«Использование фольклора в ознакомлении детей с окружающей действительностью по средствам разных видов физкультурной работы».
материал по физкультуре по теме

Австриевских Людмила Ивановна

Народное творчество создает  реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку.

Маленьким детям ещё недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видим и слышим ребёнок, зависит и отношение к окружающим.

   Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, следует обязательно использовать в работе народные песни, сказки, потешки, прибаутки, пляски, хороводы, игры, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

   Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

  Поэтому надо активно включать в занятия, развлечения, праздники и повседневную жизнь детского сада фольклор, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе.

  Начиная с первой младшей группы, в нашем детском саду проводятся утренняя гимнастика. Она призвана, положительно настроить, ребёнка на весь предстоящий день.

 При проведении утренних гимнастик я использую различные потешки, сказки, песенки.

 Например  в первой младшей группе : «Два весёлых гуся» по русской народной песне «Два весёлых гуся».

                    Во второй младшей группе: «В гости к трём медведям» по сказке «Три медведя», «Ёжик – путешественник» по сказке «ЁЖ и грибок».

                  В средней группе: «Рукавичка» по сказке «Рукавичка», «Снеговик спортсмен» по сказке «Весёлый снеговик».

В  старше-подготовительной группе «Путешествие в сказку» по русским народным сказкам.

Объединяющим моментом для всех комплексов является русская народная песня, форма куплета которой (запев + припев) позволяет выполнять упражнения в рекомендованной для данного возраста дозировке и использование которой, в рамках проведения утренней гимнастики, позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир русской культуры.

   Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям, являются физкультурные занятия.

  Углублению интереса к занятию способствует использование на занятиях различного фольклорного материала, как при выполнении вводной части ( строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега).                                                                                                Например: Приходил из сказки мишка                                                                                                                                                                                    

                  С ним шагают ребятишки. (ходьба на четвереньках)

                   А из домика на курьих ножках

                   Прилетали к нам все Бабки Ёжки. (бег врассыпную).

При выполнении общеразвивающих упражнений я использую русские народные песни.

Например, в ноябрьском комплексе во второй младшей группе, использована песня «Ой летали птички» в апреле запланировано занятие на русскую народную песню «Как под наши ворота подливается вода».

Преимущество данных комплексов заключается в том, что они могут использоваться как с музыкальным сопровождением, так и без музыки. Интерес детей поддерживается при этом за счет стихотворного материала, который пропевается или произносится речитативом, задавая ритм и темп движения.

  В основной части используется различные народные и хороводные игры.

Русские игры и хороводы идеальный материал для любого физкультурного праздника, т.к. они отражают праздничное настроение детей. Систематическое использование хороводных - игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для развития творческой инициативы самих детей. Особенно ярче и эмоциональней дети играют в русские народные игры летом на участке, чем зимой в помещении.

А сколько добрых ощущений испытывает ребёнок младшей группы в хороводе «Ходит Ваня». Ведь найти надо дружочка, открыто выразить расположение к кому либо из товарищей. это чувство сохраняется и после игры. А воспитание дружбы в коллективе, который ещё только начинает создаваться, - это уже зачатки нравственного воспитания. Дети любят, чтобы их в играх называли по имени. А в этом хороводе мы его называем по имени. Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя даже самые неловкие дети, преображаются под звуки напевной русской мелодии.

     В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное выполнение правил. Этому же способствуют ритмичность, напевность или скандирование считалок, предшествующих игре.

        Зачин.

                   Приглашаю детвору

                   На веселую игру!

                   А кого не примем.

                   За уши поднимем.

                   Уши будут красные,

                    До того прекрасные.

       Считалка.

                      Шел коток по лавочке,

                      Всем дарил булавочки.

                      Кому две, кому три,

                      А водить будешь ты!

        Народные игры сближают детей друг с другом и взрослым, углубляют их социальный опыт, который так важен для развития личности, для формирования коммуникативных способностей.

         Подобные игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игры исключают поводы для конфликтов. Начиная со средней группы можно привлекать детей к сложным хороводам – «Ручеек», «Стенка на стенку».

        Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было всегда. Наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре  формировалось детское художественно-образное мышление. Игры способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры и сейчас являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполняют свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Воспитывать в наших детях любовь к искусству своего народа, мы вызываем интерес к творческому наследию.

Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. И во многом эти знания дает народное творчество – великий источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Хочется закончить словами Пушкина о сказках, которые смело можно отнести ко всему фольклору:

         «Что за прелесть эти сказки!

          Каждая - есть поэма».

Смело берите народные произведения и используйте их в своей работе, это источник мудрости.

   

             

Доклад к педсовету:

«Использование фольклора в ознакомлении детей с окружающей действительностью по средствам разных видов физкультурной работы».

                                        Инструктор по физической

                                           культуре:                      

                         Австриевских Л.И.

                      Декабрь 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....

«Ознакомление детей с социальной действительностью, как средство развития сюжета творческих игр

Дошкольный возраст -  это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами быти...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...

Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"

Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"...

Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"

Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....