Семинар для педагогов: "Аукцион педагогических идей"
методическая разработка по физкультуре по теме

Прибыткова Ирина Викторовна

 

 Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей, повышение профессионального уровня педагогов, улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_aukcion_pedagogicheskih_idey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Семинар - практикум

Основная область «Физическая культура» и «Здоровье»

Тема: «Аукцион педагогических идей»

(для  педагогов)

                                                                                          Воспитатель: Подготов.«Б» гр.                                        

                                                                                           Прибыткова И.В.

г. Пыть – Ях  

2012г.

                                                                                                                     Приложение 1

                                                                                                                      к приказу 55-0

                                                                                                                      от 09.02.2012г.

Повестка дня

Семинара – практикума

для педагогов

«Аукцион педагогических идей»

1. Теория

-  Вступительное слово ведущего.

-  Первый лот: «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности

 в дошкольном учреждении».

Ответственный: Прибыткова И.В.- воспитатель подгот. гр. «Б».

- Второй лот: Оздоровление дошкольников через кинезиологическую гимнастику (задачи, комплексы упражнений с педагогами) - нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

Ответственный: Захарова Т.А. – руководитель физ. воспитания.

2. Практическая часть:  Мастер-класс

-  Третий лот: Виды массажа, применяемые в работе с детьми (практика).

Ответственный: Черёмухина С.Н.- воспитатель 2мл. «А» гр.

-  Деловая игра: «Что? Где? Когда?» (основная область «Здоровье»).

Ответственный: Степанюк Т.В. – воспитатель старшая «А» гр.

- Заключительное слово ведущего.

7. Рефлексия (Чайная гостиная).

Семинар – практикум

Образовательная область: «Физическая культура» и «Здоровье»

«Аукцион педагогических идей»

Цель:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

План семинара - практикума

1. Теория

-  Вступительное слово.

-  Первый лот:

 «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности

 в дошкольном учреждении».

Ответственный: Прибыткова И.В.- воспитатель подгот. гр. «Б».

- Второй лот: Оздоровление дошкольников через кинезиологическую гимнастику (задачи, комплексы упражнений с педагогами) -  нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

Ответственный: Захарова Т.А. – руководитель физ. воспитания.

2. Практическая часть:  Мастер-класс

-  Третий лот: Виды массажа, применяемые в работе с детьми (практика).

Ответственный: Черёмухина С.Н.- воспитатель 2мл. «А» гр.

-  Деловая игра: «Что? Где? Когда?» (основная область «Здоровье»).

Ответственный: Степанюк Т.В. – воспитатель старшая «А» гр.

- Заключительное слово ведущего.

7. Рефлексия (Чайная гостиная).

Первый лот:

«Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности

в дошкольном учреждении».

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В.Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека: «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о своём здоровье берёт начало в народной культуре. «Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» - гласит народная мудрость. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимают определённое место в системе физического воспитания.

Новая психология человека третьего тысячелетия – это здоровый образ жизни. Сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.

К сожалению, в современном мире человек ещё не до конца осознал, что достижения материальной культуры не способны дать ощущение полного счастья. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брегг, «за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье…».

В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создаёт суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «безпроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться, считающего, что за деньги можно купить всё. В противоположность этому необходимо формирование гуманистического идеала. Идея гармонии души и тела не нова. Выражение «Здоровый дух в здоровом теле» принадлежит английскому философу Д.Локку. Проблема духовного здоровья имеет особое значение. Многие специалисты в области медицины считают, 80 % заболеваний берут своё начало в психической дисгармонии.

Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

В целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, сложился системный подход к организации этой деятельности. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.

Оснований для модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Но главными считаются следующие:

  1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, таковой, потребности в здоровье у ребёнка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Ребёнок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. Пока ребёнок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Оказывается, что болезнь или травма могут иметь серьёзные последствия для жизни, хотя зачастую их можно было бы избежать. К сожалению, у большинства детей уже сформирована позиция пассивного отношения к своему здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. В дошкольном учреждении должен осуществляться комплексный подход в оздоровлении детей. Организация лечебно-профилактической работы, проведение физкультурных занятий, валеологическое просвещение воспитанников должны идти одновременно, рука об руку.

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления. Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет, а её ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход.

К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся:

- развитие творческого воображения;

- формирование осмысленной моторики;

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности:

- формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Развитие творческого воображения – главное психологическое завоевание дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Например, имитируя позу «кошечки», ребёнок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребёнок пластично выгибает спинку, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Например, постановку осанки у ребёнка необходимо предварять ориентировкой на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Это можно сделать при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений), «Скульптор и глина» (один ребёнок создаёт скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребёнок).

Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось, связана с работой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур и т.п.

Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Например, игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку» предлагает ребёнку побывать в роли скульптора и «материала» для лепки. Одна рука выполняет «ваятельские» функции разминает, поглаживает каждый пальчик другой руки («материал»), придаёт ему особый характер. В игре у ребёнка создаётся положительный эмоциональный настрой, вместе с тем активизируются биологически активные точки кожи, расположенные на руке, путём своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д. Комплексы таких упражнений представлены в сборнике «Минуты, берегущие здоровье».

Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию является четвёртым принципом. Например, делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится формой невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного общения одного ребёнка к другому.

Через тактильный контакт ребёнок выражает своё внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на своё обращение.

Физическое воспитание ребёнка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Без физической культуры полноценное здоровье невозможно. Здоровье и движение два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, а ребёнка в особенности. Надо постепенно формировать культуру движений, которая состоит из трёх частей – разнообразия, красота и двигательное творчество. Больше вносить разнообразия в основных движениях -  в ходьбе – на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, на внешней стороне стопы, мелким шагом, широким шагом, крадучись, с гордой осанкой, оглядываясь назад, с разным положением рук, в разном темпе, в различных направлениях, по кругу, «змейкой», со сменой направления и т.д. В беге – лёгкий, бесшумный на носках, обычный, с подскоками, мелким и широким шагом, в различном темпе, в разных направлениях, врассыпную, пробегая быстро 10 – 20 м., бегая непрерывно 40-50с.  прыжках, лазанье, в метании и т.д.

          В работе с детьми основными принципами формирования навыков физической культуры является:

- создавать в группе, на игровой площадке условия для разнообразной двигательной активности;

- поощрять движения детей и принимать деятельное участие в организованных                   совместных формах физ. разминки (утренняя гимнастика, физ. паузы, бодрящая гимнастика и т.д.);

- обогащать представления детей о необходимости движений (чтобы расти, надо быть     сильным, ловким);

 - регулировать интенсивность двигательной активности, чтобы воспитатель мог осуществлять формирование у детей культуру движений, опираясь на их возможности, должны знать и уметь определять особенности физического развития ребёнка.

Если у большинства детей признаки утомления выражены сильно, даже при незавершённой деятельности, вы обязаны перейти на меньшую интенсивность движений и постепенно привести их организм в норму.

Правила организации физических упражнений

- не задерживать дыхание при выполнении упражнений;

- для развития выносливости мышц использовать вес тела (подтягивание, провисание, отжимания) – по желанию детей;

- более слабым мышцам – это мышцы живота, спины, дыхательная грудная мускулатура, мышцы кисти и стопы, глаз, давать более сильную нагрузку;

- никогда не нагружать мышцы до боли;

- упражнения должны быть интересны и мальчикам и девочкам;

- заниматься (+18 - +19 градусов), одежда спортивная.

         Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Для полноценного здорового образа жизни детей в детском саду имеются определенные условия. В группе достаточно места для активного движения, имеется спортивный зал, со всем необходимым оборудованием, на участке оформлена спортивная площадка. Сознавая, что проблему оздоровления детей невозможно решить без единства с семьей, большое внимание надо уделять работе с родителями. В планировании и проведении такой работы опираться на анкетирование, выявлять нужные формы и запросы родителей. Анализ анкетных данных подвел к выводу, что необходимо расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и формирования своей культуры здоровья. Для это надо проводить родительские встречи с показом занятий, игр по проблеме, семинары-практикумы, консультации, физкультурно-оздоровительные мероприятия " Папа, мама, я - спортивная семья", вечер вопросов и ответов, встречи с врачом педиатром, врачом невропатологом, окулистом.

        Педагогический вывод: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Аукцион педагогических идей "Летняя картотека"

Данный материал будет полезен для организации подготовки к летней работе в ДОУ. Педагогам предварительно предлагается изготовить картотеки для продажи, которые можно использовать при работе с дошкольн...

Деловая игра для педагогов «Аукцион педагогических идей»

Обобщение опыта работы педагогов детского сада по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников» через деловую игру....

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Семинар – практикум для педагогов Образовательная область: «Физическая культура» и «Здоровье» «Аукцион педагогических идей»

laquo;Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельностив дошкольном учреждении». Цель:1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздор...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...