«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
материал по развитию речи (средняя группа)

"Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

1.2. Актуальность опыта

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. В связи с этим, моя тема – «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр».

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через различные игры.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- Требования ФГОС ДО;

- Теоретические основы психологического развития дошкольников;

- Изучение методической литературы и опыта коллег;

- Апробирование новых методов и приёмов работы;

- Курсы повышения квалификации.

1.3. Научность опыта

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, С. Н. Цейтлин).

Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Надежда Константиновна Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка. В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника». В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.

Известный педагог Тихеева Елизавета Ивановна высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку.

Изучив внимательно их методические разработки, я пришла к выводу, что необходимо использовать игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

1.4. Цели и задачи

Целью использования дидактических игр в своей практике, считаю:

- повышение мотивации детей к занятиям;

- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;

- развитие любознательности, интереса к родному языку.

Данные цели привели меня к постановке и решению следующих задач:

- изучить особенности использования дидактических игр в работе;

- подобрать методические пособия по теме «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»;

- постоянно обновлять и пополнять кабинет дидактическими играми;

- самостоятельно изготавливать игровые пособия для занятий;

- разработать конспекты занятий в игровой форме;

- оказывать помощь педагогам по использованию игровых приемов;

- давать родителям методические рекомендации по развитию речи ребенка.

2. Технологическое описание

2.1. Описание сути опыта

Вот уже несколько лет я занимаюсь проблемой развития речи детей. В своей работе неоднократно обращала внимание на то, что на протяжении всего дошкольного возраста активно формируется речь детей, параллельно на каждом возрастном этапе дети испытывают некоторые затруднения в речевом развитии.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой развития связной речи у детей. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.

А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития речи? Ясно одно - нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию. Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию речи у детей дидактические игры.

Выбор данных технологий в первую очередь связан с тем, что я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, а игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми я использую различные виды игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм.

В основу моего опыта была положена гипотеза: педагоги в процессе развития речи детей будут уделять должное внимание дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные,

занимательные для детей методы, приёмы, средства, то развитие речи дошкольников будет наиболее успешным.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Обучающие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

1. Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;

2. Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;

3. Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;

4. Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;

5. По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;

6. Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;

7. Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;

8. Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;

9. Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать,

классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

2.2. Новизна педагогического опыта

Новизна моего опыта работы заключается в эффективном применение на практике известных научных рекомендаций и совершенствовании на этой основе учебно-воспитательного процесса. В работе с детьми я использую собственный план коррекционной работы с применением дидактических игр на развитие речи, авторские дидактические пособия: «речевой куб», «Лепбук», разработанные мной консультации, мастер – классы для педагогов и рекомендации для родителей по организации игр на развитие речи в домашних условиях.

Поскольку процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю применение игр позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

2.3. Результативность педагогического опыта

Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Мой опыт работы показал реальное существование устойчивой положительной динамики способностей дошкольников к классификации и анализу, к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения в специально созданных условиях. На основании этого мы делаем вывод о наличии процесса развития словесно-логического мышления, что дает нам право говорить о развитии речи дошкольников на основе использования дидактических игр.

То есть, условия коррекции с применением дидактических игр являются наиболее благоприятными для развития речи детей. Данные положения являются доказательством

выдвинутой гипотезы о том, что дидактические игры, используемые на занятиях, способствует развитию речи дошкольников.

Я увидела положительную динамику реакции детей, их суждений, увлечения, заинтересованности в занятиях. Слабые дети стали более активными, лучше воспринимали материал, чаще поднимали руки. В группе установилась атмосфера сотрудничества, доброжелательности, здорового соперничества. Неоднократно были отмечены случаи, когда более сильные воспитанники по собственной инициативе помогали слабым и неуверенным.

Положительным является и то, что мне удалось достигнуть лучших результатов в развитии речи детей при наименьшей затрате своих сил и времени, при этом данный опыт не стал помехой для решения других учебно-воспитательных задач.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

Я накопила опыт в использовании игр, направленных на развитие речи, опытом работы делилась с коллегами детского сада на педагогических советах.

3. Заключение

В рамках настоящей работы описан опыт использования дидактических игр как средства речевого развития детей. Описана система дидактических игр, отвечающих требованиям организации работы с детьми. Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что дидактические игры, используемые на занятиях, способствует развитию речи дошкольников.

На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр создаёт условия для развития речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...

статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"

Современные дети  поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любо...