Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Содержание Методических рекомендаций:

Введение

1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников

2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по формированию правильной осанки для включения в разные формы работы в области физического развития старших дошкольников

3. Комплексы общеразвивающих упражнений по формированию правильной осанки у старших дошкольников для включения в структуру разных форм физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОО

4. Ссылки на видеоролики проведения комплексов общеразвивающих упражнений по формированию правильной осанки старших дошкольников

5. Список используемых источников

Введение

Дошкольный возраст – это возраст, когда у детей закладывается фундаментальная основа полноценного физического развития, где немаловажную роль играет правильно сформированная осанка.

В статье 84 пункта 1 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится, что реализация программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение … двигательных умений и навыков …, физическое совершенствование …, укрепление здоровья ребенка...».

На реализацию этих немаловажных задач направлен Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

На основе ФГОС ДО разрабатывается основная образовательная программа дошкольного образования, где одной из задач в образовательной области «Физическое развитие» стоит формирование правильной осанки, от развития которой зависит весь характер двигательной сферы ребёнка.

По мнению Л.М.Савко, правильной осанкой можно считать непроизвольную позу, привычную для человека, которую он принимает в состоянии покоя и во время выполнения движений.

Одним из средств формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста являются общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения по А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной, М.М. Борисовой можно определить как специально подобранные упражнения, которые направленны на формирование правильной осанки, укрепление крупных групп мышц, улучшение кровообращения, дыхания и т. д.

В процессе использования в образовательной деятельности общеразвивающих упражнений в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) можно упростить процесс формирования двигательного навыка по формированию правильной осанки у детей 5-6 лет.

  1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников

Важной задачей дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление физического и психологического здоровья ребенка. Значительный вклад в решение этой задачи должно внести выполнение требований, которые изложены в «Концепции дошкольного воспитания», а именно: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии».

В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой дается ориентир на формирование надобности в ежедневной двигательной активности, развитии интереса к физическим упражнениям, а также формировании правильной осанки.

А.Д.Рубцова правильную осанку трактует как, условный двигательный рефлекс, который ребенок приобретает в процессе развития.

По мнению М.А.Руновой, одной из важных задач физического развития ребенка дошкольного возраста является — формирование правильной осанки. Осанка формируется с самого детства и напрямую зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочного нервно-мышечного аппарата, а также от физиологического позвоночника.

Из вышесказанного следует, правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой части тела, когда лопатки прижаты, плечи находятся на одном уровне и немного развернуты, живот подтянут, ноги прямые.

Неправильная осанка может привести к неблагоприятным изменениям в организме и ухудшению здоровья, а именно: грудная клетка постепенно суживается, делается плоской, углы лопаток отходят от позвоночника и начинают торчать, подобно крыльям, спина горбится, живот выпячивается вперёд.

Причины нарушения осанки можно разделить на

две группы:

  1. Внутренние факторы (анатомическое строение опорно-двигательного аппарата, уровень физического развития, темп роста ребенка, тип телосложения);
  2. Внешние факторы (экологические факторы, перенесенные заболевания, режим питания, особенности организации физического воспитания и физической активности).

Как показывают психолого-педагогические исследования (Л.И.Абросимова, Н.В.Зимкина, В.Е.Карасик, В.М.Краснова, А.С.Солодков и др.), именно в дошкольный период формируются основы физического благополучия ребенка, на основе этого в условиях дошкольной образовательной организации особое место отводится правильно организованному физическому воспитанию и формированию правильной осанки.

Основное внимание в данной работе будет уделено одному из видов физических упражнений, а именно общеразвивающим упражнениям.

Общеразвивающие упражнения — это упражнения, которые являются наиболее значимыми и необходимыми для своевременного развития организма, а также для сознательного управления движениями в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста (П.П.Буцинская, В.П.Васюкова, Г.П.Лескова).

Общеразвивающие упражнения используются в утренней гимнастике, для проведения физкультминуток, а также в сочетании с закаливающими процедурами.

Задачами общеразвивающих упражнений являются:

  1. Правильное физическое развитие, закаливание организма детей с целью сохранения и укрепления здоровья
  2. Формирование основных двигательных навыков
  3. Воспитание навыков поведения в социуме и формирование волевых черт характера детей (Т.И.Осокина).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование правильной осанки является одной из сторон всестороннего развития ребёнка, а применение общеразвивающих упражнений для дошкольников на сегодняшний день становится наиболее важным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskie_rekomendatsii.pdf1.73 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по теме «Простые игры для развития мелкой моторики»

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себ...

Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на  формирование правильной осанки у детей....

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в совреме...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...