Формирование правильной осанки дошкольника.
занимательные факты по физкультуре на тему

Шепелева Анастасия Николаевна

Причины нарушения осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osanka.doc142.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки дошкольника.

 1. Понятие осанка.

              а) признаки правильной осанки у дошкольников.

 2. Этапы развития осанки.

 3. Задачи осанки.

 4. Причины нарушения осанки.

                а) Предупреждение нарушения осанки и сколиоза у детей.

 5. Выявление нарушений осанки.

               а) Этиология.

               б) Признаки нарушения осанки.

 6. Профилактические мероприятия.

 7. Плоская стопа и дефекты осанки.

 8. Практическая работа.

1. Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

     «Привычное положение тела» - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов так называемым  двигательным  стереотипом.

     У детей дошкольного возраста правильную осанку характеризуют следующие признаки: голова немного наклонена вперёд, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3-4 см.

2. Этапы развития осанки.

      Формирование осанки начинается с первых месяцев жизни.

    У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью

назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения.

    Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз).

    Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника, обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз).

     Для детей 10- месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз).

     Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становиться более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет.

3.Задачи осанки.

   Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

   Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.

   Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих

4. Причины нарушения осанки.

 Нарушения  осанки  возникают  у детей в раннем  возрасте: в ясельном — у

 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.        Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника.

      - Неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки.

      - Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

      - Неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины.

      - Перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или  занятий.

           - Гиподинамия малышей. Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживать за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь  обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость  мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Как предупредить нарушение осанки и сколиоз у ребенка?

Не сажайте грудного ребенка раньше, чем он сделает это сам. Не носите ребенка на одной и той же руке, не водите его за одну и ту же руку.

 Ребенку необходима мебель по росту.

Не рекомендуется читать или смотреть телевизор, лежа на боку.         Напряженные занятия необходимо компенсировать активным отдыхом, прогулками, достаточным по продолжительности сном.

                Не менее важно и гармоничное физическое развитие ребенка. В его гимнастическом "рационе" должны быть как быстрые движения всем знакомой с детского сада утренней гимнастики, так и упражнения "тянучки" - в медленном темпе, улучшающие эластичность мускулатуры.

                 Не менее важны и подвижные игры: лазание, ползание, кувыркание, бег. Очень полезно плавание.

                 В период быстрого роста следует воздержаться от прыжков с высоты, длительного бега.

                Полноценное питание - важнейший фактор. В поисках необходимого компонента костей - кальция многие дети с аппетитом грызут школьный мел. Мел, как известно, не самое вкусное блюдо. В рационе ребенка должно быть достаточно  молочных  продуктов, овощей и фруктов, рыбы - естественных источников кальция и витаминов.

                Не забывайте и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами склонны к сутулости. Всем известно: здоровый психологический климат в семье - прививка почти от всех болезней.

5.  Выявление нарушений осанки.
  а) Этиология. Понятия, означающие различные искривления позвоночника, - лордоз (искривление выпуклостью вперед), кифоз (искривление выпуклостью назад), сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален. Усиление физиологических изгибов позвоночника в силу различных причин (сниженный мышечный тонус вследствие отсутствия систематических занятий с детьми массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; перенесенный рахит; гипертрофия; повторные заболевания) приводит к развитию патологической осанки.

              б) Чтобы вовремя заметить отклонение, нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша.

                 Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне.

                 Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть , осматривая ребенка со спины, когда он стоит.

                 При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

                По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становиться спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. Если выявлены нарушения осанки и ( или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача — ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор  проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

6. Профилактические мероприятия

     - Важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.

     - Развивать мышечную систему, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствуют развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима.

     - Важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Лучшему развитию осанки способствует плавание, занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом.

7. Плоская стопа и дефекты осанки

      На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% исследуемых детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким  недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах. Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие.

        Для профилактики плоскостопия у детей следует: следить за тем, чтобы обувь всегда была рациональной ,соответствовала бы сезону, размеру ноги ребенка и имела каблучок 5-10 мм ; включать в занятия физкультурой специальные упражнения ,направленные на укрепление нервно-мышечного и связочного аппарата стоп; разрешать детям ходить босиком по неровной почве.  

8. Практическая работа

        Воспитателю необходимо строить свою работу, учитывая состояние здоровья детей, группу здоровья, диагноз. Проблеме нарушения осанки и плоскостопия, я уделяю огромное внимание, т.к. от 50-70% детей имеют отклонение от нормы. Вот уже на протяжении трех лет я занимаюсь этой темой. Мной изготовлены массажные коврики, дорожки-шагайки, эспандеры (из прыгалок), гантели (из пластиковых бутылочек разной формы и размера), мешочки (соль и рис). Ежедневно в свою работу, независимо от возрастной группы, я включаю упражнения по укреплению позвоночника и стоп: на физкультурных занятиях, после сна, на досуговых мероприятиях. Я собрала большой теоретический материал: комплексы упражнений, рекомендации родителям. С удовольствием делюсь информацией с коллегами. Человек я очень деятельный и не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать сотрудничать с медицинской сестрой детского сада, хирургом детской районной поликлиники №15, а так же активно подключать к работе родителей, проводить индивидуальные беседы. Ведь только вместе, дружно, мы добьемся положительных результатов.

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки дошкольника

Представлен материал о формировании правильной осанки ребенка,советы и рекомендации для родителей и педагогов....

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников...

Формирование правильной осанки дошкольников.

Формирование правильной осанки дошкольника....

Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.

Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...


 

Комментарии

Шепелева Анастасия Николаевна

Людмила, вы моя первая ласточка. Только вчера зарегестрировалась и вдруг "спасибо". Здоровья вам и так держать. Нам бы в Москву таких педагогов как вы!!!