Статья для родительского уголка "Спортивные игры в семье как основа укрепления здоровья"
статья по теме

Вавилова Светлана Сергеевна

Аннотация: В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений нашего государства. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Большое значение придаётся привлечению родителей к развитию двигательных навыков дошкольников. Совместные игры детей и взрослых членов семьи, выполнение упражнений, активный отдых в любое время года благоприятно воздействуют на укрепление здоровья, формирование у детей понимания здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  «Спортивные игры в семье  как основа

укрепления здоровья »

        Известно, что детям необходимы занятия спортом, об этом знают все родители!  Приучать к ежедневной двигательной активности, выполнению спортивных упражнений и игр надо чуть ли не с пеленок.      Возросший уровень материального обеспечения каждой семьи, хорошие жилищные условия создают благоприятную обстановку для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

           В большинстве семей дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, бадминтон, не говоря уже о мяче, обруче, скакалке, кеглях и другом мелком оборудовании. Родители знакомят ребят со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Но как свидетельствует статистика, знаний в этом вопросе им не хватает знаний  и интерес к физкультуре и спорту остается невысоким.

           Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач, крайне важно создать дома  спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное  состояние нервной системы дошкольника и желание заниматься спортом.

        Чего не хватает для поднятия физического воспитания

 дошкольников в семье?

  •  отсутствие общей и педагогической культуры и здорового образа жизни у большинства родителей;
  •  плохое состояние здоровья родителей;
  •  недостаток свободного времени и воли у родителей для занятий физическими упражнениями со своими детьми;
  •  усталость после работы;
  •  отсутствие во многих семьях спортинвентаря, оборудования, спортивной формы для занятий с ребенком;
  •  недостаток свободного времени для чтения специальной литературы, периодической печати, для обзора спортивных передач по радио и телевидению; отсутствие у большинства семей домашней библиотеки по физическому воспитанию и здоровому образу жизни детей дошкольного возраста;
  •  вредные привычки родителей;
  •  слабое посещение спортивных зрелищ родителей с детьми;
  •  недостаточный бюджет времени для занятий семейным туризмом и отдыхом на природе, в деревне, на даче;
  •  недостаточное количество занятий по физическому воспитанию детей в выходные, праздничные дни и во время отпуска родителей.

        Родители, заинтересованные этими проблемами, часто задают вопрос:  "Как лучше с детьми провести выходной день?".
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.
         Семейные туристические походы, оказывают ни с чем не сравнимый, оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

            В  отношении семейного отдыха более всего приемлемо использовать туристическую прогулку. Первый вопрос, с которым сталкивается большинство семей, планирующих свои выходные дни или отпуск, это с какого возраста уже можно брать детей в поход. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 лет. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, в лесу.
             Так же родителям можно предложить спланировать совместный отдых на даче; главное обязательно сменять проживание в городской квартире на отдых в природных условиях. На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом всей семьей.
Пусть это будет совсем небольшая площадка, на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры и т. д. На площадке можно проводить индивидуальные тренировки, соревнования типа "Кто дольше провисит на перекладине", "Кто самый сильный" (подтягивание), Меткий стрелок" (Игра в кольцеброс).
  Такие веселые соревнования между всеми членами семьи доставляют удовольствие и старшим, и младшим.
         Можно предложить родителям пробежки по лесной тропе с купанием в реке, походы за грибами и ягодами, велосипедные прогулки. Можно оборудовать мастерскую, в которой мальчики вместе с папой или дедушкой ремонтировать и конструировать мебель, изготовлять поделки из дерева и бросового материала.
          Каждый вид летнего семейного отдыха, принесет ожидаемый результат, только в том случае, если будет заранее спланирован и продуман.    Подвижные и спортивные игры во дворе являются самым доступным ми массовым видом физических упражнений для детей. Двор есть при каждом доме. Даже если двор небольшой, всегда можно найти место для размещения незатейливых спортивных снарядов или оборудования современных спортивных комплексов. Взрослые могут стать зачинщиками организации такого досуга детей. Они могут поиграть с ребенком:

  •  Чехарду
  •  Футбол
  •  Волейбол
  •  Бадминтон
  •  Теннис
  •  Лапту
  •  Прятки
  •  Казаки-разбойники
  •  Городки

        Еще один вид организации досуга ребенка в семье занятия на спортивном комплексе.

Родители часто больше внимание уделяют эстетике помещения, загромождают квартиру мебелью, и ребенку нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решится отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более,  разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей достойная награда за такую жертву.
       Известный специалист в области физического воспитания детей В. С. Скрипалев,  предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры.

        Автор убедительно доказывает преимущество физических упражнений, выполняемых на спортивном комплексе, перед обычным бегом и даже подвижными играми. В спортивном уголке Скрипалева снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелазить на два соседних.

                Перечислим семь движений, являющихся базовыми для новых

комбинаций и вариантов:

1. Вис (на перекладине, кольцах).
2. Прыжок.
3. Вращение.
4. Качание (на съемной груше-качалке, обычных качелях).
5. Катание (на комнатной горке).
6. Равновесие (на наклонной лесенке).
7. Лазание (с использованием всех перечисленных снарядов).

Под всеми снарядами натягивается батут.
Для того, чтобы "стадион в квартире" использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятием на нем можно придать сюжетно-образный характер.
      "Спортивный стадион" для детей 5-7 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие.
Немного фантазии и комплекс превращается в джунгли. Этот и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они не зная усталости, будут с пользой проводить время на снарядах, не заметно овладевая все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.
      Другим, не менее ценным приемам поддержания интереса к процессу - а главное, результатам двигательной деятельности, - является ведение дневниковых записей о спортивных достижениях в личных рекордах. Методика ведения дневниковых записей может быть различной. Некоторые семьи могут ограничиться короткими записями в специально купленном семейном или детском альбоме, в котором уже есть специальные разделы (показания роста, массы, сроки овладения ходьбой, прыжками, катанием на велосипеде, лыжах и т.д.).
      Старший дошкольник начинает сравнивать свои достижения с результатами братьев, сестер. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.
Безусловно, не стоит преувеличивать возможности ребенка и ждать от него серьезных результатов. Здесь на помощь как всегда приходит игра, увлекательный сюжет соревнование, доброе общение. Дети могут принять

  непосредственное участие в красочном оформлении его страниц, помещая туда      свои зарисовки, наклейки и т.д. Каждый месяц, (неделю, сезон) всей семьей подводятся итоговые результаты - "Чему мы научились".

       Каждый член семьи демонстрирует свои возможности (в подтягивании, лазании по канату, в выполнении разных акробатических номеров и т.д.).
В дневник или журнал можно заносить данные антропометрических измерений по годам, фиксировать показания прыжков в длину, метание на дальность, скорость бега, сроки и особенности овладения спортивными видами физических упражнений (лыжами, велосипедам, роликовыми коньками и т.д.).

       В каждой семье рекомендую иметь спортивный инвентарь:

   • Велосипед

   • Клюшки и шайба

   • Санки

   • Самокат

 • Коньки

   • Лыжи

   • Скакалка

   • Роликовые коньки

   • Гантели, гири (для родителей)

   • Мячи

   •  Каталка-ролик

   • Ласты

   • Бадминтон

   • Эспандеры

   • Семейный стадион

     Вывод:

   Совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в

соответствии с их возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Список литературы:

1.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
2. Губа В.П., Татаринов Я.С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений // Теория и практика физической культуры. - 1988. - N 3. - С. 32-33.
3. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
4. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений //.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
6. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
7. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
8. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С. 65-80.
9. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, N 10.
10. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная деятельность детей как основа укрепления здоровья

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого вним...

«Сотрудничество детского сада с семьей в целях укрепления здоровья ребенка»

Проект по работе с семьями воспитанников детского сада. В реализации проекта принимают участие: родители, воспитанники детского сада, волонтеры, педагоги, общественные организации. Проект носит долгос...

Проект: «Детский сад и семья сохранении и укреплении здоровья детей »

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуале...

Консультация "Основы укрепления здоровья детей"

Консультация для родителей по основам укрепления здоровья детей...

Зимние игры с детьми на улице "Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС"

Сообщение из опыта работы  "Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС"...

Сообщение для педагогического совета «Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»...

Общее родительское собрание . Анкета для родителей "Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье"

Какими видами деятельности обычно занимается ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни? Возможно несколько вариантов ответа...