Пальчиковая гимнастика
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

Вьюгина Юлия Александровна

Гимнастика разработана по всем возрастам для детских садов присмотра и оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Значение ………………………………………………………………………..……2

Рекомендации ………………………………………………………………….…....3

                   Пальчиковая гимнастика

2-ая младшая группа ………………………………………………………..…….4-7

Средняя группа …………………………………………………………………..8-12

Старшая группа …………………………………………………………..……..13-17

Подготовительная к школе группа ………………………………..…………..18-22

Литература ………………………………………………………………………….23

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

  Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

 

    Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись  ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети  произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и  невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

2-ая младшая группа

Сентябрь

1-2 неделя № 1

Мой Мизинчик, где ты был?

Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке

С Безымянным щи варил,

Разжимаем безымянный пальчик

А со Средним кашу ел,

Разжимаем средний пальчик

С Указательным запел.

Разжимаем указательный пальчик

А Большой меня встречал
И конфетой угощал.

Разжимаем большой пальчик

Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.

Разжимаем одноименные пальчики на правой руке

Раз-два-три-четыре пять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

         

            3 – 4 неделя. №2.

Большой пальчик хочет спать,

Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.

Указательный - играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик.

Средний пальчик задремал,

Зажимаем в кулачок средний пальчик.

Безымянный уж устал.

Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

Зажимаем в кулачок мизинчик.

В детский сад идти пора!   

Сжимаем и разжимаем кулачок.

Октябрь

           1 – 2 неделя. №3.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.

Ваське-указке - воду носить,

Слегка потряхиваем указательный пальчик

Мишке-среднему - печку топить,

Слегка потряхиваем средний пальчик

Гришке-сиротке - кашу варить,

Потряхиваем безымянный пальчик

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Слегка потряхиваем мизинчик

Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)

Хлопаем в ладоши

3 – 4 неделя. №4.

    

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:


Лисичке-сестричке,

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.

Разгибаем мизинчик


Ноябрь

          1 – 2 неделя. №5.

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.

Ударяем кулак о кулак

3 – 4 неделя. №6.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел.

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

Декабрь

          1 – 2 неделя. №7.

Дружно пальцы встали в ряд

Показываем ладони пальчиками вверх

Десять крепеньких ребят.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Эти два – всему указки
Все покажут без подсказки.

Показываем указательные пальчики. 

Эти – два середнячка
Два здоровых бодрячка.

Показываем средние пальчики.

Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.

Показываем безымянные пальчики.

Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.

Показываем мизинчики.

Пальцы главные средь них
Два больших и удалых


Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки.

3 – 4 неделя. №8.

   Семья

Этот пальчик – бабушка,                     Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого

                                                                пальца правой руки.

Этот пальчик – дедушка,                     Дотронуться до указательного пальца.               

Этот пальчик – мамочка,                     Дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – папочка,                      Дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я.                               Дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья!                             Выполнить движение «фонарик».  

Январь

1 – 2 неделя. №9.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Чтоб играть и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. 

Раз, два, три, четыре, пять!

Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.

    3– 4 неделя. №10.

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Соединяем большие пальцы рук.

Два щенка: “Ав-ав!”,

Соединяем указательные пальцы рук.

Два жеребенка: “Иго-го!”,

Соединяем средние пальцы рук.

Два тигренка: “Р-р-р!”,

Соединяем безымянные пальцы рук.

Два быка: “Му!”.

Соединяем мизинцы.

Смотри, какие рога.

 

Февраль

1 – 2 неделя. №11.

       

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому

Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем.

Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.

Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу.

Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

  

3 – 4 неделя. №12.

         

Один, два, три, четыре, пять,

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Будем пальчики считать!

Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

На другой руке опять:

Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Один, два, три, четыре, пять!

Соединяем безымянные пальцы рук.

Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

Соединяем мизинцы.


Март

1 – 2 неделя. №13.

 «Помощники»

 

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

 

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

 

Встают, наклонившись; руками

двигают влево, вправо.

 

Тянутся, как бы вытирают

правой рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.


3 – 4 неделя. №14.

 

На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?

Переплетаем пальчики, делаем «замочек». 

Повертели, повертели

Кисти рук поворачиваем влево и вправо.

Покрутили, покрутили

Кисти рук поворачиваем вперед и назад.

Постучали, постучали

Постукиваем «замочком» по столу.

Потянули, потянули

Тянем ручки в разные стороны.

И открыли замок!!!

Расцепили пальцы рук.

Апрель

1 – 2 неделя. №15.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

3 – 4 неделя. №16.

Кот Мурлыка

Вот кот Мурлыка ходит,                     Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение                           

Он всё за мышкой бродит.                  «кошечка».

Мышка, мышка, берегись,                  Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.

Смотри коту не попадись.

«А-а-а-ам!»                        Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки.

              

Май

1 – 2 неделя. №17

Шла кукушка.

 (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

 Шла кукушка мимо рынка,

 (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

 У неё была корзинка,

 (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

 А корзинка на пол - бух!

 (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

 Полетело десять (девять, восемь) мух!


3 – 4 неделя. №18.

  У ЛАРИСКИ -  ДВЕ РЕДИСКИ       

      У Лариски -

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.


По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого,     на одной или обеих руках.



Средняя группа

Сентябрь

1-2 неделя № 1

Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.

Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все делать могут,
Всегда помогут.

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,

Имитируем описываемые движения

Всё успевают.

Открываем ручки ладошками вверх.

         

            3 – 4 неделя. №2.

   

Он идёт, а мы бежим,

Имитируем движения.

Он догонит всё равно!

Попеременно обхватываем кулачок правой руки, а затем левой.

В дом укрыться мы спешим,

Складываем над головой крышу.

Будет к нам стучать в окно,

Стучим кулачком правой руки по ладони левой руки.

И по крыше тук да тук!

Стучим кулачком левой руки по ладони правой руки.

Нет, не впустим, милый друг!

Переплетаем пальчики в замочек.

    

Октябрь

           1 – 2 неделя. №3.















Осенний букет

  Пошли пальчики гулять

  Стали листья собирать:

  Красный листик, желтый

                                 Листик…

   А потом давай считать:

   

   Один, два, три, четыре, пять!

   Сколько листиков собрали?

   Пять!

   С листьями осенними

   Будем мы играть.

   

«Пробегают» пальчиками по

   бедрам к коленям.

   Поочередно прикасаются

   подушечками пальцев, начиная  

   с указательного, к большому.

   Поочередно загибают пальцы

   на одной руке.                                       .  Протягивают вперед ладошки.

   Поднимают вверх одну руку,

   широко раздвинув пальцы.

3 – 4 неделя. №4.

    

- Ёж, ёж, где живёшь?

Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- Я живу в густом лесу!

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Попеременно меняем верхнюю руку – правая  рука, затем  левая.

- Ёж, ёж, что несёшь?

Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- В норку яблоки несу.

Ударяем кулак о кулак.

Буду яблоки делить,

Рубящие движения ребром правой руки по левой ладони.

Своих детушек кормить.

Рубящие движения ребром левой руки по правой ладони.


Ноябрь

          1 – 2 неделя. №5.

         

На тёплый юг летит журавль,

Кисти рук перекрещены ладонями вниз, сжимаем и разжимаем кулачки.

Позолотил листву сентябрь.

Поглаживаем правой рукой левую ладонь.

Позолотил листву сентябрь,

Поглаживаем левой рукой правую ладонь.

Сорвал листву с ветвей октябрь.

Потягиваем последовательно каждый пальчик левой руки.

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Потягиваем последовательно каждый пальчик правой руки.

Укрыл листву снежком ноябрь.

Потираем ладонь о ладонь.

3 – 4 неделя. №6.

Мамин праздник

Мамочка, мамочка,

 Любимая моя,

 Ведь ты знаешь, мамочка,

 Как я люблю тебя.


Поочерёдно загибаем пальчики

 правой руки, начиная с большого,

 затем то же на левой руке.

 Правую руку сжать в кулак,  

 ладошкой левой крепко его

 обхватить.


Декабрь

          1 – 2 неделя. №7.

  Снегири

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

 

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.

На первое слово каждой строки

- частое потряхивание руками,

на второе – один хлопок по бокам.

По два поворота головы на каждую строку.

Дети разбегаются по группе,

взмахивая руками, как крыльями.


















       

3 – 4 неделя. №8.

         

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок,

 

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

 

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

 

 

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Дети идут по кругу друг за другом,

изображая, что катят перед  собой снежок.

Останавливаются, «рисуют»

двумя руками ком.

 

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают глаза, прикрывают

голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.

Январь

1 – 2 неделя. №9.

  «Раз, два, три, четыре, пять»


Раз, два, три, четыре, пять.                Сжимать и разжимать пальцы.

Вышли пальчики гулять.                   Выполнять движение «фонарики».

Раз, два, три, четыре, пять.                Сжимать и разжимать пальцы.   

В домик спрятались опять.                Сжать руки в кулаки.   

       

    3– 4 неделя. №10.

  СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре


Мы с тобой снежок  слепили.

Круглый, крепкий,   очень гладкий                    


 И совсем-совсем не сладкий.  

Раз — подбросим.  

Два — поймаем.  

И... сломаем.    

Загибают пальчики,  начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают   круг,   сжимают   ладони вместе, гладят одной            

ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Ловят воображаемый снежок.

Хлопают.

Февраль

1 – 2 неделя. №11.

      Пограничник

 Тропинки лесные, Пахучие травы

(движения руки вперёд, вдох носиком).

За темным оврагом Простор полевой,

(Правая рука надо  лбом, смотрим вдаль).

Идёт пограничник в  дозор от заставы,

В любую погоду – И ночью и днём
(шагаем, маршируем).

            

3 – 4 неделя. №12.

  МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.


На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Март

1 – 2 неделя. №13.

          Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

3 – 4 неделя. №14.

    Наша бабушка


Наша бабушка идёт          Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.

И корзиночку несёт.      Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Села тихо в уголочек,              Положить руки на колени.

Вяжет деточкам чулочек.        Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

Вдруг котята прибежали        Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки,        Развести руки в стороны.

Как же мне вязать чулочки.       Выполнять движение «вязание на спицах».

     

Апрель

1 – 2 неделя. №15.

 

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.

Сводим руки над головой.

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:

Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.

3 – 4 неделя. №16.


ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Пилот

Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты (ладонь у лба – смотрим вниз)

Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! (разводим руки в стороны)

Ах, какая красота там внизу ему видна! (ладони рук

у щек «удивляемся»)









       

Май

1 – 2 неделя. №17

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

3 – 4 неделя. №18.

Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будет, безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!»
На работу им пора.

Разгибаем пальчики, начиная с большого.

Расставить пальчики пошире и произвольно ими пошевелить.

Старшая группа

Сентябрь

1-2 неделя № 1

По сухой лесной дорожке –

Потираем ладонь о ладонь.

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Постукиваем ладошками по столу.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Потираем ладонь о ладонь.

Весь в иголках серый ёжик.

Складываем замочек и поднимаем пальчики вверх, имитируя иголки.

Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.

Поочередно загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке.

            3 – 4 неделя. №2.

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Октябрь

           1 – 2 неделя. №3.

Разбросала осень листья,

Выполняем волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.

Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём,

«Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём.

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.

Лист клиновый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.

Звонко хлопаем в ладоши.

3 – 4 неделя. №4.

    

Вышла Люба в огород –

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.

Сколько у неё хлопот!

Держимся  руками за голову и покачиваем головой.

Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку:

Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.

Помидоры, лук, капуста
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке и указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке.

Ноябрь

          1 – 2 неделя. №5.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три,                    (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

четыре, пять,

Будем листья собирать.                 (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                  (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.   («Шагают» по столу средним и указательным      пальчиками.)

3 – 4 неделя. №6.

Дружба

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Декабрь

          1 – 2 неделя. №7.

Мы платочки постираем

Мы платочки постираем           Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем,             Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки      Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз

Так встряхнём, так встряхнём.          

А теперь платки погладим,         Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой.

Мы погладим утюгом.                        

А теперь платочки сложим                Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим.        Положить руки на колени.

3 – 4 неделя. №8.

Подарки

 

Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

 

Дал большущие пакеты,

 

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один – золотистый мандарин.

 

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

Дети «шагают» средним и

указательным пальцами обеих рук.

 

«Рисуют» руками большой круг.

 

Делают ритмичные хлопки.

Загибают на обеих руках

пальчики, начиная с большого.

Январь

1 – 2 неделя. №9.

         КОРМУШКА


Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.


На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.


    3– 4 неделя. №10.

Зимняя прогулка.

(Загибаем пальчики по одному)

 Раз, два, три, четыре, пять

 ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

 Мы во двор пришли гулять.

 ("Лепим" комочек двумя ладонями)

 Бабу снежную лепили,

 (Крошащие движения всеми пальцами)

 Птичек крошками кормили,

 (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

 С горки мы потом катались,

 (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 А ещё в снегу валялись.

 (Отряхиваем ладошки)

 Все в снегу домой пришли.

 (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

 Съели суп и спать легли.

Февраль

1 – 2 неделя. №11.

Защитники отечества ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА


 Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!


 Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

 Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

3 – 4 неделя. №12.

Неделька

 В понедельник мы стирали,

А во вторник – подметали.

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч.

В пятницу полы мы мыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье

Мы пойдём на день рожденья.

 

 

Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,

выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

Март

1 – 2 неделя. №13.

   Веснянка.

 (Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

 Солнышко, солнышко

 (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

 Золотое донышко!

 (2 раза прыжки на двух ногах)

 Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло!

 (Бег на месте)

 Побежал в саду ручей,

 (Взмахи руками, как крыльями)

 Прилетело сто грачей,

 (медленно приседаем)

 И сугробы тают, тают,

 (Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

 И цветочки вырастают!

      

3 – 4 неделя. №14.

 

Танюша Наташе секрет ассказала.
Наташа Марине его прошептала.
Марина доверила тайну Светлане.
Светлана секрет рассказала Марьяне.
А Марианна сказала Танюшке.
Вот так подружки!

Соединяем прямые пальчики одной руки большой с указательным, указательный со средним, средний с безымянным, безымянный с мизинчиком. Если одной рукой без помощи трудно, то можно помогать другой.

Апрель

1 – 2 неделя. №15.

 

Что случилось у котят?
Почему они не спят?
Почему буфет открыли,
Чашку новую разбили.
Уронили барабан,
Поцарапали диван?
Почему их лапки
Влезли в чьи-то тапки?
С молоком разбили плошку,
Разбудили маму-кошку?
Почему порвали книжку?

Попеременно ударяем кулаком о ладонь правой руки, затем кулаком о ладонь левой руки.

Потому что ловят мышку.

Потираем ладони

3 – 4 неделя. №16.



В тёмном небе звёзды светят,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Космонавт летит в ракете.

Потираем ладонь о ладонь.

День летит и ночь летит.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

И на землю вниз глядит.

Имитируем бинокль.

Видит сверху он поля,

Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Горы, реки и моря.

Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.

Видит он весь шар земной,

Соединяем руки над головой.

Шар земной – наш дом родной.

Попеременно пожимаем руки.



Май

1 – 2 неделя. №17

                 Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

 Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

3 – 4 неделя. №18.

Пчела.

 (Помахать руками.)

 Прилетела к нам вчера

 Полосатая пчела

 (На каждое название насекомого загибать один пальчик.)

 А за нею шмель-шмелёк

 И весёлый мотылёк,

 Два жука и стрекоза,

 Как фонарики глаза.

 (Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)

 Пожужжали, полетали,

 От усталости упали.

Подготовительная к школе группа

Тема

Название пальчиковой гимнастики

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Сентябрь

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш,                                   (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.                                   (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:                                  (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.                                     (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять,                                 (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю  считать                                                (на каждое название достопримечательности

Космонавтов - раз, Ленина - два,                    загибают по одному пальчики)

Улица  Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!


Октябрь

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять –                            (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы,                                                 (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины,                                                по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем                         (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
.                                   (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.                                
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно  

                                                                      дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…                    
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с  

                                                                     большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять
.                            (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…                  
(поочередное касание)
Мы закончили считать
.                            (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)


Ноябрь

1-2 неделя

День

матери, день отца

  Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

3-4 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!                   (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

                                                                   пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с  

                                                                   больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!                          (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)        

Декабрь

1-2 неделя

Новый год

Утром дети удивились,                  (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,                   (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,                (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,                   (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка                   (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

3-4 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник                               (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка,                                     (руку вбок)

А вот мой носик                                  (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть,                           (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть                              (изображаем свист)

С печки меня возьмешь,                (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь.                         (наклон в строну, где рука-носик)

Январь

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре                                           (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили                              (лепят, меняя положение ладоней)        

Круглый, крепкий, очень гладкий                    (показывают круг, сжимают ладони вместе )

И совсем - совсем не сладкий.                           (грозят пальцем)  

Раз – подбросим, два – поймаем.                       (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним                                                       (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем.                                                         (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов,                          (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                            (сжимают и разжимают пальцы)

Февраль

1-2 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну-ка, братцы, за работу,   (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

3-4 неделя

Международный женский день

8 марта

Моя семья

Знаю я, что у меня                                             (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья:                                         и в соответствии с текстом

Это – мама,                                                        в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я,                                                              сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя,                                          средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Март

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,                                 (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки                                (стучат пальцами по столу)

Весеннее  солнце.                                     (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут                                           (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…    

И тают сосульки –                                    (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День птиц





Грачи

  Мы лепили куличи.

  Прилетели к нам грачи.

  Первый грач испек пирог,

  А второй ему помог.

  Третий грач накрыл на стол,

  А четвертый вымыл пол,

  Пятый долго не зевал

  И пирог у них склевал.

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Выходи грачей считать.


  «Лепить пирожок»

  «Помахать крыльями»

  Загибать пальчики  по очереди на

  одной руке.

  Загибать пальчики на другой руке.

Апрель

1-2 неделя

День Космонавтики

КОСМОС


 Космонавтом хочешь стать?

 Сильным быть и ловким?

  Надо пару подобрать

  И лицом друг к другу встать.

  Если чистые ладошки –

  Значит можно начинать.

  Выполнять движения по тексту.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой                              (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной.                 друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан,                               проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган.                              качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся,                              сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся.                                стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик                        ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб.                            пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны,                        выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны,                             прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой,                          плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой.                         как рыбы плывут в воде)

Май

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето:                                     (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –                             (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                               (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                     (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.         (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Список литературы

1. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

2. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. Конспекты занятий. Младшая группа. Средняя группа.

4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...


 

Комментарии

Копылова Инна Владимировна

Спасибо! Ваш материал очень пригодится в работе всем воспитателям!