Конспект занятия в старшей группе Тема: "Знакомство детей с хохломой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомство детей с хохломой. Познакомить детей с народным декоративным искусством, рассказать им о мастерах хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия старшей группы

Тема: " знакомство детей с хохломой"

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.
  2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т.д.) особенности красок.
  3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

Материал:

  1. Предметы с хохломской росписью – мебель, посуда.
  2. Предметы деревянные с другой росписью.

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно -  прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? (Ответы детей)

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. 
           Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. 
          Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

         Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций) 
- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? – конечно, изготовить её непросто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

- Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. 
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

3. Физминутка:

 Глаза крепко закрываем,

 Широко их открываем.

 Все умеем мы моргать

И глазами “рисовать”.

Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

 И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

 Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)

Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте вместе рассмотрим несколько хохломских изделий (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Птицы и петли, круженья, разводы 
Листья и стебли, колосья и злаки, 
Редкие, мудрые формы природы 
Сердце влюбленного тайные знаки. 
Это придумали русские люди 
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде 
Травы, цветы, легендарные розы. 
Как я люблю хохломское искусство! 
Ложки и те у меня хохломские 
К ним у меня постоянное чувство, 
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны 
И никаких замечаний и жалоб. 
Слышно одно в разговоре застольном: 
Щец бы горячих, борща не мешало. 
Кисть хохломская! – Большое спасибо! 
Сказывай сказку для радости жизни. 
Ты, как душа у народа красива, 
Ты, как и люди, служишь Отчизне! 

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

Рефлексия:

Ребята, а зачем мы сегодня рассматривали изделия с хохломской росписью? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

Комплексное занятие в старшей группе Тема «Знакомство с пустыней»

Программное содержание:Воспитывающие:-       Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.Развивающие:-       Развивать интерес к приро...

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Знакомство детей со скульптурой»

Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном из жанров изобразительного искусства.Задачи:1. Знакомить детей с видами скульптуры2. Развивать внимание, познавательный интер...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: « Знакомство с воздухом».

Цель: Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности вызвать интерес к познанию нового....

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство с профессией «ПРОДАВЕЦ»

Конспект  занятия в старшей  группе.Тема: «Знакомство с профессией «ПРОДАВЕЦ»    Цель: познакомить детей с профессией продавца....

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка».

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при разработке своего методического материала или использования в своей работе уже готовой разработке в знакомстве детей со свойствами песка...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Рисование иллюстраций к сказке.

Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Рисование иллюстраций к сказке.Цель: формирование понятия, что не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если ок...