Особенности проведения физкультурно-образовательной работы в группах коррекционной направленности
материал по физкультуре по теме

Панчурина Ирина Ивановна

В МДОУ № 15 - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеются все необходимые условия для развития и оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_panchurina_2011.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ММО инструкторов и воспитателей

 по физической культуре

Особенности проведения физкультурно-образовательной работы в группах коррекционной направленности

                                                              Панчурина Ирина Ивановна,

 инструктор по физической культуре

второй квалификационной категории

МДОУ- детский сад компенсирующего  

вида  № 15 «Мальвина».                                                          

                                                            г. Балаково Саратовской области.

26.08.2011г.                        

    Ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По данным Научного центра детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест среди них занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, центральную нервную).

    В МДОУ № 15 - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеются все необходимые условия для развития и оздоровления детей. Это спортивный зал, физкультурная площадка на улице, бассейн. В спортивном зале есть гимнастические стенки, скамейки, лестницы, маты, мешочки, мишени для метания, дуги для подлезания, верёвочная лестница, канат.  Так же есть тренажёры: «Велотренажёр», «Диск здоровья», «Степ», «Бегущий по волнам», «Фитбол». Для обучения детей спортивным играм имеется баскетбольный щит с кольцом, наборы для игры в бадминтон, теннис, волейбол, футбол, хоккей,  кольцеброс, городки, лыжи. Имеется также нестандартное оборудование: тоннель для лазания, дорожка следы и дорожка лесенка для ходьбы и прыжков, дорожка из пробок, массажеры для тела, стоп. Для закаливания и ежедневного массажа стоп имеется массажная дорожка, резиновые коврики с шипами, коврики с деревянными пуговицами. Занятия под музыку проводятся совместно с музыкальным работником, имеется также музыкальный центр. В бассейне имеются надувные жилеты, нарукавники, круги,  водные очки, маски, буйки, резиновые мячи, игрушки.

    Работу по физическому воспитанию осуществляет инструктор по физической культуре. Коррекционная работа проводится совместно всеми педагогами детского сада. Из числа программ, рекомендованных МОРФ, в дошкольных учреждениях использовалась Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, изучается и внедряется программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

     Передо мной, как инструктором, стоит задача: подобрать и разработать оптимальный двигательный режим, способствующий удовлетворению естественной потребности каждого ребёнка в зависимости от его двигательных потребностей и возможностей. Основными теоретическими источниками для этого послужили.

  1. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» О.Н.Моргунова.
  2. «Оздоровление детей в условиях детского сада»Л.В.Кочеткова.
  3. «Лечебная физкультура для дошкольников» О.В.Козырева.
  4. Методическое пособие М.А.Руновой «Использование тренажеров в детском саду».
  5. Материалы курсов по здоровому образу жизни Т.П.Кульковой и И.Афонина.
  6. Литература по нетрадиционному  самооздоровлению.

    Тщательно изучив и проанализировав данную литературу, проведя диагностическое обследование физических качеств детей, была составлена система работы по физическому воспитанию, которая включает в себя занятия, утреннюю гимнастику, кружок по физвоспитанию, спортивные развлечения. Основной формой проведения этих мероприятий была выбрана нетрадиционная, чтобы избежать однообразия, подчинения жесткой методике проведения и развивать у детей физические способности, а также поддерживать интерес к занятиям физкультурой и спортом. Были найдены формы организации самостоятельной физкультурной деятельности детей, решающие задачи не только физического, но и умственного, эстетического воспитания.

      Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6000 до 13000 движений в день. В  ежедневных физкультурных мероприятия можно заложить не менее половины, остальное количество движений дети добирают на музыкальных занятиях, ритмике, спортивном досуге, прогулке, и при самостоятельной деятельности.

Чтобы поддерживать в детях интерес, разработано большое количество вариантов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Физкультурные занятия: традиционные,  сюжетно-игровые, игровые (на основе подвижных игр, игры-эстафеты, игры с элементами спорта), на тренажерах, по интересам детей (на свободном выборе движений), эвритмическая гимнастика (оздоровительно-развивающая гимнастика, основанная на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих  упражнений, элементов аэробики. В данный момент я разрабатываю  занятия оздоровительно - тренирующей направленности «Степ-аэробика», где будут решены следующие задачи:

  1. укрепление здоровья дошкольников,
  2. профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,
  3. развитие функциональных систем организма,
  4. развитие двигательных качеств,
  5. развитие координационных способностей, развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания.

   Утренняя гимнастика: традиционная, на основе подвижных игр, в том числе  национальных, с элементами ритмики, имитационные упражнения в сочетании с корригирующими упражнениями (для профилактики состояния опорно-двигательной, дыхательной, нервной системой детского организма).

Ежедневно во время утренней гимнастики проводится массаж стоп (ходьба по камушкам, резиновым коврикам, деревянным пуговицам.  В каждое физкультурное занятие  включается несколько дыхательных упражнений, гимнастика для глаз. Эти методы оздоровления  используют и воспитатели в минутках здоровья и гимнастике после сна. С этой целью были включены в годовой план работы: консультации и семинары - практикумы: "Гимнастика после сна", "Методы повышения защитных сил организма", "Дыхательная гимнастика и самомассаж в работе с детьми".

    В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. Так, с первой младшей группы мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное оголение конечностей, обучение элементам обширного умывания). Начиная со средней группы, обучаем детей полосканию рта противовоспалительными травами, хождению босиком по массажным дорожкам. С воспитанниками старшего возраста проводим бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, влажное обтирание, оздоровительную гимнастику.

    Гимнастика после дневного сна, физминутки, динамические паузы, проводятся с целью оздоровления организма ребёнка и формирования у него мотивационной потребности в сохранении собственного потенциала здоровья.

    Одним из оздоровительных средств в нашем детском саду является бассейн и сауна. Дело это нужное и полезное, поскольку посещения сауны и бассейна отличная профилактика психоэмоционального напряжения.

    Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно.

    Спортивно - досуговая деятельность предусматривает ежемесячное проведение спортивных досугов и дважды в год - спортивных праздников. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.

Работа с педагогами

   Чтобы успешно решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей, развития их физических качеств, необходимо тесное сотрудничество инструктора и воспитателя. Поэтому моей задачей было не только проинформировать о каких-либо новых нетрадиционных методах и формах в оздоровлении и физическом совершенствовании детей, но и научить этому, чтобы воспитатели могли использовать их в своей работе. С этой целью были запланированы и проведены консультации и семинары-практикумы: "Методы повышения защитных сил организма"; " Дыхательная гимнастика и самомассаж", "Гимнастика после сна", где я учила педагогов  технике выполнения различных приемов самооздоровления и оздоровления детей. Воспитатели были ознакомлены с программой "Здравствуй" автор  М.Лазарев, с материалами курсов по здоровому образу жизни и валеологии.

    В общей системе оздоровления особое внимание уделяется охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги и весь коллектив в целом,  так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении), которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.

Работа с родителями

   Главное в работе с родителями - формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребёнка, преодолеть безразличие и равнодушие к тому, что делается в дошкольном учреждении. С этой целью в уголках для родителей в каждой группе выставляется обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактики заболеваний в период эпидемии, одежде и обуви детей в группе и на воздухе, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию дошкольников в домашних условиях. Всю эту информацию так же можно увидеть и прочитать на нашем персональном сайте. День открытых дверей - эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Как и во многих дошкольных учреждениях, мы организуем мероприятия с совместным участием родителей и детей; спортивные праздники, развлечения. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе с ребёнком в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: врачи, старшая медсестра, медсестра-массажист, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог - психолог. Организуются консультации, индивидуальные беседы, даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

   

   Таким образом, применение комплексной системы  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

         

Литература

1.Журнал "Дошкольное воспитание" № 2 – 2007г. , № 4,2  - 2008 г., № 8,9 –  2009г.

2. Журнал "Обруч"  № 6, 2008 год

3. М.Маханева "Воспитание здорового ребенка" Москва, изд,АРКТИ 1998г.

4. В.Алямовская "Программа здоровье"

5.А.Лагутин "Учебное пособие по курсу: "Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников".

6. М.Чистякова "Психогимнастика" М.П. 1995г.

7. С.Мартынов "Здоровье под знаком зодиака"

8. Т.Лавренова "Как научится от простуды лечиться" Изд. "Питер" 1997г.

9. И.Афонин "Как прекрасен этот мир" Изд. "Питер" 1996г.

10. М. Гогулан "Попращайтесь с болезнями" Изд. "Советский спорт" Москва 1996г.

11. М.Лазарев "Здравствуй" - программа формирования здоровья детей дошкольного возраста, Москва, Академия здоровья, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Фотоотчет о проведении мероприятий "Этих дней не смолкнет слава" в группах коррекционной направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом.

В преддверии празднования  73 годовщины Победы над фашистской Германией в целях патриотического воспитания дошкольников, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу в нашей гру...

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

В данной консультации представлены направления и особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности....