Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме

Лоенко Ольга Александровна

 

Конспект

Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Лоенко Ольга Александровна,

воспитатель

 старшей логопедической группы

высшей квалификационной

 категории

2012 г.

Обучающие задачи:

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Учить классифицировать камни по разным признакам.

Продолжать учить детей пользоваться картой.

Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.).

Развивающие задачи:

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать внимание, логическое мышление, память.

Развивать познавательную активность, любознательность.

Развитие мелкой моторики, ощущений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.

Формировать навыки сотрудничества на занятии.

Формирование коммуникативных навыков.

Продолжать воспитывать желание познавать природу родного края.

Коррекционные задачи:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Развивать навык согласования имен прилагательных с именами существительными (драгоценные камни, каменный уголь, твердый камень, горные породы).

Закреплять знание и употребление в речи слов-антонимов.

Предварительная работа:

Чтение сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце».

Посещение родителями и детьми Новосибирского краеведческого музея (отдел природы).

Создание в группе мини-музея минералов.

Рассматривание различных изображений камней, ландшафта.

Создание коллажа «Горный мир».

Создание макета «Горы».

Пересказ текстов «Гранит», «Малахит».

Оборудование:

Физическая карта, ткань зеленого и коричневого цвета, мини-музей,

костюм Хозяйки Медной горы, волшебный ларец, видеоматериал, соль, лупы, емкости с водой, разнообразные камни, пластилин, лимонный сок,

аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия.

Воспитатель:

Ребята!

Сегодня в детский сад я шла,

Как прихожу шесть лет.

И вдруг я камешки нашла

Что излучают свет!

                    Один как Танины глаза,

                     Прозрачно голубой;

                     Как виноградная лоза,

                     Зелененький  - другой.

А третий – солнышка светлей.

А вдруг это алмаз?!

Я принесла их в наш музей,

Порадовать всех вас!

Беседа о камнях. Развитие диалогической формы речи. Активизация словаря детей по теме.

 

Ребята, скажите, а вы когда-нибудь находили камни?

Дети:

Да, находили! Много раз!

Воспитатель:

А вы помните, какие  они были на ощупь?

Дети:

Камни были на ощупь разные: гладкие, шершавые.

Воспитатель:

 Какого цвета были камни?

Дети:

Камни разные по цвету.

Воспитатель:

Вы помните, какой формы были ваши камни?

Дети:

Камни были круглые, овальные и т.д.

Воспитатель:

Давайте отнесем мою находку в наш музей.

               (Педагог и дети подходят к музею камней, кладут камни.).

Рассматривание физической карты. Формирование умения пользоваться картой. Развитие внимания, диалогической формы речи.

Воспитатель:

Ребята, я камни нашла во дворе своего дома, а вы где их находили?

Дети:

Камни находили на берегу реки, в песочнице во дворе сада.

Воспитатель:

А где  можно встретить чаще всего камни?

Дети:

 Камни можно чаще встретить в горах.

Воспитатель:

      Правильно. У Земли есть каменная одежда, и там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней мы видим горы.

        Если мы посмотрим на карту, мы увидим коричневый цвет. Этим цветом обозначают горы на Земле. Обратите внимание, одинаковым ли коричневым цветом обозначают горы на карте?

Дети:

Коричневый цвет на карте разных оттенков.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему горы обозначают разными оттенками коричневого цвета?

Дети:

Горы по высоте разные: высокие, средние, низкие. Поэтому их обозначают разными оттенками коричневого цвета: светло-коричневый, коричневый, темно-коричневый.

(Педагог и дети рассматривают физическую карту)

Моделирование. Обогащение словаря детей по теме. Формирование навыков сотрудничества на занятии. Развитие логического мышления.

Воспитатель:

А мы можем сами сделать модель горной поверхности Земли. Давайте попробуем!

У нас есть кусок ткани зеленого и коричневого цвета. Представим, что это участок Земли.

(Педагог и дети раскладывают ткань на ровной поверхности)

Воспитатель:

Можно назвать это место ровным?

Дети:

Да, это место можно назвать ровным.

Воспитатель:

Верно, оно так и называется в природе – равнина. И обозначается на картах зеленым цветом. Как вы думаете, как нам приподнять участки ткани коричневого цвета, чтобы получились горы?

Дети:

Подложить какие-либо предметы под ткань.

Воспитатель:

Давайте попробуем!

(Дети подкладывают под ткань предметы разного размера (кубики, смятую бумагу и т.д.))

Воспитатель:

Теперь мы можем сказать, что наш воображаемый участок Земли ровный?

Дети:

Нет! На нем появились горы!

Воспитатель:

Вот так и в природе горы чередуются с равнинами.

Воспитатель:

А еще горы умеют разговаривать (петь). Послушайте.

Минутка релаксации. Расслабление.

Дети слушают аудиозапись со звуками природы

6.  Беседа о горных породах. Развитие  диалогической и монологической речи. Развитие памяти. Формирование коммуникативных навыков. Развитие познавательной активности, любознательности.

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель:

Интересно, кто к нам в гости идет?!

Звучит музыка.

В группу входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее волшебный ларец..

Хозяйка Медной горы:

          Здравствуйте, ребята! Слышу, что здесь дети про горы и камни говорят. А ведь у каждой горы есть сказочный хозяин или хозяйка. Вот я – Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами. Поэтому и пришла к вам в гости. Но пришла я не с пустыми руками, а с подарком для вашего музея. В  ларце частичка моего богатства – камни.

Хозяйка Медной горы достает из ларца гранит и каменный уголь.

Хозяйка Медной горы:

Вам знакомы эти камни?

Дети:

Конечно! Мы были в краеведческом музее и видели их там.

Гранит – твердая горная порода. Появляется на поверхности Земли при извержении вулканов. Гранит – прекрасный строительный материал, также используется для изготовления колонн, памятников, статуй.

Каменный уголь – твердая горная порода. Уголь черного цвета. Многие сорта угля блестят как стекло. Каменный уголь образовывается из остатков растений. Это горючее ископаемое.

Хозяйка Медной горы:

           Спасибо, дети! Порадовали! Мне пора обратно! Нет для меня дороже богатства, чем мои камни. Хочу, чтобы и вы с ними познакомились.

Я к вам  сегодня еще приду. Желаю успеха!

Хозяйка Медной горы уходит.

Воспитатель:

            Смотрите, сколько камней нам Хозяйка медной горы подарила. Ребята, как-то непонятно, почему Хозяйка медной горы так любит свое богатство – камни, хранит их? Что в них такого особенного? Чем отличаются от других предметов?  Может, мы с вами разберемся? Давайте пройдем в нашу лабораторию.

 7.  Работа в центре экспериментирования. Знакомство с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.  Формирование умения классифицировать камни по разным признакам. Развитие мелкой моторики, ощущений. Закрепление знания и употребления в речи слов-антонимов. Развитие навыка согласования имен прилагательных с именами существительными

Педагог и дети подходят к подносу с разнообразными камнями.

Воспитатель:

Возьмите камни в руки. Почему у них нет острых углов?

Дети:

Такими появились или кто-то их обрезал.

Воспитатель:

Вода двигает камни, ударяет их, камни трутся друг о друга и о песок – острые углы постепенно исчезают.

(Просмотр видеоматериала).

Воспитатель:

Давайте рассмотрим камни через лупу. Может узнаем из чего они сделаны?

(Рассматривают через лупу камни)

Воспитатель:

Что вы видите?

Дети:

Трещины, узоры, кристаллики.

Воспитатель:

Давайте через лупу посмотрим на соль. Видите кристаллы?

(рассматривают через лупу соль)

Дети:

Да! Красивые!

Воспитатель:

     Вот из подобных кристаллов состоят  многие камни. Кстати и соль тоже камень. Помните, как мы в музее ее встретили? Так и называется - каменная соль!

      Ребята, возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладони, Что произошло с предметами у вас в руках?

(Дети и педагог сжимают ладони, в которых пластилин и камни)

Дети:

Пластилин изменил форму, помялся. А камень остался таким же по форме.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так произошло?

Дети:

Камень твердый, а пластилин мягкий.

Воспитатель:

А ведь с камнями можно еще и играть. В ларце еще много камней осталось.

Света, достань из ларца гладкий камень.

Петя – шершавый камень.

……- легкий камень.

……- тяжелый камень.

……- маленький камень.

……- большой камень.

(Дети играют в игру «Волшебный ларец»)

Воспитатель:

Интересно, а камни умеют плавать? Почему вы так думаете?

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель:

Давайте проверим?

У нас два камня (керамзит и галька). Давайте, сравним их по весу.

(Дети берут их в ладони и сравнивают.)

Кладите их одновременно в воду. Что происходит?

(Дети опускают камни в тазик  с водой.)

Дети:

Галька утонула, а керамзит плавает на поверхности.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так произошло?

Дети:

Керамзит легче гальки.

Воспитатель:

Правильно. В керамзите больше пузырьков воздуха, которые не дают утонуть ему.

Интересно, а камни могут издавать звуки?

Дети:

Конечно.

Вряд ли.

Не знаем.

Воспитатель:

Сейчас мы это узнаем. Постучите камни друг о друга. Похожи ли звуки?

(Дети стучат камнями, звуки разные по тембру)

Дети:

Звуки разные: звонкие и глухие.

Воспитатель:

Может камни, могут еще и шипеть? Давайте проверим?

(Воспитатель капает на кусок мела лимонный сок.)

Что происходит?

Дети:

Камень шипит, сердится.

Воспитатель:

Сколько интересного мы узнали о камнях сегодня!

8. Организация окончания работы.  Подведение итогов. Расширение представления детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

Воспитание желания познавать природу родного края.

Под звуки музыки входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?

Дети:

Камни состоят из кристаллов.

Камни издают звуки и даже шипят.

Камни могут плавать.

Камни твердые.

Камни разные на ощупь: гладкие и шероховатые.

Камни разные по весу: легкие и тяжелые.

Хозяйка Медной горы:

       Многие люди интересуются камнями. К моей горе часто приходят люди. Есть даже профессия – геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях.

 У нас в стране есть единственный в мире заповедник камней, называется он Ильменские горы. Находится он на Урале. Ученые называют его «земная кладовая», «музей природы», «уральская копилка».

Как можно использовать камни?

Дети:

      Строить из них дома, мосты, дороги. Делать памятники, статуи.

Рисовать ими.

Воспитатель:

 Теперь мы понимаем, почему Хозяйка Медной горы так бережет свое богатство.

         А ведь камни еще могут быть очень красивые. Поэтому из красивых камней делают различные украшения и поделки. Посмотрите, какие красивые украшения на Хозяйке Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Да, мне они тоже очень нравятся. Эти бусы из граната, серьги из янтаря, перстень с рубином.

(Дети рассматривают выставку украшений из камней, шкатулки, статуэтки и т.д.)

Хозяйка Медной горы:

А вам за то, что вы славно потрудились, я приготовила угощение. Оно называется «Морские камешки».

(Хозяйка Медной горы угощает всех детей конфетами-драже «Морские камешки»).

Воспитатель и дети:

Спасибо тебе Хозяйка Медной горы! Приходи к нам еще в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...

Тематическое планирование занятий по речевому развитию детей подготовительной к школе группы.

   аПланирование работы по развитию речи представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполне...

Конспект НОД по реализации ОО «Речевое развитие» в подготовительной к школе логопедической группе, совершенствование грамматического строя речи с использованием интерактивных технологий.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ на...

Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

ull; Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.• Обеспечение художественно-эстетического и эмоциональ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы №6Цель – закрепить зн...