Фитбол-гимнастика и ее влияние на организм дошкольника
статья по физкультуре по теме

Дубовик Светлана Владимировна

Совершенствование функций оранизма ребенка  и полноценное его физическое развитие являются неотьемленной частью педагогической работы в ДОУ. В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фитбол-гимнастика и её влияние на организм дошкольников

К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол-гимнастика.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов оздоровительной гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине (Я.И.Ковальчук, 1985; Е.Ю.Клубкова, 2001).

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цвета можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета (А.А.Потапчук, 2002).

Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

При всем этом необходимо учитывать тот факт, что у каждого ребенка должен быть мяч, подобранный в соответствии с требованиями к выполнению правильной посадки на мяче (С.О.Филиппова, 2004).

Фитбол обладает множеством достоинств. Уникальность фитбола заключается в том, что эти мячи делают из пластичного специального материала, который под воздействием веса тела прогибается и принимает форму той части тела, над которой «работают». Таким образом, разгружается и снимается напряжение в теле и эффективнее прорабатывается нужная группа мышц. Фитбол оказывает положительное воздействие на организм в целом. Даже просто балансируя сидя на мяче и удерживая равновесие, в работу включаются скрытые резервы организма, и, как следствие, позвоночник ровно выстраивается, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные (Е.Ю.Клубкова, 2001).

Использование фитбола ведет к улучшению подвижности, координации движений, гибкости, чувства равновесия, улучшает эластичность суставов и кровообращение всех органов. Занятия с фитболом помогают укреплять мышцы спины, брюшного пресса, ног и рук, а также формировать правильную осанку детей и корректировать ее у взрослых. Упражнения с фитболом развивают не только внешние, но и глубинные мышцы, а так же способствуют лечению таких заболеваний, как сколиоз, неврастения и др. Оказывается положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма. Создаваемая фитболом вибрация оказывает обезболивающее действие, усиливает перистальтику кишечника, благотворно влияет на работу желудка, печени и почек. Кроме того, фитбол избавляет от стресса и снимает напряжение. Доказано, что волны, возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику до головного мозга и вызывают положительные эмоции (В.Т.Кудрявцев, 1999; С.О.Филиппова, 2004).

Во время проведения занятий обязательным условием является соблюдение правил фитбол-гимнастики, подробно описанных Т.С.Овчинниковой, А.А.Потапчук (2003):

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь (резиновая подошва).

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.  

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя упражнения на мяче лёжа на животе, лёжа на спине (голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию).

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Проведение комплексных занятий, с одновременным выполнением физических упражнений и речитативов. Особое внимание уделяется правильному произношению и темпу речи.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей выполнялись в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.  

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

  1. для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  2. для укрепления мышц брюшного пресса;
  3. для укрепления мышц спины и таза;
  4. для укрепления мышц ног и свода стопы;
  5. для увеличения гибкости и подвижности в суставах; - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  6. для формирования осанки;
  7. для развития ловкости и координации движений;
  8. для развития танцевальности и музыкальности;
  9. для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения и, следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения в программах (А.А.Потапчук, 2002; С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарев, 2004, 2008).

Научно-практическое значение классификаций физических упражнений определяется тем, какой именно признак положен в их основу. Если в основу классификации положен педагогический признак, то при этом классификация физических упражнений помогает ориентироваться в их многообразии и рационально использовать с целью физического воспитания. Прежде всего, все программы по фитбол-гимнастике можно классифицировать по цели занятий. Классификация средств фитбол-гимнастики дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств.

К основным средствам фитбол-гимнастики относятся:

  1. гимнастические упражнения: разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие упражнения (ОРУ).
  2. основные (базовые) движения, соединенные в блоки и комбинации.
  3. танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев.
  4. упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний.
  5. подвижные и музыкальные игры и эстафеты.
  6. упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры (Клубкова Е.Ю., 2001; Филиппова С.О., 2008).

Первую группу представляют «гимнастические упражнения». В нее входят разновидности ходьбы, бега и прыжков, а также общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые с целью оздоровления и развития двигательных способностей.

Вторую группу упражнений на фитболах составляют «основные (базовые) шаги аэробики», которые адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче, марш на месте, марш по диагонали, приставные шаги вправо и влево и т.д.

В группу «танцевальные упражнения» входят элементы ритмики, хореографии.

Группу «упражнения лечебной физической культуры» составляют средства, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма, органов зрения.

Группа «подвижные, музыкальные игры и эстафеты» включает большое количество игр как с мячом, так и сидя на мяче («музыкальные стулья», игры на внимание и др.) для занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста, эта группа упражнений включает и упражнения креативной гимнастики, способствующие развитию творчества, инициативы и самовыражения.

В раздел «упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры» входят элементы из различных видов спорта, из спортивных игр могут быть взяты элементы волейбола, баскетбола, футбола и др.; спортивная гимнастика представлена акробатическими упражнениями: перекатами, стойками на лопатках с мячом, мостиком и др. Элементы художественной и атлетической гимнастики также вносят разнообразие в занятия фитбол-гимнастикой (А.А.Потапчук, Т.С.Овчинникова, 2002).


Программа занятий фитбол-гимнастикой
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

После получения результатов психолого-педагогического обследования, контент-анализа был разработан план занятий по фитбол-гимнастике, в котором учитывались пожелания детей, родителей и специалистов дошкольного учреждения. Обязательным условием на занятиях было музыкальное сопровождение. Оно использовалось для достижения следующих целей:

  1. для организации детей (повышения их внимания, сосредоточенности);
  2. для стимуляции эмоциональной и двигательной активности;
  3. для развития ассоциативного мышления;
  4. для релаксации и выполнения дыхательных упражнений в конце занятий.

Был использован индивидуальный комплексный подход к каждому ребенку. Учитывались особенности психофизического развития, особенности моторики, уровень речевого развития и другие факторы.

Для обеспечения выбранного подхода были задействованы все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

По результатам педагогического тестирования, направленного на выявление особенностей развития координационных способностей у дошкольников с ОНР, было предложено в качестве эксперимента в программу по физическому воспитанию внести коррективы – ввести занятие по фитбол-гимнастике вместо одного традиционного занятия по физическому воспитанию у детей экспериментальной группы. Данное решение было принято с согласия администрации ГДОУ №65 и родителей дошкольников.

Была составлена программа занятий фитбол-гимнастики, которая реализовывался в несколько этапов.

Подготовительный этап. Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча.

Первый этап. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке на мяч угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой должен составлять не менее 900. Правильная посадка предусматривала также приподнятую голову, опущенные и расправленные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу располагались на ширине плеч, параллельно друг другу.

Второй этап. Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол-гимнастики и дыхательной гимнастики.

Третий этап. Цель: научить основным динамическим движениям с мячом, которые соответствуют возможностям детей:

Четвёртый этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в различных упражнениях; развивать равновесие.

В конце педагогического эксперимента проводилось повторное педагогическое тестирование с целью выявления эффективности используемых занятий фитбол-гимнастики.

Использование фитбола на занятиях основывалось на достоинствах мяча, его физических свойствах. Использование фитбола на занятиях позволяло решать следующие задачи:

  1. укреплять мышцы, поддерживающие правильную осанку;
  2. развивать способность удерживать равновесие;
  3. развивать проприоцептивную чувствительность и т.д.

Методика обучения технике упражнений с фитболами предполагала определенную этапность.

На первом этапе количество упражнений с фитболами на протяжении всего занятия составлял 20-30%. Были использованы различные виды ходьбы и бега, бросков, прокатов, партнерные упражнения.

На втором этапе и третьем этапах – выполнение упражнение в положении сидя на мяче, элементы стретчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном отношении увеличивается до 60-70%. Использование фронтального метода.

На протяжении всех занятий соблюдались «золотые правила» фитбол-гимнастики, подробно описанные Т.С.Овчинниковой, А.А.Потапчук (2003); было уделено особое внимание самочувствию детей (по результатам педагогических наблюдений) и учету противопоказаний.

При проведении занятий особое внимание уделялось педагогическому наблюдению за внешними признаками физического благополучия ребенка, признаками утомления, см.табл.7; при появлении которых изменялась нагрузка.

Внешние признаки утомления (по Л.В.Шапковой, 2007)

Признаки

Степень утомления

I (допустимая)

II (требующая снижения нагрузки)

1

2

3

Нервная система

(поведение)

Лицо спокойное, несколько возбужден, снижено внимание

Лицо напряженное, ребенок сильно возбужден, значительно отвлекается, вялый (пассивный)

Движения

Бодрые, четкое выполнение заданий

Неуверенные, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения

Окраска кожи и видимых слизистых оболочек

Небольшое покраснение кожи

Значительное покраснение или побледнение кожи, побледнение, небольшая синюшность слизистых оболочек

1

2

3

Потливость

Небольшая

Выраженная, преимущественно лица

Дыхание

Без изменений или слегка учащенное (на 5-8 вдохов в минуту)

Учащенное (на 10-15 вдохов в минуту)

Пульс

Несколько учащенный (на 15-20% от возрастной нормы), ритмичный

Учащенное (на 30-50% от возрастной нормы), аритмичность

Самочувствие

Отсутствие жалоб

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать занятие

Все занятия фитбол-гимнастикой строились на педагогических принципах (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуализации, принцип систематичности, принцип прогрессирования), с соблюдением правил и методических приемов, свойственных фитбол-гимнастике.

Занятия проводились в спортивном зале 2 раза в неделю согласно расписанию в экспериментальной группе. Продолжительность занятия соответствовала возрасту занимающихся дошкольников и составляла 30 минут.

На подготовительном этапе - детям давали представление о форме и физических свойствах мяча. Использовались такие игровые упражнения, как:

  1. прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
  2. поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;
  3. передача мяча друг другу, броски мяча;
  4. Игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.

На следующем этапе детей обучали основным исходным положениям фитбол-гимнастики и дыхательной гимнастики.

К основным исходным положениям относились следующие:

  1. положение стоя с мячом (мяч в опущенных руках, мяч перед грудью в вытянутых руках и т.д.),
  2. положение приседа с мячом (присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; присед с опорой руками на мяч, колени вместе),
  3. положение сидя на мяче,
  4. положение сидя на полу (руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги вместе и т.д.),
  5. положение стоя на коленях (с опорой руками на мяч, с упором руками на мяч сбоку и т.д.),
  6. лежа на боку (лежа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен; лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой и т.д.),
  7. лежа на мяче (на животе в упоре ногами в пол, руки свободны; на груди с упором ладонями и стопами в пол и т.д.).

Примеры использованных дыхательных упражнений:

  1. Дышите тихо, спокойно и плавно
  2. Подышите одной ноздрей
  3. «Воздушны шар»
  4. «Воздушный шар в грудной клетке»
  5. «Воздушный шар поднимается вверх»
  6. «Ветер»
  7. «Радуга, обними меня» и т.д.

На следующем этапе проводилось обучение основным динамическим движениям с мячом, которые соответствовали возможностям детей:

  1. ходьба с мячом в руках:
  2. бег с мячом в руках;
  3. прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
  4. прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
  5. прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.

На следующем этапе детей обучали образным движениям с фитболами, которые способствовали развитию координационных способностей, и в частности - равновесия. С детьми выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче в различных исходных положениях: лежа на мяче на животе, лежа на мяче на спине; лежа на полу, удерживая мяч между ног и др.