Здоровьеформирующие технологии на занятиях по обучению плаванию.
методическая разработка по физкультуре на тему

Работа по теме: "Здоровьеформирующие технологии при обучении  плаванию детей дошкольного возраста": теория, конспект окружного  семинара-практикума с фотографиями, презентация, план-конспект по прикладному плаванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие технологии на занятиях по обучению плаванию в детском саду.

                                                                  Человек сам творец своего здоровья!

Вода – сама жизнь!

                Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.  Приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов.  За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание  культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.  

                На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.  Очень важно, имея в саду бассейн, в полной мере использовать возможности для внедрения здоровьесберегающих технологий.  Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Этот вид спорта рекомендован врачами.   Посещение бассейна - это не только закаливающие процедуры и способ научиться плавать, но и воспитание культурно – гигиенических навыков, что также является здоровьесберегающим фактором.             

                Вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред; всегда остаётся вероятность опасных событий.  Велико значение прикладного плавания.  В первую очередь, -  это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой.

                На суше с младшими дошкольниками можно проводить беседы, в которых рассказывается: о правилах поведения на воде, о значении плавания, о свойствах воды;  со старшими дошкольниками: о способах отдыха на воде во время плавания, о том, как дольше продержаться на поверхности воды;   в подготовительных группах: о способах переправы через водоем в естественных природных условиях, о мерах по предупреждению несчастных случаев на воде, о наиболее характерных захватах и приемах освобождения от них, о способах удержания пострадавшего во время транспортировки, приемах искусственного дыхания. В программе «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» в старших группах предусмотрено обучение навыкам прикладного плавания.

                Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

                Первое впечатление от посещения бассейна очень сильно влияет на эмоции детей и дальнейшее  желание  посещать  его.     Если адаптация на воде прошла успешно, то это очень хорошо влияет и на «общую адаптацию» ребёнка к детскому саду.  Занятия плаванием у большинства детей становится любимым видом деятельности в детском саду.   Очень важно вести работу по преемственности между инструктором по физической культуре и воспитателем по физической культуре.  Воспитатель по физической культуре  включает специальные упражнения  в свои занятия в зале, что очень помогает на занятиях в бассейне.

                В бассейне детского сада в полной мере можно использовать  возможности для внедрения здоровьесберегающих технологий, таких как: помощь в  прохождении адаптации у детей ясельных групп и детей более старшего возраста, впервые пришедших в дошкольное учреждение; также и элементы прикладного плавания,  беседы,  досуги и многое другое. 

               Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем не только сможет в большей мере воспользоваться его благотворным влиянием, но и сохранить свою жизнь!



Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное Учреждение

детский сад №1880

 комбинированного вида

Тема по самообразованию:

«Элементы прикладного плавания в старшей и подготовительной группах».

Инструктор по физической культуре

Павлова Елена Михайловна

                                                     

                                                                                     

Элементы прикладного плавания в старшей и подготовительной группах.

 Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико.  Для естественного развития ребёнка – дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. И. Осокиной и В.С. Васильева.

 Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, - важный фактор гармоничного развития любого человека.

 Вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред; всегда остаётся вероятность опасных событий.

Основные цели прикладного плавания:

- общее повышение работоспособности; жизнерадостности и отдых на воде;

- непосредственно закаливание;

- обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей;

- профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней и др.

       Велико значение прикладного плавания. В первую очередь, -  это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой.

       Необходимые навыки прикладного плавания: умение плавать одним из спортивных способов  (кроль, на спине, брасс, баттерфляй), нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками, ребенок в более старшем возрасте сможет в случае необходимости оказать помощь терпящему бедствие на воде.

 На суше:

- с младшими дошкольниками проводятся беседы, в которых рассказывается: о правилах поведения на воде, о значении плавания, о свойствах воды;

- со старшими дошкольниками: о способах отдыха на воде во время плавания, о том, как дольше продержаться на поверхности воды;

-  в подготовительных группах: о способах переправы через водоем в естественных природных условиях, о мерах по предупреждению несчастных случаев на воде, о наиболее характерных захватах и приемах освобождения от них, о способах удержания пострадавшего во время транспортировки, приемах искусственного дыхания.

Практикуемые упражнения на воде:

 1. Транспортировка "уставшего" одним и двумя спасателями.

 2. Захваты и приемы освобождения от них.

3. Плавание с помощью одних ног брассом (кролем) на спине, руки над водой (детям лучше взять предметы в руки).

 4. Плавание с помощью одних ног на боку, "верхняя" рука над водой (лучше с предметом), "нижняя" выполняет гребки.

5. Плавание избранным для транспортировки способом, удерживая в руках легкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).

6. Плавание избранным способом, транспортируя "пострадавшего" (проплываемое расстояние постепенно увеличивается).

7. Умение менять направление  (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот.

8. Сбор предметов со дна  (шайбы, эспандеры),  во время проплывания под водой  (количество  предметов постепенно увеличивается).

9. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки).

10. Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.

План-конспект проведения занятия по прикладному плаванию для дошкольников старших и подготовительных групп

(в объёме 4-х занятий).

Задачи урока:

1. Изучение правил поведения на воде и соблюдение мер безопасности при купаниях и занятиях плаванием.

2. Освоение основных приёмов и действий в экстремальных ситуациях на воде.

Основная часть:

1. Поведение не умеющего плавать, оказавшегося в воде.

2. Поведение умеющего плавать, оказавшегося в воде.

2.1. Плавание в одежде;

2.2. Снятие в воде мешающей одежды (обуви, брюк, кофты);

2.3. Выплывание из-под предмета, оказавшегося над головой (лодка, матрас);

2.4. Использование спасательных – поддерживающих средств (палки, пластмассовые бутылки, круги, и т.д.);

2.5 Плавание в холодной воде, поведение при судорогах;

2.6. Передвижение в воде, если повреждены рука или нога;

2.7. Способы отдыха на воде.

3. Помощь уставшему товарищу на воде.

3.1. Уставший находится сбоку от «спасателя» и держится одной рукой за него (держит одной рукой за плечо одного «спасателя», другой рукой за плечо другого);

3.2. Уставший находится сзади «спасателя» и держится вытянутыми руками за его плечи;

3.3. Уставший лежит на спине, головой на ладонях «спасателя», который плывёт брасом на спине.

4. Помощь не умеющему плавать.

4.1. Использование различных спасательных средств;

4.2. Освобождение от захватов.

Заключительная часть.

5. Преодоление полосы препятствий (волны, водоросли, туннель, сети и т.д.).  



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению детей плаванию

 в подготовительной логопедической группе

на окружном семинаре-практикуме для инструкторов

по физической культуре на тему:

 «Нетрадиционное использование вспомогательных средств

при обучении плаванию детей дошкольного возраста»

от 28.11.12г.

Задачи:

1. Продолжать учить прикладному плаванию с пластиковыми бутылками.

2. Совершенствовать разнообразные движения в воде.

3. Воспитывать организованность, уважение к товарищам.

Необходимый инвентарь:

- тонущие игрушки (кольца, шайбы);

- пластиковые бутылки.

 

Наименование игр и игровых

 упражнений

Дозировка

Организ. – метод. указания

I. Подготовительная часть

Разминка на суше:

- круговые вращения головы в одну и в другую  

  сторону;

- попеременные  рывки руками в стороны:

- попеременные  рывки руками вверх и вниз;

- наклоны в стороны;

- приседания;

- работа ног кролем, сидя на бортике.

Спуск в воду.

5 минут

по 2 раза

8 раз

пальцы вместе

ноги на ширине плеч

спина прямая

смотреть вперед

II. Основная часть

В воде:

 Игровое упражнение «Водолазы» (сбор тонущих  

  игрушек)

 Упражнение - группировка

« Поплавок-звездочка»

 Упражнение «Змея»

Комплекс упражнений с пластиковыми бутылками:

-«Звездочка» на спине;

- плыть, держа бутылки на вытянутых руках на  

  груди;

- плыть, держа бутылки под мышками на груди;

- плыть, держа бутылки под мышками на спине;

- плыть, держа одну  бутылку на  вытянутых руках

  на груди;

- плыть, держа одну бутылку под подбородком;

- плыть, держа одну бутылку за головой на спине;

- плыть, держа одну бутылку на вытянутой руке.

20 минут

1 раз

1 раз

2 раза

1 раз

по 2 бассейна

открывать глаза в воде

четко выполнять упражнения, считать в уме

задержать дыхание

лежать как можно дольше

делать выдохи в воду

III.Заключительная часть

Игровое упражнение «Живой туннель»:

-парами;

-с участием всех детей.

Игровое упражнение « Спад с бортика»

5 минут

3 минуты

2 раза

не толкаться, руками проплывающих не трогать

лежать как можно дольше под водой



Предварительный просмотр:

ОКРУЖНОЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для инструкторов по физической культуре

«Нетрадиционное использование вспомогательных средств

при обучении плаванию детей дошкольного возраста».

Организаторы семинара: ГБОУ ДООЦ «Западный»,

ГБОУ комбинированного вида  детский сад №1880

Дата и место проведения: 28 ноября 2012 года,

ГБОУ №1880:  ул. Щорса,  д.4,  к.4,  тел.: 8(495)-439-30-94

Время проведения:  9.30 – 12.00

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

Время

Место проведения

Тема выступления

Выступающий

9.30-10.00

Регистрация участников

10.00-10.10

Музыкальный

зал

Приветственное слово

Епишина Галина Николаевна-заведующая ГБОУ № 1880

10.10-10.20

Презентация «Здоровый ребенок»

Павлова Елена Михайловна-инструктор по физической культуре ГБОУ № 1880

Усенкова Наталья Михайловна

воспитатель по физической культуре ГБОУ №1880

10.20-10.30

Выступление из опыта работы «Нетрадиционное использование вспомогательных средств

при обучении детей плаванию»

Павлова Елена Михайловна-инструктор по физической культуре ГБОУ № 1880

10.40-11.10

Бассейн

Проведение занятия по плаванию в подготовительной  логопедической  группе

Павлова Елена Михайловна-инструктор по физической культуре ГБОУ № 1880

11.20-11.40

Музыкальный

зал

Подведение итогов семинара-практикума

Гладкова Лариса Васильевна-руководитель структурного подразделения отдела плавания

Кузнецова Наталья Яковлевна-методист ГБОУ ДООЦ «Западный»

11.40-12.00

Открытый микрофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию "По морям, по волнам" для детей средней группы

На занятии по обучению плаванию вместе со специальными задачами ставится задача по закреплению материала, полученного на занятиях по развитию речи, математике, ОБЖ. Дети в игровой обстановке закрепляю...

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению плаванию "Спасаем осьминога"

Увлекательным и интересным занятие делает сюжет, который тесно связан с задачами обучения и позволяет вести занятие на эмоционально положительном контакте педагога с детьми.Дети отправляются в дальний...

Занятие по обучению плаванию в старшей группе "Моряками стать хотим"

Данное занятие построено на едином сюжете, что придает эмоциональную окраску и повышает интерес детей, способствуя решению задач по сохранению и укреплению здоровья....

Здоровьеформирующие технологии в занятиях физкультурой

Физкультурно – оздоровительная работа в нашем детском саду на 2015 - 2016 учебный год....

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...