Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Полежаева Анна Геннадиевна

Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на  формирование правильной осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2065 Д5

Исследование на тему «использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста».

Провела: воспитатель Полежаева Анна Геннадиевна.

Совершенствование физического воспитания в ДОУ нуждается в решении ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.

Значение хорошей осанки огромно: это здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы, которые являются основой не только красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.

Состояние осанки ребёнка является одним из комплексных показателей его здоровья. Своевременные меры помогают не только исправить осанку, но и понять причины, которые ведут к её искривлению.

Воспитание правильной осанки у детей проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В.Арсланов, Т.Н.Белякова, А.А.Буровых, О.В.Козырева, А.Д.Дубогай) приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. В связи с этим назрела необходимость определить эффективность использования физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

 На основании вышеизложенного был определён объект исследования: процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом был выделен предмет исследования: использование физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом была поставлена цель: определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации цели исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать           с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в различные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследование состоит из:

Две главы. Заключение. Список используемой литературы.

Глава № 1 посвящена формированию правильной осанки как основы здоровья ребёнка-дошкольника.

Обобщая исследования в этой области, можно сделать вывод, что решающее значение в профилактике нарушения осанки у детей-дошкольников имеют: правильно подбор мебели для занятий и отдыха, знание методики обучения физическим упражнениям и регулярное их использование.

Глава № 2 посвящена экспериментальной работе по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ Школа №2065 Д5 в три этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент проходил с 1 сентября 2018  года по 31 октября 2018   года. Цель констатирующего эксперимента –оценить состояние осанки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного этапа:

  1. Изучить и обобщить данные медицинских карт детей старшего дошкольного возраста.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о формировании правильной осанки.
  4. Проанализировать опыт работы ГБОУ Школа № 2065 Д5 и работу воспитателей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследования проводились с детьми 2-х групп: экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ). Количественный состав ЭГ 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек. В КГ также 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Критерии подбора детей:

  1. Возраст детей 5-6 лет.
  2. Группа здоровья: Одинаковая у всех.
  3. Уровень физической подготовленности: практически одинаковый.
  4. Половая принадлежность: в каждой группе по 8 мальчиков и по 8 девочек.

Для реализации первой задачи был проведён анализ медицинских карт совместно с медицинским работником, который показал, что отклонения в опорно-двигательном аппарате были выявлены в ЭГ у 5 детей (31,25%), из них 3 девочки и 2 мальчика. В КГ у 6 детей (37,5%), из них 2 девочки и 4 мальчика.

Для реализации второй задачи была проведена оценка состояния осанки у детей ЭГ и КГ по методике Красиковой И.С. В результате проведённого тестирования были получены следующие результаты: В ЭГ нарушения осанки были отмечены у 10 детей (62,5%), из них 5 мальчиков и 5 девочек, а в КГ у 13 детей (81,25%), из них 6 мальчиков (37,5%) и 7 девочек (43,75%).

Для реализации третьей задачи были проведены беседы с детьми обеих групп о значении формирования правильной осанки. Знания и представления детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма не соответствуют возрастным особенностям детей данной группы.

Для реализации четвёртой задачи был проведён анализ нормативных документов, регламентирующих работу образовательной площадки Д5, который показал, как положительные, так и отрицательные стороны в работе. Педагогами проводится недостаточная оптимизация двигательной активности на прогулках, не всегда систематически организуются физкультурные досуги.

Также проанализировали работу воспитателей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации пятой задачи было использовано анкетирование родителей, анализ которого показал, что они проявляют недостаточный интерес к данной проблеме.

На основании данных констатирующего эксперимента была разработана система работы с использованием физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – формирующий эксперимент – проходил с 1 ноября 2018 года по 28 февраля 2019 года.

Целью второго этапа являлась разработка системы с использованием физических упражнений, способствующих формированию правильной осанки у старших дошкольников. В формирующем этапе участвовали дети ЭГ, их родители, воспитатели, КГ работала по плану воспитателя.

Экспериментальная работа по формированию правильной осанки у старших дошкольников велась в трёх направлениях: работа с детьми, с воспитателями, с родителями детей.

Работа с детьми включала в себя проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкульт - минуток, подвижных игр на прогулках, беседы.

Физкультурные занятия строились по традиционной трёхчастной структуре, проводились 2 раза в неделю. В вводную часть занятия включались разнообразные виды ходьбы с движение рук и их фиксацией, упражнения на координацию движений и равновесии. Физические упражнения, включенные в физкультурные занятия, проводились с целью развития чувства правильной позы тела и воспитания для профилактики плоскостопия. В качестве физкультурных пособий на занятиях применялись различные мешочки с песком, гимнастические палки, обручи, ребристые дорожки и др.

Важную роль на физкультурных занятиях отводилось дыханию, так как оно расширяет грудную клетку и укрепляет позвоночник.

В основной части занятий наряду с общеразвивающими упражнениями, были подобраны специальные упражнения, которые более эффективны для формирования правильной осанки. Это упражнения с гимнастическими палками и мячами разных размеров. Достойное место занимали упражнения на развитие силы, выполняемые в среднем и медленном темпе, так как именно они развивают мышечный корсет. Прыжки в высоту с высоты, с разбега сводились к минимуму, так как у детей дошкольного возраста кости содержат большое количество хрящевой ткани, позвоночник податлив к искривлению, сохраняет большую гибкость, а мускулатура его недостаточно развита. Для развития правильной осанки, применялось стандартное оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, набивные и другие разновидности мячей.

Подвижные игры, проводимые на занятиях, не только развлекали детей, но и предавали занятиям более живой и веселый характер, оказывали общеукрепляющее воздействие, способствовали оздоровлению всего организма. Это такие игры, как «Летим на Марс», «Перешагни через веревочку» и др.

Подвижные игры и физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, организовывались в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня, на вечерних прогулках.

С целью уточнений знаний детей об осанки были проведены беседы на темы: «Скелет-наша опора», «Осанка-стройная спина», «Держи осанку!».

Также детям читали сказки о строении и функционировании опорно-двигательного аппарата из книги Галины Горн «Энциклопедия здоровья».

С воспитателями группы, в которой проходил эксперимент, были проведены консультации на темы: «Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильно осанки у детей старшего дошкольного возраста», «Нарушение опорно-двигательного аппарата у дошкольников, причины, профилактика в ДОУ. Также был организован и семинар-практикум с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки; создана папка-передвижка с материалами экспериментальной работы, включающая подвижные игры, физические упражнения, беседы.

Для родителей был организован практикум «Физические упражнения с детьми в семье», в процессе которого родители познакомились и получили памятку с комплексом общеразвивающих упражнений для занятий в домашних условиях. Также родители могли присутствовать и наблюдать, как занимались их дети на открытых занятиях. Ещё родителям давались домашние задания: разучить упражнение «Берёзка», закрепить упражнение «Ласточка» и др. Кроме этого были составлены тематические папки-передвижки на тему: «Роль физических упражнений в формировании правильной осанки у дошкольников».

Эффективность разработанной системы с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста проверялась на третьем этапе исследования – контрольном эксперименте, который проводился с 1 марта 2019 года по 1 апреля 2019 года.

Целью контрольного эксперимента был сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования.

На третьем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста об осанке.
  3. Проанализировать работу воспитателей экспериментальной и контрольной групп по формированию правильной осанки у старших дошкольников.
  4. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте участвовали: дети ЭГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, дети КГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, одинаковой группы здоровья и одинакового уровня физической подготовки; воспитатели ЭГ и КГ, родители детей обеих групп.

Для реализации первой задачи было проведено повторное тестирование обеих групп по методике Красиковой И.С. Данные проведённого тестирования показали, что в ЭГ нарушения были отмечены у 7 детей (43,75%), из них 4 мальчика (25%) и 3 девочки (18,75%). В КГ у 12 детей (75%) были выявлены нарушения осанки, из них 6 мальчиков и 6 девочек.

Так, в ЭГ детей, не имеющих функциональных отклонений в опорно-двигательном аппарате, на 31,25% больше, чем в КГ. Количество детей, имеющих нарушения осанки в ЭГ по сравнению с данными констатирующего эксперимента исследования, снизились на 18, 75%, а в КГ на 6,25%.

Для реализации второй задачи контрольного эксперимента были использованы вопросы беседы, проводимой на констатирующем этапе исследования. Анализ ответов детей ЭГ показал, что данная работа дала существенные результаты. Знания детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма в ЭГ расширились и приобрели глубину. Работа в этом направлении была проведена в достаточном объёме для данной возрастной группы. Детьми КГ, по-прежнему, не осознаётся важность правильной и красивой осанки для здоровья человека, недостаточны и разрозненны знания о средствах и профилактике правильной осанки.

Для реализации следующей задачи воспитателя ЭГ и КГ было предложено анкетирование, которое показало результативность проведённой работы с воспитателями ЭГ на формирующем этапе. Знания по проблеме формирования правильной осанки у старших дошкольников расширились и нашли своё применение с детьми. Воспитатели КГ продолжают считать основным критерием правильной осанки положение головы, подбородка, плеч в положении стоя, сидя, при ходьбе.

Для реализации последней задачи родителям ЭГ и КГ было предложено повторное анкетирование, анализ которого показал, что у большинства родителей ЭГ проведённая работа с детьми вызвала большой интерес и активность. Проведённые беседы помогли в решении проблемных вопросов по формированию правильной осанки, полученные памятки и комплексы общеразвивающих упражнений для занятий в домашних условиях, позволили родителям приобрести практические навыки в формировании осанки у детей.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента дети с удовольствием занимались физическими упражнениями как в зале, так и на улице во время подвижных игр. У детей формировалась потребность ежедневно заниматься физическими упражнениями, занятия и игры проходили эмоционально, весело, у детей отмечалось радостное настроение, они стали бодрее и активнее.

Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в разные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста, доказана. Спасибо за внимание.

Список литературы

  1. Ванюшина О.Б. Дошкольник, подружись с физкультурой. –М., 2005.
  2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М., 2005.
  4. Горн Г. Энциклопедия здоровья. – Новосибирск, 2002.
  5. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. – Ленинград, 1963.
  6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательная аппарата.) –М., 2003.
  7. Коррекция нарушений осанки у школьников / Науч. Ред. Г. А. Халемскийю –СПб., 2001.
  8. Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки, Лечение нарушений осанки.-СПб.,2001.
  9. Красикова И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение.- СПб., 2003.
  10.  Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое воспитание детей: Программы, диагностики и коррекции нарушений. СПб.,2001.
  11.  Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/ Под. Ред. А.И. Шустова. –М., 1982.
  12.  Физкультурные занятия со старшими дошкольниками в детском саду/ Под. Ред. Л. В. Лебедевой. – М.. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка  "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"  управжнения, используемые на музыкальных занятиях...

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

" «Роль общеразвивающих физических упражнений с предметами в формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста».

Статья рекомендована для специалистов по физической культуре,воспитателям и другим педагогам....

Современные здоровьесберегающие технологии при формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы ...

Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...