Дыхательная гимнастика
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему

 

 

При различных заболеваниях опорно – двигательного аппарата  на фоне нарушений двигательной функции происходит ослабление дыхательной функции. По мнению специалистов, это приводит в первую очередь к снижении снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Вот почему при реабилитации детей важно восстанавливать дыхательную функцию.

 

При работе с практически здоровыми детьми служат такие упражнения, как бег, катание на лыжах и коньках.

Практика показывает: дыхательные упражнения способствуют не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих: ОРЗ, астмы, аллергии, хронического бронхита, снижения иммунитета и тд.

 

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время, то есть выполняя определенные дыхательные упражнения.

 

Дыхательная гимнастика – составная часть комплексного лечения, направленного на сохранение деятельного состояния организма, предупреждение и лечение осложнений. С помощью дыхательной гимнастики можно воздействовать на позвоночник как бы изнутри. Межпозвоночные диски быстрей восстанавливаются, освобождаются от сжатия позвонками, ликвидируются сдавливания позвоночных артерий, происходящих в костных петлях, поперечных отростков позвонков и снабжающих кровью спиной мозг. Убирается сдавливание симпатических нервных стволов, идущих вместе с кровеносными сосудами. При этом исчезает болевой синдром и отечность, а также сдавливание корешков спинномозговых нервов. Восстанавливается утерянная чувствительность органов и тканей.

Заниматься дыхательной гимнастикой с детьми можно с двух лет, меняя с возрастом комплексы упражнений. Однако терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.

Дыхательная гимнастика для дошкольников должна решать следующие задачи:

  1. Повышение общего жизненного тонуса, сопротивляемости, закаленности, и устойчивости организма ребенка.
  2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшения лимфо  и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечно – сосудистой системы.

Занятия рекомендуются проводить ежедневно, в облегченной одежде,  в хорошо проветриваемом помещении, при температуре воздуха, не выше 17 градусов, желательно в утренние часы, не раннее чем через час после приема пищи, но и не на голодный желудок.

Продолжительность занятий – от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей и периодичности занятий: старшая группа – 20 – 25 минут; подготовительная – 25 – 30 минут.

Общее время занятия включаются общая очистка носовых ходов, самомассаж, настрой и релаксация, игры с дыханием. Занятия могут проходить под руководством руководителя физического воспитания, воспитателя или медицинского работника ДОУ, владеющего методикой проведения дыхательной гимнастики.

Методика проведения занятий должна строиться на применении специальных статических и динамических дыхательных упражнений на фоне укрепляющих и общеразвивающих физических.

Их основы составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Поможет произнесение гласных звуков(а  а  а  а – е, у   у   у  , о  о  о  ), шипящих согласных (ш-ж) и сочетание звуков(эх, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.).

Нагрузку следует постепенно увеличивать за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

В комплексе рекомендуется включать надувание резиновых мячей, шариков, игрушек (в заключительной части занятия).

Надувание игрушек и мячей следует начать с 3-4 выдохов и , постепенно, увеличивая их количество за каждое занятие, довести до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок делал вдох, только через нос.

Для успешного овладения дыхательной гимнастики надо соблюдать следующие основные правила:

  1. Дышать с удовольствием.
  2. Концентрировать внимание детей на дыхательном упражнении.
  3. Дышать медленно, что необходимо для насыщения организма кислородом.
  4. Выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
  5. Дышать носом.
  6. Увеличивать число повторений и количество новых упражнений постепенно, по мере их усвоения, и изменения этапа, возрастного развития.
  7. Доступное объяснение  упражнений и правильность выполнения.
  8. Использование медитативной музыки для релаксации.

Занятия дыхательной гимнастикой ведутся в любой позе, в любых условиях

( стоя, лежа, сидя, в движении) , но разучивать новые упражнения  - сидя. Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

  1. Принять позу и зафиксировать ее.
  2. Расслабиться.
  3. Сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы.
  4. Сделать вдох.
  5. Выполнить дыхательное упражнение, согласно рекомендациям.
  6. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

 

Кроме того, дыхательная гимнастика – это одно из условий подготовки ребенка к социальной жизни в школьной среде и окружающем мире. Поэтому в пособие введены теоретические занятия: они включают элементарные основы знаний о дыхании и дыхательной системе, о влиянии дыхательных упражнений на состояние здоровья – в доступном и интересном изложении, соответственно возрасту детей. Большое значение для эффективности применения дыхательной гимнастики в оздоровительных и профилактических целях имеет консультационная и просветительская работа с персоналом учреждения и родителями детей.

 

 

Тематическое планирование оздоровительной работы

«Дыхание – это жизнь»

Старшая группа

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

МЕСЯЦ

 

Дыхание – это жизнь

Сообщить элементарные сведения о процессе дыхания, его типах, значении

Для чего нужно дышать. Куда попадает и откуда выходит воздух. Какие части тела участвуют в дыхании.

Сентябрь

Что такое кислород?

Ознакомить с понятиями кислород, углекислый газ и с их значением в процессе дыхания

Сведения о кислороде. Роль кислорода в дыхании.

Ноябрь

Для чего нос к лицу прирос?

Познакомить со строением и функциями носа

Необходимость и устройство носа.

Январь

Как устроены легкие?

Познакомить со строением и функциями легких

На что похожи легкие. Где расположены легкие. Функции легких.

Март

В гостях у Знайки и Незнайки

Обобщить полученные знания в живой беседе: вопрос-ответ

Игра с персонажами

Май

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

МЕСЯЦ

Я – часть дыхательной системы

Сообщение сведений о процессе дыхания: тип, глубина, частота, последовательность

Для чего нужно дышать. Кто, что и как дышит на Земле. Куда и как попадает воздух. Каким может быть дыхание

Сентябрь

Подарим жизнь органам

Напомнить о значении кислорода, способе его движения в организме человека

Что необходимо для дыхания. Что такое кислород. Как кислород попадает в организм. Что выделяет организм при выдохе

Октябрь

Я на улице дышу

Закрепить правила дыхания на улице в зимний период

Как правильно дышать на улице в холодное время года

Ноябрь

Почему мы зеваем?

Расширить знания о процессе дыхания, объяснить смысл зевания

Что такое зевота. Как зевание помогает организму. Когда и почему люди зевают.

Декабрь

Как устроен нос?

Напомнить строение и функции носа, его роль в правильном дыхании

Строение и функции носа. Чем полезны выделения из носа (сопли). Почему вдох правильнее делать через нос.

Январь

Сказочное виноградное дерево

Напомнить строение и функции легких, сообщить о том, что полезно и что вредно для них

Строение легких. Место расположения и окружение. О пользе дыхательных упражнений. О вреде курения, неправильной осанки

Февраль

Как произносятся слова и почему у каждого свой голос?

Дать немного знаний о голосовых связках

Почему люди умеют говорить. Почему у женщин голос тоньше

Март

Что помогает легким дышать?

Дать понятие о диафрагме, дыхательной мускулатуре, их функциях

Что такое диафрагма, функции. Дыхательные мышцы. Как развивать дыхательную мускулатуру

Апрель

Игра «Что я знаю»

С помощью игры узнать, что запомнили дети

Игра « Следствие ведут Колобки-Здоровяки»

Май

 

КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

СЕНТЯБРЬ

«ЛЕСОРУБЫ»

ЗАДАЧИ:

  1. Учить регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание.
  2. Стимулировать развитие дыхательных мышц.
  3. Улучшать подвижность грудной клетки.

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа

1-2мин.

Следить, чтобы дети очищали каждую ноздрю поочередно, не делая резких выдохов. «Ежик»

2

« В лес за дровами»

Ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом выдох

30 сек.

С энергичной работой рук

3

« Пилим дерево»

Имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками- вдох, резким движением руки к себе – выдох – «ж-жик»

4-8 раз

Выполнять движение с амплитудой отведения рук назад справа, затем слева

4

«Рубим сучья»

И.п.: широкая стойка, кисти в «замок». Вдох- поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!»

6-10 раз

Наклоняясь, расслабить спину

5

«Распиливаем дерево бензопилой»

Плавно руки вперед- вдох, руки к себе- удлиненный выдох- «ж-ж-ж»

4-8 раз

Выдох максимально удлинен. Движения рук слева на право, спереди назад, сверху вниз. Выполнение движения прекращается с окончанием выдоха

6

«Раздуваем огонь»

И.П.: сед на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать три редких выдоха- «фу-фу-фу»

2-4 раза

Дети располагаются по кругу. Сосредоточить внимание и направление выдоха на центре круга (на воображаемом костре)

7

«Жарим хлеб»

И.п.: сед на пятках, вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему  через рот воздуху,- «ш-ш-ш»

3-4 раза

Вариант стимулирующего «шипящего» дыхания

8

«Идем домой»

Ходьба с ритмичным дыханием

0,5-1 мин.

Следить за осанкой, вдохом носом и выдохом через рот

9

Массаж носа

1-2 мин.

 

 

ОКТЯБРЬ

«В ЗООПАРКЕ»

ЗАДАЧИ:

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц.
  2.  Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям дыхательных путей

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа , массаж носа

1-2мин.

Следить, чтобы дети очищали каждую ноздрю поочередно, не делая резких выдохов. «Ежик»

2

«Ослик»

Ходьба, легкий бег, остановиться по сигналу. На выдохе прокричать «йа,йа»

4-6 остановок

С энергичной работой рук

3

«Аист»

И.п.о.с. вдох –медленно поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Выдох- опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш»

6-8 раз

Выполнять движение с амплитудой отведения рук назад справа, затем слева

4

«Гуси»

И.п.о.с. , руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед прогнувшись, вытянуть шею – выдох «ш-ш-ш»

6-10 раз

Наклоняясь, расслабить спину

5

«Сердитый ежик»И.п.: широкая стойка. На выдохе наклониться, стоя на всей ступне, обхватить грудь, голову опустить, изображая рассерженного ежа,-«пФ-ф-ф», затем «ф-ф-ф», сдавливая руками грудную клетку

3-5 раз

Выдох максимально удлинен. Движения рук слева на право, спереди назад, сверху вниз. Выполнение движения прекращается с окончанием выдоха

6

«Волк»

И.п: стойка на ладонях и коленях. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у», напрягая мышцы шеи. Губы сложить трубочкой. Вернуться в и.п.

3-4 раза

Дети располагаются по кругу. Сосредоточить внимание и направление выдоха на центре круга (на воображаемом костре)

7

«Лошадка»

И.п.: произвольное или в ходьбе, беге. Цоканье языком с изменением громкости и темпа.

20-30 сек.

Вариант стимулирующего «шипящего» дыхания

8

«Змея»

И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Вдох- поднять голову, прогнуться, выдох- медленно опускаться, произнося «с-с-с»

4-6 раз

Следить за осанкой, вдохом носом и выдохом через рот

9

«Лев»

И.п.: тоже. Вдох- согнуть руки в локтях, предплечья вперед. Выдыхая, напрячь пальцы рук, направить взгляд вверх, высунуть до предела язык. Тянуть звук «а-а-а»

2-4 раза.

 

10

Массаж кистей рук, лица, груди.

1 мин.

 

 

НОЯБРЬ

«ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА»

ЗАДАЧИ:

  1. нормализовать тонус дыхательных мышц.
  2. Учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа , массаж носа

1-2мин.

 

2

« Надеваем скафандр»

И.п.о.с. Вдох самопроизвольный. Скользящим движением снизу вверх « надеваем скафандр, шлем» - «ш-ш-шик»;» застегиваем молнию»- резко «вжик». Проверяем герметичность – повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш»

20-30 сек.

Имитация натягивания поочередно левой, затем правой штанины, рукавов, надевания шлема с энергичными движениями рук и произнесением звуков

3

«Заправляемся горючим»

И.п.о.с. поднимая руки через стороны вверх, делать выдох ( с сопротивлением). Вдох- вернуться в и.п.

2-4 раза

Поднимая, руки напрячь. Опускать свободно, расслабить.

4

« Полет на луну»

И.п.о.с., сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянуть звук «а», медленно поднимая руку вверх ( достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руку.

2-4 раза

В упражнениях 4-6 на выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки

5

«Полет к Солнцу»

Так же, как в п.4, но звук громче и длиннее. «Достигаем Солнца и возвращаемся» на одном звуке.

2-4 раза

Солнце намного дальше от нашей планеты Земля и от Луны, поэтому «лететь» мы будем дольше, а звук будет громче

6

«Полет в космос»

На выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск.

2-3 раза

Во время крика происходит выброс негативной энергии

7

« На планете дышится легко»

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начинает расширяться, прекратить вдох и сделать паузу ( кто сколько сможет). Затем плавный выдох через нос.

3-4 раза.

Упражнения выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха

8

«Часы» (пора возвращаться)

Размахивая прямыми руками вперед- назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить «тик-так»

8-10 раз

Следить, чтобы дети не делали резких движений, соблюдали заданный темп

9

Массаж кистей рук, лица, груди.

1 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания


 

ДЕКАБРЬ

« В ГОСТИ К ДЕДУ МОРОЗУ»

ЗАДАЧИ

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц.
  2. Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям дыхательных путей.

Инвентарь: индивидуальные носовые платки

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа , массаж носа

1-2мин.

 

2

«Идем в аэропорт»

Ходьба с интенсивной работой рук. Дыхание ритмичное

15-30 сек.

Энергичный ритмичный вдох носом, выдох ртом.

3

«Летим на Север»

Легкий бег, руки в стороны, со звукоподражанием (самолеты) – «у-у-у»

30 сек.

Вдох произвольный, выдох удлинен. С ускорением бега нарастает громкость звука и наоборот

4

«Гуляем в сказочном лесу»

Медленная ходьба на месте. Плавный вдох на 2,3,4 шага. Соответственно, выдох на 2, 3, 4шага

0.5-1 мин.

После освоения двухфазного дыхания (вдох-выдох) постепенно перейти к трехфазному (вдох-пауза-выдох)

5

«Зайчики»

«Превращение»:выдохнуть носом, постукивая пальцами по переносице. Затем прыжки на обеих ногах, дыхание свободное

15-30 сек.

Произвольное ритмичное дыхание

6

«Волчата»

И.п: стойка на ладонях и коленях. Вдох носом- поднять голову, на выдохе напрягая шею, - «у-у-у»

3-4 раза

Выполнять упражнение после «превращения» (см.№4)

7

«Медвежата»

И.п: лежа на спине. Вдох- поднять руки и ноги. на выдохе болтать конечностями, произнося «р-р-р»

3-4 раза.

Выполнять упражнение после «превращения» (см.№4)

8

«Идем к дому Деда Мороза»

Ходьба с шумными резкими вдохами носом, выдох самопроизвольный, через приоткрытый рот. 8 вдохов - отдых.

2-4 раза по 8 вдохов, отдых 5-15 сек.

Вдох – выдох – отдых, расслабиться на 4 дыхательных акта.

9

«Рубим сучья»

И.п.: широкая стойка, кисти в «замок». Вдох - поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох - резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!»

6-8 раз

Вдохи «шмыгающие». Следить за самочувствием детей

10

«Холодно – жарко»

И.п.о.с обнять плечи руками – вдох (с сопротивлением) – «холодно», развести руки в стороны- выдох - «жарко»

6-8 раз

«Поможем Деду Морозу». Делать акцент на резкий выдох.

11

Игра «Заморожу»

2-3 мин.

Следить за правильностью выполнения упражнения.

12

«Возвращение домой»

Спокойная ходьба. Дыхание произвольное.

0.5-1 мин.

«Поиграем с Морозом». Салки с «заморозкой». Осаленный превращается в сосульку – замирает на месте. Восстановление дыхания.

 

ЯНВАРЬ

«ЭХ, МОРОЗ, МОРОЗ»

ЗАДАЧИ:

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц.

 

Инвентарь : индивидуальные носовые платки.

 

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа , массаж носа

1-2мин.

Следить, чтобы дети очищали каждую ноздрю поочередно, не делая резких выдохов. «Ежик»

2

«Холодно»

И.п.о.с. вдох – плавно руки в стороны. Выдыхая, обхватить себя, сжать грудную клетку.

4-6 раз

«Вдыхаем свежий морозный воздух». Следить за правильным вдохом и плавным выдохом.

3

«Погреемся»

И.п.о.с. вдох – поднять плечи, на выдохе похлопать себя по плечам, сказать «у-ух-х»

4-6 раз

Похлопывая себя, плечи подать вперед, грудной отдел позвоночника округлить

4

«Лыжник»

И.п.о.с. , руки полусогнуты. Имитация ходьбы на лыжах: полуприседая, делать движения руками вперед – назад. Смена рук – шумный короткий вдох носом, следующая смена – выдох – «х»

6-8 смен

Руки прямые, амплитуда движения рук до горизонтального положения, кисти сжаты в кулак. Можно делать непродолжительный отдых после 4 смен

5

«Конькобежец»

И.п.: широкая стойка, руки соединены за спиной. На выдохе перенести вес тела на полусогнутую ногу вправо, руки влево, сказать «хр-р-р». Так же в другую сторону.

4-6 раз

Движения плавные, скользящие, корпус слегка наклонить вперед. Вдох самопроизвольный

6

«На санях с горы»

И.п.: сед, руками обхватить колени. Встать, руки вверх – вдох, выдох – присесть; опуская руки вниз назад, сказать «у-ух». Вернуться в и.п.

3-4 раза

Выдох резкий, короткий. В движении руки прямые.

7

«Дровосек»

И.п.: широкая стойка, кисти в «замок». Свободный глубокий вдох – поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох – резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «ха!»

2-4 раза

Выдох энергичный, через рот, с одновременным опусканием рук и наклоном вперед. Ноги не сгибать. Темп средний.

8

«Снежки»

Имитация игры в снежки. Дыхание произвольное. В момент броска воображаемого снежка называть имя того, в кого хочешь попасть, или название предмета.

1 мин.

Бросать поочередно левой и правой рукой, наклоняясь к полу, «взять снежок». Упражнение улучшает эмоциональное состояние.

9

Массаж кистей рук, лица, груди

1-2 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания.

 

 


 

ФЕВРАЛЬ

«ПОЖАРНЫЕ»

ЗАДАЧИ:

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц.
  2. Учить задерживать дыхание.

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа, продувание ноздрей. Продувание : одну ноздрю зажать пальцем, через другую выдувать воздух, постукивая по ней кончиком указательного пальца другой руки, создавая сопротивление.

1-2мин.

Следить, чтобы дети очищали каждую ноздрю поочередно, не делая резких выдохов. Постукивания легкие, рот закрыт.

2

«Пожарная сирена»

И.п.о.с. на вдохе тянуть «и-и-и», на выдохе – «у-у-у»

3-4 раза

Звуки произносить плавно, с хорошей артикуляцией, делая незаметный переход от «и» к «у»

3

«Вверх по пожарной лестнице»

И.п.: присед, руки внизу. Вдох – подняться, перехватывая перед собой перекладины воображаемой лестницы. Резко выдохнуть, приседая, произнести «вж-жик»

2-3 раза

Следить за правильностью вдоха и своевременностью выдоха. Выполнять в умеренном темпе

4

«Насос»

И.п.о.с.: , руки прижаты к туловищу. Вдох свободный. Выдыхая, наклоняться в стороны, ладони скользят по бокам, произносить «с-с-с»

3-5 раз

Следить, чтобы выдохи были продолжительными и следовали в соответствии с движением рук.

5

«Огнетушитель»

И.п.: широкая стойка, руки согнуты перед грудью. На выдохе поворачивать корпус в стороны, руки двигаются вверх- вниз, произносить «ш-ш-ш»

3-4 раза

Удерживать равновесие, сохраняя правильную осанку. Амплитуда движений рук максимальная.

6

«Затушим горящие угольки»

И.п.: сед на пятках. Свободный вдох, задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой, сделать 3 коротких редких выдоха – «офу – фу – фуч»

3-4 раза

Вариант «энергезированного» дыхания. Корпус держать прямо. Отдыхать между повторами 2-4 сек.

7

«Заглянем в щели»

И.п.: сед на пятках. Наклоняясь к коленям – вдох, выпрямляясь – выдох – «х-ху»

2-4 раза

Наклоняться можно в разные стороны, поворачивая голову, будто заглядывая в щели.

8

«Вышли из горящего дома»

Ходьба на месте, дыхание произвольное. Остановиться. Развести руки в стороны- вдох, выдох- опустить руки

1 мин.

Идти усталой походкой. Представить, что вдохнули чистого воздуха после дыма.

9

«Стираем сажу»

Массаж кистей рук, лица, груди.

1-2 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания (имитация)

 

 

МАРТ

«ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

ЗАДАЧИ:

  1. Стимулировать функции внешнего дыхания.
  2. Активизировать нижнегрудное дыхание.

 Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа, продувание ноздрей.

1-2мин.

Вариант «энергезированного» дыхания. Корпус держать прямо. Отдыхать между повторами 2-4 сек.

2

«Снег тает»

И.п.о.с. Вдох – плавно руки прямо и вверх, подняться на носки, задержать дыхание 2-3 сек. Выдох – медленно опускаясь, сесть и лечь, расслабиться «ш-ш-ш»

2-4 раза

На выдохе тело максимально расслабить, представляя себя растаявшим снегом.

3

«Капель»

И.п по желанию. Вдох носом, на выдохе произносить «кап-кап» в разных вариантах, с изменением громкости и темпа произнесения.

2-3 раза

При произнесении: «к» - глухой, отрывистый, «п»- напряженными губами, акцентировано.

4

«Подснежники распускаются»

И.п. присед, руками обхватить колени. Вдох – вставая, медленно поднять руки вверх, в стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание. Выдох – вернуться в и.п.

3-5 раз

Задержка дыхания производится в момент максимального увеличения объема грудной клетки.

5

«Веселая пчелка»

И.п. по желанию. Вдох свободный. На выдохе направлять внимание и звук «з-з-з» в определенное место.

3-4 раза

Представить, что пчелка села на нос ( звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу.

6

«Птицы возвращаются»

 Медленная ходьба с плавным подниманием рук в стороны, вверх, будто птица в полете. Руки поднять – вдох, выдох – опустить, пропевая  «гу-у-у»

0.5-1 мин.

Следить за своевременным вдохои, координацией движений с дыханием.

7

«Медведь проснулся»

И.п.: группировка, лежа на боку. Вдох – выпрямить руки, ноги, прогнуться (потянуться). Выдох – вернуться в и.п., произнося «р-р-р»

2-4 раза

Упражнение нормализует диафрагмальное дыхание.

8

«Ёжик»

И.п.о.с. На выдохе наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить грудь, голову опустить – «пФ-ф-ф», затем «ф-ф-ф».

2-4 раза

Упражнение активизирует нижнегрудное дыхание.

9

«Весна пришла»

И.п.о.с. Вдох – подняться на носки, плечи вверх. На выдохе расслабиться – «ха-а»

2-3 раза

Улыбнуться, представить запахи весны.

10

Массаж кистей рук, лица, груди.

1 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания

 

 

АПРЕЛЬ

«МЫ СТРОИМ ДОМ»

ЗАДАЧИ:

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц.
  2. Стимулировать диафрагмальное дыхание.

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа, продувание ноздрей.

1-2мин.

 

2

«Дровосек»

 И.п : широкая стойка, кисти в «замок». Вдох – руки вверх, назад, прогнуться. Выдох – наклон вперед, руки вниз, сказать «бах-х!»

4-6 раз

«Готовим площадку для строительства дома». Позволить рукам прорезать пространство между ногами.

3

«Косарь»

 И.п.: широкая стойка. Свободный вдох. Широкими, размашистыми движениями заносить воображаемую косу то влево, то вправо со звуком «жух»

6-8 раз

Следить, чтобы выдохи были продолжительными и следовали после вдоха в соответствии с движением рук.

4

«Месим раствор»

 Имитировать перемешивание раствора. Вдох свободный. На выдохе – круговые движения руками и туловищем, с усилием.

По 3-5 раз в каждую сторону.

Удерживать равновесие, сохраняя правильную осанку. Ноги прямые, руки держат воображаемую мешалку.

5

«Поднимаем кирпич»

И.п.: широкая стойка. Наклониться – вдох, руками сделать хватательное движение. Встать – выдох – «ух»

По 3-5раз в каждую сторону.

При наклонах стараться не сгибать ноги

6

«Кладем стены»

И.п.о.с.:, руки согнуты перед грудью. Поворачиваться на выдохе, руки выпрямить махом в сторону поворота – «р-раз!»

3-4 раза в каждую сторону

Руки выпрямлять до конца, движения размашистые. Корпус слегка подавать в сторону поворота.

7

«Белим потолок»

И.п.6 широкая стойка. Вдох – поднять голову, правую (левую) руку вверх, назад. Выдох – опустить, сказать «р-раз!»

4-6 раз

Движение интенсивное, но плавное. Поочередно левой и правой рукой.

8

«Наклеиваем обои»

И.п.о.с., руки согнуты в локтях на уровне пояса. Выдох – подняться на носки, руки вверх. Вернуться в и.п. – вдох.

4-6 раз

Потянуться вверх за руками

9

«Красиво»

И.п.о.с. Вдох – руки в стороны. Выдох – вернуться в и.п., сказать «а-ах!»

2-3 раза

Улыбнуться, изобразить восторг, гордость

10

«Умываемся»

Массаж кистей рук, лица, груди.

1 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания

МАЙ

«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»

ЗАДАЧИ:

  1. Нормализовать тонус дыхательных мышц

Инвентарь: индивидуальные носовые платки.

Содержание

Дозировка

Примечания

1

Очистка носа, продувание ноздрей.

1-2мин.

 

2

«Идем на вокзал»

 Ходьба с интенсивной работой рук. Дыхание ритмичное

0.3-0.5 мин.

Следить за вдохом носом и своевременным выдохом

3

«Поезд»

Ходьба с ускорением и замедлением темпа, руки, согнутые в локтях, двигаются вперед – назад. Короткий шумный вдох носом, на выдохе – «чух». Остановка – расслабиться, на выдохе – «с-с-с». Перед «отправлением» дать продолжительный гудок6 на выдохе – «ту-ту-у»

0.5-1 мин.

Указания о смене темпа даются во время движения.

4

«Морской воздух»

И.п.о.с. Вдох – подняться на носки, развести руки в стороны. На выдохе расслабиться – «ха-а»

3-4 раза

Представить запах свежего морского воздуха

5

«Водолазный костюм»

И.п.о.с. Вдох самопроизвольный. Скользящим движением снизу вверх «надеваем водолазный костюм2- «ш-ш-шик». Проверяем трубку – короткие выдохи в кулак – «фу-фу-фу»

2-4 раза

Следить, чтобы выдохи следовали в соответствии с движением рук

6

«Разминка пловца»

И.п.о.с. Круговые движения руками. Дыхание ритмичное

3-4 раза

Руки прямые. Движения средней интенсивности.

7

«Погружаемся на дно»

И.п.о.с. Глубоко вдохнуть, присесть, задержать дыхание. Выдох – встать.

2-4 раза

Каждый ребенок задерживает дыхание в соответствии со своими возможностями.

8

«Назад к берегу»

Имитация плавания брассом. Руки согнуть к себе- вдох, выпрямляя от себя - выдох

4-8 гребков

Следить за самочувствием детей

9

«Сокровища»

Игры с надуванием игрушек

2-4 мин.

Корпус слегка наклонить вперед

10

Массаж кистей рук, лица, груди.

1 мин.

Поглаживания, растирания, постукивания

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Залесова Е.Н. энциклопедия лечебного массажа и гимнастики.- Траст – пресс, 1999
  2. Казьмин В.Д. простудные заболевания и их осложнения у детей. Профилактика и лечение.- Проф-Пресс, 2001
  3. Колобов. Ф.Г. дыхание по Бутейко.- ООО «Издательство АСТ», 2002
  4. Котляренко Н, Мировский К. Вдох, выдох, дух… _ФиС, №9-12, 1991
  5. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой.- ФЕНИКС, 2004.
  6. Лазарев М. Здравствуй!программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. – Академия здоровья, 1997

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...


 

Комментарии

Понравилась эта гимнастика?