Мой опыт работы в условиях крайнего севера.
статья по физкультуре по теме

Александрова Елена Васильевна

 

Где снега по пояс, стужа и мороз

Обжигает щёки, щиплется за нос

Вырос город славный, в нём садик есть большой.

Там я и работаю с открытою душой.

 

Физкультурой дети любят заниматься.

Все хотят быть сильными, бегать, отжиматься.

Все хотят быть ловкими – это не секрет.

Кто же им поможет? Знают все ответ.

 

Дети меня любят, с нетерпеньем ждут.

И с большой охотой в зал ко мне бегут.

Грации, изяществу, пластике учу.

Красивыми, здоровыми видеть всех хочу.

 

Кто-то затрудняется, спросит – я отвечу.

Если не понятно, то назначу встречу.

На занятье приглашу,

Всё подробно покажу.

 

Дни бегут за днями, дети подросли.

Подтянуты, пластичны, стали все они.

Приходите в гости, к работе приглядитесь.

Всё у нас отлично! Сами убедитесь!

 

 

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих ДОУ, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь10% от контингента детей, поступающих в школу. Количество детей с нарушением осанки достигает 60-80%, распространенность уплощения стопы составляет около 40%. У 70% детей отмечается замедление созревания скелета, недостаточная минерализация костной ткани. Сохраняется тенденция к учащению заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, аллергических проявлений. Около 40% детей входят в группу риска по развитию психических нарушений. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей.

        Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.

Раньше я занималась педагогической деятельностью  в средней полосе. Работая в Воркуте, я обратила внимание на изменившиеся климатические условия, которые определяются недостатком кислорода в воздухе и нехваткой солнца.   Нехватка солнца приводит к недостаточной выработке витамина "Д", что соответственно нарушает развитие костно-суставной системы детского организма. Чтобы определить состояние здоровья и физическую подготовленность своих воспитанников, я провела диагностику. Подобную диагностику я проводила, работая в средней полосе, естественно, я сопоставила результаты и пришла к такому выводу, что в беге на выносливость, в метании, в прыжках, в гибкости, растяжке - результаты у детей одинаковые. Диагностика "группы здоровья", "осанки", "стопы" есть существенные изменения, т.е. у детей на крайнем севере встречаются отклонения от нормы чаще, чем в средней полосе. Поэтому в своей работе стала использовать силовые упражнения, упражнения на гибкость позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов, которые позволяют укрепить мышечную и опорно-двигательную системы, что препятствует развитию различных нарушений в позвоночнике, и даже, корригирует уже имеющиеся негрубые отклонения.

В комплекс я включила упражнения на мате, гимнастической стенке, гим­настических кольцах, канате, простые акробатические упраж­нения. Не каждому ребёнку, даже, несмотря на его желание, даётся усво­ение этих упражнений, так как техника и сложность выполнения движений зависит от индивидуальных, психофизиологических особенностей и физической подготовленности детей.  Я не заставляю ребёнка, если он не хочет выполнять, то или иное упражнение. Стараюсь уловить момент, когда ребёнок сам проявит желание позаниматься. Тогда будет легче направлять его действия и осуществлять страховку. Если ребёнок или подгруппа детей хорошо выпол­няет движения, я предлагаю им движения для следующего возрастного этапа. Переносить упражнения на спортивные снаряды начинаю только тогда, когда ребёнок хорошо освоит технику данного движения.  Многие комплексы упражнений составлены с учетом не только необходимости коррекции осанки, зака­ливание организма, но и заинтересованности самих детей в развитии творческой двигательной деятельности. Я веду строго индивидуальный подход, учитываю состоя­ние здоровья, их физиологические возможности.

Моя практика показала, что дети, занимаясь данным комплексом упражнений, более охотно идут на занятия физической культуры, я вижу, как загораются у них глаза при желании выполнить всё новые и новые упраж­нения, как они радуются, когда у них что-то получается. На занятии каждый ребёнок показывает свои возможности, при этом ему даётся право на творчество, ребёнок сам выбирает движения и даже музыкальное сопро­вождение.

        Наиболее органично музыка сочетается с физической нагрузкой в ритмической гимнастике (которую я также практикую в своей работе). Ритмическая гимнастика является одним из главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.

   Достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка известны. Выполнение упражнений поточным способам с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы, плавания и т. д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.

Дети приходят в детский сад и уже многие в раннем возрас­те имеют проблемы со здоровьем (слабая сопротивляе­мость к простудным, инфекционным и др. заболеваниям). Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхатель­ной мускулатуры детей с целью повышения их сопротив­ляемости к простудным и др. заболеваниям, а также вынос­ливости при физических нагрузках я познакомилась с мето­дикой проведения дыхательной гимнастики. С целью сис­тематического использования дыхательных упражнений я включаю их в комплексы кружковых  занятий.

Под воздействием комплекса упражнений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов. При активных упражнениях дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Расширяющийся двигательный опыт прибавляет детям уверенности, смелости, решительности.

       Я не ставлю своей целью достижение высоких результатов. Задача в том, чтобы помочь детям проявить собственные возможности, данные ему от рождения. А они есть у каждого ребёнка. Без систематических физических упражнений дети к 5 годам теряют природную способность, их движения становятся скованными. Вот почему так необходимо не упустить "золотое время", когда пластичность всех систем детского организма создаёт основу для благоприятного развития физических качеств и двигательных навыков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

Организация прогулок для детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма...

Проект "Укрепление здоровья детей в условиях Крайнего Севера"

В работе указаны методы, приёмы и рекомендации по укреплению здоровья детей, пропаганда ЗОЖ в семье....

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера посредством организации развивающей среды в ДОУВоспитание нравственности, патриотизма у детей дошкольного возраста, прожи...

Оздоровительная работа в условиях Крайнего Севера

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях Крайнего Севера, имеет свои особенности.Крайний Север с его многооб...

Презентация "Выращивание лука в условиях Крайнего Севера"

Проживание в сельской местности в условиях вечной мерзлоты крайнего севера очень сужает возможность наблюдения за природой в ее естественном развитии. Родители не всегда имеют возможность вывезти дете...


 

Комментарии