Двигательная деятельность детей как основа укрепления здоровья
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Колесникова Ирина Александровна

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной и гигиенической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Двигательная деятельность детей как основа укрепления здоровья.

    Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной и гигиенической культуры.

    Движения являются для человека, и в особенности для ребенка, жизненно необходимой потребностью. Движение – это средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы и их лечения. Ребенок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Развитие движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте.

Интенсивное работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывается на них тренирующее влияние. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

    Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной, нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно – сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

      Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

  При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы  их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий – прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.

   Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание совершенствуют координацию движений. Упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни количества – выносливости.

Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества.

В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых – родителей, воспитателей, старших братьев и сестер – для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.

Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример  взрослого лучше всего воспринимается или в совместной деятельности, например, при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлекательности – красивый яркий обруч, звучащая погремушка. Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий:  научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат – попал в корзину, подпрыгнул и достал  до ленточки, влез до верха лестницы.

Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересны, взрослые должны стремиться их закрепить. Своими положительными отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к  достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых достижениях.

  Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения,  найти себе занятия по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурной в свободное время всей семьи. Формы здесь разные – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья». У некоторых детей рано проявляется определенные способности к координации движений, умение быстро овладеть новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль  взрослого – не дать ребенку ограничиться каким – то одним движением, например ездой на самокате, игрой с мячом, прыжками сл скакалкой.

     Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении,  развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

       Развивать у детей движения начинают рано. Малыш еще в кроватке. Он проводит время бодрствования лежа, но уже пытается изменить позу, приподняться. Эти попытки ему нужно облегчить, расположив поперек кроватки круглую  палочку – опору (диаметр 2-2,5 см). Взявшись за нее, ребенок увереннее поднимается и, главное, делает это самостоятельно, тогда, когда хочется, не ожидая помощи близких.  Следующим умением – вставать – ребенок овладевает легче, если укрепить над первой опорой 2 – 3 палочки,  одну над другой.

Начинающему ходить необходимо иметь устойчивые предметы, за которые можно ухватиться, сделав  еще неуверенные 2 – 3 шага (стул, табуретка, столик).  Это придаст малышу уверенность, желание самостоятельно двигаться. Большой куб (со сторонами 40х40 см, высота  20 – 30 см) затем используется ребенком для влезания, спрыгивания.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия:  мячи  разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше), обручи (диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см), а палки диаметром 2,5 см разной длины (короткие 25 – 30 см, длинные 70 – 80 см), скакалки.  Можно самим сшить и набить мешочки.

Маленькие (6Х9 см, масса 150 г) метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12Х16 см, масса 400 г) используют для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной  шнур -  косичка (длинной 60 – 70 см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит «домиком».

Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубатой планкой, допускающий установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45 см, высота 100 – 150 см, расстояние между перекладинами 12 – 15 см, диаметр их 2,5 – 3 см.  Высота вертикальной лесенки 150 – 200 см. На нее можно прикрепить скат с бортиком, оснастив его зацепами, по которому катит мяч, корзину для забрасывания мяча, мишень для метания. Если перекладины лесенки съемные, то это дает возможность подвешивать на нее одноместные качели, веревочную лестницу, канат, невысокую перекладину – турничок.  В настоящее время разрабатываются конструкцию, позволяющие убирать лесенку вплотную к стене или выдвигать, когда ребенок собирается заниматься.

       Интересные упражнения в перешагивании предлагаются для малыша на лесенке, сделанной из двух толстых шнуров и «перекладин» из тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов.

      Для профилактики  плоскостопия советую сделать «тропинку здоровья»:  надо взять ткань или старую клеенку длиной 1 – 1,5 м, шириной 0,5 м и нашить на неё большие пуговицы или круглые мочалки для мытья посуды (только не металлические). По такой дорожке ребенок должен ходить босиком.

       Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха,  у наружной стены с широким окном и балконной дверью.

        Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного усвоения дети могут заниматься самостоятельно.

         У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от чрезмерно высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствие их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.

         У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров. Старшие дошкольники, имеющие определенный двигательный опыт, самостоятельно играют и организуют соревнования, а малышам способы действий должны показать взрослые, первое время поиграть с ними.

         Предлагаю игры в которые можно играть дома, на улице вместе всей семьей.

Догони обруч. Обруч поставить ободом на землю, энергично  оттолкнуть и догнать. Возможны два варианта: 1. Обруч катать, стоя парами. Для младших детей лучше подбирать в пары старших или играть взрослому с ребенком. 2. Обруч катать, подгоняя его рукой или проволокой, согнутой в виде крючка.

Лови – бросай. Взрослым стоит напротив ребенка. Он бросает ребенку мяч, говоря : «Лови, бросай, упасть не давай». Текст  произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Ребенок ловит мяч и бросает обратно взрослому. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более. Старшим ребятам с хорошим навыком ловли предложить называть слова противоположного значения. Например, взрослый, бросая мяч, говорит «узкий», ребенок ловит мяч и бросает опять взрослому, называя слово противоположного значения  - «широкий»  и т.д.  

Попади в воротца. Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии      4 – 6 шагов один от другого. Между ними посередине установлены воротца из кубиков, кеглей. Пара берет мяч и катает его друг другу через эти ворота.

Кто скорее дойдет? Двое – трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом (расстояние 8 – 10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.

Подбрось – поймай. В эту игру можно играть с детьми старшего дошкольного возраста. Играющие распределяются по парам, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось его бросить и поймать. Через некоторое время играющие меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает и ловит мяч.

Быстрый мяч. Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик                                    Бросают мяч вверх и ловят.

Без запинки скачет, скачет,

Часто, часто, низко, низко,                                          Отбивают о землю.

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,                                             Бросают вверх и ловят.                                            

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,                                              Отбивают о землю.

Не уйдешь от наших рук.

          Бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

Детские игры, в которых ребенок мог бы выдумывать все новые повороты сюжета и примерять на себя разные роли развивают память, воображение, логику и фантазию. Плюс создается почва для формирования инициативной, самостоятельной, гармоничной личности. Помните, что ребенку важно получить небольшой приз за победу в игре или, если ребенок не стал плакать и обижаться в результате проигрыша, чтобы подбодрить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополуч...

Консультация "Основы укрепления здоровья детей"

Консультация для родителей по основам укрепления здоровья детей...

Статья для родительского уголка "Спортивные игры в семье как основа укрепления здоровья"

Аннотация: В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений нашег...

Создание условий для двигательной активности детей. Сохранение и укрепление их здоровья

lПроблема двигательной активности детей в условиях группы всегда актуальна. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое ...

Использование проектной деятельности в формировании и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка...