Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»
материал по логопедии по теме

Ковалёва Марина Алексеевна

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_2004_godu_my_vypustili_detey_v_shkolu.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»

В 2008 году мы выпустили детей в школу. При обследовании в конце учебного года в подготовительной группе мы выяснили, что все дети не плохо подготовлены к школе: у всех поставлены звуки, речь внятная, предложения строятся грамматически правильно, умеют составлять рассказ, сформирован словарь, развито логическое мышление, мелкая моторика рук, координация движений. По всем разделам при обследовании у нас были не плохие результаты: от 90 % до 98 %.

В 2009 году мы приняли новых детей. Обследуя их в начале учебного года, мы выявили, что у них нарушено звукопроизношение, бедность словаря, не сформированность грамматической стороны речи, характерны существенные нарушения в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное логическое мышление, значительно нарушены координация движения, мелкая моторика рук. Чтобы устранить все эти недостатки, подготовить детей к школе мы стали работать над мелкой моторикой рук.

Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточное сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или в меньшей степени оказываются нарушенными произношения и различение звуков, не достаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки, словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связанная речь. Такое системное нарушение получило название «Общее недоразвитие речи» /ОНР/.

По своему клиническому составу категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М. Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы.

-    так называемый несложный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточное регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и п.р.; у детей наблюдается некоторое эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.

-    осложнённый вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таки, как синдром повышенного черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательны растройств и п.р. У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность нарушения отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная неловкость и т.д.

-    грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:

1.  Уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Характерной особенностью детей с I уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражанием слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые и признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических /т.е. неязыковых/ средств -жестов, мимики, интонации. Однако даже эти аморфные звукокомплекты и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов, грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая всё выше сказанное , можно сделать вывод, что речь детей на I уровне малопонятно для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.

2.  Уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». По сравнению с предыдущем уровнем наблюдается заметное улучшение состояние словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объём употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятным из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.

3.  Уровень речевого развития характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространённых а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структур? может нарушаться. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок связанных с изменением слов по грамматическим категориям, рода, числа падежа,   лица,   времени.   Однако,   специально   направленные   задании позволяют выявить трудности в употребление существительных среднего рода,  глаголов будущего времени,  в согласовании  существительных прилагательных, и числительных в косвенных падежах. Ребёнок с общи недоразвитием речи третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать   новые   слова   по   некоторым   наиболее   распространённым словообразовательным моделям. Типичным для данного уровня является неточное   понимание   и   употребление   обобщающих   понятий,   слов   с абстрактным   и   отвлечённым  значением,   а  также   слов  с   переносным

значением.   Словарный  запас  может показаться  достаточным  в рамках бытовой повседневной  ситуации,  однако  при подробном  обследовании может выясниться незнание таких частей тела как локоть, переносится, ноздри, веки. У ребёнка с третьим уровнем речевого развития операции

звуко-слогового      анализа      и      синтеза      оказываются      недостаточно сформированными, а это,  в свою очередь будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

В нашей группе 14 человек с диагнозом ОНР, II - III уровень. В ходе обследования (см. Приложение) мы выявили, что дети отстают в развитии по всем разделам    программы:    нарушение    звукопроизношение,    бедность    словаря, не сформированность грамматической стороны речи, существенные нарушения в развитии    познавательных    процессов,     слабое     абстрактное     мышление     и значительное    нарушение    координации    движений.    Некоторые    дети    были замкнуты, с повышенной чувствительностью, крайне неустойчивым вниманием, с

трудом понимали обращенную к ним речь, плохо вступали в контакт, не знали название окружающих предметов. Поэтому при определении общеобразовательных задач в средней группе мы учитываем реальные знания, умения и навыки, и как правило, решаем задачи несоответствующей возрастной группы, а лишь группы предшествующего возраста. Это обусловлено разными причинами, в частности нарушение моторики. У многих детей этой группы нарушение моторики, как общей, так и мелкой, ярко выражены.

Развитию мелки мышц рук в научной литературе всегда уделялась большое внимание. И сейчас всё чаще и чаще появляются статьи о пользе этой работы. Специальным исследованием М.И. Кольцовой, В.И. Исениным, А.В. Антаковой-Фоминой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте не редко является одной из причин заикания. В специальной литературе имеется описание приёмов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С. Бот и д.р.)

На основании проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевой развитие движений находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

М.И. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается  под влиянием кинестетических импульсов от рук,  а точнее,  от пальцев? Исходя из этого я пришла к выводу: стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Одной из важны сторон развития познавательной деятельности ребёнка является возможность использовать его практические действия для ознакомления с окружающим и развития речи. Опыт работы в логопедической группе, поиски путей обучения, убедили меня в том, что коррекция речевых нарушений идёт тем успешнее чем больше занятия включатся практических действий детей. Но прежде чем научить ребёнка выполнять действия при ознакомлении с объектом или явлением окружающего мира я работаю над преодолением у них моторной недостаточности: недостатка общей моторики и моторики мелких мышц рук. Работу начинаю с укрепления мелких мышц рук, для того чтобы ребёнок в последующий работе с предметами, игрушками, бумагой, пластилином, с различным природным материалом не испытывал моторной неловкости, и с удовольствием выполнял эти действия, а в дальнейшем и различные трудовые операции.

В ходе многолетней работы в этом направлении, я убедилась, что только индивидуальная  эпизодическая  работа  не  давала  заметного  положительного эффекта, поэтому с этой целью я ежедневно включаю в занятия физкультминутки, упражнения по коррекции недостатков общей моторики.

Одной из наиболее важных ступеней коррекционной гимнастики является развитие у детей мелкой моторики рук. Развитие речи у детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке элементарных умений таких как одевание и раздевание, застегивание и растёгивание пуговиц, манипулирование ложкой, вилкой, ножницами. Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ:

1.   Речь  как  бы  ритмируется  движениями,  делается  более  громкой,  чёткой, эмоциональной.

2.   Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Физкультминутка тесно связана с темой занятия и является как бы

переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физкультминутки это:

а) снять усталость и напряжение;

б) внести эмоциональный заряд;

в) совершенствовать общую моторику;

г) выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Во почему и предлагаются различные формы проведения физминутки. Физминутка может проводится и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы и

др.).

Физминутки желательно проводить под музыку связанную с темой занятий. Как показал опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Длительность коррекционной гимнастики в одном занятии составляет 2- 3 минуты и проводится в середине занятия. Дети при этом стоят около своих стульчиков и вместе с логопедом проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определёнными движениями пальцев рук. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то эти упражнения мы повторяем на индивидуальных занятиях. Я стремлюсь так подобрать коррекционную гимнастику, чтобы в одной содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений.

Например: упражнения «Прогулка в лес». Логопед говорит и показывает, а дети копируют его движения.

- Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки деревьев закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие и вот такие грибы. А по грибку ползла улитка. На поляне росли разные цветы: васильки, маки, ромашки. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчёлы. На дереве было гнездо. А над гнездом летали птицы.

Тренировки пальцев рук можно начинать с самого простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их. Можно применять такие упражнения: «собираем ягоды», «пальчики здороваются», «пальчики моются», «замочек» и т.д.

Затем переходим к более сложным упражнениям. Дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака: «домик», «прогулка», «человечки», «засолка капусты», некоторые упражнения связаны с изображением растений «цветок». Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц: «зайцы», «козы», «птички», «улитка», «лягушка» и многое другое.

В ходе коррекционной гимнастики детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья, цветы и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные сценки, упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.

В ходе проведения упражнений пальчиковой гимнастики мы ставили перед собой следующие цели:

1.   Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей сделав работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.

2.  Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Таким образом включение упражнений на развитие пальцевой моторики на занятиях   играет   положительную   роль   в   коррекционном   обучении   детей   с нарушениями речи. По моему мнению такой подход позволяет:

1.   регулярно   стимулировать  действия  речевых  зон  коры  головного   мозга, положительно сказывается на исправлении речи детей;

2.   совершенствует психические процессы, тесно связанные с речью;

3.   облегчает будущим школьникам усвоения навыков письма

Хочется отметить, что опыт проведения на занятиях, этих и подобных им коррекционных   гимнастик   оказался   весьма   положительным   и   в   массовых группах.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью являются одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения, например, «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. «Слонёнок» - средний палец выставлен вперёд «обод», а указательный и безымянный - ноги. «Слонёнок» «идёт» по столу (комплекс подобных упражнений смотри в «Приложении».

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятные влияния на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Для развития мелкой моторикт рук у нас есть много пособий. Для того, чтобы подготовить кисти руки к письму, мы разработали комплекс образцов письма в тетради в клетку. Также используем образцы по штриховке и закрашиванию (см. Приложение). Далее я прилагаю фотографии детей. На ни можно увидеть лишь некоторые виды работы по развитию моторики рук у детей, которые мы применяем у себя в группе.

Мы пришли к выводу, что если ребёнок систематически выполняет упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук, то он легко овладевает и практическими действиями по ознакомлению с объектами, его признаками с окружающими явлениями. Известно, что простое рассматривание предмета, когда в работу включаются один анализатор - зрение или два - зрение и слух, не даёт желаемого результата в обучении детей, особенно те, у которых крайне бедный словарь и представления. Необходимы ещё практические действия.

Практические действия с предметом помогают ребёнку познать предмет, изучить его со все сторон, обогатить словарь. Например, посмотрел ребёнок на мяч и увидел только его цвет и форму. Подержал в руках, покатал, бросил, помял и узнал, что мяч мягкий, его можно покатать, что он может подпрыгивать, если его ударить о пол. Если ребёнок затрудняется определить признаки предмета, то мы помогаем ему: называем признаки предмета, показываем действия с ним, называем см предмет.  Действия с предметом мы используем и для развития речи. Например, знакомясь с названиями и назначением чайной посуды, дети накрывают на стол, разливают чай, насыпают сахар, мешают чай чайной ложечкой. Все действия в этом случае и во всех остальных сопровождаются речью. После такого занятия у детей появляется интерес к самостоятельным действиям в игрушечном уголке. Они учатся сами своих товарищей. Для практических действий мы используем следующий природный материал: песок, камешки, ракушки, листья деревьев, семена клёна, сосновые шишки и др. Так, знакомя детей с понятием «мокрый -сухой», мы приносим на занятия мокрый песок и сухой. Дети трогали песок, насыпали в формочки, убеждались, что фигурки и пирожки получаются только из мокрого песка, он не рассыпается, а сухой песок не годится, из него не сделаешь фигурки, не «испечёшь пирожок». На прогулке дети закрепляли эти понятия во время игры. Понятие «сыпучий, блестящий, холодный, тёплый» дети улавливают, играя с песком на участке.

Слова «круглый, овальный, маленький, большой, гладкий, шершавый, белый, коричневый, серый, чёрный» закрепляются на прогулке, когда они собирают камешки в песке, дома, когда собирают косточки из абрикосов, персиков, вишен и приносят их в группу. А потом, на занятиях, из камешков, косточек выкладываются различные фигурки, большой и маленький круги, квадраты, овалы, треугольники, домики, цветочки разных размеров. Цель этой работы не только усвоение слов и понятий, но и развитие мелких мышц рук.

При изучении понятий твёрдый - мягкий мы использовали пластилин. Его можно помять и убедится, что он мягкий, его можно мять. Затем давали детям камешек: подержали и помяли. Камешек мять нельзя. Постучали камешек о камешек и пластилином о камешек, стук о камешка звонкий, а от пластилина приглушённый. От камня с пластилином мы переходили к практическим действиям с шариком и мячом, деревянной и плюшевой игрушками. Ребята без труда определяли: твёрдая игрушка или мягкая. Потрогали, помяли ватку и решили, что она не просто мягкая, а мягенькая. Обогащая словарь детей названием цветов, нужно не просто назвать цвет , а повторить слово или узнавать цвет, а ток же произвести действия с различными по цвету предметами: кубиками, шариками, карандашами, красками.

Усвоению названий цвета, формы, вкуса, твёрдости способствуют практические действия с фруктами и овощами. Дети трогают и руками, рассматривают режут ножом, трут на тёрке, выжимают сок и пробуют овощи или фрукты в варёном, сыром, солёным видах.

Дети любят собирать осенние листья и составлять из них коврики. Собирая листья обращаем внимание детей на то, что листья могут быть большими и маленькими, ровными и свернувшимися, жёлтыми, красными, коричневыми, розовыми, зелёными, фиолетовыми. При изготовлении ковриков дети стараются красиво расположить их, соревнуются, кто лучше составит узор для коврика.

Практические действия с природным материалом, действия с предметом, игрушками, упражнения, корригирующие дефекты общей моторики и мелких мышц,  делают  незаметным  переход  к  практическим  действиям   с  менее интересным раздаточным материалом: картонными полосками, кружочками, схемами, таблицами, которые необходимы для звукового анализа и синтеза слов и предложений в работе по развитию грамматических навыков. Для работы по устранению аграмматизмов и совершенствованию грамматического строя речи мы делаем специальные пособия, в которых на ту или иную грамматическую форму имеется большой наглядный материал.

Такая работа, проводимая с детьми, дала определённые результаты: многие стали охотнее и чаще отвечать, лучше сравнивать и описывать предметы, самостоятельно замечать изменения которые произошли в природе, выкладывать узоры из мозаики, обслуживать себя во время одевания и раздевания, выполнять работы в тетрадях в клеточку «рисовать сложные узоры предметы» играть в настольные игры. Вся наша работа была направлена не только на закрепление и углубление полученных детьми ранее знаний, устранение моторной неловкости, выработку более или менее сложных двигательных навыков координации движений, но и на подготовку к занятиям по развитию речи и интеллекта. Это дало свои результаты: дети стали лучше рассказывать, пересказывать, составлять рассказы по картине и т.д. Отрадно видеть, что дети научились работать коллективно, до конца доводить начатое дело, правильно оценивать выполненную работу не только работу товарищей, но и свою. Появился интерес к работе.

Существует много видов коррекционной гимнастики. Некоторые из них: 1. Артикуляционная гимнастика. *

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [ р ]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные периоды от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.    Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.    Дети со сложными нарушениями звукопроизношениями смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.    Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо  помнить,  что чёткое произношение звуков является  основной при

обучении письму на начальном этапе.

4.    Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем и детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво. Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о языке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. За тем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки к теме «Гимнастика для развития речи» не менее 5-6 раз.

Незабывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение могут отрабатывать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности.

Рекомендации к проведению упражнений;

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится? (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

•  Заниматься с детьми 3 - 4-летноего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

•  К детям 4 - 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6 - 7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью являются одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Артикуляционная гимнастика.

Зарядка для языка.

Змеиный язычок. Рот открыт, язык, выдвинут как можно дальше вперёд,

медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз. Укол. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой

и   правой   щеки,   стараясь   сильно   надавить.   Затем   язык   «колит»

внутреннюю часть губ над нижними и верхними зубами. Чей длиннее язычок. Вытянуть язык как можно дальше пытаясь достать им до

носа, подбородка внешней стороны правой и левой щёк. Едим на машине. Заводим мотор машины: р-р-р! он не заводится, пытаемся

завести опять: р-р-р-р-р-р-р-р! Завели поехали! Крутой поворот (звук «р» усиливается) Вот наскочим на кочку, проехали лежащего полицейского (и т.д.)

Зарядка для губ.

Лошадка: фыркать (как «лошадка» губы при этом дрожат.)

Трубка-улыбка: на счёт раз - тянуть сомкнувшие губы вперёд, на счёт два -

растягивать и в улыбке зубы при этом не показывать. Весёлая дудочка: вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу

вправо затем влево. Лошадка (повторение)

Все упражнение заканчивать полным освобождением мышц губ, фыркнув

громко как лошадка Послушные губки: обиделись (нижняя губа вперёд). Улыбка. Нижняя губа на

верхнюю забралась, посмотрела, что там вдалеке и вернулась на место.

Верхняя на нижнюю спустилась посмотрела, что там внизу и на место

вернулась.

Зарядка для шеи и челюсти.

Потерялся котёнок: произнести «мяу» широко открывая рот, вправо - влево. Разговор про себя: произнести любую фразу (потешку и т.п.) не открывая при

этом рот. Непослушная   голова:   голова   свободно   вращается,   как   бы   не   слушается:

наклоняется к правому плечу, левому, затем «катается» по спине, по

груди. Робот:   голова  как  у  робота  поворачивается  вправо,   вверх,   внизу,   а  затем

«ломается»: направляется, сбрасывается и голова опущена.

Упражнение на дыхание и развитие голоса.

Открываем скрипучую дверь: изобразить голосом скрипучую дверь: она сначала никак не поддаётся (напряжение), а потом всё же её удаётся открыть (расслабление)

Рисуем голосом картинки: открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. «Изобразить» голосом одновременно рисуя рукой в воздухе домик с трубой из которой поднимается дым, зайца с длинными ушами и т.д. чем выше поднимается рука тем выше становится голос.

Непослушная свечка: сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу, свеча не гаснет, сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.

Дарю тебе мыльный пузырь: стоя друг против друга выдуть из воображаемой соломинки воздушный пузырь и передуть его своему партнёру. Можно посоревноваться у кого дальше не упадёт мыльный пузырь.

Отважный лётчик: в руке дети держат воображаемый самолёт и выполняют виражи сопровождая полёт звуком «а-а-а» или «у-у-у» (может быть другой звук) меняя интонацию: вот самолёт набирает высоту, делают «петлю», затем еще «вираж» плавно парит и медленно прилетает к

аэродрому. Катаемся на лифте: поднимая руку вверх и вниз (поездка на лифте) сопровождать

движение звуком меняя тембр голова (верхний этаж - высоко, нижний -

низко). Маляр: дети «красят забор» и водят рукой вверх-вниз, сопровождая движения

звуком и меняя тембр голос (то высоко, то низко).

2. Пальчиковая гимнастика.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей, а уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.  Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4.  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и умилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук.

-    развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

-    развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-    учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические. -    совершаются полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

-    развивают точную координацию движений;

-    учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-    учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастико с 6 - 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2 - 3 минуты кистей рук и пальцеЕ

1)  поглаживать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;

2)  разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;

3)  растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка

нужно учить:

-    катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

-    перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

1.   Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2.  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно. 4. Мимическая гимнастика (см. приложение).

Отмечая все эти изменения нельзя не сказать о роли родителей в проведении этой работы. Большие затруднения по развитию мелкой моторики испытывали все дети. Мы провели с родителями консультацию на тему: «Значение коррекционной гимнастики в обучении детей с общим недоразвитием речи», показали пособия, с которыми можно работать, порекомендовали упражнения. Родители охотно занимались дома со своими детьми и у детей заметно возрос интерес к этой работе, стали на много лучше работать пальчики, кисть руки. Они стали уверенно работать в тетрадях.

Мы понимаем, что для того чтобы преодолеть речевое нарушение, закрепить правильное произношение звуков, нужно также упорно и много заниматься с детьми в весенне-летний период. И поэтому мы пришли к выводу, что эффективность нашей работы зависит от систематических и целенаправленных занятий с детьми по развитию пальцевой моторики, от умения сочетать трудовую и другие виды деятельности с коррекционными задачами в обучении детей с нарушениями речи.

Это позволяет:

1.  Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2.   Совершенствовать  внимание  и  память - психические  процессы,  тесно связанные с речью.

3.   Облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

ритмическая гимнастика как нетрадиционная форма обучения детей движениям

Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика  (известна также под названием аэробика) используется в оздоров...

Творческий отчет по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти. Средний рост количества легковых автомобилей в год составляет 8%, а в крупных городах количество легковых автомобиле...

Творческий отчет по теме "Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста".

Со средней группы я начала работу над темой: «Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста». Так как я человек творческий, люблю рисовать, лепить, мне...

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...

Творческий отчет по теме "Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста".

Со средней группы я начала работу над темой: «Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста». Так как я человек творческий, люблю рисовать, лепить, мне...