Главные вкладки

    Формирование социально-нравственных качеств воспитанников через народные подвижные игры
    статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_socialno_-_nravstvennyh_kachestv..doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование социально – нравственных качеств воспитанников

    через народные подвижные игры

     Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.                       Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания. Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку,  ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.                                                                                                                                      Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я использую  народные подвижные игры. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.    Народные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед башкирской игрой “Юрта” объясняем детям, что это такое. Перед проведением татарской народной игры “Продаем горшки” рассказываем о гончарном искусстве (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; киргизская игра “Волк в отаре” и т.д.)   В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. (украинская народная игра «Колдун», русские народные игры «Пятнашки», « Горелки», «Квас».  Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”. Нефтеюганск – это прекрасный город со своими традициями и устоями. В нем и округе проживает 186 национальностей, и у каждого народа своя культура, своё видение мира, своя самобытность и жизненный уклад. В лике  ХМАО соединились черты многих национальностей. И в каждой черточке - характер, душа того или иного народа. Нефтеюганск - дружелюбный город, люди разных национальностей мирно в нем сосуществуют, делятся бедами и радостями, отмечают праздники друг друга, сопереживают радость побед и горечь поражений. Но за последние годы в нашем обществе произошли значительные изменения в экономике и политике, повлекшие за собой ряд негативных явлений,  одним из которых является некоторое разрушение традиционно хороших отношений между народами, населяющими нашу страну, ухудшение межнациональных отношений. И здесь на помощь приходит подвижная народная игра, как одно из средств социально – нравственного  воспитания детей. Это воспитание закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социо - культурной среды. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, а сверстники это дети разных национальностей.

    Нравственное воспитание детей, как и патриотическое нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе.                                   Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.

    Так, например я провожу занятия, построенные на народной игре или играх эстафетах с использованием регионального компонента.  Мой опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.  

        Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. Я придаю большое значение игре, так как считаю, что она отражение жизни. В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке много настоящего. Действия играющих реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущему. Воспитание доброжелательных взаимоотношений дошкольников, я осуществляю через знакомство детей с подвижными играми народов, проживающих на территории Югры: «Каюр и олени», «На оленьих упряжках», «Ручейки и озера» и др.. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственных основ личности ребенка. Одними из главных в подвижной игре я считаю слова.

    Слова в игре являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочное и точное выполнение правил. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия. Но очень мало подвижных игр имеют рифмованные слова- зачины. Познакомить детей с культурным наследием народностей нашего края, почувствовать себя причастным к его истории поможет детям подвижная народная игра. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

    Не менее важной формой работы в развитии социально – нравственных качеств дошкольника являются досуги, развлечения, праздники. Такие как:  «Осень в гости к нам пришла», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «23 февраля – отмечает вся страна!», «Зелёный огонёк», «День здоровья», «Спасите братьев меньших» и т.д. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

    Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.

    Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой -  игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др.

    Хочу закончить словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!” 

    Русская народная игра “Плетень”

    Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги.

    Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

    Есть старинная игра, называется “Плетень”.
    Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.
    Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
    Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

    Белорусская народная игра “Мельница” (млын)

    Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

    Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

    Закружилась мельница, крыльями вертя.
    Мельница-бездельница, кружит не спеша.
    Но подует суховей, заработает быстрей.
    Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.
    Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.
    Он в сторонке постоит за другими поглядит.

    Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка” (гас эрглген)

    В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке. Одновременно игрок пытается достать левой рукой правое ухо из- под правой руки.

    Игра требует большой ловкости и гибкости.

    Правила игры: выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.

    Нарисуем мы часы, стрелкой будем я и ты.
    Кто быстрее круг пройдет, место первое займет.

    Башкирская народная игра “Юрта” (тирме )

    Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Музыка заканчивается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой.

    Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

    Кружит суховей-песок, кружат дети в хороводе.
    Дом построить нет досок, вот уж силы на исходе.
    Но додумались и мигом за постройку все взялись.
    Кто быстрей построит юрту? Хочешь первым? Шевелись!

    Дагестанская народная игра “Слепой медведь” (сокъур аюв.Бецаб ци.)

    Играющие дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят по зубчатой палочке - гладкой и получается звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих детей. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

    Злые собаки на мишку набросились,
    Кружится он и ревет.
    Хоть и слепой, но попробуй попасться,
    Сразу в клочки разорвет.

    Татарская народная игра “Лис и курочки” (тельки хам тавыклар)

    На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

    На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.
    Ходит важною походкой, золотистый гребешок.
    Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг
    Закричали и в курятник побежали напрямик.
    Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

    Чеченская народная игра “Утушка” (Бобешк)

    Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.

    Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

    Утка позвала утят и поставила всех в ряд.
    Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.
    И пошли тропою важно мама с детками отважно.
    Впереди стоит мосток через быстрый ручеек.
    Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.
    Не споткнуться, не упасть, так ведь можно и пропасть.

    Татарская народная игра “Скок-перескок” (Кучтем-куч).

    На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диам.

    30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

    Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

    Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,
    Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.
    На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.
    Надо всех опередить, мне не хочется водить.

    Таджикская народная игра “Немая игра” (Гунгакбози )

    Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему.

    Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если он засмеялся или заговорил, то выходит из игры.

    Правила игры: Проигравшие должны в конце игры спеть или станцевать.

    Поиграем мы с тобой, ты немой и я немой.
    Слов в “немой” игре не надо, поиграть и так мы рады.

    Башкирская народная игра “Липкие пеньки” (Иэбешкек букэндер).

    Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.

    Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

    На полянке у реки появились вдруг пеньки.
    Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.
    Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,
    Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

    Якутская народная игра “Белый шаман”

    Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

    Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

    Над водой стоит туман, звонко в бубен бьет шаман,
    То быстрее застучит, то внезапно замолчит.
    Пусть попробует другой настучать мотив такой.
    Ты возьмись и повтори, начинаем “Раз, два, три”.

    Еврейская народная игра “Найди афикоман”

    В эту игру играют дети в Пасхальный вечер. В начале вечера отец берет один листок мацы и разламывает его на две части. Меньший кусок называется афикоман. Отец говорит детям, что он сейчас спрячет афикоман, а они должны будут его искать, нашедший получит приз. Дети ищут афикоман в течение вечера.

    Правила игры. В игре принимают участие все дети. Нашедший афикоман получает приз в конце вечера.

    Разломаю я лепешку, спрячу меньшую от вас.
    Поищи ее немножко, где лежит она сейчас.
    Кто найдет афикоман, тот получит приз в карман.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых»

    Доклад аттестационной работы. Очень полезный материал в рамках требования ФГТ, так как сейчас отдельно выделена образовательная область "Труд"....

    Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

    С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

    «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых»

    «Дайте детям радость труда!  Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости  и значимости выполняемой работы,  возможность доставлять радость другим». В.А...

    Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

    В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

    Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

    Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

    Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых

    Трудовое воспитание является одной из важнейщих сторон воспитания подрастающего поколения. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радос...