Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
статья по физкультуре по теме

 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоровье человека – самое драгоценное богатство  источник всех благ. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. В физическом воспитании большое значение имели народные игры, отражающие быт и культуру. Самым положительным нравственным качеством якутов является трудолюбие, благодаря которому они приспособились к суровым климатическим условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon larionova_e.i.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Ларионова Екатерина Ивановна, инструктор

                                                                       физкультуры МБДОУ Д/с №8 «Родничок»,

                                                             г.Якутск, Республика Саха (Якутия)

Сюжетные занятия по физической культуре для детей

дошкольного возраста по мотивам эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоровье человека – самое драгоценное богатство  источник всех благ. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. В физическом воспитании большое значение имели народные игры, отражающие быт и культуру. Самым положительным нравственным качеством якутов является трудолюбие, благодаря которому они приспособились к суровым климатическим условиям.

Традиции народа играют основную роль в генетическом формировании здорового поколения. Главной целью традиционного воспитания детей у якутов являлось последовательное включение детей в реальную жизнь семьи, взрослых, при этом главными элементами были:

- забота о физическом воспитании,

- привитие элементарных нравственных норм,

- обучение трудовым навыкам.

Одним из важнейших задач формирования социально-нравственного воспитания является национальная культура: якутский фольклор, знание литературы и искусства.

Народная культура есть совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа. Народная культура якутов выполняет те же функции, которые действуют для других типов самобытных культур. Во-первых, это пласт культуры помогает нам воссоздать заново истинный, сущностный дух своего народа. Во-вторых, народная культура сегодня выступает как действующий источник народной мудрости и социального опыта поколений. Как связывающее звено между прошлыми образцами и современными проявлениями культуры пользуется она неизменным доверием всего общества. Поэтому приоритет социальной значимости по существу ассоциируется с понятием этнокультурной ценности. В-третьих, особой популярностью пользуется ее познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорное значение играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в самосознании природы и сущности своей культуры.

  В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания, достижения.

  Таким образом, в воспитании детей надо опираться на родную культуру, обычаи, традиции народа, обеспечивающие чувство социальной и психологической защищенности в семье, воспитывать детей в духе заботы о младших, внимания к старшим, чтобы росли богатыми душой, культурными, уважающими другие народы, гордящимися своим родным народом.

  Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, развитием познавательной активности. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

  Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствует развитию у детей познавательной активности и их самореализации, интересы самих детей.

  В процессе занятий физическими упражнениями решаются как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, так и специфические задачи, направленные на формирование культуры физического здоровья, культуры движений.

  Содержание деятельности в физической культуре дошкольников включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов и связи с этим обладает значительными возможностями в решении задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

  Связи физического воспитания с умственным многосторонни. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств. Опосредованная связь состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность.

  Эстетическое воспитание связано с формированием у детей чувства прекрасного, умения оценивать окружающую деятельность.

  Одним из форм физической культуре является интегрированные занятия по физическому воспитанию и развитию речи с использованием элементов якутского фольклора.

  Интеграция, по выражению Ю.К. Бабанского – это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов». Интеграция между учебными предметами или разделами образовательных программ не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

  В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний полученных детьми на других занятиях.

2. Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знание из различных областей образование дошкольников.

3. Разработка и внедрение интегрированных образовательных занятий, охватывающих всю деятельность детей  в  дошкольном учреждении.

  Результаты физической и психологической диагностики свидетельствуют о благотворном воздействии этих занятий на организм и личность детей. В то же время открываются новые перспективы в использовании средств интегрированных занятий в общепедагогическом процессе.

  Еще великий педагог прошлого П.Ф.Лесгафт говорил о гармонии в развитии человека, о единстве умственного и физического. Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное развитие и наоборот. Особенно ярко это проявляется в раннем детстве, когда основным видом познавательной деятельности ребенка является движение.

  Каковы же пути к гармоничному соотношению умственного и двигательного развития детей дошкольного возраста? На наш взгляд, их два: количественный и качественный. Первый – связан с механическим увеличением времени, отводимого для активных прогулок, занятий физической культурой, спортом, подвижными играми за счет сокращения времени на сидячие занятия. Второй – это поиск качественно новых подходов к организации процесса физического воспитания в детском саду. Одним из них является процесс интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников с учетом межпредметных связей.        

  Интеграция предлагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. Физическая культура и развитие речи, физическая культура и экология, физическая культура и музыка, литература, фольклор.

  Сами по себе они уже несут элемент интеграции трех компонентов – движения, музыки, сюжета. Целенаправленное использование комплексов на занятиях по развитию речи позволит неразрывно решать задачи интеллектуального, эмоционального, физического и нравственного порядка. Увеличится время как на двигательную, так и познавательную деятельность.

  Использование таких интегрированных занятий позволит увеличить двигательную активность детей, а также повысить качество знаний, как в области физической культуры, так и других областях при обучении дошкольников в детском саду. Ребенок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий». Интегрированный подход сможет повысить качество подготовки детей к успешному обучению в школе.

  Физическая культура – действенный фактор не только телесного развития ребенка, но и формирования его психических способностей. Познавательные процессы – память, внимание, мышление являются основой, интеллектуальной деятельности человека. Поэтому в системе интегрированных занятий большое внимание уделяется воспитанию этих способностей.

  Память – уникальное явление природы. Без нее немыслима ни двигательная, ни умственная деятельность. Во время занятий детям приходится запоминать много последовательно связанных отдельных упражнений и их серий и связок.

  Создание мысленного образа и воплощение его с помощью выразительных движений, характерных для того или другого сказочного героя,  формирует у детей способность к творческому мышлению. Это помогает наполнить смыслом выполняемые упражнения, а значит, быстрее овладеть ими.

  Воображение сродни мышлению. И такому его высшему проявлению, как творческое мышление. Дети учатся воплощать в образы персонажей интегрированных занятий, а впоследствии – создавать новые двигательные связи.

  Развитие детей на интегрированных занятиях проводится через речевую, двигательную и музыкальную деятельность по следующим направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций,

формирование потребности в двигательной активности,

формирование мотивации здорового образа жизни,

развитие интеллектуальных качеств (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве ),

развитие эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности,

формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты и т.д.)  

  Якутский фольклор раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

     Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому воспитанию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления.

     К.Д.Ушинский написал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик, оно наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно не мог бы сообщить ребенку ни один философ».            

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большей степени зависит от тренировки, т.е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребенка становится доступным усвоение языка  в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания.

Мышечные ощущения говорящего от движений артикуляционных органов – это и есть «материя языка» в его субъективном восприятии. В устной речи к мышечным добавляются еще слуховые ощущения.

Чувственная основа речи для каждого ребенка – это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов, именно речедвижения, отражаясь в мозгу, заставляет работать определенные его участки как орган речи.

Немаловажную роль для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Звуки речи, просодемы образуются при определенном положении артикуляционных органов, но при непременном условии:  через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания: значит ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать и говорить.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует управлять собой.

Дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуются больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Необходимым условием реализации данного акта является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами. Существуют различные типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное. Особенно важно следить акцент на диафрагмальном дыхании, так как оно физиологически более целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделах легких и экскурсии диафрагмы, поскольку в нижних отделах легких чаще возникают застойные явления при дыхательной патологии. Для детей на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Осваивая различные способы дыхания, акцентировать внимание на развитие мышц голосовых связок, тканей органов дыхания. Очень полезны произношения звуков с пропевами элементов олонхо, «осуохай», гласных и согласных букв якутского алфавита – (ДЬ, НЬ, О, Y, Н, 5, Ь, дифтонги ИЭ, YО, УО, ЫА). Это своего рода гимнастика для мышц лица, внутренних органов.

Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение всегда вызывает непроизвольную реакцию. Использование музыки на физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности. С ее помощью на занятиях физическими упражнениями можно ускорить процессы закрепления двигательных навыков, улучшить технику движения, стимулировать мышечную активность и проявление волевых качеств. Музыкальное сопровождение воздействует на психические процессы как на низшем уровне восприятия: физическом – темп, ритм, динамика, тембр, так и осмысления звукосопряжения – мелодия, гармония. На субъективность восприятия музыки влияют многие факторы, например:

психофизиологические особенности ребенка (дети с сильной нервной системой, инертностью нервных процессов и преобладанием возбуждения над торможением предпочитают темповую, эмоционально возбуждающую музыку, а со слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов и преобладанием торможения предпочитают лирическую музыку).

эмоциональная память на то или иное музыкальное произведение.

Музыка организует, помогает двигаться дружно, согласованно. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более четкими и выразительными, плавными и энергичными.

Движения должны не только передавать характер музыкального произведения – эмоциональную окраску, динамическую напряженность, но и точно и детализировано соответствовать метроритмической пульсации и темпу музыки. Согласность музыкального и действия усиливает двигательную реакцию ребенка, придает ей конкретно – образный смысл и повышает эффективность упражнения.      

 

ЗНАЧЕНИЕ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В философии каждого народа во всем мире свои ценности, традиции и обычаи, существующие с древних времен, дающие коренные основы в подсознании каждого индивидуальности современности.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.).

Обычай – устанавливающийся порядок в поведении, в быту.

Традиций у якутов перешедших из поколения в поколение множество. Это по отношению в семье, к рождению и воспитанию детей, родстве, природе, огню, земле, воздуху, а также взаимоотношение с чужими людьми, с окружающим миром, традиции охоты, рыболовства, в ведении хозяйства.

С древних времен якуты славились открытостью души, честностью, мудростью, тонко понимающими величие природы. Якуты, освоившись на Крайнем Севере, сумели создать и сохранить свою национальную культуру и нравы, несущие глубокие корни древности. Любой из нас обязан знать историю своего народа, уважать традиции, передавать потомкам дары мудрости.

Одна отличительная сторона наших занятий – это использование элементов народной культуры, традиций якутов в выполнении упражнений.

В современном обществе перед общеобразовательными учреждениями стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом этнокультурного характера среды. Успешная социализация в такого рода среды включает знания основ культуры своего народа, иначе говоря – этнокультурную осведомленность и уважение к различным ее проявлениям.

Упражнения выполняют, движения наших предков в быту, во время охоты, схожи движениями охотника подкрадывающегося к дичи, округленными движениями рук рыбака закручивающего бечевки невода или рыболовного сака, гармоничными движениями предков в жизни и в быту, в танце «Осуохай».

Корни происхождения танца «Осуохай» уходят в глубокую древность. Он является исконно обрядовым, ритуальным танцем, возникшем в лане обряда «ысыах». Этот круговой, хороводный танец, объединяющий большое количество людей, возник как своеобразное благодарение, благословление людьми Айыы – божеств и духов природы, друг другу. Танца «Осуохай» характеризуется упругостью ритма, четкостью, легкостью шагов, динамичностью. Суставы ног и рук становятся подвижными.

«Осуохай» является своеобрядной формой обрядно – пластического мышления народа. Круг – форма солнца. Якуты поклонились Урун Айыы Тойону, а в его лице – Солнцу, его созидающей и оживотворяющей силе. Отсюда можно судить о том, какое важное значение придавали якуты гармонии природы и человека. Якуты, общаясь с природой, более открыто и тонко ощущают ее взаимодействие. Давно пора научно обосновать верования якутов и их умение преклоняться таинственным силам природы как духовное богатство. Это глубокое наследие нужно внедрить в жизнь, изучить эффективность правильных двигательных навыков.  

Круг является той же классической формой, в которой была органически заключена идея жизни человека и вселенной. Продвижение в танце совершается обязательно по ходу солнца и только вперед, виток за витком.

Осуохай можно назвать танцем поклонения солнцу или встречи солнца. Он символизирует вечный круговорот жизни, ее обновление.

Танец состоит из трех частей. В танце прослеживается единство, гармония всех трех частей. Целостное единение танца, пения, импровизационной поэтики составляет его своеобразие и самобытность.

Первая часть осуохая – (са5алааьын) т.е. зачин. Запевала протяжным пением как бы приглашает присутствующих на танец. Те постепенно присоединяются к нему, переплетают пальцы рук и медленно раскачиваясь, образуют круг. Двигаясь по ходу Солнца, участники танца идут влево размеренными шагами, исполняя поклоны. Причем поклоны совершались не только по направлению вниз, но и сверху вниз, как будто вращаясь к небу. В движении включается вся верхняя часть корпуса. Эти торжественные поклоны соответствовали сопровождению протяжной песни (дьиэрэтии ырыанан). Такой зачин является наиболее древней формой танца осуохай.

Исследователь якутских танцев М.Я. Жорницкая сообщает: «до нас дошел другой вариант кругового народного якутского танца – (былыргы ункуу) старинный танец. Его характерный момент – поклон, который все участники делают через шаг. Возможно, что это следы древнего ритуала; кланяясь, участники благодарили духов природы. Круговой танец по характеру исполнения движений и по смыслу, вложенному в него, идентичен первой части осуохая. В некоторых местах он мог восприниматься как отдельный танец. Старинный танец по существу является первой частью осуохая, исполнявшийся в некоторых местностях как самостоятельная форма».

Вторая часть осуохая – (хаамыы ункуу) или (айан) т.е. танец шагом или «путь». Эта часть наиболее продолжительная, шаги исполняются упруго, пружинисто, легко, подвижны руки, ноги, корпус. Движутся по ходу Солнца. Эта часть танца характеризуется упругостью ритма, четкостью, легкостью шагов, динамичностью. Смысл вложенный во вторую часть танца осуохай, по нашему мнению, устремленный в сторону божеств Айыы, как бы подготовка к кульминации третьей части.

Третья, завершающая часть танца – (котуу), означает «вознесение» или «полет». Она является кульминацией танца, значительно короче по продолжительностью второй, основной части, но несет в себе главную мысль, вложенную древний  осуохай. Смысловая суть этой части танца в его древнем виде заключалась именно в вознесении к божествам Айыы (Айыыларга котуу). Движение состоит из упругих прыжков с ноги на ногу при продолжающимися продвижении влево, по ходу Солнца. В сознании якута полет приобретает философское значение: «Люди Айыы следуют за Солнцем, стремятся к божествам Айыы». Этим вознесением, полетом люди как бы пытались возвыситься, стать добрее, чище. Это часть танца характеризуется особой эмоциональностью, приподнятостью. Идет нарастание темпа, участники за запевалой повторяют слова, подзадоривая друг друга. Создается атмосфера, где сосредотачивается огромный заряд энергии. Вся структура танца, начинающегося с поклонов и кончающегося прыжками, подтверждают, что танец осуохай в его древней форме был ритуальным танцем благословения, благодарения, посвященным божествам Айыы.

Осуохай, как и все другие жанры народного творчества, он перетерпел перемены. Но стержень, традиционная структура его сохранилась. Якутский традиционный танец осуохай плотно связан с празднованием ысыах, с мировоззренческими представлениями народа. Самобытность танца состоит не только в собственно выразительных средствах, отражающих его этническую специфику, но и в своеобразии пластично – образного мышления якута, понимающего и воспринимающего этот танец как приобщение к вечному, духовному, божественному, как стремление быть ближе к божествам Айыы, а значить стать чище, добрее.  

     Олонхо – устное народное творчество, богатство якутской культуры, вершина развития якутской устной поэзии, в нем синтезировано все лучшее, что было достигнуто духовной культурой якутов. Это сказание, которое исполняется различными тональностями, напевами, голосом. Олонхосуты в совершенстве владели различными способами дыхания, их слушали и одновременно очищались, лечились. Олонхо часть философии якутов. Олонхо можно рассмотреть с различных точек мировоззрения:

Это описание времени, творения мира.

Фантастическим образом увеличивается в размере мир, власть миров трех, девяти уровней.

Человек выступает как обитатель среднего мира, заступающийся за девушкой неописанной красоты.

Узнаем, что даже могучие сильные могут попасть в обман и лицемерие плохих женщин, но впоследствии могут победить.

Изящным литературным языком описываются образы людей, их нрав и облик.

В литературном жанре олонхо изложены описание мира, природы, очеловечивание лошадей, растений, предметов, быта, взаимоотношений людей.

Можно узнать старинные названия зверей и дичи, предназначения растительности.

Богатыми литературными словами описаны органы человека.

Описываются могущественность движений и действий героев олонхо, их физическое развитие, здоровье народа.

Общаясь с окружающим миром, творчески олицетворяет его, воспевает, иногда встречается и воздержанность в прямом определении другого племени, что показывает на уважительность отношений к другим.

Олонхо как художественно – поэтическая традиция народа принадлежит к общим культурно – историческим наследиям тюрко – монгольских народов. Поэтому в каких – то моментах соприкасаются общие для всех мотивы, сюжеты и образы. В их эпических сказаниях отражаются реальные очертания отдаленных исторических событий, межплеменные контакты и этические связи тюрко – монгольских народов. В среде общих устно – поэтических традиций народов Южной Сибири якутский эпос считается наиболее древним. Как признают многие эпосоводы, олонхо бесспорно относится к типу самых архаических эпосов мира. Об этом свидетельствуют многие признаки, характерные для якутской эпической традиции. Во – первых, дуальная система сюжетосложения предполагает противопоставление небесных посланцев, богатырей племени Айыы богатырям Абаасы, находящихся под покровительством подземных демонов. В них прослеживается больший налет мифических представлений о деяниях культурных героев. Во – вторых, характерные особенности сюжетопостроения, функциональные характеристики персонажей, а также вся структура эпоса тяготеет к очень ранним формам мировосприятия и миропонимания. Отсюда и ширина эпического мышления, первородный строптивый характер героев, свободный дух художественной фантазии. Эпические повествования изобилуют мифологическими мотивами: о мире, о человеке и животном. Фактически якутское олонхо, его сюжетосложение, образная система строятся на почве мифологических воззрений носителей культуры бронзового и раннего железного века, унаследовавших в своем сознании мировосприятия предшествующих эпох.

В якутский героических сказаниях, так же как и в других эпических традициях подчеркивается трехсоставное образование космогонического мира. По эпическому воззрению вселенная состоит из трех миров. По богатырскому эпосу «Разгорелась длительная война между племенами Улуу Тойоно, Урун Айыы и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайа. Никто не смог одолеть другого. Наконец, договорились прекратить борьбу. Мир был поделен. Верхний достался племенам Урун Айыы и Улуу Тойоно, средний – человеческому роду а нижний – племенам Арсан Дуолайа».

Якутский богатырский эпос делает животных мифическими и полумифическими существами. Образ богатырского коня возведен в ранг активно действующих персонажей. Относится к разделу героев небесного происхождения. Он выполняет не только прямую функцию как ездового транспорта, но в сложных ситуациях становится получеловеком, советчиком и наставником богатыря. Эпический конь – крылатый конь. Когда богатыри или вестники спускаются на землю, когда герои олонхо преодолевают массу препятствий, когда небесным созданиям необходимо быстро преодолевать большие расстояния верным и постоянным помощником становится мифический конь.

Одной из частей фольклора является сказка. Сказка – это устное, литературное творчество. Якутский сказочный фольклор очень богат и в своей первородной основе имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладают в нем все – таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие на себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразие жизни, труда и духовного мира. У нас якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: сказки о животных, волшебные или фантастические и сказки бытового содержания.

Якутские сказки, как и сказки других народов, выражают чаяния и стремление трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своею жизнью, но и явлениями природы.

Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образом в этом плане являются сказки: «Старуха Таал - Таал», «Чаачахаан», «Лыыбырда», «Хаарах симирики», «Биэс ынахтаах Бэйбэрэкээн эмээхсин».    

Конспект интегрированного занятие по эпосу олонхо «Ньургун Боотур стремительный» (состоит из трех частей):

В вводной части рассказывается о среднем мире, о ее природе, о танце «Стерха», о аласах (лугах), где пасутся коровы, лошади, о цветке сардана, упражнение на дыхание.

В основной части рассказывается о Ньургун Боотуре и его сестре Айталы Куо. Здесь дети выполняют упражнение с элементами якутских национальных движений:

1. «Встреча солнца»,

2. «Доярушка»,

3. «Взбивание куорчэх»,

4. «Косим сено»,

5. «Рубка дров»,

6. «Качели»,

7. «Чохчоохой»

Показывают охоту Ньургун Боотура через метание в цель. Ньургун Боотур идет спасать сестру – дети выполняют прыжки «Ыстана», перепрыгивание через «огонь Бай5ал». Прыжки боковым способом по гимнастической скамейке.

Заключительная часть:

Ньургун Боотур побеждает «абасы» и спасает сестру. Подвижная игра «Кутурук былдьаьыы». И в конце занятия – осуохай.

      Одно из занятий основывается на сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрэкээн эмээхсин».

      В первой части занятия рассказывается как старушка Бэйбэрэкээн идет проверить в поле своих коров. В поле росли цветы, дети поднимая руки вверх идут на носках, подражание коров, на четвереньках идут змейкой, по гимнастической скамейке. Птички поют – как птички махая руками бегают по залу.

Во второй части, старушка Бэйбэрэкээн принесла домой хвощ – травинку с пятью отростками и доила коров, зазвенели колокольчики.

Имитационные упражнения:

«Доярушка»;

«Колокольчики»;

«Ножницы»;

Хаардьыган Бэргэн скачет на коне Чохчоохой;

«Стрельба из лука»;

«Дьиэрэнкэй»

Как Хаардьыган Бэргэн отправляется за невестой:

- прыжки в высоту на двух ногах через планку;

- ходьба по гимнастической скамейке;

- перешагивая через набивные мячи;

- перекаты боком.

В заключительной части, Хаардьыган Бэргэн с женой – Хвощинкой, стали жить – поживать да добра наживать. Подвижная игра «Кулун куллурустуур».

Наши занятия и развлечения связаны с якутским календарем. Например: Январь – «Танха Хаан» месяц. Издревле в январе у якутов проводились гадания, как и у русских. «Танха Хаан» имя якутского божества, которое покровительствует грядущим событиям. В этом месяце были проведены развлечения «Настольные игры наших предков», дети ознакомились с якутскими настольными играми как «Хабылык», «Камешки», подвижными играми «Кутурук былдьаьыы», «Ойбонно туьумэ», «Бэгэччэктэьии», «Тобук тардыьыы», «Кириэс тэбии».

Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности, игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Соединяя движение и фольклор, мы формируем этнокультурные представления, развиваем физические качества, воспитываем нравственные качества у детей дошкольного возраста.  

Таким образом, изучая фольклор, традиции якутского народа, через подвижные и интеллектуальные игры ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста «Озорные медвежата»

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен заботится и о здоровье ребенка, применяя в работе здоровьесберегаю...

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста

Конспект сюжетного  занятия по физической культуре          с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего возраста «Озорные медвежата»

Конспект сюжетного  занятия по физической культуре          с использованием здоровьесбере                ...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Новый год?"

В игровой форме дети вместе с инструктором рассказывают мартышке про зиму и Новый год. В занятии используется логоритмика, подвижные игры, игровой стретчинг по данной теме....

Конспект сюжетного занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Зима»

Цель:Прививать любовь к занятиям физической культуройСоздавать радостное настроение и положительные эмоцииЗадачи:Воспитательные:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в физкультурно- оздор...