Из опыта работы педагогического коллектива по оздоровлению детей ДОУ.
статья по физкультуре по теме

Зимова Елена Викторовна

В статье обобщен опыт работы педагогов  по оздоровлению детей, посещающих ДОУ.  Укрепление и сохранение здоровья дошкольников  -  одна из важнейших задач физкультурно-оздоровительной работы всех дошкольных образовательных учреждений в тесном взаимодействии с родителями и учреждениями социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mdou_35.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Зимова Елена Викторовна

 старший воспитатель МБДОУ д/с № 35

город Арзамас

Нижегородской области

Из опыта работы педагогического коллектива

по оздоровлению детей ДОУ.

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей. Основная проблема низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Такая трактовка здоровья поднимает значение физической культуры совершенно на новый уровень (физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей) и нацеливает дошкольные учреждения искать новые пути, позволяющие усовершенствовать работу по физическому воспитанию дошкольников.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении происходит внедрение программы по оздоровлению «Здоровье», разработанной педагогическим коллективом. Основные направления программы:

1. Создание условий (подбор мебели, согласно ростовым показателям; приобретение оборудования и спортивных атрибутов; пополнение среды нестандартными пособиями; введение дополнительных услуг - кружок «Здоровичок»; обновление уголков ОБЖ в группах; обеспечение условий для предупреждения травматизма в группах).

2. Работа с кадрами (разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий и физическим развитием детей; разработка моделей внедрения здоровьесберегающих методик в ДОУ; проведение семинаров-практикумов по изготовлению нестандартного оборудования; консультаций для воспитателей «Средства и формы работы с детьми по развитию движений», «Технология сохранения и стимулирования здоровья» и т.д.).

Работа с родителями (оказание консультативной помощи, проведения цикла бесед по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей; спортивные семейные праздники, анкетирование и опросы родителей по актуальным проблемам формирования здорового образа жизни; выставки семейных рисунков и плакатов «Извольте не болеть»).

4. Взаимодействие с социумом (участие воспитанников ДОУ в спортивных соревнованиях, совместные спортивные праздники воспитанников ДОУ и учеников школы; участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей).

Разработанная методика помогает объединить усилия специалистов ДОУ в достижении общей цели - оздоровление детей.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Предлагаемая методика не водит в распорядок дня какие-либо новые формы занятий, а наполняет обязательные программные занятия новым содержанием, учитывая комплексный и системный подход в использовании оздоровительных средств. Исходя из этого, активно используются воспитателями и педагогами нетрадиционные формы в индивидуальной работе с детьми по их оздоровлению:

проблемно - игровые ситуации;

игры и драматизации с медитацией и релаксацией;

дыхательная и звуковая гимнастики;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

самомассаж.

Медико-педагогический контроль по формированию основ здорового образа жизни воспитанников в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.      

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

Оборудован музыкально - физкультурный зал со спортивным комплексом, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса  препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для коррекции осанки, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Педагоги ДОУ работают с семьей, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Для дальнейшего сотрудничества педагогов с детьми и их родителями большое внимание уделяется созданию единого пространства развития ребенка.

В нашем ДОУ выделена спортивная группа детей, которая посещает спортивные секции физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) и спортивные школы города Арзамаса. Спортивные достижения этих детей вышли за пределы Нижегородской области. Например,  Доколина Оксана (12 Почетных грамот, 6 медалей) и Трусова Александра (6 Почетных грамот, 3 медали) выступали на первенстве России среди юниоров и вошли в десятку лучших гимнастов своей возрастной группы. Также они объездили многие города России (Саров, Саранск, Москва и т.д.), в которых тоже проходили спортивные соревнования гимнастов. Их результаты были высоко оценены членами жюри. Куприянов Егор посещает спортивную школу по секции плавание и имеет 2 юношеский разряд по плаванию, участник многих городских и областных соревнований. Также он награжден Почетными грамотами и Дипломами за свои спортивные успехи.

Ежегодно дети нашего детского сада принимают самое активное участие в городских конкурсах, которые проводятся на спортивном стадионе «Знамя». В 2010 году воспитанники детского сада заняли 2 место в легкоатлетической эстафете детских садов города Арзамаса, посвященной «Международному дню защиты детей».

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Материалы по здоровьесбережению органично включаются в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. Например, наше ДОУ ежегодно принимает участие в городском конкурсе «Зеленый огонек», является призером 2010 года в городе Арзамасе. В 2011 году детский сад принимал участие в областном конкурсе «Лучшее муниципальное дошкольное образовательное учреждение по обучению правилам дорожного движения». Министерство образования Нижегородской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Нижегородской области высоко оценило и наградило наше ДОУ Дипломом за 1 место в этом конкурсе.

Разработанный нами план работы по внедрению программы «Здоровье» на 2010-2012 гг. включает в себя следующие формы работы:

проведение Педсоветов на темы: «Сравнительный анализ программы «Здоровье» и раздела «Физическая культура» программы «Детство», «Итоги работы по реализации программы «Здоровье» в МДОУ д/с № 35»;

оформление физкультурных уголков в группах, оформление наглядной агитации для родителей на тему «Оздоровление детей - главная задача дошкольного учреждения и семьи», смотр нестандартного оборудования по физвоспитанию, проведение конкурса на лучшую методическую разработку по программе «Здоровье»;

проведение семинаров-практикумов на темы: «Уровень физического здоровья ребенка, пути его повышения», «Этапы развития двигательной  сенсорики у детей дошкольного возраста»;

- организация консультаций для педагогов ДОУ «Внедрение оздоровительных приемов в режим дня дошкольника»;

- просмотр занятий, физкультурных праздников, серии подвижных игр, разработанных согласно цели и задач программы «Здоровье».

Подведя итоги работы нашего ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе с использованием здоровьесберегающих технологий, мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой   личности   ребенка.   Данные   выводы   подтверждают   показатели состояния здоровья и физического развития детей за два предыдущих года. По результатам анализа Программы «Здоровье» у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе.

Литература:

1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт – Петербург, 2010.

2. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века, «АРКТИ», М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у дет...

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Представление собственного педагогического опыта работы по ранней профориентации детей в старших группах

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.Для успешной работы по формированию профессионального становления личности играет...

Из опыта работы. Педагогическая технология «Дети - волонтёры»

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. П...

Обобщение опыта работы по теме: «Знакомство детей с миром труда и профессий города Сим» в рамках муниципального «Дня педагогического мастерства»

Ориентация  в мире профессий и труда  является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий родного города ...

Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...


 

Комментарии

Зимова Елена Викторовна

Уважаемая Людмила Николаевна! Я очень рада, что моя статья по оздоровлению дошкольников Вам понравилась. Спасибо за отклик!

Елена Викторовна, а можете поделится семенарами, педсоветами по данной теме??