Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Кулюшина Наталия Владимировна

    Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе.

    Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

    Задачи:

    1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

    2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

    Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», рассматривание иллюстраций с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, чтение и рассматривание энциклопедий.

    Оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера; иллюстрации с изображением разных климатических зон; маски с изображением белого медведя для подвижной игры; цветик-семицветик; оборудование для опыта: стол для экспериментирования, вода, салфетки, подсолнечное масло или детский крем.                                                  

    Ход занятия:

    1. Мотивационная часть.

    Вос-ль. Ребята, знаете, в нашем саду открылась необычная выставка. Давайте с вами посмотрим на картины из этой выставки.

    - Хотите, я расскажу вам историю этих картин?

    Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы видим суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя... Посмотрите, сколько лиц у нашей планеты!                

    Рассматривание иллюстраций разных природных зон.

    - Как вы думаете, почему художники нарисовали разные пейзажи, не похожие друг на друга?

    Ответы детей.

    - Все правильно вы сказали. Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны.  

    Слышится телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.

    - Алло, слушаю вас. Здравствуй Незнайка. Ты расстроен? Что случилось? Я думаю, ребята согласятся тебе помочь. До свидания.

    - Ребята, позвонил Незнайка и рассказал мне о том, что он с друзьями прочитал сказку «Цветик-семицветик». Мы же тоже ее читали, помните? Так вот, Незнайка расстроился от того, что девочка Женя ничего не рассказала о Северном полюсе и очень быстро попросилась домой. Как вы думаете почему?

    Ответы детей.

     - А Незнайке и его друзьям так хочется узнать. Вот попросил нас помочь ему, узнать и рассказать, что же есть все-таки на полюсе. Вы хотите отправиться в путешествие? Незнайка нам приготовил какой-то сюрприз, который поможет нам попасть на Северный полюс. Давайте его поищем.

    Поиски сюрприза. Находим цветик-семицветик.

    2. Основная часть.

    Вос-ль: Ну что, вы согласны  отправиться в путешествие и узнать, что же это такое - северный полюс? Ребята, а как вы думаете какая погода на северном полюсе? Да, правильно там очень холодно. Как же нам с вами защититься от мороза? Верно, нужна теплая одежда. Какая?

    Ответы детей.

    Вос-ль: Для того, чтобы попасть на северный полюс нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно, белого. А почему? потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Северный полюс - это ледяная пустыня.

    - Лепесток оторвали, что еще нужно сделать, чтобы перенестись на Северный полюс?

    Волшебные слова: Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснёшься ты земли —

    Быть по-моему вели.

    Имитация движений.

    Звучит грам.запись. Дети присели, закрыли глаза, переносимся на Северный полюс.

    - Чувствуете, повеяло холодом. Вот мы с вами и на Северном полюсе.

    Океан покрылся льдом,

    Волны не бушуют в нем.

    Он от края и до края

    Как пустыня ледяная-

    Царство холода и тьмы,

    Царство матушки-зимы.

    Вос-ль: Здесь часто бушуют метели,  свирепствуют  морозы. В это  время  солнце  долго  не  показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет  звёзд  да  луны,  а  иногда  полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы. А где-нибудь еще на планете бывает северное сияние?

    - Вот бы нам с вами повезло увидеть это чудо. Ребята, посмотрите, начинается северное сияние.

      Дети рассматривают северное сияние, любуются.

    - На смену длинной полярной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.

    Вос-ль:  Ребята, а как вы думаете, на северном полюсе кто-нибудь живет?

    Ответы детей.

    - Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи, писцы, нерпы.

    - Как же они выживают в таком холоде? Что им помогает?

    Ответы детей.

    - Молодцы, правильно. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.

    Рассматривание иллюстраций с изображением животных северного полюса.

    - Но главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.

    - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

    Ответы детей.

    - Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

    Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей, медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и медведица начинает учить их ловить рыбу, а затем и тюленей.

    Подвижная игра «Белые медведи».

                - А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.

    - А кто еще любит рыбу? Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.

     Исследовательский эксперимент.  

    Вос-ль: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проведем опыт.

    В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее.

    Что вы заметили?

     Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

    -А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)

    3. Заключительная часть.

    Вос-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в наш детский сад. Что нам нужно для этого сделать? (Оторвать лепесток). Какого цвета, как вы думаете? (Выбрали цвет лепестка). Нужны еще волшебные слова, чтобы вернуться.

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснёшься ты земли —

    Быть по-моему вели.

    Имитация движений.

    Звучит грам.запись. Дети закрывают глаза.

     - Ну, вот мы с вами снова вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Какие животные живут на северном полюсе? Что нам помогло перенестись  на северный полюс? Правильно, цветик-семицветик. Вы знаете, Незнайка решил подарить нам его и мы с вами сможем путешествовать по нашей планете, познакомиться с разными животными, повстречаться с другими людьми. Здорово, правда?

    Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы и отправим Незнайке. Пусть он смотрит, что же мы увидели на Северном полюсе.

    Список литературы:

    1. Арктика и Антарктика /пер. с нем. Е.А.Толмачева, - М.:ООО ТД «Издательство мир книги», 2009.
    2. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста /Сост. О.А.Воронкевич.- СПб.: «Детство-пресс», 2003.
    3. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 и 2 /А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. – М.: «Баласс», 1999.
    4. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М. Бондаренко, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
    5. Танцевальная ритмика для детей /Т.И. Суворова
    6. Журнал «Твои веселые друзья зверята». Выпуск № 10.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».

    Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с  понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

    План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

    Конспект НОД в старшей группе Тема: «Знакомство детей со скульптурой»

    Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном из жанров изобразительного искусства.Задачи:1. Знакомить детей с видами скульптуры2. Развивать внимание, познавательный интер...

    Конспект занятия по области «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Знакомство детей с произведением кубанских авторов»

    Цель: продолжение знакомства детей с творчеством кубанских авторов.Программные задачи:Образовательные: продолжать активизировать и обогащать словарь детей; расширять представления детей о родном крае...