« Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»
консультация по теме

Усова Ирина Викторовна

Мальчики и девочки – почему они разные.

Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку.

Мальчик и девочка – это два разных мира и  развиваются они  по-разному. Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают высокого уровня, что проявляется в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг – этот важный человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления  будут ему присущи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_devochki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мальчики и девочки – почему они разные.

Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку.

Мальчик и девочка – это два разных мира и  развиваются они  по-разному. Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают высокого уровня, что проявляется в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг – этот важный человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления  будут ему присущи.

Итак, вот они перед нами: мальчики и девочки. Раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек. Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои

 « богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. используя при этом все представленное пространство. Если пространство мало  в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, забираются на шкаф.

Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне « оречевления». А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Получается, что в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему среди них так много выдающихся ученых, композиторов, художников, писателей, врачей? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? По - видимому потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины: дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательница, в начальной школе - учительница и лишь изредка в средней и старшей школе появляются учителя-предметники – мужчины.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и если он знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет  у них в глазах подтверждение правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам. Мальчики раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и « забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, которые разобрали на уроке. А мальчику надо чуть-чуть недообъяснить  и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. В любой деятельности, требующей поиска, свежего нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высокое исполнительское мастерство, женщины лидируют или по крайней мере не уступают мужчинам. Мужчинам неинтересно делать изо дня в день одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики.

Психологи считают, что девочки ( женщины), превосходят мужчин в речевых заданиях. У них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек

Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки.

И вот наши дети пошли в первый класс. Это коллосальная нервная нагрузка на психику ребенка. Изменяется весь привычный уклад жизни, меняется внешняя среда, в которой живет ребенок и в ответ на это начинает иначе работать и его мозг. Очень много зависит от личности учителя.

У педагога авторитарного типа (« я сказал – ты сделал») негативные переживания у детей выражены наиболее сильно, дети больше дерутся, чаще дают отрицательные оценки друг другу. Если спросить детей, кто в группе самый добрый, то они начинают говорить, кто самый жадный и кто драчун.

У педагога с демократическим типом воспитания ( способность услышать и понять) у детей свойственно качество видеть мир добрым и радостным.

А теперь представим не школу, а семью родителей  авторитаров. Результат тот же. Вспомним про передачи, которые дети смотрят по телевизору. Постоянный негативный, агрессивный фон, который создают у ребенка такие передачи, небезобиден. Агрессивные тенденции прорываются в сознание, а доброжелательные могут блокироваться мозгом. И мы получаем этакого» ежика», который всегда ждет подвоха и готов дать сдачи. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Они быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами другие, они отличаются от мужчин. Вот и получается, что мама или педагог долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен. Просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Он вас уже не слышит.  

Что здесь можно порекомендовать?

Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: « Ты плохой!»- то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию коротко и конкретно – чем же вы недовольны. В этом случае его реакция будет адекватной.

У девочек активируется весь мозг: и зрительная и слуховая, и моторная кора и ассоциативные структуры обоих полушарий. Мозг девочек готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость.

Итак, можно сделать вывод: мальчик и девочка – это два разных мира.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими  разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не навредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Взрослый и ребенок – хорошо ли им вместе?

Мы видим ребенка своими глазами. А если посмотреть другими?

О чем мы думаем, если в воспитании или обучении ребенка что-то не ладится? В первую очередь о том, какой трудный ребенок нам достался. Вот другие дети…И вспоминаем соседскую Танечку или отличника Колю. А этот какой-то неумеха, ершистый, все ему не так, ему говоришь, а он как будто не слышит, упрямый.

А вы никогда не видели того же ребенка, радостно бегущего навстречу кому-то другому, не вам? Но почему он любит, слушает, восхищается, старается для кого-то другого, а не для вас? Может быть дело не только в нем, но и в вас? Может, это вы не умеете научить его? Возможно вы возмущены: да я уже десять (пять, двадцать)  лет работаю с детьми; да у меня огромный опыт, меня любят дети, родители, вот только этот…

Но мы все когда-то были детьми. И если наши дети имеют разные типы функциональной организации мозга, то и мы тоже. А это значит, что у каждого из нас, воспитателей, свой тип мышления, свои особенности организации эмоциональной сферы.

Любой педагогический процесс – всегда процесс двухсторонний. Его успех зависит, как от учителя, так и от ученика. Начнем с того, что отношение к мальчикам и девочкам уже в детском саду, да и в семье, разное. При этом будем иметь в виду, что в детском саду работают практически одни женщины. Девочек чаще хвалят. Когда взрослые разговаривают с девочками, они чаще употребляют слова, относящиеся к сфере чувств, чаще объясняют и рассуждают. А когда разговаривают с мальчиками, чаще ограничиваются прямыми указаниями ( дай, отнеси, сходи, перестань…)

Мальчиков считают более неряшливыми, молчаливыми, возбудимыми, упрямыми, нетерпеливыми и с высоким самомнением.

Девочек же считают более старательными, застенчивыми, владеющими собой, ловкими, боязливыми и нерешительными.

В детском саду воспитатели более жестко оценивают мальчиков, приписывая им множество негативных качеств их  устраивает « тихий» ребенок.

Воспитатели отчитываются в в первую очередь не за то, как и чему ребенок научился, а за разбитые носы, мокрые ботинки и порванную одежду. Вот первые вопросы мамы, которая приходит за ребенком в детский сад: « Как кушал, спал ли, не обижал ли его кто-нибудь, не замерз и не промок ли на прогулке?» А работа своего ребенка – рисунок, лепка, аппликация – маме обычно нравится, и лишь если его поделка является хуже, чем у  других, она идет с вопросом к воспитателю. В детском саду преимущественно шлифуют те умения, которые ребенок уже начал получать дома: самостоятельно одеваться, есть, слушать то, что говорит взрослый, говорить правильно. При этом умение мыслить, анализировать, обобщать и т.д. развивается недостаточно. Воспитателю и родителю уже до школы необходимо поощрять и развивать интеллектуальную и творческую активность детей, желание узнавать, а не отмахиваться от потока детских вопросов. Ребенок приходит в детский сад ли школу, да и вообще в жизнь, многого не умея, и как раз для того, чтобы научиться  и для его успешного обучения нужны интерес к предмету, доброжелательность воспитателя и педагога, отсутствие страха за неудачу, право на ошибку. Ребенок не должен бояться ошибиться. Боязнь ошибки – страшная вещь. Она приводит к трусости мысли. Дети боятся думать. Они пытаются лишь вспомнить то, что говорил учитель или другой взрослый, и не учатся размышлять, рассуждать, анализировать и представлять. Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ребенка – на уменьшение возможностей их сделать, приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов. Уже детский сад формирует исполнительский стиль мышления. Немецкий педагог Гербарт писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Для мозга ребенка, для его развития, это совсем разная работа.

Детям для нормального психического развития, для раскрытия потенциальных возможностей мозга, как воздух нужен поиск, поисковая  деятельность. На то он и ребенок, чтобы многого не уметь. На то мы и воспитатели, учителя, родители, чтобы научить.

К сожалению, у нас в школе, и даже в детском саду и дома, обучение адресуется не столько интеллекту и сообразительности, сколько памяти ребенка. У маленького ребенка еще слабо развито логическое мышление. Мы даем ребенку алгоритм: « Делай так». Он и делает, не задумываясь, почему так, а не иначе. Мы воспринимаем мир так, « как надо», « как принято», а ребенок таким, какой он есть на самом деле. Не стоит раньше времени надевать на него шоры.

Наша задача – не уличить в незнании, не констатировать неумение, а научить, воспитать, помочь развиваться тем способностям, которые заложены в каждом ребенке.

Мы все такие разные – и дети и взрослые. Нам надо искать пути друг к другу, пути понимания другого человека, непохожего на нас. Тогда процесс обучения будет приносить радость и взрослым, и детям. Мы должны помнить, что от нас зависит, как будет развиваться мозг ребенка, полноценной ли будет психика, какие ворота мы откроем для нее, а какие закроем навсегда. Основная цель- главная заповедь « не навреди».

Библиографический список:

  1. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий.-Л,1976.
  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. функциональные ассиметрии человека. –М., 1981.
  3. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему?/ Сост. И редактор Соколова Е.И. – СПб.,1992.
  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному. Учить по-разному. Самара.,2008.
  5. Искрин В. Диалектика полов.- СПб..2001.
  6. Колесов Д.В. Биология и психология пола. – М. « флинта».,2000.
  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.. 1973.
  8. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки - почему они разные?

Мальчики и девочки - почему они разные? Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек....

Мальчики и девочки : учить по - разному, любить по- разному

Мальчики и девочки - это два разных мира. И если мы не учитываем этого то, очень часто  не понимаем, что стоит за их  поступками. А значит и не правильно, на эти поступки реагируем. ...

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ

Цель: расширить представление педагога об асимметрии мозга, особенностях воспитания мальчиков и девочек....

Памятка "Мальчики и девочки: учите по-разному, любите по-разному!"

В памятке отражены некоторые особенности воспитания мальчиков и девочек....

Практическое занятие с родителями: " Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".

Практическое занятие с родителями"Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".План проведения:1. Приветствие в кругу. Эмоциональный настрой.2. Упр. «Минутка добр...

«Сказка о гигиене для девочек и мальчиков, а также для тех, кто любит сказки…»

В каком государстве случилась эта история, сейчас уже никто и не вспомнит.Народ в государстве жил хороший. Фея Здоровье следила за здоровьем людей. Её сестра, фея Гигиена — за чистотой и гигиено...