Консультация для воспитателей "Игровые двигательные задания с проблемно-творческим содержанием"
методическая разработка по физкультуре по теме

Гончарик Татьяна Анатольевна

Двигательное развитие ребенка может проходить  и в форме активного творческого освоения всевозможных форм человеческой моторики.

Специфическая форма проблематизации – создание педагогом  двигательных парадоксов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко»

Консультация

для воспитателей

   Составила: инструктор

                                                                                по физической  культуре

                                                              Гончарик Т.А.

        Нягань 2010г

Двигательное развитие ребенка может проходить  и в форме активного творческого освоения всевозможных форм человеческой моторики.

Для этого необходимо, чтобы дети:

- умели выражать собственное «я» и образы определенных объектов (бытовых вещей, природных явлений, сказочных персонажей и т. Д.) через язык жестов, мимики, поз;

- могли разыграть ситуации из жизни людей, животных, сюжеты художественных произведений;

        Специфическая форма проблематизации – создание педагогом  двигательных парадоксов. Например, в задании «Пройти по приподнятой гимнастической палочке или веревочке детям предлагают найти способ действия, который не поддается практическому разрешению: если наступить на палочку, то она может сломаться, упасть. Однако они находят выход: одни дети проходят рядом с палочкой, другие – перешагивают через нее, перепрыгивают или проползают и т.д.

Оригинальные необычные движения дети придумывают, получив задание по-новому использовать, например, физкультурный инвентарь. Можно ли рисовать мячом? Получив такое нетрадиционное задание, дети активно придумывают сюжеты рисунка и воплощают свои замыслы с помощью разнообразных действий с мячом (рисование мячом невидимых контуров цветка, звезды, самолета и др.). Быстро схватывая суть способа разрешения проблемы, дети могут по аналогии действий с другими предметами придумывать и изображать самое неожиданное, непредсказуемое действие с мячом: раскручивать мяч на полу, словно  волчок, раскачиваться на мячике, как на качелях, пытаться пронести мяч на голове и др.

        Аналогичным образом дети решают задания «Клоунада». Воспитатель предлагает детям придумать и изобразить смешные забавные движения с определенным набором предметов. При выполнении этого задания они могут найти нетрадиционные приемы использования  обычной атрибутики или других предметов. Например, с помощью кегли дети имитируют действия силача, милиционера с жезлом, бросательные движения и др. Можно попросить детей придумать названия выполняемым движениям. Например, воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания: два мальчика скрещивают руки и несут на руках девочку до указанного места. После выполнения задания педагог спрашивает детей: как можно назвать данное упражнение? Дети, как правило,

дают разнообразные ответы: лошадки, корзинка, носильщики, мужская сила, силачи, богиня и т. д.  

В процессе совместного обсуждения можно выбрать самое оригинальное, интересное название.

        К числу игровых двигательных заданий с проблемным содержанием, можно отнести и обычные загадки. Ответ дети должны передать посредством движений. Для развития двигательного творчества можно использовать загадки разной тематики: о предметах, животных, природных  явлениях. Целесообразно предусмотреть развитие у детей умения осмысливать телесную основу движения и построения действий.

В заданиях «покажи, где твое тело?» и «что делает твое тело?» дети должны ответить на поставленные вопросы в соответствии с принимаемыми разными и.п. (стоя, лежа, сидя). Воспитателю важно проследить, меняются ли представления детей о теле в зависимости от характера принятых поз, способен ли ребенок дать целостную картину взаимосвязи тела  и его движений. Обычно ответы детей свидетельствуют о том, что без специальной педагогической работы они не имеют целостного представления о своем теле и, как правило, указывают только на его отдельные части: живот, руки, ноги, и др.  Кроме того, они затрудняются выявить соотношения между положением тела,

его движениями и состоянием (например, тело отдыхает, лежит, думает, дышит, ничего не делает и т.д.)

        Отдельную группу составляют игровые задания, направленные на освоения ребенком двигательных средств выразительности. Например, на какую вещь ты похож?», «на какое животное ты похож?», «зеркало» и др. Выполняя задание «на какого зверя ты похож?», дети представляют необычно широкий диапазон двигательных образов «зайца, собаки, медведя, кошки, змеи, кабана, кенгуру».

К этой серии заданий можно отнести игровые путешествия. Например, в процессе выполнения задания «Путешествие по дну моря» дети входят быстро в воображаемые образы морских обитателей, аквалангистов, ныряльщиков и др. Передавая тот или иной образ в движениях, каждый ребенок должен стремиться проявить свою индивидуальность, не копируя действий других детей.

Развитие творческой активности детей.

В играх у детей появляется возможность творческого применения  своего двигательного опыта в новых условиях. Например, в ходе игры «Магазин игрушек» дети делятся на две группы: одна изображает покупателей, другая игрушки. Продавец (воспитатель или ребенок) заводит подобранную покупателем игрушку (куклу, клоуна, солдата, волшебника, машину, утенка, кошка и т.д.) Ребенок (покупатель), отгадавший название игрушки, играет с ней. В зависимости от изменения условий можно придумать различные варианты игры.

        В игре «упрямые обезьянки» все дети изображают обезьянок.  Педагог показывает отдельные движения и жесты, а дети – непослушные обезьянки не хотят выполнять движения по образцу воспитателя и придумывают свои движения. Возможен усложненный вариант игры: дети выполняют движения противоположного характера. Например, воспитатель поднимает руки вверх, дети должны опустить их вниз; воспитатель разводит руки в стороны, дети соединяют их вместе и т.д.

        Двигательные импровизации детей, т.е. разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, способствуют повышению их творческих способностей. Можно использовать различный литературный материал: общеизвестные и любимые детьми потешки («киска», «водичка» и др.), хорошо знакомые стихотворения А. Барто («Я люблю свою лошадку», «Бычок», и прочее), стихотворные тексты других авторов, сказки, рассказы.

Детям зачитывают или рассказывают текст, а они движениями передают его содержание.

        Для двигательных инсценировок можно придумывать сюжеты из повседневной жизни детей, взяв за основу какое-нибудь интересное событие, смешной случай. Детям легче и быстрее удается воспроизвести в движениях сюжеты на бытовые темы, т.к. для этого у них имеется достаточный двигательный опыт.

Общие рекомендации организации и проведения творчески развивающих форм педагогической работы.

        При организации подобных занятий в центре внимания оказываются внутренние, психические стороны двигательной деятельности ребенка. Творческие резервы личности дошкольника становятся предметом развития средствами физического воспитания.

Ключевой момент этой методики – взаимоотношения педагога с детьми. Ему следует отстраниться от роли ведущего и необходимо перейти от активного руководства к участию на равных с детьми. От педагога требуется доброжелательное внимание, уважение и искренний интерес к мнениям и находкам детей. Можно специально создавать особое праздничное ощущение, и даже некоторое восхищение новаторством и изобретательностью детей. Необходимо уделять пристальное внимание каждому проявлению двигательного творчества ребенка.

        Количество занимающихся детей варьируется в зависимости от цели педагогической работы и условий проведения этих занятий. Оптимальное количество участников 5-7 человек. Время проведения может меняться: от 5 до 20-30мин. Это связано с тем, что дети одновременно должны решать несколько задач: создать двигательный образ, соотнести его с целями задачи и условиями выполнения, привлечь прошлый опыт, воплотить свой замысел, проследить реализацию замыслов других детей и т.д.

И самое главное – педагог всегда должен быть готов к импровизации, к тому, что по ходу работы могут возникнуть  какие-то неожиданные обстоятельства, и ему придется вносить изменения в ведении занятий.

ЛИТЕРАТУРА:

Коровина И. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в уп ражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий  М., 1984.

Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми

 М., 1982.

Рунова М. А. Двигательная деятельность детей 5—7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуаль но-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1989

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность М.: 1990.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дош кольного возраста М., 1996

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте  М.1985

Глазырина Л.Д, Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных возможностей и способностей детей: двигательные задания на подвесном диске

Цель занятия:Развитие координационных возможностей и способностей детей;Развитие силы рук;Развитие равновесия;Осознания пространства (где передвигается) и способа (как передвигается);Профилактика плос...

Развитие координационных возможностей и тренировки равновесия детей: двигательные задания на сетке для лазанья

Цель инструктора по физической культуре:Развитие координации у детейРешение проблем ориентации в пространстве.Развитие ловкости и выносливости.Осознание пространства (где передвигается ) и способа (ка...

Развитие координационных возможностей и способностей детей: двигательные задания на пирамидах для тренировки равновесия

Цель занятия:Развитие координационных способностей при решении комплексных заданий по передвижению;Решение проблем  ориентации в пространстве;Развитие координации всего тела;Профилактика плоскост...

Проблемно-творческая группа "Детский сад равных возможностей"

Проблемно-творческая группа "Детский сад равных возможностей"...