методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

КОТОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

Методическая разработка  "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"  управжнения, используемые на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_pravilnoy_osanki.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

         Что такое правильная осанка, красивая походка? Это, прежде всего, наиболее естественное и удобное положение тела  во время движения, наиболее оптимальная поза. Ведь красота движения ребенка и взрослого, как считали древние греки, Айседора Дункан, Жак Далькроз и многие другие, -  в естественности, непринужденности и выразительности.

    Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела. Позвоночник  должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.

Отчего же происходит деформация позвоночника, нарушение осанки?

  Костная система в дошкольном возрасте ещё окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, но при длительном неправильном положении тела, возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.

  Для профилактики различных деформаций позвоночника, чтобы укрепить его связочный аппарат, мы выполняем  упражнения, укрепляющие и поддерживающие позвоночник, мышцы спины и живота.

          Программа «Детство» предусматривает интеграцию ОО «Музыка» и ОО «Физическая культура». Работа по этим областям тесно связана. Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски, - это  основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки), они совершенствуются как на музыкальных занятиях, так и на занятиях по физической культуре. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо  и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, лёгкости шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе.  

       Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому она благотворно влияет на физическое развитие детей.

    Однако задачи и той и другой работы различны. В физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребёнка, исправления физических недостатков, привития ему ряда жизненно необходимых навыков. На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности. Главная цель – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными. Каждое движение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи.

    Большинство музыкально-ритмических упражнений носит игровой характер, имеет конкретный игровой образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более четко выполнять движение («Летают птички», «Скачут лошадки», «Бегите ко мне» и др. упр.). Чтобы научить малышей исполнять движения правильно и выразительно, повторяя упражнения, пользуюсь пояснениями  (рассказами, наводящими вопросами, напоминаниями) привлекая внимание детей к характеру музыки: «Послушайте, как легко и  нежно звучит музыка. так же легко, как летают маленькие птички», «Музыка весёлая – лошадки радуются, что могут поскакать», «Музыка тихая, когда я от вас убегаю, когда вы ко мне бежите, она громкая» и т.п .  Дети пытаются бежать легче, скакать энергичнее, во время начинать двигаться – как музыка..

   В старших группах роль игровых образов остаётся той же. Изменяется их характер (содержание) – они делаются разнообразнее и сложнее.

При выполнении музыкально-ритмических упражнений большое значение  имеет  исходное  положение. Правильное исходное положение непосредственно подготавливает каждого ребенка к выполнению  упражнения (игры, пляски), как бы настраивает его психически и физически на предстоящее движение; помогает ребенку легко и без промедления включиться в движение с началом музыки. Иногда такой готовности мешает излишнее напряжение различных групп мышц (например, чрезмерно напряженные ноги с втянутыми коленями, напряжение в плечах, вытянутые по швам руки и т. п.). Поэтому надо постепенно учить детей избегать подобных напряжений, мешающих им правильно и свободно начинать и выполнять движение.

Приучая детей внутренне и внешне готовиться к выполнению движения, обосновываю свои требования к исходному положению содержанием и особенностями музыки. Например, перед упражнением под энергичную музыку  напоминаю детям об ее характере и образах, которые должны быть воплощены в движениях, и предлагаю детям, чтобы они старались быть выше ростом — такое указание невольно заставляет их несколько уменьшить изгибы позвоночника, подтянуть мышцы живота, сохраняя естественную осанку и т. д. Перед упражнением в легком беге с лентами напоминаю, что ленточки красиво станут виться, если руки у детей будут мягкие, плечи свободно опущены и т. д.

В младших группах дети учатся стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без излишнего напряжения в коленях и плечах.

 В старшей и подготовительной группах дети постепенно  приучаются перед упражнениями и плясками принимать исходное положение — пятки вместе, носки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряжены (колени не втянуты), плечи и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята.

    Чтобы дети не сутулились, шея у них не клонилась вперед, а руки не висели впереди корпуса, даю им вспомогательное упражнение без музыки — «Паровозики». Согнув руки в локтях и сжав кисти в кулак, они неторопливо делают непрерывное круговое движение — поднимают вверх плечи и голову, с усилием отводят их назад так, чтобы локти и затылок как можно больше сближались; затем плечи опускают вниз и вперед, а шею и голову возвращают в исходное положение. Упражнение повторяется без перерыва три-четыре раза, после чего дети свободно опускают руки вниз.

Чтобы улучшить осанку, приучаю детей правильно класть руки на пояс. Слежу, чтобы большие пальцы рук были обращены назад и почти сходились на спине, чтобы кисти рук при этом не были вялыми, не свисали вниз, а крепко обхватывали талию, как поясом. Не следует класть руки на бедра, так как это не помогает сохранять корпус прямым и подтянутым.

Когда поднимаем руки в стороны, — проверяю, чтобы руки были подняты до уровня плеч и составляли с ними одну линию. При этом положении слежу, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения, т. е. чтобы не поднимались плечи, не выпрямлялись до предела локти. Это достигается следующими небольшими вспомогательными упражнениями без музыки, которые помогают детям почувствовать и осознать правильное положение рук и плеч:

  1. Дети стоят, слегка наклонившись, руки в стороны;  предлагаю уронить руки, как веревочки, дети снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз: слегка покачавшись, руки остановятся; активно раскачивать их не следует.
  2. Твердые и мягкие руки — дети поднимают руки в стороны  (или вперед) и до предела вытягивают их от плеча до концов пальцев, потом ослабляют напряжение, дают плечам опуститься, локтям, кистям и пальцам слегка согнуться; руки как бы ложатся на мягкую подушку.
  3. Дети поднимают плечи (к ушам), потом дают им опуститься в нормальное положение.

    Для улучшения осанки систематически использую на занятиях упражнение «Пружинка». Пружинящее полуприседание исполняются без остановок движения между сгибанием и разгибанием колен (движение похоже на покачивание на пружинном матрасе), в удобном для детей темпе. При этом надо следить за осанкой (корпус прямой и подтянутый,  голова приподнята, руки на поясе). Движение вниз исполняют без напряжения мышц (ноги как будто подламываются); движение вверх — активным быстрым выпрямлением колен. Следует обязательно дожидаться, чтобы движение вниз и вверх было одинаковым по амплитуде, т. е. чтобы дети каждый раз после полуприседания возвращались в основное исходное положение — выпрямляли ноги в коленях.

Передавать энергичный, стремительный или полетный характер многих музы-кальных произведений нельзя, не пользуясь различными маховыми движениями.

Маховые движения (качание рук; «мельница»; движения рук — одна вперед, другая назад, при ходьбе, беге, поскоках) имеют всегда момент подброса рук вверх, за которым следует сначала свободный их полет в воздухе, а затем пассивное падение в силу тяжести (срав-нить с движением маятника, качелей). Чем сильнее толчок, тем сильнее будет движение полета и раскачивания. Такое активное раскачивание рук помогает сильнее продвигаться вперед, выше скакать, придает движению более динамичный характер. Обязательно слежу, чтобы дети не подменяли падение и взлет рук равномерным опусканием и подниманием их и чтобы они все время сохраняли хорошую осанку.

Напевная, лирическая музыка со связно льющейся мелодией диктует движения плавные (медленные движения рук и корпуса, плавный шаг в русских хороводах).

Упражняясь в плавных движениях, дети  учатся двигаться с постоянным, хотя и небольшим, напряжением мышц или постепенно изменять  его  силу. Перед   выполнением   упражнения   «Большие крылья» напоминаю, как медленно и плавно машут крыльями большие птицы (чайки, лебеди), слежу, чтобы у детей не напрягались и не поднимались плечи, не выпрямлялись излишне руки в локтях, кисти не загибались вверх или вниз – «крылья у птиц на концах прямые и острые», свободно держали корпус и шею.

   Каждое занятие начинается с бодрого шага — это обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Такой характер придают ему хорошая осанка, приподнятая голова, свободные, активные движения рук — одной вперед, другой назад; обычно шаг этот несколько удлинен.   Благодаря устремленности движения тяжесть тела сразу переходит с пятки на переднюю часть ступни, что делает походку более легкой. От детей добиваюсь, чтобы они не стучали пятками, сохраняли хорошую осанку (старались быть выше ростом), при этом вырабатывается правильная координация движений рук и ног (при шаге левой ногой вперед выносится правая рука, и наоборот). 

Характер этого шага соответствует бодрому, радостному маршу.

Так же систематически использую спокойный шаг —  он отличается от бодрого меньшей устремленностью — шаги делаются меньше, активное движение рук сменяется непроизвольным покачиванием вперед-назад. Движение связано с музыкой неторопливого, спокой-ного характера

Для улучшения осанки нужен и шаг на носках.  Колени при этом не втягиваются, шаги плавные, без толчков; сохраняется хорошая, непринужденная осанка; больше или меньше поднятые руки остаются ненапряженными, плечи опущены; дети стараются подниматься на носки, «вырастать» во время ходьбы. Шаг соответствует напевной, тихой музыке в верхнем регистре.

Чтобы дети не «косолапили» выполняем упражнение «Веселые ножки» – сидя на стульчиках (руки упираются в бедра, локти – в стороны), дети выставляют ногу на пятку, сильно согнув её в подъёме (носок смотрит вверх, пальцы свободны), затем выпрямляют подъём и касаются пола концами пальцев. Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, особенно слежу, чтобы дети при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили) и чтобы они сидели на стульях спокойно, держа прямо спину и голову.

Помимо общего оздоровительного эффекта, хорошая осанка и умение управ-лять своим телом,  позволят детям почувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавит их от различных комплексов, создаст чувство внутренней свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

" «Роль общеразвивающих физических упражнений с предметами в формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста».

Статья рекомендована для специалистов по физической культуре,воспитателям и другим педагогам....

Современные здоровьесберегающие технологии при формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы ...

Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на  формирование правильной осанки у детей....