палки, доски.

3. Подбросить маленький мяч над головой и поймать двумя руками; ударить мяч о стенку и поймать его, ударить о пол и поймать и т.п.

4. Мягкий мяч сжимать и разжимать правой, левой рукой. Эти упражнения укрепляют мышечную систему конечностей, координируют движения пальцев рук, кистей. Ведь у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены или,  наоборот, сильно расслаблены, малоподвижны. А это отражается при обучении письму.

Для того, чтобы дети лучше и быстрее усваивали движения, развивали творчество и воображение, необходима не только частая смена двигательной деятельности, но и самих приемов обучения двигательным навыкам, видов занятий. Например, перспективными являются сюжетно-игровые, образно-игровые занятия, занятия, проходящие в форме круговой тренировки, эстафет и соревнований, а также направленные  на свободное творчество.

Построение детей во время гимнастических упражнений должно учитывать как специфику зрительных нарушений, так и интересы детей. При сюжетно-игровом или другом виде построения учитывается то, на каком расстоянии должны находиться дети с близорукостью и миопией,  с разной остротой зрения.

Музыкальное сопровождение также имеет особое значение: поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, хорошее настроение, уравновешивает состояние нервной системы, совершенствует двигательный анализатор не только на базе мышечного чувства, но и при участии слуха, способствует улучшению координации движений.

При проведении занятий предусматривается  продолжительность включения зрения в интенсивную работу благодаря разнообразию пособий. Например, детям со сходящимся косоглазием предлагаются такие игры, как "Подбрось вверх желтый /красный/ мячик", "Покажи, какой мяч большой", "Перешагни через низкую планку" и другие задания, предлагающие направить взор ребенка вверх и вдаль. А при расходящемся косоглазии полезны такие игры, где взор фиксируется вблизи, внизу, например, в играх "Пройди по кочкам"/кирпичикам/ и т.п.

Эти упражнения необходимо проводить  систематически, тренируя функции зрительного анализатора с целью снятия утомления зрительного анализатора, тренировки зрительного внимания, глазодвигательных мышц, чувства дистанции.

Таким образом, пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями зрения определяются следующими задачами:

1. Оздоровительные задачи, направленные на развитие нарушенных функций органа зрения; всестороннее физическое развитие с коррекцией имеющихся нарушений; укрепление здоровья: преодоление нарушений опорно-двигательного аппарата, устранение недостатков физического развития и формирование правильных движений; закаливание организма в целях предупреждения простудных заболеваний.

2. Образовательные задачи, направленные на формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, равновесия, координации, ориентации в пространстве, - а также на овладение специальными теоретическими знаниями по физическому воспитанию.

3. Воспитательные задачи, направленные на содействие  умственному, эстетическому, трудовому воспитанию на фоне хорошего здоровья. Обеспечение творческого развития через сюжетные занятия позволяет прививать детям любовь к природе, животным, формировать доброе отношения к ним, прививать интерес к устному народному творчеству.

Все это позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по восстановлению нарушенных зрительных функций и добиться успешной физической подготовки детей дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Презентация: "Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный и коррекционно - развивающий процесс ДОУ"

В презентации представлены наиболее эффективные формы работыыяв с родителями....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Опыт работы на педагогических советах с докладами на темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НОДА»

Физическое воспитание детей  с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушение детей  Орга...