Семинар для педагогов ДОУ Ярмарка педагогических идей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
консультация по логопедии

Коробова Елена Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмарка педагогических идей.

«Развитие речи детей дошкольного возраста

с помощью дидактических игр»

Цель:

Повышение компетентности и успешности педагогов в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий в развитии речи дошкольников.

Оборудование: фишки для жеребьёвки, столы, платки, мольберты, магниты, облака для рефлексии, компьютер, презентация.

Ход мероприятия

  1. Вступление

Ведущий 1:

- Здравствуйте, гости дорогие!  Ярмарка, ярмарка бойкая да яркая!

Ведущий 2:

-2.Собирайся, народ!

В гости ярмарка идёт!

Шумная и умная!

Интересная и полезная!

3. Строгая и прикольная!

Педагогическая! Дошкольная!

Весь представлен коллектив.

Здесь правит творчество и креатив!

Ведущий 1:

- Но прежде чем к продаже приступить

  Позвольте педагоги нам слово молвить.

  Те слова то  не простые, а всё умные, да научные.

  1. Теоретическая часть. (на слайд 1)

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».      

   Л.С. Выготский.

  1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 

Причины низкого уровня развития речи:

  1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

- связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.  

  1. Недостаточная подготовка к занятию педагогом. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
  2. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Именно они задают детям образцы правильной литературной речи:

- Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в пренатальный период.

Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.

    Основные задачи развития речи  - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего дошкольного возраста 

Компоненты речи (2 слайд)

Словарный запас. Включает пассивный и активный словарь. Понимание и  использование всех частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимание переносного значения слов, подбор обобщающих понятий для группы предметов.  

Звукопроизношение. Произношение всех звуков речи, слов разной слоговой структуры.

Фонематические процессы. Представленные фонематическими процессами (анализ и синтез).

Грамматический строй речи.  Представлен процессами  словообразования и словоизменения.

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.  

 

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее  приближенных к естественной детской деятельности, игре. Дидактические игры – это одно из средств  воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра –  основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и  игровую (ради которой действует ребенок) цели.

  • Дидактическая игра:
  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
  • Требования к дидактическим играм: (3 слайд)

  • каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
  • в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного  усилия и преодоления некоторых трудностей;
  • дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

  •  Структура дидактических игр: (4 слайд)

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

- ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать  и воспитывать у детей  способность уметь сдерживаться, управлять  своим поведением, т.е. подчиняться правилам.

- ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: это проявление активности детей в игровых целях.  Самое занимательное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять действия за ведущим).

- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: она является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

- СОДЕРЖАНИЕ: содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди и взаимоотношения, быт, события общественной жизни и др.)

 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 

  1. Выступление педагогов.

Ведущий 1:

 - Наступило время для презентаций своих педагогических идей наших педагогов.

Ведущий 2:

  - Сегодня на повестке дня

    Гениальная идея одна:

    Всем предлагается участие принять

    В речевой ярмарке товары показать.

  Ведущий 1:

  - Каждый может похвалиться,

    Своей идеей поделиться,

   Для чего она сгодиться,

   Как на детках отразиться.

   В нашей работе все может сгодиться.

   Может, и вам что пригодится.

   Главная цель – развитие речи детей,

   В ногу со временем следуем ей.

Ведущий2:

  При входе Вы выбрали себе фишки, на обороте которых номер вашего выступления.

  А также получили монеты, которыми будете оценивать «товар», представленный на нашей ярмарке после всех выступлений. У каждого из вас 5 монет. Оценить вы можете только пять наиболее понравившихся вам пособий, игр.

 

  Сейчас выходит педагог под номером 1.

Выступления педагогов.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

           Ведущий 1:

           - Вот и завершились выступления участников ярмарки.

- А пока, мы подводим итоги ярмарки, проведем игру «Откровенно говоря».

Проводится рефлексия «Облако достижений».

Игра «Откровенно говоря».

Участникам предлагается закончить (записать)фразы на «облаке достижений», высказывая тем самым своё отношение к происходящему.

Я научилась …..

Самым важным для меня было…

 Наиболее эффективным я считаю…

Я поняла, что …

На меня произвело впечатление то, что…

Полезным для меня было …

Я узнала…

Новым для меня было…

Мне понравилось …

Интересным для меня было …

Я научилась…

 

Облака располагают на панно «Облако достижений».

  1.  Вручение грамот.

Ведущий  2:

- Посмотрели? Обсудили?

Пора педагогов за старания наградить.

Грамоты ярмарки нашей вручить.

 - «Лучшее многофункциональное пособие»,

 - «Пальчиками мы играем – речь развиваем»,

 - «Лучшая инновационная технология»,

- «Лучшее пособие по обучению грамоте»,

- «Лучшее пособие по формированию словаря»,

- «Лучшее пособие по формированию грамматического строя речи»,

- «Лучшее пособие по развитию сенсорных способностей»,

- «Лучшее пособие по формированию фонематических процессов»,

- «Лучшее пособие для развития связной речи»,

- «Лучшее пособие для проведения артикуляционной гимнастики»,

- «Лучшее пособие для развития фонематического слуха»,

- «Лучшее пособие для формирования речевого выдоха»,

- «Лучшее пособие для автоматизации звукопроизношения».

6. Заключение.

Ведущий   1: 

- Вот и солнце закатилось –  

 Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр""...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Конспект семинара -  практикума   для педагогов детского сада.Цель  :расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приёмам использования сказок для развития речи дошкольни...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Конспект семинара - практикума для педагого детского сада.Цель: расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приемам использования сказок для развития речи дошкольников. семинар практикум со...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...