Учимся нырять и любить воду
статья по физкультуре на тему

В материале приводятся некоторые рекомендации и упражнения, помогающие родителям маленьких детей научиться нырять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon учимся нырять67 КБ

Предварительный просмотр:

Погружения и ныряния

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет – у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо – подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится – продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его — отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2—3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива — неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2—3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20—30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20—30 см. В возрасте 6—7 месяцев ныряние под воду достигает 40—50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя — 5—10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5—6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания —дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию. В 6—8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Толково организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Не расстраивайтесь, если вы не воспитали «водоплавающего» младенца (даже если воспитали, вам еще предстоит обучить его технике плавания, ведь младенец плавает вольным «младенческим» стилем). Этого никогда не поздно исправить. Вы можете начинать заниматься с ребенком в возрасте 3—4, 5—6. лет, да практически в любом возрасте. Имейте, однако, в виду, что ‘всерьез учить ребенка плавать лучше начинать с шести лет, когда его вестибулярный аппарат полностью готов к водной невесомости. А до этого — игры и различные упражнения в воде, которые не менее полезны. Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем. Все, что уже говорилось о влиянии плавания на организм, распространяется, конечно же, и на детей. Для них все это еще более актуально, поскольку, вовремя занявшись их здоровьем, вы поможете этим избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте. Закаливающий эффект плавания защитит вашего малыша от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. При этом не пугайтесь на первом этапе легких простуд и насморков. Они означают, что идет перестройка организма на водный лад. Такое привыкание может длиться от месяца до года, а после ребенок может не болеть вообще. К тому же, если ребенок умеет плавать, вы, скорее всего, не будете бояться, отпуская его кататься с друзьями на лодке. Кроме того, умение «технично» и красиво плавать и прыгать «ласточкой» явно повысит авторитет ребенка в кругу сверстников, а ведь это во многом определяет его психологический комфорт. Занимаясь с ребенком, нужно придавать большое значение словесным объяснениям и показу упражнении. Тщательно продумывайте, как разговаривать с детьми, как пробудить у них интерес к занятиям. Ваши объяснения должны быть краткими, простыми и понятными ребенку, а задания – четко сформулированными. При этом желательно избегать жаргонных словечек и неологизмов, а использовать простейшую спортивную терминологию, которой мы также старались придерживаться в этой книге. Обязательно хвалите и поощряйте малыша, если ему удается преодолеть какую-то трудность, чтобы он мог осознать свое достижение и гордиться этим. Если что-то не получается, обязательно подбодрите ребенка. Не следует забывать, что основной формой деятельности дошкольника является игра. Поэтому все занятия должны быть пронизаны игровым элементом. В воде можно применять специальные игры, а также игры, известные детям, в адаптированном для водных условий виде. Однако игры, как и упражнения должны подбираться с таким расчетом, чтобы от ребенка требовалось постоянное движение — тогда он не будет мерзнуть. Приступая к занятиям, необходимо также помнить о специфических особенностях детского организма. Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо: ее масса составляет 22—24 % от общей массы тела, в то время как у взрослого этот показатель составляет не менее 40 %. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Они содержат меньше воды, а белка и неорганических веществ в них значительно меньше. Иннервационный аппарат развит еще недостаточно, мышечные пучки сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении — больше удлиняются. Эти особенности мышечной системы объясняют, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстрее проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки. Крупные мышечные группы достаточно хорошо развиваются уже к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в работу начинают вовлекаться и более мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы занятия плаванием особенно эффективны. Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Сердечно-сосудистая система отвечает потребностям растущего организма. Она характеризуется следующими особенностями. Во-первых, объем крови на 1 кг массы у ребенка больше, чем у взрослого, но пути ее передвижения по сосудам короче. Поэтому скорость кровообращения выше. Во-вторых, кровеносные сосуды относительно широки, и ток крови по ним от сердца затруднен. Ток крови к сердцу облегчается за счет того, что ребенок очень подвижен: движения способствуют проталкиванию венозной крови по сосудам. В-третьих, сердце ребенка очень быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу адаптируется к изменению нагрузки. Из всего сказанного следует, что детский организм нуждается в частом отдыхе во время физической нагрузки. Во время занятий плаванием органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности в силу близкого к горизонтальному положения тела пловца, работы крупных мышечных групп по большим дугам, механического воздействия воды на поверхность тела, помогающего оттоку крови от периферии облегчающего ее передвижение к сердцу. Благоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой системы оказывает также правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а также возможность дозировать нагрузку при плавании. Органы дыхания также отличаются определенными особенностями. Дыхательные пути более узкие, слизистая оболочка нежная и более ранимая, в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей расположено большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Этим объясняется легкость проникновения инфекции в органы дыхания детей возникновения воспалительных процессов и раздражение от слишком сухого воздуха. Плавание способствует росту легочной ткани, благодаря равномерной нагрузке на мышцы и органы дыхания. Занимаясь плаванием, ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Жизненная емкость легких значительно возрастает. Опорно-двигательный аппарат формируется. Поэтому его позвоночник отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив и легко поддается ненормальным изгибам, которые могут закрепиться и образовать деформацию. При плавании давление на опорно-двигательный аппарат и особенно на позвоночник заметно снижается. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно-двигательного аппарата. У детей дошкольного возраста окостенение хрящевой ткани еще только начинается, тазовый пояс развит достаточно слабо. Поэтому слишком резкие нагрузки на нижние конечности категорически противопоказаны. Не рекомендуются, в частности, прыжки в воду с высоты более чем 40—50 см. Во время плавания ноги движутся мягко и ритмично, обеспечивая большую и разнообразную нагрузку на нижние конечности и создавая тем самым благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления тазового пояса. Большая динамическая работа ног в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на формирующиеся детские стопы и предупреждает появление плоскостопия. Плавание помогает развивать координацию и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности. Усвоение определенного ритма движений представляется для ребенка несколько затруднительным, плавание особенно эффективно способствует формированию этого навыка. Благодаря развитию ритма движений, совершенствуются все системы детского организма. При занятиях с детьми плаванием необходимо также иметь в виду некоторые особенности их нервной системы. До 6 лет в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения. Ребенок этого возраста, как правило, очень подвижен, его движения быстры и импульсивны, внимание неустойчиво. Кроме того, он склонен к подражанию. Поэтому обучение детей различным движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Большое значение имеет также словесное объяснение, поскольку в этом возрасте происходит активное овладение речью. В возрасте до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что ребенок быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому в ходе занятий целесообразно чередовать кратковременные нагрузки с частыми перерывами. Как уже говорилось в общей главе об обучении плаванию, первым и самым важным этапом обучения является адаптация к водной среде. В случае с детьми это особенно актуально. Ведь первые трудности в обучении плаванию обусловлены именно специфическими свойствами воды. Попадая в рот, нос и уши, она вызывает неприятные ощущения. Причиной этого чаще всего является то, что при погружении в воду рот ребенка остается открытым, а иногда ребенок (уже основательно утративший свои младенческие плавательные рефлексы) даже пытается сделать вдох в толще воды. Поэтому первая задача подготовительных занятий — научить ребенка закрывать рот всякий раз, когда он соприкасается с водой, и задерживать дыхание. Пока у малыша не выработается стойкая привычка, стоит почаще напоминать ему об этом. Возникают проблемы также при соприкосновении с водой слизистой носа или глаз. Это опасно еще и тем, что вызывает у ребенка неприятные ощущения и эмоции. А ведь любое обучение ребенка будет эффективным, если оно проходит на фоне ярких положительных эмоций. Оказываясь в воде, ребенок рефлекторно закрывает глаза. Когда зрительный анализатор оказывается выключенным, теряется ориентировка в пространстве, возрастают отрицательные эмоции, появляется страх, неуверенность в своих силах. Поэтому важно приучить ребенка с первых же занятий держать глаза в воде открытыми. Еще одна трудность состоит в том, что все предметы в воде расплывчаты, поэтому они воспринимаются в искаженном виде. К этому требуется привыкнуть. В воде гораздо лучше, чем в воздухе, распространяется звук. Причем он распространяется мгновенно и во все стороны, воспринимаясь при этом не только слуховыми анализаторами, но и всеми костями черепа. В результате этого источник звука становится неопределенным, возникают необычные ощущения, которые тоже требуют определенной привычки. Еще одним неприятный вводный фактор — гидростатическое давление, значительно затрудняющее дыхание, действуя на всю поверхность грудной клетки. Оно препятствует вдоху и оказывает сильное сопротивление при выдохе. Помимо всего прочего, плавание — это всегда охлаждение. Температура тела равна приблизительно 37°, а температура воды для занятий — 28—30°. В воде происходит значительная теплоотдача, и, если движения ребенка недостаточно активны, у него может быстро появиться озноб. Его признаки следующие: «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и на участках поверхности кожи. Из всего сказанного следует сделать вывод о том, основное требование при знакомстве ребенка с водой — последовательность и постепенность. Не стоит лишать вашего малыша удовольствия самостоятельно преодолевать трудности, связанные с освоением воды, нельзя также и предусмотреть всех трудностей. Все предлагаемые упражнения нужно осваивать последовательно и постепенно так, чтобы новое опиралось на уже знакомое.

Подготовительные занятия в домашних условиях

Занятия в воде — это комплексное воздействие на организм температуры, движения, полугравитации, а в домашних условиях общение с водой еще и способствует формированию гигиенических навыков. Поэтому, помогая ребенку полюбить воду, вы поможете ему одновременно приобрести полезную привычку к чистоте. Начинайте с простого умывания. Пусть ребенок умывается над тазиком, стараясь не закрывать глаз и не стряхивать воду, набирая воду полными горстями, поливая на голову и шею. Полейте ему на голову из кувшина. Пусть вода спокойно стекает. Попробуйте сделать то же самое под душем. Пусть ребенок поднимет руки вверх: уже на уровне ладоней вода будет разлетаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны. Чтобы пребывание под душем доставляло ребенку удовольствие, заранее позаботьтесь о напоре воды: струя не должна быть слишком сильной и больно хлестать по лицу и телу. Прекрасным местом для подготовительных тренировок будет домашняя ванна. Здесь можно хорошо усвоить и закрепить навыки погружения лица в воду, открывания глаз и задержки дыхания.     Упражнения для тренировки навыка погружения лица в воду и открывания глаз:

1.Когда ребенок сидит в ванной, скажите ему задержать дыхание и опустить лицо в воду, а потом проверить, Открыты или закрыты его глаза.

2.Сделать все, как в предыдущем упражнении, только глаза следует открыть в воде. Если ребенок категорически противится выполнению этих заданий, сделайте шаг назад. Зачерпните своей ладонью горсть воды и спокойно полейте на лицо ребенка. Не торопясь, поливайте из кувшина воду на лицо, шею и голову ребенка. Он не должен стряхивать воду руками резкими движениями головы или закрывать глаза. И главное: никакого насилия, только ласковые уговоры и разумные объяснения!

3. Разбросайте на дне ванны игрушки. Пусть ребенок посмотрит, как они выглядят под водой. Спросите его, какого они цвета и отличается ли он от цвета «на суше». Попросите малыша сосчитать игрушки и выбрать самую любимую.

Упражнения на дыхание. Как известно, ребенок теряет свой врожденный дыхательный рефлекс уже в трехмесячном возрасте. Между тем, плавание и просто нахождение в воде часто требует такого важного умения, как задержка дыхания. Чтобы стать хорошим пловцом, нужно научиться правильно дышать. Но как объяснишь это ребенку? Первые подготовительные упражнения нужно сделать уже на суше, дома.

1.Скажите ребенку, чтобы он задержал дыхание на счет «три». Громко посчитайте вслух.

2.Пусть ребенок, сделав глубокий вдох сосчитает про себя до 8.

3.Попрактикуйте с малышом громкий выдох.

Пусть он задержит дыхание, плотно сомкнет губы и сделает громкий энергичный выдох, попытавшись при этом произнести «ху!». Продемонстрируйте ему сначала, как нужно это делать.

4.Хорошим упражнением служит надувание обычного воздушного шара. Сопротивление воздуха заставляет надувать его быстрыми энергичными выдохами, создавая условия, отчасти аналогичные дыханию в воде.

5. Сдувание различных предметов создаст хорошие условия для игровых соревнований. Сдувайте вместе крошки со стола. Большую безопасность для чистоты полов представляет сдувание с ладони небольшого бумажного листочка.- Листок должен находиться на ладони где-то на уровне подбородка на расстоянии примерно 15 см. Нужно сдуть его быстрым энергичным движением через рот. Ладонь можно постепенно отводить все дальние. Посоревнуйтесь с малышом: кто быстрее и дальше сдует листок.

Упражнения на формирование навыка дыхания в воде.

Когда ребенок сидит в ванне, попросите его набрать в ладони воды и сделать в ней ямку ДУЯ как на горячий суп. А теперь пусть он сделает быстрый выдох у самой поверхности воды в ванне, чтобы образовалась большая и глубокая ямка. Покажите сами, как это сделать.

Поиграйте в морской ветерок, «подталкивая» дыханием игрушечные кораблики или другие «водоплавающие» игрушки. А теперь можно приступать к выдохам с погруженным в воду лицом. Скажите ребенку опустить в воду лицо и выдохнуть через рот так, как ему будет удобно. Когда он освоит это упражнение, можно сочетать его с открыванием глаз в воде. Спросите, нравятся ли ему пузыри, образующиеся от его дыхания. А теперь можно пускать «громкие» пузыри. Посоревнуйтесь, у кого получится громче.

Чтобы помочь ребенку найти оптимальный вариант выдоха под водой, попросите его выдыхать в воду по типу различных звуков: «пэ…», «фу…», «ху…». Они помогут адаптироваться к гидростатическому давлению.

Учимся плавать вместе

Будем считать, что ваш малыш уже немного познакомился с водой и избавился от чувства недоверия к этой стихии. Теперь пора входить в воду, учиться свободно и непринужденно передвигаться в ней, ближе знакомиться с такими свойствами воды, как поддерживающая сила и сопротивление воды и, наконец, учиться плавать.

Если вы хотите, чтобы ребенок научился плавать и при этом навсегда полюбил воду, забудьте о «мифологическом» способе, применяемом древними народами, населявшими берега морей и океанов. Этот способ состоял в том, что будущего пловца вывозили подальше от берега и выкидывали за борт. Выброшенному ничего не оставалось, кроме как достичь берега. Какой ценой ему это удавалось, не интересовало никого. Когда-то, возможно, этот способ и был эффективным, но для современного человека он мало пригоден и может даже обернуться трагедией. Возможно, что после такой экзекуции ребенок вообще не захочет подходить к воде. В нашем деле главное — постепенность и, как уже говорилось, никакого насилия. Лучше всего учить ребенка плавать в спокойной обстановке. Температура воды должна быть не ниже 27—29°, глубина воды — по шею, чтобы маленький пловец мог в любой момент встать на дно. Это избавит его от страха перед водной бездной. Если вы занимаетесь в бассейне, нужно, чтобы дорожка была одна, например, в утренние часы. .Занимаясь с ребенком в воде, не бойтесь, если после занятий у него появляется вялость, сонливость, усталость. Это естественная реакция организм на физическую нагрузку. Если это беспокоит ребенка, объясните ему, что ничего страшного нет, пройдет, когда он, как следует, выспится. Если у ребенка краснеет слизистая оболочка глаз, пугайтесь, это скоро пройдет. Умойте его чистой водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»

Мальчики и девочки – почему они разные.Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку.Мальчик и девочка – это два разных мира и  развиваются они  по-разному. Уже к году различия в развитии психик...

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Спортивное развлечение в "Незнайка учиться нырять!"

Развлечение проводится в бассейне...

Мальчики и девочки : учить по - разному, любить по- разному

Мальчики и девочки - это два разных мира. И если мы не учитываем этого то, очень часто  не понимаем, что стоит за их  поступками. А значит и не правильно, на эти поступки реагируем. ...

Комплекстное занятие по экологии "Учимся беречь и любить родную природу!"

учить понимать необходимость бережного отношения  к родной  природе....

«Мы учим просто – Родину любить!» КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОГО ПОЗДРАВЛЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ ВОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Поздравление ветеранов ВОВ .Воспитание уважения к героям ВОВ, любви к Родине.Пробуждение интереса и уважения к памятникам боевой  славы....