Сказки-массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья.
методическая разработка по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Самойленко Марина Геннадьевна

"Сказки - массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья" -  это моя методическая разработка, удостоенная премии за педагогическое новаторство "Фонда "Развитие через образование" г. Тольятти.

Цель: обучение детей дошкольного возраста приёмам саморегулирования и самомассажа в игровой форме - с помощью игровых сказок с использованием элементов самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементов дыхательной гимнастики, ритмопластики. Также в сказочно-игровой форме дети узнают о строении своего тела, его функиональных возможностях, пониманию необходимости заботы о своём здоровье.

Сами сказки-массажи очень привлекательны не только для воспитателей и физинструкторов дошкольных учреждений. Их могут использовать учителя младших классов на физминутках между уроками. Родители, которые любят и хотят заниматься со своими детьми, тоже без труда смотгут пользоваться данным материалом. Почему? Потому что эти сказки знают все - "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок" и другие, а также русские народные песенки-попевки и прибаутки. Попробовав заниматься с ребёнком по этим сказкам, творческие люди смогут придумывать свои варианты сказок-массажей. Люди другой национальности могут разработать материал на фольклоре своей нации.

Главное: не насильственность, движения должны быть естественными, без сильного нажима, безвредными для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki-massazhi.samoylenko_m.g.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).

        Текст сказки.

           Описание движений.

       Примечание.

Жили себе дед…

да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое –

Золотое.

Дед…

Бил – бил –

Не разбил.

Баба…

Била – била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут,

А курочка кудахчет:

Не плач, дед,

Не плач, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

Показывают кулачок правой руки.

Показывают кулачок левой руки.

Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх.

Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх.

Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой.

Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка.

Показывают правый кулачок.

2 удара правым кулачком по левому.

Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

Показывают левый кулачок.

2 удара левым кулачком по правому.

Мах расслабленными кистями рук от себя.

Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой.

Параллельное движение кистями

Влево - вправо параллельно полу.

Хлопок в ладоши перед грудью.

Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены.

Потирают ладони друг о дружку.

Складывают ладони  вместе, большие пальцы отогнуты вверх.

Показывают правый кулачок.

Показывают левый кулачок.

Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы.

Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени.

Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу.

Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком.

Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо.

Кулачки задерживаются на уровне груди.

По ритму текста.

Как бы отмахивают-

ся, расслабляют кисти.

По ритму текста.

 

Примерно 5 раз.

Можно 1 раз.

Как показывают пустые ладони.

Снова показывают курочку.

Примечание:

1. Сказка – массаж «Курочка ряба» может быть использована как самостоятельная пальчиковая игра, и как минутка здоровья на занятии.

2. После усвоения предложенных движений, по усмотрению педагога, можно усложнять и

разнообразить движения.

3. Сказка-массаж развивает пластичность рук, кистей, пальцев, а также творческое воображение. Может служить подготовительным упражнением перед репетицией театра

рук (теневой театр свето-тени и рук).

                                          Сказка – массаж «Репка» (5-7 лет).

 

Текст  сказки.

Описание движений.

Примечание.

БЛОК-Д

1. Посадил дед репку.

2. Выросла репка…

3. большая-пребольшая!

4. Стал дед репку из земли  

    Тянуть:

5. Тянет – потянет,

    Тянет – потянет,

    Тянет – потянет,

6. А вытянуть не может.

БЛОК-Б.

1. Позвал Дед Бабку.

2. Бабка за Дедку,

    Дедка за репку:

3. Тянет – потянет,

    Тянет - потянет,

    Тянет – потянет,

4.  А вытянуть не может.

Складывают ладони друг к другу,

пальцы переплетают, сжимают.

Вытягивают руки вверх над головой, одновременно выпрямляя

пальцы и складывая их веером. Од-

новременно поднимаются на носки.

Расцепляют пальцы, руки разводят в стороны, а затем опускают вниз,

Одновременно опускаются на всю

ступню.

Показывают большой палец правой руки (остальные пальцы сжаты), зажимают его в ладонь левой руки. Локти разведены, руки на уровне груди.

Движение сцепленных рук вправо

(до уровня правого плеча)- влево

(до уровня левого плеча) параллельно полу.

Расцепляют пальцы, разводят руки в стороны, мотающие движения головой, пожимают плечами.

Показывают большой и

указательный палец правой руки (остальные прижимают к ладони).

Зажимают большой и указательные пальцы в ладонь левой руки. Локти разведены, руки на уровне плеч.

См. Блок – Д №5.

См. Блок – Д №6.

Описывают прямыми руками через сторо-

ны большой круг, как бы показывают

какая большая репка.

Повторить 3 раза

по ритму текста.

Плечи поднимаются, голова втягивается.

Первое  время можно помогать

придерживать поджатые пальцы другой рукой).

Повторить 3 раза по ритму текста.

См. Блок – Д №6.

БЛОК-В.

1. Позвала Бабка Внучку.

2. Внучка за Бабку,

    Бабка за Дедку,

    Дедка за репку:

3. Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

4. А вытянуть не могут.

БЛОК-Ж.

1. Позвала Внучка Жучку.

2. Жучка за Внучку,

    Внучка за Бабку,

    Бабка за Дедку,

    Дедка за репку:

3. Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

4. А вытянуть не могут.

БЛОК-К.

1. Позвала Жучка Кошку.

2. Кошка за Жучку,

    Жучка за Внучку,

    Внучка за Бабку,

    Бабка за Дедка,

    Дедка за репку.

3. Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

4. А вытянуть не могут.

Показывают 3 пальца правой руки:

большой, указательный и средний

(остальные пальцы правой руки

прижаты к ладони).

Зажимают большой, указательный и средний пальцы правой руки в ладонь левой. Локти разведены,

руки на уровне груди.

См. Блок-Д №5.

См. Блок-Д №6.

Показывают 4 пальца правой руки:

большой, указательный, средний и

безымянный (мизинец прижат к ладони).

Зажимают все пальцы правой руки, кроме мизинца в ладонь левой. Локти разведены, руки на уровне груди.

См. Блок-Д №5.

См. Блок-Д №6.

Показывают все пальцы правой руки.

Пальцы рук сцепляют в замок.

Локти разведены, руки на уровне

плеч.

См. Блок-Д №5.

См. Блок-Д №6.

Можно помогать придерживать.

Повторить 3 раза по ритму текста.

См. Блок-Д №6.

Можно помогать придерживать.

Повторить 3 раза по ритму текста.

См. Блок-Д №6.

Пальцы растопырены.

   

Повторить 3 раза по ритму текста.

См. Блок-Д №6.

БЛОК-М.

1. Позвала Кошка Мышку.

2. Мышка за Кошку,

    Кошка за Жучку,

    Жучка за Внучку,

    Внучка за Бабку,

    Бабка за Дедку,

    Дедка за репку:

3. Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

    Тянут – потянут,

4. Вытянули репку!

Пальцы правой руки сжимают в кулак (правой рукой показывают, какая мышка сильная).

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки, опускают вниз.

С силой, довольно резко подтягивают кулаки к груди, сгибая в руки в локтях. Выполняют в ритме текста.

Подпрыгивают на месте, раскиды-

вая руки и ноги в стороны.

«Поза силача».

Кулаки развёрнуты пальцами вперёд.

Повторяют 3 раза по ритму текста.

Прыжок не высокий.

Примечание:

1. Сказку-массаж можно использовать как минутку здоровья на любом занятии.

2. Можно выполнять сидя за столами, но заменять движения с большой амплитудой на движения с более малой амплитудой. Например, показать, какая большая репка выросла, сделав руками большой круг над головой и  т.д. на усмотрение и творчество педагога.

3. После освоения данных движений можно ввести для разнообразия и усложнения:

а) Когда перечисляется, как герои берутся друг за друга, чтобы вытянуть репку, можно выполнять по тексту, например: «Бабка за Дедку» - 5 сгибательных  движений указательных пальцев к ладони, «Дедка за репку» - 5 сгибательных движений больших пальцев к ладони. Каждый раз на этот повторяющийся текст в сказке добавляется следующий герой и следующий палец.

б) Можно выполнять движения пальцами обеих рук одновременно, т.е. по тексту показывать и выполнять движения пальцами не одной руки, а двух сразу, как бы два Дедки, две Бабки и т.д.

в) Когда движения выполняются пальцами обеих рук одновременно, вместо сгибательных движений (смотри примечание – а), а пальчиковое упражнение «крючочки», когда одноимённые пальцы как бы цепляются друг за друга и тянутся в противоположные стороны.

4. Сказка-массаж «Репка» развивает сенсорные и моторные функции, решает проблему снижения двигательной активности на занятиях.

             Сказка – массаж по мотивам р.н. сказки «Теремок» (3 – 7 лет).

         Текст сказки.

            Описание движений.

       Примечание.

Блок – М.

1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок,

4. не высок.

4. Как по полю, полю

    Мышка бежит,

    У дверей остановилась…

5. И стучит:

6. «Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

    Кто, кто в теремочке  

    живёт?

    Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-и!

   Кто, кто в невысоком

   живёт?»

7. Никто мышке не ответил.

    Зашла она в домик и стала

    жить?..

    Одна!

БЛОК – Л.

1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок, не высок.

4. Как по полю-то

    Лягушка спешит,

    У дверей остановилась…

5. И стучит:

6. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква

   Кто, кто в теремочке

   живёт?

   Ква-а-а, ква-а-а, ква-а-а!

   Кто, кто в невысоком

   живёт?

7. «Я – Мышка-пи-и-и.

     А ты кто?».

 . «Я – Лягушка-ква-а-а.

    Пусти меня к себе жить».

    И стали они жить…

    вдвоём!

БЛОК – З.

1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок, не высок.

4. Как по полю, полю

    Зайка спешит,

    У дверей остановился…

5. И стучит:

6. «Кто, кто в теремочке

    живёт?

    Кто, кто в невысоком

    живёт?

7. «Я – Мышка-пи-и-и,

     Я – Лягушка-квакушка.

     А ты кто?»

    «А я Зайка-скок,

   умею ушки   массажиро-

    вать.

   Понравилось мышке и

   лягушке делать массаж,

   и стали они жить…

   втроём!

   

БЛОК – Л.

1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок, не высок.

4. Как по полю-то

    Лисичка спешит,

    У дверей остановилась…

5.  И глядит:

     Стоит в поле…

    теремок,

    теремок.

    Он не низок,

    не высок,

    не высок.

 6. «Кто, кто в теремочке

     живёт?

    А-а-а...ах!  

    Кто, кто в невысоком

    живёт?

    А-а-а…ах!»

7. «Я – Мышка-пи-и-и,

     Я – Лягушка-ква-а-а,

     Я – Зайка-скок,

      Ушки торчок.

      А ты кто?

      «А я – Лисичка м-м-м,

    Умею массаж носика

     делать.

    Понравилось мышке,  

    Лягушке и Зайчику

    массаж носика делать

    И стали они жить…

   

    Вчетвером!

 БЛОК – В.

  1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок, не высок.

4. Как по полю, полю

    Волк спешит,

    У дверей остановился…

 5. И рычит:

 6. «Р-р-р-р-р!

     Кто, кто в теремочке

     живёт?

 

     Кто, кто в невысоком

     живёт?»

7. «Я – Мышка-норушка,

    Я – Лягушка-квакушка,

     Я – Зайка-скок,

     Ушки торчок,

     Я – Лисичка м-м-м.

     А ты кто?»

   

    «А я Волк – зубами щёлк.

    Могу и вас научить».

    Понравилось Мышке,

    Лягушке, Зайчику и  

    Лисичке зубки массажи-

    ровать

    И стали они жить…

    впятером!

БЛОК – М.

1. Стоит в поле теремок,

    теремок.

2. Он не низок,

3. не высок, не высок.

4. Как по полю, полю

    Мишка спешит,

    У дверей остановился …

5. И кричит:

   «А- а-а-а-а!

    Э-э-э-э-э!

    И-и-и-и-и!

    О-о-о-о-о!

    У-у-у-у-у!

    Ы-ы-ы-ы-ы!

6. Кто, кто в теремочке

    живёт?

    О-о-о-ох!

    Кто, кто в невысоком

    живёт?

    О-о-о-ох!»

7. «Я – Мышка-пи-и-и,

    Я – Лягушка-ква-а-а,

    Я – Зайка-скок,

    Ушки торчок,

    Я – Лисичка м-м-м.

    Я – Волк - зубами щёлк.

    А ты кто?»

    «А я Мишка - топтыжка,

    У меня ножки косолапые,

    Помогите мне».

   «А мы умеем упражнения

   для красивых ножек

   делать, давайте мишку

   научим».

   Понравилось Мишке

   ножки массажировать и

   стали они жить…

   вшестером!

   А кто?

   Мышка-пи-и-и,

   Лягушка-ква-а-а,

   Зайка-скок,

   Ушки торчок,

   Лисичка м-м-м.

   Волк - зубами щёлк.

    И Мишка – топтыжка,

    А-А-А.

    Стали жить – поживать,

    Да здоровья наживать!

И.п. стоя. Руки поднимают вверх, образуя крышу над головой, потирают ладони друг о дружку.

Приседают на корточки, показывают руками какой нижины теремок. Глазами сопровождают движения рук.

Поднимаются во весь рост, стоят на всей ступне, руками показывают какой высоты теремок. Глазами сопровождают движения рук.

Руки опускаются на уровень пояса.

Ладони раскрыты, смотрят в пол.

Дети сгибают ладони в кулачки и

разгибают. Как будто скребут лапками.

3 хлопка в ладоши перед грудью.

Произносят короткие звуковые толчки.

После фразы вытягивают одно ухо вперёд, как бы прислушиваясь. Потом голову поворачивают прямо.

Произносят длинные протяжные звуки.

После этой фразы вытягивают другое ухо вперёд, как бы прислушиваясь. Потом голову поворачивают прямо.

Стоя расслабляются, руки опущены.

Показывают 1 пальчик.

Повторение движений Блок-М:

№ 1,

№ 2,

№ 3.

Согнутые в локтях руки разведены

в стороны, пальцы растопырены, ладони смотрят вперёд (поза «лягушки»). Делают одновремен-

ные полуприседы на всей стопе и движения плеч вверх-вниз (изображают скачущую лягушку).

3 хлопка в ладоши перед грудью.

Произносят вибрационные звуковые толчки (подражание кваканью лягушки). Руки снова за-

нимают и.п. позы лягушки.

После фразы поворачивают голову ухом вперёд (прислушиваются).

Потом голову поворачивают прямо.

Произносят длинные вибрационные звуковые толчки (подражание лягушке).

Поворачивают голову другим ухом вперёд, прислушиваются. Потом голову поворачивают прямо.

Движения «лягушки» (см. Блок-М

№ 4).

Движения «лягушки» (см. Блок-Л

№ 4).

Стоят.

Показывают 2 пальчика.

Повторение движений Блок-М:

№ 1,

№ 2,

№ 3.

Руки складывают перед грудью, как лапки. Поднимаются и опускаются на носочки.

3 хлопка в ладоши.

Повторение движения «прислушивания», сначала одним ухом, потом другим.

Движения «мышки».

Движения лягушки.

Руки складывают, как лапки перед грудью. Приподнимаются на носочки и опускаются в и.п.

Массаж ушных раковин:

1. Растирание ушей ладонями рук

    «согреем ушки».

2. Потягивание ушных раковин в

    стороны, вверх, вниз.

3. Складывание пополам сверху-

    вниз, снизу-вверх и прижимание

    ушных раковин к голове (для

    более старших детей).

4. Почёсывание козелка уха (для

    более старших детей).    

5. Мизинцами пощекотать в ухе.

Стоят.

Показывают 3 пальчика.

Повторение движений Блок-М:

№ 1,

№ 2,

№ 3.

Одна рука упирается кулачком в бок, другая указательным пальцем подпирает кончик носа (показывают какой нос у лисы курносый). Делают повороты корпуса в стороны: то влево, то вправо (лиса воображает). Ноги попеременно сгибаются в коленях

при поворотах.

Глазная гимнастика.

1. Скашивают глаза влево.

2. Переводят глаза вправо.

3. Глаза переводятся в естественное положение, смотрят прямо.

4. Закатывают глаза под верхние веки (смотрят вверх).

5. Опускают глаза вниз (смотрят вниз).

6. Переводят глаза прямо, смотрят вперёд.

После слов короткими толчками вдыхают воздух носом, вытянув шею немного влево.

Выпрямляются и делают длинный выдох через рот.

Повторяют вдохи, только в правую сторону.

Выпрямляются и выдыхают.

Движения «мышки».

Движения «лягушки».

Движения «зайчика».

Повторение движений «лисички»

(см. выше).

Массаж БАТ носа:

1. Зажатыми в кулачок пальцами растирают точку между бровями.

2. Пальчиками потирают линию носа сверху-вниз с обеих сторон.

3. Указательными пальчиками надавливают на гайморовые впадины у крыльев носа и отпускают.

4. Указательным пальчиком надавливают на кончик носа и отпускают.

5. Указ. пальчиком надавливают на точку прямо под носом (около

носовой перегородки) и отпускают.

6. Указ. пальчиком надавливают на точку в ложбинке верхней губы и отпускают.

7. Пальцами правой руки крутят свой нос («дерут» себя за нос).

8. Пальчиками обеих ладоней погладить носик (успокоить точки).

Стоят.

Показывают 4 пальчика.

Повторение движений Блок-М:

№ 1,

№ 2,

№ 3.

Делают резкие попеременные хватательные движения, то правой, то левой рукой. Рука при движении выбрасывается вперёд, а потом подтягивается в положение «лапки»

перед грудью.

Руки изображают лапы волка с обнажёнными когтями: согнуты в локтях перед грудью, ладонями вперёд, к себе тыльной стороной, пальцы скрючены и напряжены.

Изображают рычащего волка, при рыке шея и нижняя челюсть вытягиваются вперёд. Глаза прищуриваются. После каждого рыка расслабляются.

После слов вытягивают язык вниз и делают голотропное дыхание: как дышит «запыхавшаяся собачка».

Язык убирают, расслабляются.

Повторяют голотропное дыхание.

Движения «мышки».

Движения «лягушки».

Движения «зайчика».

Движения «лисички».

Массаж зубов, дёсен и языка:

1. Потирают языком внешюю часть верхних дёсен (движения по полукругу туда-сюда). Затем потирают внешнюю часть нижней челюсти (так же).

Расслабляют язык: открывают рот и расслабленный язык, как бы вываливается изо рта. Повторяют после каждого упражнения.

2. Потирают нёбо движениями языка сзади-вперёд.

3. Потирают подязычную часть от уздечки к нижней губе.

4.Смыкают верхние и нижние зубы,

Упираются языком в них, как в стенку, отодвигают язык во внутрь.

5. Стучат зубами: сначала передними, затем боковыми (левая часть), потом боковыми (правая часть), затем всеми зубами (одновременно).

Стоят.

Показывают 5 пальцев.

Повторение движений Блок-М:

№ 1,

№ 2,

№ 3.

Руки сгибают полукругом, разводят в стороны, пальцы растопырены.

Встают на внешнюю сторону ступни и переминаются с ноги на ногу (шаги на месте).

Дренаж грудной клетки (лёгких):

Опускаются на всю стопу. растопыренными пальцами поколачивают грудную клетку.

Движения повторяются для всех звуков.

После  слов вдыхают воздух и делают длинный выдох с «оханием», как будто устали.

Повторение дыхательного расслабления грудной клетки.

Движения «мышки».

Движения «лягушки».

Движения «зайчика».

Движения «лисички».

Движения «волка».

Движения «мишки» («перевалочка» на месте).

Профилактика  плоскостопия:

1. Перекаты с носков на пятки.

2. Перекаты с внешней боковой стороны ступни на внутреннюю.

3. Переступания:

Правой ногой встать на носок, затем левой; правой ногой встать на пятку, затем левой; правой ногой встать на внешнюю сторону ступни, затем левой; встать на внутреннюю сторону ступни правой ноги, затем левой.

4. Поджать пальцы ног и потоптаться такими ступнями.

Возвращаются в и.п.

Стоят.

Показывают 6 пальцев.

Движения «мышки».

Движения «лягушки».

Движения «зайчика».

Движения «лисички».

Движения «волка».

Движения «медведя».

Массаж ладоней.

Спину не сгибать. В приседе подниматься на носки, т.к. детям до 9 лет противо-

показаны приседы на всей стопе.

Примерно 10 раз, в ритме текста. Далее будут обозначаться, как движения «мышки».

Звуки произносят коротко, выталкивая воздух, губы и щёки напряжены.

Звуки произносят, напрягая губы и мышцы шеи на каждый слог. Губы растянуты, как в улыбке.

Слова может произносить один

педагог.

Говорят хором.

Примерно 10 движений, по ритму текста. Далее будут обозначаться, как движения «лягушки»

Звуки произносят резко, напрягая (растягивая) и расслабляя губы на

каждый слог.

Звуки произносят, растягивая (напрягая) губы на каждый слог.

Слова произносит педагог.

Говорят хором.

Примерно 10 раз

(подняться-опуститься), в ритме текста.

Выполняют 1 раз. Далее будет обозначаться, как движения «зайчика»

Педагог руководит массажем, дети делают по его показу.

Говорит педагог.

Говорят хором.

Примерно 5 поворотов, в ритме

текста. Далее будут обозначаться, как движения «лисички».

Голова всегда остаётся прямо.

Для начинающих лучше закрыть глаза на 1 секунду, чтобы снять напряжение.

Можно глаза закрыть на 1 секунду.

Примерно 5 вдохов.

Вдохи сильные, но экономные, без выдоха.

Воздух должен выходит постепенно,

без выталкивания.

Делают 1 поворот

влево-вправо.

3-5 раз.

3-5 раз, движения пальцев синхронные.

3 раза, не сильно.

3 раза, не сильно.

3 раза, не сильно.

3 раза, не сильно.

Осторожно, 3-5 потряхиваний.

3-5 раз, мягкими движениями.

Говорит педагог.

Говорят хором.

Примерно 5 выбросов, в ритме текста.

3-5 раз.

3-5 секунд.

3 – 5  раз.

3-5 раз.

2-3 сек.

  1. раза.

3-5 раз.

3-5 раз.

По 3-5 раз. Не сильно.

Говорит педагог.

Говорят хором.

Примерно 10 переступаний.

10 раз (один удар – 1 раз). Поколачивания могут быть попере-

менно руками или двумя одновременно.

Можно делать дренаж спины: дети

встают цепочкой по кругу и во время произнесения звука

постукивают спину

впереди стоящего

ребёнка.

1 раз.

1 раз.

По ритму текста.

3-5 раз.

3-5 раз.

3-5 секунд.

Говорит педагог.

Говорят хором.

Примечание:

1. Сказка – массаж «Теремок» может использоваться самостоятельно, как оздоровительно – игровой  массаж. Для разнообразия можно брать музыкальный вариант сказки в обработке Т. Попатенко (петь сказку, а не проговаривать).

2. Каждый блок может быть использован, как самостоятельная часть для минуток здоровья на различных занятиях.

3. Разучивание может происходить по-разному: либо постепенно блок за блоком, добавляя каждый раз нового героя и его вид массажа, либо все виды массажей разучивается отдельно, а потом соединяются в сказку.

Сказка – массаж по мотивам р.н. сказки «Колобок» с использованием              колючих шариков – массажёров.

      Текст сказки.

         Описание движений.

      Примечание.

БЛОК – Вступление.

Жил- был Колобок,

Колобок – колючий бок.

Жил – был, не тужил,

Он с ребятами дружил.

И пригласил однажды

Колобок ребят пойти в сказку.

Покатился Колобок по дорожке здоровья, а ребята от него не отстают.

.БЛОК – З.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. Через ручеёк,

    Через мосток,

    Через пенёк,

    За ёлку.

3. А оттуда Зайчик:

    «Впущу в сказку, когда

    массаж ушек сделаете».

4. Выполнили мы твою

   просьбу, зайчик, нам пора

   дальше идти.

БЛОК – В.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. По широкому полю,

    По широкому раздолью.

    Катились, катились

    И на край прикатились.

3. А там Волк:

    «Впущу в сказку, когда

    дыхательную гимнастику

    сделаете.

4. Выполнили мы твою

    просьбу, Волк, нам пора

    идти дальше.

 

БЛОК – М.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. На пути стоит гора,

   Ох, высокая она!

   Но колючий колобок

   Не сдаётся, он наш друг.

   

   Вот ещё одна гора,

   Но мы справимся, друзья!

   Прыг-скок, прыг-скок.

   Ну, давай ещё разок.

   Перепрыгнули!

3. А там Медведь:

   «Впущу в сказку, когда

   массаж ножек  сделаете».

Мишка, мишенька, медведь,

Ну, не надо так реветь,

Потопчись,

Покружись,

Вместе с нами повертись!

4. Выполнили мы, Мишка,

    твою просьбу, нам пора

    идти дальше.

БЛОК – Л.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. Вдруг летит к нам птица,

    птица – небылица.

    Подхватила колобок,

    Подняла на потолок:

    Выше, ещё выше.

    Ниже, ещё ниже.

    Вправо полетела,

    Влево полетела.

    Пред глазами

                    покружилась,

    И на носик опустилась.

3. А тут Лиса:

    «Ничем не пахнет.

    Впущу вас в сказку, когда

    массаж носика сделаете.

   Стал колобок щекотать    

   носик щекотать.

4. Выполнили мы твою

    просьбу, Лиса, впускай

    в сказку.

    Лиса: «Заходите, будьте

    здоровы!»

    .

 

Дети сидят за столами. В руках у них колючие (шипастые) мячики-массажёры (величиной с грецкий орех).

Показывают массажёрчик.

Зажимают массажёр между ладонями, пальцы вместе, прямые.

Катают массажёр между ладоней,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Берут и зажимают массажёр в правом  кулачке.

Перекладывают в другую ладошку и зажимают в левом кулачке.

Перекладывают и зажимают в правом кулачке.

Перекладывают и зажимают в левом кулачке.

Массаж ушных раковин:

1. Потирают массажёрами ушные

раковины обоих ушей по очереди.

2. Покалывают ушные раковины.

3. Прокатывают или потирают массажёрами за ушами.

Вариант: кладут массажёр на стол

и выполняют массаж ушей, как в сказке-массаже «Теремок» (Блок-З).

Снова берут массажёры, зажимают между ладошками.

Катают массажёр между ладоней,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Катают массажёр по груди круговыми движениями или просто растирают им грудную клетку.

Дыхательная гимнастика-дренаж

1. Вдох через нос. На выдохе произносят протяжно гласные звуки: «а – э – и – о – у – е – ы». Одновременно постукивают себя массажёрами по груди. Вариант:

Встают парами и поколачивают друг другу по очереди спинку.

Снова зажимают массажёр между ладонями.

Катают массажёр между ладоней,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Держат массажёр в правой руке.

Левая рука перед собой, пальцы повёрнуты вверх и растопырены, как гребешок. Ладонь повёрнута к лицу.

Массажёр, как бы перепрыгивает с

пальчика на пальчик левой руки,

колем-массажируем кончики пальцев.

Перекладывают массажёр в левую руку, а правую ставят так же гребешком.

Делают массаж кончиков пальцев

правой руки (см. выше).

Кладут массажёры-колобки на стол,

встают на массажные колючие коврики ногами.

Массаж для стоп ног.

1. Делают перекаты с носков на пятки.

2. Делают перекаты с внешней стороны стоп на внутреннюю.

3. Топчутся с ноги на ногу.

4. Топчутся и поворачиваются вокруг себя.

5. Делая быстрые повороты корпусом влево-вправо (руки в локтях согнуты, прижаты к бокам), елозят стопами по коврику.

Сходят с коврика, 2-3 сек. стоят на гладком полу.

Берут массажёр, зажимают его между ладоней.

Катают массажёр между ладоней,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Гимнастика для глаз:

1. Поднимают массажёр вверх, следят за ним взглядом. Голова не поднимается.

2. Опускают массажёр вниз, следят за ним взглядом. Голова не опускается.

3. Переводят массажёр в правую сторону, следят взглядом. Голова не поворачивается.

4. Переводят массажёр в левую сторону.

5. Круговые движения глазами.

6. Массажёр держат в вытянутой руке и постепенно приближают к носу, следят взглядом.

Принюхиваются к колобку.

Массаж БАТ носа:

1. Прокатывают или растирают

точку между бровями.

2. Поглаживают носик с обеих сторон, вдоль линии носа.

3. Покалывают точки гайморовых впадин, кончик носа, под носом и

над верхней губой.

Дети раскрывают массажёры-колобки, а там пальчиковые массажёры. Дети самостоятельно

прокатывают массажёры по каждому пальчику.

Потом массажёры складываются.

По ритму текста.

По ритму текста.

Зажимать не до боли.

Не более 5 секунд на одно ухо.

По ритму текста.

По ритму текста.

Делают круги в одну и другую стороны.

2-3 раза.

По ритму текста.

По ритму текста.

По ритму текста.

По ритму текста.

По ритму текста.

5секунд.

1 круг.

По ритму текста.

Расслабление.

По ритму текста.

По ритму текста.

1 раз.

1 раз.

1 раз.

1 раз.

1 раз вправо, 1 раз влево.

1 раз.

2-3 раза.

3-5 секунд.

3-5 сек.

По 3-5 сек.

По 3 раза каждый пальчик.

Примечание:

1. Сказка – массаж может идти самостоятельно, как игровой оздоравливающий массаж для детей.

2. Можно использовать отдельные блоки, как минутку здоровья на занятиях.

3. Можно брать вариант текста в р.н. изложении и вставлять туда разработанные игры-массажи с массажёрами. Это особенно эффективно, когда массажи только разучиваются и детям проще повторять уже знакомый текст.

4. Данный авторский стихотворный вариант дан, как усложнение и разнообразие.

Песенки, пестушки, потешки и загадки для минуток здоровья, массажей,              пальчиковых игр и побудок.

             Текст.

      Описание движений.

     Примечание.

1. 

    Потягунушки,

    Потягунушки!

    Поперёк толстунушки,

    А в ножки ходунушки,

    А в ручки хватунушки,

    А в роток говорок,

    А в голову разумок.

2. 

    Ладушки, ладушки,

    - Где были?

    - У бабушки.

    - Что ели?

    - Кашку.

    - Что пили?

    - Бражку.

    Каша масленька,

    Бражка сладенька,

    Бабушка добренька.

    Попили, поели,

    Шу, полетели!

    На головку сели

    Сели, посидели,

    Прочь улетели!

3. 

    Сорока-ворона

    Кашу варила,

   

    На порог скакала,

   Гостей созывала.

    Гости не бывали,

    Каши не едали.

    Всю свою кашу

    Сорока-ворона

    Деткам отдала.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    - Зачем дров не пилил,

    - Зачем воду не носил!

4.

-  Кисонка-мурысенька,

   Ты где была?

 - На мельнице.

-  Кисонька-мурысенька,

    Что там делала?

-  Муку молола.

-  Кисонька-мурысенька,

    Что из муки пекла?

-  Прянички,

    прянички.

-  Кисонька-мурысенька,

    С кем прянички ела?

-  Одна,  

    одна.

-  Не ешь одна,

    не ешь одна!

5. 

    Вдоль по реченьке

    лебёдушка плывёт,

    Выше бережка головушку

    несёт.

    Белым крылышком

    помахивает,

    На цветы водицу…

    стряхивает.

6.

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико.

    Чтобы глазоньки

    блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

 

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

7.  

    Расти, коса, до пояса,

   

    Не вырони ни волоса.

    Расти, косонька, до пят

    Все волосоньки в ряд.

    Расти, коса, не путайся –

    Маму, дочка, слушайся.

8.

    Тили-тили-тили-бом!

    Загорелся Кошкин дом.

    Кошка выскочила,

    Глаза выпучила.

    Бежит курица с ведром,

    Заливает Кошкин дом.

9.  

    Зайчишка – трусишка

    По полю бежал,

    В огород забежал.

    Морковку нашёл,

    Капусту нашёл.

    Сидит, грызёт.

    Иди прочь –

    Хозяин идёт.

10. 

     За морями,

     За горами,

     За железными…

     столбами,

     

     На пригорке теремок,

     На дверях висит замок.

     Ты за ключиком иди

     И замочек отомкни.

11.

     Шли…

     семь…

     старичков,

     У них…

     

     семь…

     посошков,

     На каждом…

     посошке…

     семь…

     сучков,

     На каждом…

     сучке…

     семь…

     узелков,

     В каждом…

     узелке…

     семь…

     пирогов,

     В каждом…

     пироге…

     семь…

     бобов,

     У каждого боба семь…

 

     ростков.

     Сколько было…

     старичков?

12.

     Сеть тяну, рыбу ловлю,

     Попало немало:

     Семь окуней,

     Пятьдесят карасей,

     Один ершок –

     И того в горшок.

     Ухи наварю,

     Всех ребят накормлю.

13.

     Как у наших у ворот

     Петух зёрнышки клюёт,

     Петух зёрнышки клюёт,

     К себе курочек зовёт:

     - Вы, хохлушечки!

     Вы, пеструшечки!

     Я нашёл для вас орех,

     Разделю орех на всех –

      По крупиночке,

     По восьминочке.

14.

     Сел…

     сверчок…

     на…

     шесток,

     Тара-

     канн…

     в уго-

     лок.

     Сели –

     посидели,

     

     Песенку запели.

     Услыхали ложки –

   

 Вытянули ножки,

     Услы-

     хали

     кала-

     чи –

   

     По-

     прыга-

     ли с пе-

     чи

     Да давай подпевать,

     Да давай танцевать!

     

     

15.

1)  Заинька,

2) по сеничкам

3)  Погуляй, погуляй!

4)  Серенький,

5)  по новеньким

6)  Погуляй, погуляй!

7)  Некуда заиньке

     выскочить,

8)  Некуда серенькому

     выпрыгнуть.

9)  Заинька, попляшешь -

10)так выпустим,

11)Серенький, попляшешь –

12)так выскочишь.

16.

1)  Уточка…

2)  полевая,

3)  Где ночку…

4)  ночевала?  

5)  Под мостом -  

6)  мосточком,

7)  Под кустом -

8)  кусточком.

9)  Шли там два…

10)паренёчка,

11)Высекли…

12)по пруточку,

13)Сделали…

14)по гудочку.

15)Вы, гудки, гудки,

16)не гудите.

17.Мою доченьку…

18)не будите.

     Под мостом-мосточком,

     Под кустом-кусточком.

17.

1)  Тень-тень,

     потетень,

     Выше города…

     плетень.

     Сели звери…

     под плетень,

     Похвалялися…

     весь день.

2)  Похвалялася лиса:

3) –Всему лесу я краса!

4)  Похвалялся зайка:

5) –Поди, догоняй-ка!

6)  Похвалялися ежи:

7) –У нас шубы хороши!

8)  Похвалялся медведь:

9) –Могу песни я петь!

10)Повторяется текст №1.

18.

1)  Собака на кухне...

2)  лепёшки печёт,

3)  Кот в уголке…

4)  сухари толчёт,

5)  Кошка

6)  в окошке…

7)  платье…

8)  шьёт,

9)  Курочка в серёжках…

10)избушку метёт.

11)Вымела

12)избушку,

13)положила голичок:

14)-Ляг, голичок,

     под порог на бочок!

19.

1)  Как по улочке

     Из проулочка

2)  Бежит серенький коток,

3)  Отморозил ноготок.

4)  Шубка на нём

     Позаиндевела.

5)  Брови и усы

     Позакуржавели.

6)  Не ходи, кот, босиком,

7)  Ходи в валенках.

8)  В рукавицах ходи,

     В тёплых варежках!

20.

Месяц.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка;

Собака лает,

А достать не может.

Ёлочка.

Зимой и летом

Одним цветом.

Карандаш.

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт.

Будильник.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать.

Дзи-и-инь!

Комар.

Не зверь, не птица,

В носу спица;

Летит – кричит, сядет –

молчит;

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.

Баран.

По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.

Гриб.

Стоит на горке

В красной шапке Егорка.

Кто ни пойдёт –

Всяк наклонится.

Речка.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Радуга.

Крашеное коромысло

Через реку повисло.

Солнышко.

Катится яблочко наливное

По блюдечку голубому.

Ночь гонит, день за руку ведёт.

Туча.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже -

Тем дождик ближе.

Ножницы.

Два кольца,

Два конца,

Посередине гвоздик.

Выполняется лёжа, как побудка.

Дети потягиваются, лёжа на спине:

Руки тянут вверх, ноги вниз. Затем расслабляются.

Перекатываются с боку на бок.

Делают шаги в воздухе ногами

(прямые ножницы).

Выпрямляют руки, сжимают и разжимают кулачки.

«Болтушка» языком (со звуком «а»).

Мягко поглаживают себя по головке.

Выполняется сидя, стоя, как игра с руками и пальчиками.

Хлопки в ладоши с переменой рук:

сначала правая хлопает по левой, потом наоборот.

Складывают руки калачиком на груди.

Показывают, раскрывают правую ладонь.

Показывают левую ладонь.

Поглаживают ладошками тыльные стороны кистей рук.

Потирают ладошки.

Поглаживают голову от макушки в стороны-вниз.

Накладывают ладони на живот и гладят круговым движением по часовой стрелке.

Вскидывают ладони над головой, как

рылья.

Накладывают ладони на голову.

Наклон головы вправо, влево.

Вскидывают ладони над головой и кладут на колени.

Пальчиковая игра, выполняется сидя или стоя, как массаж БА зоны и на ладони игра с пальчиками.

Правым большим пальцем водят по центру ладони левой руки круговыми движениями по часовой стрелке.

Постукивают пальчиками правой руки по центру ладошки левой руки.

Раскрывают руки, ладошками к себе и делают такие поздывающие к себе движения.

Складывают кулачки и потирают

костяшки пальцев друг о друга,

либо постукивают ими друг о друга.

Крепко зажимают кулачки, поворачивают костяшками вверх.

Раскрывают-расслабляют ладони.

Загибают указательный палец левой

руки, средний, безымянный.

Берут его правой рукой, подёргивают

за палец, как бы «наказывая».

Затем игра повторяется для правой руки.

Выполняется в форме игры «вопрос – ответ». Сначала вопросы задаёт воспитатель,  потом водящего выбирают из детей.

Дети сидят, руки сложены «лапками»

локти прижаты к бокам.

Крутят кистями рук, как колёса мельницы.

Руки в и.п.

Трут ладошки друг о дружку круговыми движениями, как работают жернова.

Руки в и.п.

Движения, как будто катают колобок в руках: правая рука сверху, левая снизу.

Повторение движения, только левая рука сверху, а правая снизу.

Руки в и.п.

Левая кисть сжимается в кулачок, а правая обхватывает его и сжимает.

То же, но уже левая рука обхватывает правый кулачок.

Хлопают правой ладошкой по тыльной стороне левой кисти, как хлопают по рукам.

То же, но левой рукой по правой.

Выполняют стоя, можно в движении. Используется, как растяжка позвоночника и тела после сидячей работы на занятии.

 Руки опущены вдоль тела, прямые руки отводят назад, приподнимают и округляют грудь, Голова чуть откидывается назад,  нос «смотрит» в потолок.

Медленный поворот головы вправо,

влево, прямо.

Мягкий взмах правой рукой вверх –

вниз.

То же левой рукой.

Через стороны поднимают прямые

руки вверх. Одновременно кисти рук делают колебательные движения влево-вправо (похоже на «фонарики», но кисти рук выпрямлены, пальцы растопырены).

Руки расслабляются и свободно падают вниз. Тело, шея тоже расслабляются, голова опускается.

Можно делать как тактильный самомассаж, а можно дополнить им

закаливание: общирное умывание

холодной водой.

Поглаживают лицо.

Если делают с водой, то наклоняются над раковиной, чтобы стекала вода.

 

Укзательными пальчиками гладят закрытые глаза от внутренней стороны к внешней.

Если с водой, то набирают в пригоршни воду и омывают глазки.

Трут круговыми движениями ладонями рук щёки.

Если с водой, то набирают воду и «оттирают» щёки.

Растягивают рот в улыбке.

Если делают с водой, то набирают в рот воды и полощут во рту, воду

выплёвывают спокойно, без напора.

Растягивают рот, обнажают зубы и постукивают ими.

Выполняется стоя, как тактильный самомассаж.

Поглаживают себя двумя руками от макушки до пояса, движения идут сверху-вниз: макушка – затылок - задняя сторона шеи, плечи, ключицы, подмышки, бока, поясница.

Постукивания мягкими подушечками пальцев рук по макушке головы.

Повторяют поглаживания, но уже до стоп ног: после поясницы ягодицы –

задняя часть бёдер, голени - движение рук заканчивается сзади на пятках. Расклоняются.

Растопыренными пальцами движением снизу-вверх (к макушке)

приподнимают волосы, массажируя кожу головы.

Гимнастика для глаз.

1. Движения глаз влево – вправо.

2. Движения глаз вверх – вниз.

3. Глаза закрыть.

4. Широко раскрыть глаза.

5. Хлопают глазами.

Глаза закрывают (расслабление).

Игра с пальчиками и руками.

Выполняется за столами.

Выпрямляют пальцы обеих рук, а остальные поджимают в кулак. На слова текста шевелят пальчиками, как зайчик ушками.

Складывают прямые пальчики «щепоткой» и попеременно «шагают» вперёд по столу, как будто зайчик оставляет следы.

Прижимают прямые ладони друг к другу перед собой, пальцы вверх.

Переплетают пальцы в «замок».

Не размыкая пальцев, постукивают нижней ладонной частью кистей.

Хлопок в ладоши.

Закрывают ладонями лицо (прячутся)

Вариант: раскрытыми ладонями шлёпают по столу (можно с продвижением вперёд), т.е. изображают шаги хозяина.

Игра с пальчиками и руками.

Руки перед грудью, кончики пальцев

рук касаются, локти разведены в стороны на уровне плеч.

Мягкими руками делают движения

«волны» перед грудью.

Поднимают руки над головой, смыкая ладони вместе. Согнутые локти на уровне ушей.

Вытягивают руки вверх с напряжением, кисти  зажимаются в кулаки.

Сгибают руки в локтях, опускают кулаки до уровня плеч. Плечи развёрнуты, согнутые руки по бокам туловища.

Складывают руки «крышей домика

на уровне груди (треугольником),

пальца на руках между собой сомкнуты.

Пальцы переплетаются, ладони крепко прижимаются.

Не размыкая пальцев, разжимают ладони, поворачивая их к груди, локти поднимаются до уровня плеч.

С усилием «растаскивают» пальцы,

локти идут не вниз, а в стороны.

Пальчиковая гимнастика.

Руки на уровне груди  Раскрытые ладони смотрят вверх. Пальцы растопырены.

Сгибают (прижимают к ладони) большой палец левой руки.

Сгибают указательный палец левой руки.

Сгибают средний палец левой руки.

Сгибают безымянный палец левой руки.

Сгибают мизинец левой руки.

Сгибают мизинец правой руки.

Сгибают безымянный палец правой руки.

Сгибают средний палец правой руки.

Сгибают указательный палец правой руки.

Сгибают большой палец правой руки.

Разгибают большой палец левой руки.

Разгибают указательный палец левой руки.

Разгибают средний палец левой руки.

Разгибают безымянный палец левой руки.

Разгибают мизинец левой руки.

Разгибают мизинец правой руки.

Разгибают безымянный палец правой руки.

Разгибают средний палец правой руки.

Разгибают указательный палец правой руки.

Разгибают большой палец правой руки.

Сжимают ладони обеих рук в кулаки

одновременно.

Раскрывают ладони, поворачивая их ладонями от себя, пальцы растопырены в стороны.

Шевелят (поигрывают) прямыми пальчиками.

Крепко сжимают ладони в кулаки.

Постепенно разжимают кулаки.

«Бросают» расслабленные кисти вниз. Согнутые в локтях руки перед грудью, кисти мягко повисают.

Вариант: сгибать в кулак и разгибать

пальцы можно не только в последовательном, но и в обратном порядке.

Игра с пальчиками.

Руки в области солнечного сплетения, локти чуть в стороны,

ладони зажаты в кулаки, пальцы смотрят в пол.

Разжимают и сжимают пальцы в кулаки (можно одновременно, можно попеременно). Закончить так, чтобы пальцы снова были зажаты в кулаки.

Повернуть кулаки пальцами вверх.

Раскрыть левую ладонь, растопырить пальцы.

Раскрыть ладонь правой руки, растопырить пальцы.

Сложить ладони вместе, пальцы прямые, смотрят от себя.

Хлопок в ладоши.

Круговые движения ладоней (потирают друг дружку, как будто катают колобок).

Разводящие движения руками от себя в стороны и вниз. Ладони раскрыты, раскрыты.

Игра с пальчиками.

Руки согнуты в локтях, локти на уровне поясницы, ладони отогнуты, смотрят от себя (вперёд).

Наклоны прямых кистей влево – вправо.

Указательные, средние, безымянные и мизинцы обеих рук соединены вместе, большие пальцы отдельно.
Прижатые пальцы и большой палец в ритм песенки соединяются и разъединяются. движение направлено от себя.

Движение повторяется с разворотом пальцев на себя.

Одновременно сгибают и разгибают пальцы рук, как бы подзывают к себе. На 4 раз пальцы остаются сложенными в кулачок.

Раскрывается ладонь правой руки и

сразу же пальцы начинают с мизинца веером (друг за другом) складываться снова в кулачок. Зажатые пальцы смотрят вверх.

Движение повторяется левой рукой.

Поворачивают кулачки пальцами вниз – вверх. Останавливаются кулачками вверх.

Складывают пальцы правой руки

щепоткой, пальцами вверх.

То же левой рукой.

Игра с пальчиками.

Левая рука сложена в кулачок, костяшами пальцев вверх.

Пальцами правой руки надавливать на одноимённые костяшки левой руки по - очереди:

указательные,

средние,

безымянные,

мизинцы.

Повторение движений в том  же порядке, но теперь правая рука складывается в кулачок, а пальцы левой нажимают на её костяшки.

Сложить руки в «замок» перед грудью.

Выпрямить, поднять вверх пальцы, не размыкая рук и снова в «замок».

Поигрывают, приподнимая и опуская пальчики, но руки не размыкаются.

Затем пальцы снова сжимаются.

Отодвигают низ ладоней друг от друга, не расцепляя пальцев.

Выпрямляют вверх пальцы, не расплетая их.

Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в «цепочку».

Пальцы разъединяются. Теперь образуют «цепочку» большие и средние пальцы рук.

Пальцы разъединяются. Теперь образуют «цепочку» большие и безымянные пальцы рук.

Пальцы разъединяются, теперь образуют «цепочку» большие пальцы и мизинцы рук.

Движения повторяются ещё раз.

Танцевальное движение «фонарики»:

крутят раскрытыми кистями рук,

по окружности в одну и другую стороны, пальцы растопырены

Вариант: изображать «игру на балалайке» правой рукой, в это время левая рука, будто держит гриф, потом  руки сменить.

Тактильная игра-массаж      

                                        «Заинька».

Выполняется детьми в парах,

на спине.

Дети могут сидеть или лежать на коврике. Тот, кто делает массаж, сидит рядом на коврике боком ( с удобной для него стороны). Если массаж делается сидя, сто сидят на стульчиках друг за другом, «массажист» может сидеть на своём стуле верхом, чтобы было удобней.

Движение от поясницы вверх  к плечам тыльной стороной расслабленных ладоней.

Движение от плеч вниз к пояснице, но уже ладонями рук.

Поколачивание чуть согнутыми пальчиками от поясницы к плечам.

Повторение движений №1.

Повторение движений №2.

Поколачивание чуть согнутыми пальчиками от плеч к пояснице.

Руки сжаты в кулачки. Костяшками пальцев одновременно двумя кулачками нажимают несильно по обе стороны позвоночника. Движение от поясницы вверх к лопаткам.

То же, но движение от лопаток  вниз.

Повторение движения №1.

Повторение движений №2.

Повторение №1.

Повторение №2.

Игра-массаж «Уточка полевая».

Условия выполнения те же.

Описание в 14 игре №1.

Описание в 14 игре №2.

Повторение №1.

Повторение №2.

Растирающие движения по обе стороны позвоночника вверх к плечам: движения из стороны в сторону, одновременно двумя руками сразу.

Движение повторяется вниз: от плеч к пояснице.

Повторение движения №5.

Повторение движения №6.

Тыльной стороной кулачков тихонько поколачивают по обе стороны позвоночника от поясницы до плеч быстрыми, мелкими движениями.

То же вниз: от плеч до поясницы.

Ладони сложены вместе, пилящие движения с левой стороны позвоночника вверх от поясницы до

плеч.

То же движение, но вниз с левой  же стороны.

Повторение движения №11, справа от позвоночника.

Повторение движения №12, но справой стороны.

Повторение движений №1.

Повторение движений №2.

Повторение №1.

Повторение №2.

Вариант.  Если детям трудно делать движения 5, 6, 7, 8 в быстром темпе,

то можно делать так:

Растирающие движения по обе стороны позвоночника вверх к плечам: движения из стороны в сторону, одновременно двумя руками сразу.

Движение повторяется вниз: от плеч к пояснице.

Игра-массаж

                   «Тень-тень-потетень».

Правила выполнения те же.

Ладонями рук растирают спину по обе стороны позвоночника от поясницы до плеч и обратно:

движение вверх,

вниз,

вверх,

вниз,

вверх,

вниз,

вверх,

вниз.

Чуть согнутыми пальцами, как бы «отпечатывать следы лисы» по обе стороны позвоночника (правая рука справа, левая – слева), продвигаясь

вверх от поясницы до плеч.

Те же движения, но вниз: от плеч к пояснице.

Пальцы рук собраны в щепотку. Так же «отпечатывать следы зайца» вверх, но в движения мельче и быстрее.

Те же движения, но вниз.

«Отпечатывают следы ежей» костяшками пальцев обеих рук по обе стороны позвоночника вверх. Движение  ещё мельче и быстрее.

Те же движения, но вниз.

«Отпечатывают следы медведя» шлёпая раскрытыми ладонями рук вверх: выше поясницы, по лопаткам.

Те же движения, но в обратном порядке.

Мягкие поглаживающие движения от поясницы вверх до плеч тыльной стороной ладони, вниз от плеч до поясницы – ладонью.

     Игра-массаж «Припевочка».

Правила выполнения те же.

До начала текста делают поглаживающие движения, как описывалось уже раньше.

Мягкие шлепки ладонями вверх от поясницы к плечам. Движение рук попеременное.

Те же движения вниз до поясницы.

Костяшками кулачков как бы «растирают сухари»: надавливают и делают поворот кулачком по кругу в сторону (правая рука вправо, левая – влево). Движение  рук попеременное, идёт вверх.

Те же движения вниз.

Руки сложены ладошками вместе. Пилящие движения ребром ладоней вверх по левой стороне спины до плеча.

Те же движения вниз.

Те же движения по правой стороне

вверх.

Те же движения вниз.

Короткие подметающие движения кистями вверх (тыльной стороной) –

вниз (ладонью) с продвижением

вверх, к плечам. Каждая рука на своей стороне спины.

Те же движения, но вниз.

Погладить: движение рук вверх до плеч тыльной стороной по спине.

Движение одновременное.

Вниз – ладонью.

Наложить ладони на лопатки, пальцы растопырены. Лёгкое надавливание

(выравнивание лопаток) и отпустить.

Растирание боков туловища  ладонями рук.

  Игра-массаж  «Как по улочке».

Правила выполнения те же.

Мягкие поглаживающие движения руками вверх от поясницы (тыльной стороной кистей рук) к плечам и вниз

(ладонями) по обе стороны позвоночника.

Пощипывания кожи с продвижением

вверх, к плечам. Щипок делается всеми пальцами одновременно.

Те же движения вниз.

Ладонями рук спиралевидными движениями (правой рукой вправо, левой – влево) растирать спину по обе стороны позвоночника вверх до

плеч.

Те же движения вниз до поясницы.

Постукивать пальчиками попеременно всеми (движение рук вверх, к плечам) по обе стороны позвоночника (правая рука справа, левая – слева).

Тыльной стороной кулачков постукивать в движении вниз, к пояснице.

Повторение движений №1.

Тактильные загадки-массажи.

Используются для расслабления в конце физкультурных занятий. Либо для тренировки тактильной чувствительности. Для разнообразия минуток здоровья на занятиях. Для тактильных игр с детьми.

Рисуют пальчиком на спине месяц.

Рисуют ещё раз.

Рисуют ёлочку.

Делают движения, как будто пишут.

Рисуют круги по часовой стрелке.

Щекочут за бока.

Указательными пальцами рук делают колющие движения по всей спине.

Руки зажаты в кулачки. Сжатыми фалангами пальцев, как бы «бодают»

в спину.

Рисуют шляпку гриба.

Дорисовывают ножку гриба.

Рисуют волны.

Ещё раз.

Рисуют дугу слева - направо.

Затем справа - налево.

Рисуют солнышко: круг и лучи вокруг.

Рисуют овал на спине.

Стучат кончиками пальцев по спине.

Рисуют рядом два колечка на спине.

Пририсовывают две чёрточки крест-накрест.

Укалывают указательным пальцем

туда, где рисовали чёрточки.

2 раза: на каждое слово потяг и расслабление.

4 раза.

4 раза.

  1. раза.

По ритму текста.

По ритму текста.

8 раз.

По тексту.

По 1 разу.

По ритму текста.

По ритму.

2-4 раза.

По 1 разу.

Расслабление.

4. раза.

4 раза.

2-4 раза.

По ритму текста.

По ритму текста.

Произносят слова медленно, на 4

поворота кистями

рук.  

4 раза.

4 раза.

4 раза.

1 раз.

1 раз.

1 раз.

1 раз.

Выпрямление и растяжка позвоночника,

тело, руки и шея напряжены.

По 1 разу в каждую сторону, напряже-

ние сохраняется.

По 1 разу.

1 раз.

4 раза без воды,

2 раза с водой.

2 раза.

1 раз.

По ритму текста,

примерно 4 раза.

Трущие движения

4 раза вверх-вниз.

1 раз

с  напряжением и расслаблением.

1 раз.

6 раз, по ритму текста.

2 раза.

По ритму текста,

примерно 8 раз.

С наклоном вперёд,

2 раза.

4 раза.

4 раза.

4 раза.

Примерно 8 раз.

3-5 сек.

В ритме текста.

Примерно 11 раз, по ритму текста.

4 раза: на каждый слог.

1 раз.

Примерно 5 раз, по ритму теста.

По ритму текста.

По тексту.

Поза «замок».

После игры встряхнуть кисти и руки, снять напряжение.

Игра в ритме считалки.

Левая рука остаётся зажатой в кулак.

Правая рука остаётся зажатой в кулак.

Правая рука остаётся раскрытой, пальцы растопырены.

Руки согнуты в локтях, перед грудью.

Костяшки пальцев на уровне груди, локти опущены вниз.

После гимнастики

опустить руки и расслабить, помахать ими внизу.

4 раза: на каждое слово.

Примерно 2 раза, по ритму текста.

После игры руки расслабить.

Примерно 4 раза, по ритму текста.

Примерно 4 раза, по ритму текста.

4 раза.

4 раза.

1 раз, движение делается плавно, но достаточно быстро.

8 поворотов, по ритму текста.

В конце игры кладут руки на колени ладонями вверх, расслабляют.

Большой палец правой руки и костяшка левой, здесь не участвуют.

Движение напоминает хаотичное.

Движения можно упростить: показать 2 кулачка.

Раскрыть ладони,

напрячь.

Соединять пальцы каждой руки только между собой, не образуя с другой рукой в цепочку.

8 движений.

На каждую строчку.

После игры кисти и руки расслабить,

Лучше, если тело будет свободно от одежды. У детей не должно быть длинных ногтей и грязных рук. В комнате должно быть тепло.

Для всех массажей правило:

не причинять боль,

не трогать область почек,

не пересекать движениями позвоночник.

3 раза, на каждое слово.

3 раза, на каждое слово.

После массажа

сразу не вставать,

1-2 мин. полежать.

Потом дети меняются.

Напоминать детям, что линию позвоночника пересекать нельзя.

Напоминать детям, что это не должно причинять боль, а должно быть приятным.

Если мальчик, то

«Моего сыночка не будите».

8 проходок.

4 печатки,

пальцы чуть растопырены.

4 печатки.

6 печаток, на каждый слог текста

6 печаток.

14 печаток, по 2 на каждый слог текста

14 печаток.

2 печатки, на каждое слово.

2 печатки.

8 движений,

ритм такой же, как в №1.

Всего 6 шлепков.

Всего 6 шлепков.

Всего 6 ходов.

Всего 6.

4 полных движения.

4 движения

4 движения

1 раз

8 движений вверх-вниз.

После массажа снова сделать мягкие поглаживания спины.

Всего 4 движения вверх-вниз.

4 раза

4 раза

4 спиральки

4 спиральки

Таким движением ещё показывают капельки.

Рисунки делают по ритму текста или пока ребёнок не отгадает.

2 рисунка

1 ёлочку из 5 штрихов.

4 строчки письма.

4 круга.

12 укольчиков.

8 раз.

1 рисунок.

2 раза.

1 рисунок.

1 рисунок.

1 раз.

По ритму текста.

Рисуют по тексту.

Общие сведения:

   

   В основу создания  данных  массажно-игровых комплексов положены следующие общеизвестные методики:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Театр рук.

3. Массаж БАТ пальцами и массажёрами.

4. Массаж по А. Уманской.

5. Звуковая вибрация по М. Лазареву.

6. Фонопедия по В. Емельянову и И.Трифонову.

7. Глазная гимнастика по китайской методике.

8. Театральная методика подражания: пластический этюд.

9. Стоматологическая методика для укрепления зубов и дёсен.

10. Гимнастика на подвижность языка.

11. Упражнения на расслабление.

                                             

                                            Использованная литература:

1. Боголюбская М.К., Табенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для дошкол. пед. училищ / Под ред. Е.Е. Зубаревой.- М.: Просвещение, 1979.

2. Сказки, песенки, загадки. / Составитель Н.В. Головин. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1967.

3. Русские народные сказки.  / Рис. Е. Рачёва.- М.: Государственное изд-во «Детской литературы» мин. просвещения РСФСР, 1963.

4. Музыка в детском саду №5 (6-7 лет) – М.:  Музыка, 1966.- стр.120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки"

Проект "Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки" в младшей группе...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....

Минутки здоровья в народной традиции воспитания ребенка

Актуальность вопроса патриотического воспитания сегодня звучит везду и повсюду. Самое заветное желание мамы - папы - это растить здорового ребёнка. Традиционная педагогика народной культуры - кладезь ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР С ПРИБАУТКАМИ

Картотека русских народных игр с прибаутками для детей дошкольного возраста....

Конспект поэтической минутки. Чтение русской народной сказки "Пряничный домик"

В ходе поэтической минутки знакомим детей со сказкой, беседуем о прочитанном....


 

Комментарии

Сахарова Светлана Юрьевна

Огромное спасибо. Давно искала такой материал.Вы молодец!
Самойленко Марина Геннадьевна

Спасибо за комментарии по сказкам-массажам. Рада, что кому-то пригодилось. Правда, детям очень нравится. Особенно, когда их массажирует воспитатель или родитель. Это хороший взаимный контакт.

Марина Геннадьевна! Спасибо огромное! Ваш материал буду использовать при психолого-педагогическом сопровождении непосредственно-образовательной деятельности детей. Очень занимательно и полезно! Дальнейших творческих успехов
Чистякова Людмила Михайловна

Спасибо огромное за материал!