Реализация программы «Здоровье дошкольника» в образовательном учреждении
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Загребина Елена Васильевна

статья форум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_doshkolnika.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МДОУ д/с общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

Реализация программы «Здоровье дошкольника»

в  образовательном учреждении.

            Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов: наследственность, экология, социальные заболевания.

            Дошкольный возраст – очень важный период для раннего приобщения ребёнка к заботам о своём здоровье, для оздоровления детского организма, поэтому проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни является для нашего ДОУ актуальной, так как ослабленное здоровье детей существенно влияет на развитие ребёнка: умственное, физическое, социально-личностное.

            Коллектив пришёл к необходимости создания и реализации оздоровительной работы с детьми, начиная с раннего возраста.

           В связи с этим в 2004 году творческой группой была разработана и реализуется программа «Здоровье дошкольника», по которой работают: инструктор по физической культуре, старшая медсестра, педагог-психолог,  старший воспитатель, воспитатели, дети, родители.  

          Инновационными  идеями  программы являются:

-   Комплексный подход в организации образовательного процесса;

- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- Интеграция медицинских, педагогических, экологических подходов к вопросу оздоровления детей.

          Цель данной программы: сохранить и укрепить здоровье детей, формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

         Выполнение данной программы обеспечивает решение следующих задач:

  1. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий
  2. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщение детей к здоровому образу жизни.
  3. Создание условий для самореализации ребёнка в образовательном процессе

 В связи с этим основными направлениями работы стали:

- здоровьесберегающая образовательная среда и оздоровительно-профилактические  мероприятия.

 Реализация программы  предполагает несколько разделов.

1 раздел  мониторинг профессионального и творческого уровня педагогов к усвоению программы.

В этом разделе основная функция – информационно – аналитическая.

2 раздел – создание условий для оздоровительно-развивающей среды.

Основная функция этого раздела -  организационная. Она включает:

- обновление   оборудования физкультурного зала, физкультурной площадки;

- создание дидактического и методического обеспечения: разработка  перспективных планов, конспектов походов в природу, интегрированных занятий и др.;

- создание уголков здоровья, фитобара, автогородка;

- организация работы группы здоровья «Следок» по профилактике плоскостопия детей;

- создание Совета здоровья и разработка Положения о его деятельности.

3 раздел – реализация практических мероприятий.

Основная функция  этого раздела – практическая. Включает в себя три направления деятельности:

    1 направление -  повышение уровня профессиональных умений педагогов:

- накопление собственного опыта по новым формам организации педагогической деятельности в оздоровительном направлении;

- работа по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительного направления через методические дни, творческие посиделки, диспуты.

  1. направление – психолого-медико-педагогическая деятельность с детьми:

- диагностика развития детей, начиная с раннего возраста;

- организация общего режима в ДОУ и двигательного режима;

- система закаливания для каждой возрастной     группы: игровой массаж, обширное умывание, обтирание тела махровой рукавичкой, босохождение,  игры с водой, проведение сезонной профилактики простудных заболеваний: растирание подошв, бег трусцой с чередованием дыхательных упражнений;

- лечебно-профилактическая работа с помощью природных средств: фиточай, витаминные напитки, полоскание горла отварами трав, приём фитонцидов и др.;

- валеологическое воспитание детей: занятия по теме «Я и мой организм»;

- пешие  походы, туристические прогулки, дни здоровья, сезонные эколого-оздоровительные недели, каникулы;

- самостоятельная двигательная деятельность:  различные игры с использованием физкультурного оборудования, дыхательная гимнастика, физкультминутки;

- ароматерапия;

- организация работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные  и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);

- использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.

 Особое внимание уделяется организации и проведению  летней оздоровительной работы: безопасности площадок, достаточному пребыванию воспитанников на свежем воздухе, экскурсиям и прогулкам в природу и другой разнообразной деятельности, насыщенной положительными эмоциональными переживаниями. Инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом проводятся интегрированные оздоровительные занятия «Познание своего Я через движение» с целью подготовки детей к школе и сохранения психологического здоровья детей средствами и методами физической активности.

  1. направление - педагогическая деятельность с родителями

Активными соучастниками педагогического процесса являются наши родители.         С раннего возраста проводятся практикумы  по обучению приёмам и методам оздоровления детей: массаж, дыхательная гимнастика, обучение нетрадиционным методам оздоровления, совместные праздники, досуги, круглые столы, походы, родительский всеобуч   и другие мероприятия.

  1. раздел – мониторинг оздоровительной работы в ДОУ.

Основная функция - контрольно – оценочная, которая включает мониторинг оздоровительной работы и комплексную оценку здоровья.

Два раза в год в ДОУ проводится психолого-педагогического консилиум, на котором  подводятся  итоги работы коллектива: выявляется уровень физического и психического здоровья, эффективность физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми, выявляются проблемы и перспективы работы.

          Таким образом,  в  детском саду создан благоприятный оздоровительный микроклимат и среда, которая повышает самочувствие воспитанников, способствует их личностному росту и мобилизирует творческие способности. Результаты реализации программы следующие:

  1. За период с 2006 – 2008 гг. нет детей с тяжелой степенью адаптации к  условиям детского сада.
  2. Воспитанники владеют основными знаниями о ЗОЖ: знают правила гигиены, правила ухода за больными, знакомы с некоторыми приёмами первой медицинской помощи, с возможными травмирующими ситуациями и т. д.
  3. 94 % родителей считают оздоровительную работу в ДОУ необходимой.
  4. На протяжении нескольких лет наблюдается снижение заболеваемости детей; показатели по болезни  ниже уровня областного и районного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" по реализации программы "Здоровье дошкольника"

В презентации представлен опыт работы коллектива МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области по реализации оздоровительной программы "Здоровье дошкольника", раскрыты цели, з...

Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».

Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса"                           ...

Реализация программы "Здоровый дошкольник"

Важным вопросом является пропаганда среди воспитанников группы и их родителей приоритетов здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту....

Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»...

Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"

Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"...

Опыт работы по реализации Программы воспитания в дошкольном учреждении

Вашему вниманию предлагается опыт работы по реализации Программы воспитания в дошкольном учреждении, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы, адаптированных основных об...