Методическая разработка на тему "Формирование плавательных навыков через внедрение программы "Незабудка"
методическая разработка (физкультура, подготовительная группа) по теме

ГРИГОРЬЕВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Формирование плавательных навыков дошкольников будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:.........................

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной институт повышения

квалификации и переподготовки

учителей

Методическая разработка

Тема: «Формирование плавательных навыков через внедрение программы «Незабудка»»

Инструктор по физической культуре

МБДОУ д/с № 10 «Золушка»

Григорьева Ирина Юрьевна

Оха

        Содержание:

Введение. Актуальность проблемы обучения дошкольников плаванию в практике работы ДОУ.

Глава I. Исторический аспект обучения плаванию в научно – педагогической литературе.

  1. Значение плавания в оздоровлении детского организма.
  2. Методика обучения плаванию в ДОУ.
  3. Формы, условия, факторы влияющие на обучение плаванию.
  4. Краткие выводы по главе I.

Глава II. Описание опытно-педагогической работы по обучению плаванию детей дошкольного возраста.

2.1. Итоги констатирующего этапа исследования.

2.2. Система мероприятий направленных на повышение уровня плавательных навыков.

Заключение.

Методические рекомендации.

Приложение.

Параметры исследования.

Предмет: Физкультурно – оздоровительная работа

Объект: Занятия по плаванию в ДОУ

Цель: Сформировать пути и охарактеризовать условие развитие плавательных              умений и навыков через внедрение программы «Незабудка»

Задачи: 1. Дать анализ основных аспектов программы «Незабудка» в научно – педагогической литературе;

        2. Выявить и применить в практике работы наиболее эффективные методы и приемы программы;

        3. Разработать методические рекомендации.

Гипотеза: Формирование плавательных навыков дошкольников будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:

        - тесное сотрудничество с медперсоналом и родителями;

        - использование разнообразных форм обучения;

        - учет психофизических особенностей детей.

Новизна: Разработана система подвижных игр, направленная на успешное обучение детей плаванию.

Практическая значимость: Данную систему мероприятий можно использовать в практике работы других детских садов района.

Введение.

Актуальность проблемы обучения дошкольников плаванию в практике работы ДОУ.

Актуальность.

«Вода у тебя нет, ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполнена радостью, не объяснишь нашими чувствами. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент – Экзюпери.

Любой совершенно обычный ребенок одержим жаждой движения. Он словно заводная игрушка, трудно заставить его усидеть на месте, ему все интересно, многое хочет знать, попробовать. Необходимо удовлетворять эту энергию направляя на более полезное дело. Каждый вид спорта в какой – то степени дополняет друг друга при формировании у детей практических навыков необходимых в жизни, но ни один из них за исключением плавания, не может подготовить человека к действиям в воде.

Плавание – один из более популярных и массовых видов спорта. Оно доступно всем и каждому в любом возрасте. Плавание имеет благотворное влияние на организм человека, его состояние, т.е. оздоровительно-гигиеническое лечебное значение. Это одно из эффективных средств закаливания человека. Повышая сопротивление воздействию температурных колебаний, оно воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Человек занимающийся плаванием, также приобретает важные в жизни навыки гигиены. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат, гармонично развивает почти все группы мышц, способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника. Плавание отлично тренирует и укрепляет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вырабатывает правильный ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких, гармонично развивает такие физические качества как сила, быстрота, ловкость, выносливость, подвижность в суставах, координацию движений.

Не каждый плавающий умеет плавать! Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития человека. Умение плавать, является навыком, необходимых человеку, в самых разнообразных ситуациях. Нет надобности, указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если же всех детей с самых ранних лет приучить, свободно держаться на воде, обучить проплывать хотя бы небольшое расстояние, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья.

Вода наша родная стихия! Находясь, в утробе матери каждый из нас уже пытается изобразить движения пловца. Значит надо всячески развивать и поддерживать способности, тем более что водные процедуры, занятия плаванием могут творить чудеса! Умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь.

Глава I. Исторический аспект обучения плаванию в научно-педагогической литературе

1.1. значение плавания в оздоровлении детского организма.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Это один из самых полезных видов физических упражнений, укрепляет нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавание на развитие всего организма.

Прежде всего мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходит через меньшие промежутки.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развиты к 3 – 5 г. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простой динамичностью.

Сердечно – сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. При плавании органы кровообращения находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному механическому воздействию давления воды на поверхность тела.  Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно – сосудистой системы.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежная и легкая ранимость слизистых оболочек. Систематические занятие плаванием благотворно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость возрастает.

Опорно – двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому у ребенка позвоночник мягкий, эластичный. В виду такой податливости он легко подвергается изгибам. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка, на поверхности облегчает тело, поэтому снижается давление на позвоночник. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности.

Центральная нервная система интенсивно развивается к 6 годам процессы возбуждения,  еще преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. У детей наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения.

Правильное физическое воспитание ребенка без закаливания его организма. Особенно эффективно плавание, купание, т.к. сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением. При систематическом плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменением температуры воды. Ребенок привыкает длительно находится в среде с более низкой температурой. Возникает стойкое приспособление к холоду. Вот почему плавание является эффективным средством закаливания.

1.2. Методика обучения плаванию в ДОУ

Методика обучения плаванию опирается на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы: сознательность, систематичность, наглядность и принцип возрастания нагрузки. Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности к простудным заболеваниям, индивидуальных реакциях на физические нагрузки можно находить верные приемы работы при обучении плаванию детей. Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает, необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий.

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том что выполнение этого движения в воде вполне возможно.

Объяснения, рассказ инструктора на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую, выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда спокойным, ровным. Решающую роль в формировании навыков плавания играю упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

Технику спортивных способов плавания рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируется представление о конкретном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремится к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствия и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.

1.3. Формы, условия, факторы влияющие на обучение плаванию

Занятия плаванием представляют собой звено целостного процесса физического воспитания. Они включаются в режим дня детского сада, где им отводится строго определенное место. Это помогает организации детского коллектива, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме занятий проводятся соревнования, праздники – на воде – это прежде всего! Эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизировать свои силы в соревнованиях.

В практике работы дошкольных учреждений, в которых организовано обучение плаванию, температура воды в бассейнах, как правило устанавливается в зависимости от длительности занятий, возраста детей, состояния их здоровья. Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование, игрушки предназначенные для наиболее эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр. Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам.

Чтобы обучение плаванию осуществлялось последовательно и систематически необходимо наличие перспективного и календарного планирования всех возрастных групп. Определены задачи каждого занятия, подобраны игровые упражнения, предусмотрены последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных элементов.

Основаниями психическими факторами, тормозящими обучению плаванию, являются неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на слизистую оболочку глаз, в уши, нос и особенно ротовую полость, где под действием глотательного рефлекса новичок часто невольно ее проглатывает; страх перед водой, связанный с прежним негативным опытом обучения, наблюдаемыми ранее несчастными случаями; негативное настроение, неверные представления и понятия, связанные с неверностью в своих силах, страхом.

Необходимо отметить, что в последнее время в детских садах появилось большое количество ослабленных детей. Поэтому использование плавания в работе с ними имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны дополнительные нагрузки, здесь вводятся регламентации: уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию, сокращается длительность пребывания в сауне.

1.4. Краткие выводы по главе I.

Таким образом, значение плавания очень велико – оно закаливает организм, оздоравливает, способствует нормальному физическому развитию, приобщает к здоровому образу жизни. В процессе обучения плаванию у детей формируются нравственно – волевые качества.

План исследовательской работы.

  1. Констатирующий этап – выявить уровень плавательных навыков дошкольников при помощи методов: педагогического наблюдения, диагностики, анкетирования родителей.

Сентябрь – октябрь 2006г.

  1. Формирующий этап – реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня плавательных навыков.

Ноябрь 2006 – май 2007г.

  1. Заключительный этап – повторное выявление уровня развития плавательных навыков при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Май 2007 г.

Глава II Описание опытно – педагогической работы по обучению плаванию детей дошкольного возраста

2.1. Итоги констатирующего этапа исследования

Опытно – педагогической работа проводилась на базе МДОУ № 10 «Золушка» г. Охи. В эксперименте приняли участие старшая группа детей дошкольного возраста и их родители в количестве 20 человек. Первый этап – диагностика плавательной подготовленности и имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья. Для более точного определения состояния здоровья и плавательных умений и навыков совместно со старшей медсестрой были проведены контрольные занятия по выявлению и определению:

  1. Передвижение на руках, лицо опущено в воду В 25% С 70% Н 5%
  2. Погружение с выдохом в воду В 25% С 70% Н 5%
  3. Умение лежать на воде В 30% С 65% Н 5%
  4. Скольжение с движением ног В 20% С 70% Н 10%
  5. Скольжение с движением рук В 25% С 65% Н 10%
  6. Плавание способом «кроль» В 10% С 30% Н 60%

Заполнили индивидуальные карты физического развития на каждого ребенка, где предусматривается группа здоровья, рекомендации врача, антропометрические данные, физические показатели и плавательные навыки. Получены следующие результаты (высокий, средний, низкий – см. приложение).

Проработав полученные результаты решено было узнать взгляды семьи на формирование плавательных навыков через анкетирование. В анкетировании приняли участие 20 родителей.

Были предложены следующие вопросы:

  1. Используете ли дома закаливающие процедуры?
  2. Умеете ли сами плавать?
  3. Постоянно ли ваш ребенок посещает занятия в бассейне?
  4. Положительно ли вы относитесь к обучению плавания детей?
  5. Свойственно ли вашему ребенку водобоязнь?
  6. Выезжаете ли вы с ребенком летом на озера, реки?
  7. Считаете ли вы, что плавание благоприятно воздействует на организм ребенка?

Были получены следующие результаты:

 Да                                  Нет

  1. 40%                        60%
  2. 50%                        50%
  3. 50%                        50%
  4. 40%                        60%
  5. 50%                        50%
  6. 60%                        40%
  7. 50%                        50%

Анкетирование помогло больше узнать о ребенке, его физическом развитии и отношении родителей к обучению плавания детей, а также определить методы и приемы для пропаганды ЗОЖ.

Программа наблюдения

Объект наблюдения: Занятие по плаванию.

Цель: Выявить уровень плавательных навыков.

Время: 18 октября 2006 г.

Продолжительность: 30 минут.

Предполагаемый результат – наблюдение покажет, что дети умеют.

- Выполнять многократные выдохи в воду;

- Скольжение на груди;

- Движения ногами, как при плавании способом «кроль»;

- Лежание на груди и спине.

Наблюдение показало:

- Выполнять многократные выдохи в воду – 40%

- Скольжение на груди – 50%

- Движения ногами, при плавании способом «кроль» - 40%

- Лежание на груди и спине – 50%

2.2. Система мероприятий направленных на повышения уровня плавательных навыков.

        Невозможно строить работу, не зная способностей ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Опыт показывает, что не бывает неспособных в области спорта детей, есть не нашедшие себя… На собственном опыте убедилась, что ребенок способен овладеть разными видами спортивного плавания. Для начала надо было найти программу, которая помогла бы принести больше пользы в овладении плавательными навыками. Так я познакомилась с программой «Незабудка» - автор Б.Б. Егоров. В программе соблюдаются принципы: доступности, постепенности, систематичности с учетом индивидуальных способностей. Работая по программе мной был составлен перспективный план. В начале и конце года проводится диагностика плавательной подготовленности. Данные заносим в индивидуальные карты по физическому развитию детей. Не секрет, что оснащение бассейнов промышленным инвентарем невелико, поэтому возникла необходимость создать пособия и инвентарь своими руками, используя подручный материал. Для этого нужно было найти тесный контакт с воспитателями и родителями.

Выступая на родительских собраниях и знакомя их с целью своей работы проводя анкетирование, индивидуальные беседы, убедилась в необходимости проводимой работы. Для родителей проводила неделю открытых дверей «Чудеса ракушки». На которых родители могли воочию убедится чему научились дети.

Для активации представлений, об изучаемых движениях, в начале каждого занятия используя наглядное пособие, обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка, выясняю причины нежелания плавать. Чаще всего выясняется, что родители боясь, что ребенок снова заболеет, не разрешают посещать бассейн. Таких родителей приходится убеждать о пользе закаливания, учить готовить детей к плаванию дома, рассказывать им о средствах закаливания и упражнениях с водой в ванне.

Праздники и развлечения на воде являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий проводимых в бассейне. Повышая эмоциональный фон, делали красочные оформления в соответствии с содержанием, а также использовали музыкальное сопровождение.

2.3. Итоги заключительного этапа исследования.

После проведенной нами системы мероприятий было проведено повторное обследование детей по тем же вопросам диагностики, что и констатирующем этапе. Были получены следующие результаты по выявлению и определению:

  1. Передвижение на руках, лицо опущено в воду В С Н
  2. Погружение с выдохом в воду В С Н
  3. Умение лежать на воде В С Н
  4. Скольжение с движением ног В С Н
  5. Скольжение с движением рук В С Н
  6. Плавание способом «кроль» В С Н

В анкетировании приняли участие 20 родителей. Были получены следующие результаты:

Да                                 Нет

  1.  60%                                40%
  2.  70%                                30%
  3.  60%                                40%
  4.  70%                                30%
  5.  60%                                40%
  6.  70%                                30%
  7.  70%                                 30%

Программа наблюдения

Объект наблюдения: Занятие по плаванию

Цель: Выявить уровень плавательных навыков

Время: 17 мая 2007г.

Продолжительность: 35 минут

Предполагаемый результат – наблюдение покажет, что дети умеют.

- Выполнять многократные выдохи в воду;

- Скольжение на груди;

- Движения ногами, как при плавании способом «кроль»;

- Лежание на груди и спине.

Наблюдение показало:

- Выполнять многократные выдохи в воду – 60%

- Скольжение на груди – 70%

- Движения ногами, как при плавании способом «кроль» - 70%

- Лежание на груди и спине – 80%

Методические рекомендации:

  1. Учитывать индивидуальные и психофизические особенности детей, дошкольного возраста детей;
  2. Использовать разнообразные формы проведения занятий в бассейне;
  3. Строить занятие по обучению плаванию детей в игровой форме;
  4. Занятия в бассейне проводить в системе, соблюдая дидактические принципы обучения;
  5. Организовать праздники и развлечения на воде;
  6. Проводить недели открытых дверей.

Заключение.

Сравнив результаты констатирующего и заключительного этапов сделали вывод, что повысился уровень развития плавательных навыков у детей, дети стали систематически посещать занятия в бассейне, организм детей окреп, возрос уровень психолого – педагогических знаний родителей в вопросах обучения детей плаванию. Следовательно подобранная нами система оказалась эффективной, то есть гипотеза подтвердилась полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методическая разработка Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры

Разработка содержит теоретический и практический материал по организации пальчиковых игр . Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие реч...

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий и программ»

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогноз...