коррекционная гимнастика
материал по физкультуре по теме

Белькова Татьяна Юрьевна

в материале разработаны комплексы коррекционной гимнастики для групп детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnye_uprazhneniya.docx41.03 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы профилактической гимнастики

Комплекс 1

  1. И.п. –о.с. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд. 5-6 раз.
  2. И.п.-о.с. «Домик». Соединить концы фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, и наоборот. 5-6 раз.
  3. И.п. –о.с. 1- поднять руки вперед вверх, выпрямляя спину и поднимаясь на носки; 2- опустить руки в стороны вниз. -5-6 раз
  4. И.п. ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2- и. п. -10 раз.
  5. И.п. –руки на поясе. 1- отвести вытянутую правую ногу в сторону; 2- и.п; 3- отвести вытянутую левую ногу в сторону; 4- и.п. 10 раз.
  6. И.п. –ноги врозь. 1-наклонить туловище вперед , прогибая спину и отводя вытянутые руки в стороны; 2-и.п. При наклоне держать голову прямо. 6 раз.
  7. И.п.- лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх. 1-согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; 2-и.п.;.3-4-то же другой ногой. 8 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки под подбородком. 1-вытянуть левую руку вперед, а правую назад, вдоль туловища, опустить голову и поднять корпус; 2-и.п.; 3-4-проделать то же, меняя положение рук. 8 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки на двух ногах.
  10. Упражнение на дыхание «Часики».

Комплекс 2

  1. И.п.-о.с. Вращать глазами по кругу 2-3 секунды. 3-4 раза.
  2. И.п.-о.с. «Ладошка». Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. 8 раз.
  3. И.п.-о.с. 1- поставить руки на пояс, отведя плечи назад и вниз, подняться на носки, сделать глубокий вдох; 2-опустить голову вниз, расслабить плечевой пояс и руки, выдох-и.п. 10 раз.
  4. И.п.- ноги на ширине плеч. 1-повернуть туловище влево; 2-наклон к правой ноге, отводя руки в стороны; 3-и.п. То же в другую сторону. Ноги прямые. 10 раз.
  5. И.п.-руки на поясе. 1-поднять вытянутую правую ногу назад вверх; 2-и.п.; 3-4-то же другой ногой. Туловище держать прямо. 10 раз.
  6. И.п.-о.с. 1-отвести прямые руки в стороны, сведя лопатки (вдох); 2-и.п. (выдох) 8 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки согнуты, ладони под головой. 1-поднять вытянутые ноги до прямого угла; 2-развести их широко в стороны; 3-и.п. 8 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. 1-опустить голову, потянуться, максимально вытягивая  шею, туловище, ноги; 2-продолжая тянуться вперед, поднять голову вверх, руки отвести к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуть спину с небольшим подниманием груди от пола ( «Лягушонок»); 3-и.п. 6 раз.
  9. И.п.-о.с. Прыжки ноги врозь-ноги вместе в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10.
  10. Упражнение на дыхание «Барабанщик».

Комплекс 3

  1. 1.И.п.-о.с. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1-2секунды. 5 раз.
  2. 2.И.п.-о.с. «Колечко». Поочередно перебирать пальцами рук, соединяя большой палец с указательным, средний и т.д. Упражнение выполняется в  прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. 6 раз.
  3. И.п.-о.с. 1-поднять руки вперед вверх, сцепив их в замок над головой; 2-подняться на носки, прогнуть спину; 3-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-о.с. 1-согнуть правую ногу, обняв ее в колене, подтянуть к животу; 2-и.п. То же другой ногой. 10 раз
  5. 5.И.п.-стоя на коленях, руки внизу. 1-поднять руки вверх; 2-два пружинистых движения руками назад; 3-и.п. 10 раз.
  6. И.п.- сидя по-турецки, руки на затылке. 1-наклониться вправо; 2-и.п.; 3-наклониться влево; 4-и.п. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки за головой. 1-2-поднять прямые ноги вперед вверх, коснуться их вытянутыми руками; 3-4 и.п. 6 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. 1-опустить голову, подтянуться, максимально вытягивая шею. туловище и ноги; 2-продолжая тянуться вперед, поднимать голову вверх, руки отвести к плечам, ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуть спину с небольшим подниманием груди от пола; 3-и.п. 2 раза по 10.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки «крест-накрест» в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10.

Комплекс 4

  1. И.п.-о.с. 1-поднять глаза вверх. 2-опустить. 4 раза.
  2. И.п.-о.с. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения сначала слева направо. Потом наоборот. 4 раза.
  3. И.п.-о.с. 1-поднять левую руку вверх, правую в сторону. Подняться на носки. 2-и.п. Проделать то же, меняя положение рук. 10 раз.
  4. И.п.- ноги врозь. 1-вытянуть руки вперед, сжимая пальцы в кулак; 2-согнуть руки, отводя локти и плечи назад, прогибая спину и разжимая пальцы. 8 раз.
  5. И.п.-ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены в замок. 1-наклонить туловище; 2-наклон туловища назад; 3-наклон туловища влево; 4-наклон туловища вперед; 5-и.п. 10 раз.
  6. И.п.-о.с. 1-согнуть левую ногу, поднимая колено вверх (выдох); 2-и.п (вдох). То же правой ногой. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ладони повернуты к полу. 1-сесть, опираясь руками о пол; 2-выпрямить спину, прямые руки назад, сводя лопатки; 3-и.п. 6 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, ладони упираются о пол, голова опущена. 1-выпрямит руки, выпрямляя туловище, прогибая спину, голову отвести назад. 2-и.п. 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки «нога вперед-назад» в чередовании с ходьбой. 10 раз.
  10. Упражнение на дыхание «Трубач».

Комплекс 5

  1. И.п.-о.с. 1-помотреть влево; 2-посмотреть вперед; 3-посмотреть вправо; 4-и.п. 6 раз.
  2. И.п.-о.с. Выдвигать язычок вперед-назад. 10 раз.
  3. И.п.-о.с. 1-наклон головы вправо; 2-и.п; 3-наклон головы влево; 4-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-руки за головой. 1- наклон туловища вправо, левую ногу отвести на носок в сторону; 2-и.п.; 3-наклон туловища влево, правую ногу отвести на носок в сторону; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.-о.с. 1-сделать приседание с широким разведением колен и отведением рук в стороны; 2-и.п. 8 раз.
  6. И.п.-стоя на коленях, руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2-и.п.; 3-поворот туловища влево, коснуться левой рукой правой пятки. 4-и.п. 8 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-поднять правую прямую ногу вперед-вверх, 2-и.п.;3-поднять левую ногу вперед-вверх; 4-и.п.10 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-2-прогнуться, руки вынести вперед; 3-4-и.п. 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки попеременно на право и левой ноге в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Задувание свечи». 2 раза.

Комплекс 6

  1. И.п.-о.с. Вращать глазами по кругу в разные стороны по 2-3 секунды. 4 раза.
  2. И.п.-сидя на корточках. «Дерево». Спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Медленно подниматься на ноги, затем распрямить туловище. Вытянуть руки вверх. Напрячь туловище, вытянуть его вверх. 3 раза.
  3. И.п.-о.с. 1-поднять вверх правое плечо; 2-и.п.; 3-поднять вверх левое плечо; 4-и.п. 12 раз.
  4. И.п.-руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1-поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2-и.п.;3-поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.- стоя в упоре на коленях, опираясь ладонями о пол. 1-2-выпрямить колени, приняв положение «упор согнувшись»,3-4-и.п. 6 раз.
  6. И.п.- сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны; 2-наклон к правой ноге. Коснуться пальцами носков ног; 3-выпрямиться, руки в стороны; 4-и.п. то же к левой ноге. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, ноги согнуть, руки под головой. 1-поднять правую прямую ногу, коснуться пальцами рук носков ног, поднятых вверх; 2-и.п. То же другой ногой. 8 раз.
  8. И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне плеч, голова на тыльной стороне кистей, ноги плотно прижаты к полу и повернуты пятками друг к другу, носки в сторону. 1-приподнять голову и грудь над полом, слегка прогибаясь. Потянуться лбом к правому локтю, коснуться; 2-и.п.; 3-4 то же к левому локтю. 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки попеременно на правой, левой ноге, на двух ногах, в чередовании с ходьбой. 4 раза.
  10. Упражнение на дыхание «Дышим тихо».

Комплекс  7

  1. И.п.-о.с. «Запястье». Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.-6 раз.
  2. И.п.-о.с. «Концентрация внимания». Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии выдох, при ослаблении вдох. То же правой рукой. 6 раз.
  3. И.п.-ноги на ширине плеч. 1-руки черех стороны поднять вверх; 2-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-наклон вправо, левая рука вверх; 2-и.п.; 3-наклон влево, правая рука вверх; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.-сидя по –турецки, руки на затылке. 1-поворот туловища вправо; 2-и.п.; 3-поворот туловища влево; 4-и.п. 10 раз.
  6. И.п.-сидя ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны; 2-поворот туловища вправо; 3-прямо; 4-и.п. То же в другую сторону. 8 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, ноги согнуть, колени слегка врозь. 1-поднять таз вверх; 2-и.п. 8 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, ладони упираются о пол, голова опущена. 1-выпрямить руки, поднимая туловище и прогибая спину, голову отвести назад; 2-и.п. 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки вперед 4 раза; назад 4 раза в чередовании с ходьбой. 2 раза.
  10. Упражнение на дыхание «Насос». 2 раза.

Комплекс  8

  1. И.п.-о.с. «Кивки». Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. 8 раз.
  2. И.п.-сидя на полу. «Яйцо». Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Расскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться. 1 минута.
  3. И.п.-ноги на ширине плеч.1-поднять руки вперед; 2-хлопнуть в ладоши; 3-развести руки в стороны;4-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. То же в левую сторону. 10 раз.
  5. И.п.-руки за головой. 1-согнуть левую ногу, поднимая колено вверх; 2-и.п.. То же правой ногой. 10 раз.
  6. И.п.-сидя по-турецки, правая рука согнута за спиной, левая вверху. 1-наклон вправо, сделать несколько пружинистых движений в наклоне; 2-и.п. То же в другую сторону. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки под головой. 1-попеременное движение ногами вверх-вниз (ножницы); 2-и.п. 10 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-согнуть ноги; 2-руками дотянуться до голеностопного сустава; 3-и.п. 10 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки вправо-влево в чередовании с ходьбой. 10 раз по 2 прыжка.
  10. Упражнение на дыхание «Язычок трубочкой». 2 раза.

Комплекс  9

  1. И.п.-о.с. «Шея». Поворачивать голову из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок опущен как можно ниже. 10 раз.
  2. И.п.-о.с. «Руки». Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. 30 секунд.
  3. И.п.-ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и подняты к плечам. 1-вращение согнутыми руками вправо; 2-и.п. то же влево. 10 раз.
  4. И.п.-стоя на коленях, руки на поясе. 1-поворот вправо, правую руку в сторону; 2-и.п.; 3-поворот влево, левую руку в сторону; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.-ноги на ширине плеч, руки в замок внизу. 1-поднять руки; 2-наклон вперед с одновременным опусканием рук; 3-и.п. 10 раз.
  6. И.п.- стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сесть на правое бедро, руки вперед; 3-4-и.п. то же влево. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки под головой. 1-2-поднять прямые ноги и коснуться пола за головой; 3-4-и.п. 4 раза.
  8. И.п.-лежа на животе, руки под подбородком. 1-поднять на прямых руках верхнюю часть туловища, прогнуться «змейкой»; 2-и.п. 10 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки на двух ногах вперед-назад в чередовании с ходьбой. 10 раз по 2 прыжка.
  10. Упражнение на дыхание «Вырасти большой».

Комплекс 10

  1. И.п.-о.с. Быстро моргать глазами в течении 1 минуты.
  2. И.п.-о.с. «Поворот». Повернуть голову назад. 2-3 раза в обе стороны.
  3. И.п.-руки сжаты в кулаки. 1-вращать вытянутыми руками вперед; 2-и.п.; 3-вращать вытянутыми руками назад; 4-и.п. 10 раз.
  4. И.п.- ноги на ширине плеч,на поясе. 1-поворот вправо, руки вперед;2-и.п.; 3-поворот влево,вперед; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.-о.с. 1-руки в стороны; 2-руки вверх; 3-руки в стороны; 4-руки вниз. 10 раз.
  6. И.п.-о.с. 1-сесть по- турецки; 2-встать без помощи рук. 6 раз.
  7. И.п.-сидя на полу. 1-«Березка»-поднять ноги вверх. Поддерживая поясничную область руками; 2-и.п. 4 раза.
  8. И.п.-лежа на животе, опора на предплечья. 1-прогнуться, приподняв голову, плечи, прямые ноги, руки в стороны; 2-и.п. 4 раза.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки вокруг своей оси вправо, затем влево в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Подыши одной ноздрей». 2 раза.

Комплекс  11

  1. И.п.-о.с. свертывание языка в трубочку. 6 раз.
  2. И.п.-о.с. «ладони». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. 10 раз.
  3. И.п.-о.с. 1-поднять правую руку в сторону; 2-вверх; 3- поднять левую руку в сторону; 4- вверх; 5-опустить правую руку в сторону; 6- вниз; 7- левую руку в сторону; 8-вниз. 10 раз.
  4. И.п.-ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище влево; 2-и.п. то же вправо. 10 раз
  5. И.п.-руки на поясе. 1-правую ногу отставить назад на носок,руки поднять вверх, прогнуться; 2-и.п. то же другой ногой. 10 раз.
  6. И.п.-о.с. 1-сделать приседание с широким разведением коленей и отведением рук в сторону; 2-и.п. 8 раз.
  7. И.п.-лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища. 1-согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; 2-и.п. то же другой ногой. 8 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, ладони упираются в пол, голова опущена. 1-поднять вытянутую прямую ногу назад-вверх, отвести голову назад, прогнуться; 2-и.п. то же другой ногой. 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки на двух ногах «выше-выше-выше» в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Ушки». 2 раза.

Комплекс  12

  1. И.п.-о.с. нарисовать глазами геометрическую фигуру по часовой стрелке. 6 раз.
  2. И.п.- о.с. «Потанцуем». Поднять левую ногу, согнув ее в колене и локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же для левой руки и правой ноги. 8 раз
  3. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-руки в стороны; 2-руки вверх, подняться на носки; 3- руки в стороны; 4-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-ноги врозь, руки на поясе. 1-наклон вправо, левую руку за голову; 2-и.п.; 3-наклон влево, правую руку за голову; 4-и.п. 10 раз
  5. И,п.-стоя на коленях, руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2-и.п. то же в другую сторону. 8 рах.
  6. И.п.-сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны; 2-наклон вперед, коснуться пальцев ног; 3-и.п. 8 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям; 2-и.п. 7 раз.
  8. И.п.- лежа на животе, руки под подбородком. 1-«Корзиночка»-ухватиться руками за голеностопный сустав, прогнуть спину; 2-и.п. 4 раза.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки «ноги врозь-ноги вместе» в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Петух». 2 раза.

Комплекс  13

  1. И.п.-о.с. «Полет». Сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. 5 раз.
  2. И.п.-о.с. «Ладонь» Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу буравчика на ладони массируемой руки. Руки поменять. 6 раз.
  3. И.п.-о.с. 1-поднимаясь на носки, вытягивать руки вперед-вверх, сжимая пальцы рук; 2-и.п. 10 раз.
  4. И.п.-ноги на ширине плеч, руки за головой. 1-поворот туловища влево; 2-и.п.; 3-поворот туловища вправо; 4-и.п. 10 раз.
  5. И.п.-ноги врозь, руки на поясе. 1-наклон вправо, левую руку за голову; 2-и.п. то же в другую сторону. 10 раз.
  6. И.п.-стоя на коленях, руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2-и.п.; 3-поворот туловища влево, коснуться левой рукой правой пятки; 4-и.п. 8 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки под головой. 1-2- поднять прямые ноги и коснуться ими пола за головой; 4-и.п. 4 раза.
  8. И.п.-лежа на животе, руки вытянуты вперед. 1-поднять от пола грудь, голову, плечи, согнуть руки к плечам ладонями вперед; 2-и.п. 4 раза.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки вокруг своей оси в одну и другую сторону в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Гуси летят» 2 раза.

Комплекс  14

  1. И.п.- о.с. Свертывание языка в трубочку. 10 раз.
  2. И.п.- о.с. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно. 6 раз.
  3. И.п. –о.с. 1- руки на поясе, отведя плечи назад и вниз, подняться на носки, сделать глубокий вдох; 2-и.п.; опустить голову, расслабить плечевой пояс и руки, полный выдох. 10 раз.
  4. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-повернуть туловище влево; 2- наклонить туловища к правой ноге, отводя руки в стороны; 3-и.п. То же к другой ноге. 10 раз.
  5. И.п.- руки на поясе. 1-поднять вытянутую ногу вперед-вверх; 2-и.п.; 3-4 другой ногой. 8 раз.
  6. И.п.-стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сесть на правое бедро, руки в стороны; 3-4-и.п. То же влево. 10 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх. 1-согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; 2-и.п. То же другой ногой. 10 раз.
  8. И.п.-лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. 1-вытянуть левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и подняться; 2-и.п. То же меняя руки. 8 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки на ногах вправо-влево. По 4 раза в чередовании с ходьбой.
  10. Упражнение на дыхание «Задувание свечи». 2 раза.

Комплекс  15

  1. И.п.-о.с. помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 10 раз.
  2. И.п.-о.с. Расправить плечи. Закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать голоаой из стороны в сторону.
  3. И.п.-о.с. 1-2-руки вперед вверх; 3-4-опустить вперед вниз. 10 раз.
  4. И.п.-ноги врозь. Руки внизу. 1- сгибая руки к плечам повернуть туловище влево; 2-и.п. То же вправо. 10 раз.
  5. И.п.-о.с., руки на поясе. 1-отвести вытянутую правую ногу на носок, в сторону; 2-и.п.; 3- отвести вытянутую левую ногу на носок в сторону; 4- и.п. по 5 раз.
  6. И.п.-сед в упоре на ладони, руки параллельно ногам. 1-4- «Шаги» руками вперед до положения «Упор лежа», не касаясь пола туловищем; 5-8 –«шаги» руками назад в и.п. 6 раз.
  7. И.п.-лежа на спине, руки согнуты, ладони под головой. 1-поднять вытянутые ноги вверх до прямого угла; 2- развести ноги широко в стороны; 3-ноги вместе; 4- и.п. 6 раз.
  8. И.п.- лежа на животе, руки под подбородком. Упражнение «Лодочка». 6 раз.
  9. И.п.-руки на поясе. Прыжки «ножницы» в чередовании с ходьбой. 2 раза по 10 прыжков.
  10. Упражнение на дыхание «Ушки» 2 раза.

Комплекс № 16

Упражнения выполняются стоя

  1. И.п. – о.с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о.с., руки перед грудью. С напряжением,  рывками разводим руки в стороны (вправо, влево), вверх, вниз ( по 3 раза в каждом направлении).
  3. И.п. – о.с., руки вдоль туловища. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  4. И.п. – о.с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – о.с., Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 минуты).
  6. И.п. – о.с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).

Комплекс № 17

Упражнения сидя на коленях

  1. И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднимаем обе прямые руки – и опускаем (живот подтянут, 5-6 раз по 2 рывка).
  2. И.п. – сидя на пятках. Встаем на колени, руки поднимаем медленно, с напряжением, вытягиваемся, отклоняя туловище назад (4 раза).
  3. И.п. – стойка на коленях, руки внизу. Через стороны медленно поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

Комплекс № 18

Упражнения лежа на спине (с мячиком).

  1. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз).
  2. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперед, вверх, возвращаемся в и.п. (5-6 раз).
  3. И.п. – лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз).

Комплекс № 19

  1. И.п. – о.с. Медленно поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох.
  2. И.п. – о.с., руки на поясе. Согнуть ногу в колене, подтянуть к животу, вернуться в и.п. То же другой ногой (по 3-4 раза каждой ногой).
  3. И.п. – о.с., руки перед грудью. Разведение рук в стороны – вдох; и.п. – выдох

                 ( 3-4 раза).

  1. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами – «велосипед»

      (1-2 минуты).

  1. И.п. – лежа на животе. Потянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела – вдох; расслабиться – выдох - 3-4 раза).
  2. И.п. – лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо. Словно лук, руки и ноги тянутся влево – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же в другую сторону (3-4 раза).
  3. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание, возврат в и.п. (3-4 раза).
  4. И.п. – стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.
  5. Стоя в кругу, взявшись за руки («Воротики»). Поднять руки вверх с одновременным подъемом на носки – вдох; возвратиться в и.п. – выдох (3-4 раза).
  6. Стоя в кругу, взявшись за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3-4 раза).

Комплекс № 20

  1. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне плеч, голово на тыльной стороне кистей. Ноги плотно прижаты к полу и повернуты пятками друг к другу, носки в сторону. Приподнять правый локоть с пола, не отрывая кисти и сделать два пружинистых движения назад. Вернуться в и.п. то же левой рукой.
  2. И.п. – то же. Приподнимаем голову и грудную клетку над полом, слегка прогибаемся. Тянемся лбом к правому локтю, касаемся; затем к левому локтю; и.п.
  3. И.п. – лежа на животе, правая рука вверх. левая вниз. Прогибаемся. Делаем два пружинистых движения назад, возвращаемся в и.п. Меняем положение рук. (2-3 раза).
  4. И.п. – лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек; и.п. То же в левую сторону (2-3 раза каждый поворот).
  5. И.п. – сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполняем круги попеременно правой и левой рукой. Взглядом следим за движением рук.
  6. И.п. – то же. Сделав глубокий вдох, наклоняемся вправо, правая рука касается пола, левая над головой; и.п. То же влево.
  7. И.п. – стоя на коленях, руки вверху. Выполняем два пружинистых движения руками назад. Возвращаемся в и.п.
  8. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Садимся  на правое бедро, руки влево, затем на левое бедро, руки вправо.
  9. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Поворачиваем туловище направо, касаемся рукой правой пятки; и.п. То же в другую сторону.
  10. И.п. – сидя по-турецки, правая рука согнута за спиной, левая вверху. Наклоняемся вправо, делаем несколько пружинистых  движений в наклоне; и.п. То же в другую сторону
  11. И.п. – то же, руки на затылке. Наклоняемся вправо, выпрямляемся, наклоняемся влево
  12. И.п. – то же. Пружинистыми движениями поворачиваем туловище направо и налево.

Упражнения для профилактики осанки и плоскостопия

Младшая группа

Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и кистей рук

  1. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны.
  2. Перекладывать предметы из одной руки в другую, перед собой, за спиной, над головой.
  3. Хлопать перед собой и отводить руки за спину.
  4. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх.
  5. Поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

  1. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны.
  2. Из и.п. сидя: поворачиваться, наклоняться, подтягивать ноги к себе, обхватив колени руками.
  3. Из и.п. лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде.
  4. Из и.п. лежа на животе: сгибать и разгибать ноги, поворачиваться со спины нс живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

  1. Подниматься на носки.
  2. Поочередно отставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону.
  3. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед, приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову.
  4. Поочередно опускать и поднимать ноги, согнутые в коленях.
  5. Захватывать ступнями мешочек с песком.
  6. Идти по палке, валику приставным шагом в сторону, опираясь на них серединой ступни.

Упражнения для профилактики осанки и плоскостопия

Средняя группа

Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и кистей рук

  1. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны.
  2. Отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью.
  3. Размахивать руками вперед-назад.
  4. Выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях.
  5. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать.
  6. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к стенке.
  7. Поднимать палку, обруч вверх, спускать на плечи.
  8. Сжимать, разжимать кисти рук.
  9. Вращать кистями рук из и.п. руки вперед, в стороны.

Упражнения для укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

  1. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе. Разводя их в стороны.
  2. Наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног.
  3. Наклоняться, выполняя задания: положить и взять предметы из разных и.п.
  4. Наклоняться в стороны, держа руки на поясе.
  5. Прокатывать мяч вокруг себя из и.п. сидя и стоя на коленях.
  6. Перекладывать предметы из одной руки в другую по приподнятой ногой.
  7. Приподнимать обе ноги над полом в упоре сидя.
  8. Поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из и.п. лежа на спине, сидя.
  9. Поворачиваться со спины на живот, держа в руках предмет.
  10. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

  1. Подниматься на носки.
  2. Поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок.
  3. Выполнять притопы, полуприседания.
  4. Приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны.
  5. Поочередно поднимать ноги, согнутые в колене.
  6. Ходить по палке, канату, опираясь носками о пол, пятками о палку, канат.
  7. Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Упражнения для профилактики осанки и плоскостопия

Старшая группа

Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и кистей рук

  1. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью;
  2. Поднимать руки и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову;
  3. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами вперед- вверх;
  4. Поднимать руки вверх- назад попеременно, одновременно;
  5. Поднимать и опускать кисти;
  6. Сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

  1. Поднимать руки вверх и опускать их вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками.
  2. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне пояса.
  3. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса.
  4. Наклоняться вперед, стараясь коснуться руками пола.
  5. Наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки.
  6. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положения руки перед грудью, руки за голову.
  7. Поочередно отводить ноги в стороны из упора присев.
  8. Двигать ногами, скрещивая их из положения лежа на спине.
  9. Подтягивать голову и ноги к груди (группироваться).
  10. Подтягиваться на руках на гимнастической скамейке.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

  1. Переступать на месте, не отрывая от пола носки ног.
  2. Приседать с каждым разом все ниже, поднимая руки вперед, вверх, заложить их за спину.
  3. Поднимать прямые ноги вперед махом.
  4. Выполнять выпад вперед, в сторону, держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх.
  5. Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать их и опускать.
  6. Перекладывать предметы, передвигать их с места на место пальцами ног.
  7. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку.

Упражнения для профилактики осанки и плоскостопия

Подготовительная к школе группа

Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и кистей рук

  1. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, поднимаясь на носки из положения стоя, пятки вместе, носки врозь, отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке.
  2. Поднимать руки вверх из положения руки к плечам.
  3. Поднимать и опускать плечи.
  4. Энергично разгибать согнутые в локтях руки, вперед, в стороны.
  5. Отводить локти назад и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью.
  6. Выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками.
  7. Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, то же на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку.
  8. Вращать кистями рук.
  9. Разводить и сводить пальцы.
  10. Поочередно соединять все пальцы с большим.

Упражнения для укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

  1. Опускать и поворачивать голову в стороны.
  2. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх- в стороны из положения руки к плечам.
  3. Наклоняться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны.
  4. В упоре сидя поднимать обе ноги оттянув носки, удерживая ноги в этом положении.
  5. Переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади.
  6. Садиться из положения лежа на спине и снова ложиться.
  7. Прогибаться лежа на животе.
  8. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться предмета, положенного за головой.
  9. Из упора присев переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад на носок.
  10. Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене.
  11. Стоя, держась за опору, поочередно поднимать прямую ногу.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног

  1. Выставлять ногу вперед на носок скрестно.
  2. Приседать, держа руки за головой.
  3. Поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя ноги врозь).
  4. Приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
  5. Выполнять выпад вперед, в сторону.
  6. Касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной).
  7. Свободно размахивать ногой вперед- назад, держась за опору.
  8. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.



Предварительный просмотр:

Роль и функции текстовых задач в обучении математике

Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень важную роль. Одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития является умение решать задачи, текстовые в том числе. Поэтому обучению решению текстовых задач уделяется много внимания, программами выделяется большое количество часов на решение текстовых задач.

Согласно программе, работа над текстовыми задачами в начальной школе занимает около 60% времени. Задачи выступают и целью обучения и его способом. Посредством задач у учащихся формируются математические понятия, исследуются математические законы. Задачи являются средством развития логического мышления, показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности.

Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов, с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьников. (СНОСКА: Далее термины «текстовая задача» и «задача» будем использовать как синонимы)

Однако, к сожалению, до сих пор, чаще всего для обучения детей решению задач учителями употребляется лишь показ способов решения определенных видов задач и закрепление их решения механически, хотя решение задач призвано, с первых шагов знакомства с ними, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность; в работе с задачами совершенствуются логические умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте и отбрасывать несущественное, второстепенное; воспитывать личностные качества – терпение, настойчивость, волю.

Нельзя не отметить и тот факт, что часто при решении задач у учащихся также пробуждается интерес к самому процессу поиска решения, при достижении цели дети получают моральное удовлетворение (при правильной организации работы над задачей). При решении задач дети разных возрастов получают новые знания, обобщают и систематизируют полученные ранее.

В начальной школе именно в процессе решения задач происходит формирование различных математических понятий. «Используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходным материалом для формирования первоначальных абстракций и математических понятий у учащихся. С другой стороны, такие задачи позволяют учащимся видеть за математическими понятиями и отношениями вполне реальные, жизненные явления» [11, с.158].

Например, формирование понятий сложения и вычитания происходит в системе целесообразно подобранных задач, которые решаются при помощи предметно-практической деятельности. Дошкольники знакомятся со смыслом действий сложения и вычитания именно на основе решения простых задач на нахождение суммы и остатка, теоретической основой которых являются операции объединения непересекающихся множеств и удаления части множества.

В соответствии с действующей программой в начальной школе все арифметические действия вводятся именно в задачах, т.е. формирование конкретного смысла арифметических действий (понятие сложения, вычитания, умножения, деления) происходит именно в процессе решения задач.

В системе задач также проводится пропедевтика функциональной зависимости, более глубокое закрепление идеи которой происходит в старших классах.

Решение задач также повышает вычислительную культуру учащихся. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений, перевода на математический язык реальных жизненных ситуаций.

В школе первой ступени закладывается фундамент знаний, умений и навыков учащихся, необходимых не только для их дальнейшего образования, но и для развития умственных, моральных и эмоционально-волевых качеств личности учащихся. Курс начальной математики имеет ярко выраженную практическую, учебно-познавательную направленность, способствует формированию обобщенных приемов умственной деятельности учащихся.

В обучении младших школьников решению задач учителю начальных классов необходимо обратить внимание на целенаправленное формирование у каждого учащегося следующей структуры умений (В.А. Мизюк)

Структура умений решать текстовые задачи Умения         Операционный состав умений

 Умение анализировать задачу         §   проводить первичный анализ текста (представление задачной ситуации, выделение условия и требования, опорных слов);

 §   выделять известные, неизвестные, искомые величины;

 §   устанавливать связи между данными и искомыми;

 §   конструировать модели задачной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотносить элементы задачи с элементами модели;

 §   устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность);

 §   узнавать типы задач

 Умение проводить поиск плана решения задачи         §   раскладывать составную задачу на простые;

 §   переводить зависимость данных и искомых на математический язык;

 §   выбирать рациональные способы решения задач;

 §   проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом;

 §   активизировать необходимые для решения задачи теоретические знания

 Умение реализовать найденный план решения задачи         §   устанавливать адекватность построенной математической модели исходной задаче;

 §   рационально выбирать математические связи между величинами;

 §   устанавливать соответствие промежуточных и конечного результатов;

 §   оформлять решение

 Умение осуществлять контроль и коррекцию решения         §   определять соответствие полученных результатов исходной задаче;

 §   выполнять проверку решения разными способами;

 §   находить другие способы решения задачи;

 §   оценивать полученные при решении результаты;

 §   обобщать результаты решения.


2. Функции текстовых задач в начальном курсе математики.

В методической литературе существует такая трактовка понятия «текстовая задача»: «Задачи, в которых зависимость между данными и искомыми не выражена в явной форме, а сформулирована словами, так же как и вопрос задачи, называются собственно задачами или задачами с текстом»

Роль текстовых задач в процессе обучения математике многообразна, и она сводится главным образом к следующим функциям:

− служат усвоению математических понятий и отношений между ними;

− обеспечивают усвоение учащимися специфических понятий, входящих в

предметную область задач;

− способствуют более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости;

− повышают вычислительную культуру учащихся;

− учат школьников применению такого метода познания действительности, как

моделирование;

− способствуют более полной реализации межпредметных связей;

− развивают у учащихся способность анализировать, рассуждать, обосновывать;

− развивают логическое мышление школьников;

− развивают познавательные способности учащихся через усвоение способов

решения задач;

− формируют универсальные качества личности, такие как привычка к систематическому интеллектуальному труду, стремление к познанию, потребность в контроле

и самоконтроле и т. п.;

− прививают и укрепляют интерес школьников к математике;

− осуществляют предпрофильную и профильную подготовку учащихся.

Всесторонне функции задач, в том числе и текстовых, охарактеризовал Е.С. Ляпин: «Путем решения задач формируются различные математические понятия, осмысливаются различные арифметические операции. Задачи часто служат основой для вывода некоторых теоретических положений. Задачи содействуют обогащению и развитию правильной речи учащихся. Задачи помогают учащимся понять количественные соотношения различных жизненных фактов. Задачи соответствующего содержания содействуют воспитанию учащихся. Особенно важна роль задач как средства развития логического мышления учащихся, их умения устанавливать зависимости между величинами, делать правильные умозаключения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционная гимнастика

в материале разработан примерный план анятий коррекционной гимнастикой, даня комплексы упражнений...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дидактический и литературный материал в помощь воспитателям...

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»...

Опыт работы по теме"Использовании коррекционной гимнастики на НОД по физическому воспитанию в дошкольном учреждении"

На протяжении нескольких лет проводится работа по укреплению мышц свода стопы и позвоночника,развитию у детей дошкольного возраста правильной осанки.В настоящие время проблемма профилактики и коррекци...

Цифровой образовательный ресурс "Коррекционная гимнастика – основа правильного произношения"

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном ...

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...


 

Комментарии