Что же такое координация и как определять уровень ее развития у детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре по теме

Алешина Светлана

В работе дается определение понятия координационные способности, приведены тесты для определения уровня развития координационных способностей у детей 5-7 лет.

Представленный материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при диагностическом обследовании уровня физического развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что же такое координация и как определять уровень ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

                                                         Автор: инструктор по физкультуре

                                                МДОУ д/с № 70 г. Ярославля

                        Алешина С.И.,

                                            высшая квалиф. категория.

Ярославль

2011


          Функционирование физиологических систем организма находится в прямой зависимости от проявления качественных сторон  двигательной деятельности  и, соответственно, от развития тесно связанных с ней координационных способностей. Координационные способности – неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей  скоростью бега;  без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные  ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.

    Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В.И.Лях; аспирант научно-исследовательского института возрастной физиологии детей и подростков Н. Панфилова;  профессор РГПУ им. А.Н. Герцена В.А. Булкин; отечественный психофизиолог Н.А. Берштейн; кандидат биологических наук, мл.научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова  А.В. Курганский; доктор педагогических наук, заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека УГПУ им. Ульянова, основатель научной школы «Развитие и совершенствование двигательно-координационных качеств у детей разного возраста» Л.Д. Назаренко.

      Мы выбрали эту тему, так как столкнулись с проблемой развития координационных способностей у детей при анализе диагностических данных. Мы считаем, что координационные способности не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Координация движений поддается упражнению, и можно добиться значительного повышения её уровня.

         Часто в литературе по физическому воспитанию (особенно в литературе для дошкольных учреждений) понятия «координация движений» и «ловкость» отождествляются. Но всё же это разные понятия. Вот как говорит об этом автор трудов по проблемам психофизиологии спортивных и других движений Н.А. Берштейн: «Если чрезмерно расширять границы понятия ловкости, имеется опасность довести их до совпадения с границами того, что называется хорошей координацией движений. Между тем оба эти понятия не одно и то же и было бы жаль лишиться чёткого понятия настоящей координации. Хорошая двигательная координация является необходимой предпосылкой для ловкости»[1]. Можно говорить, что понятие «координация движений» выделяется из общего и менее  определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе[2].

     Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу. Что значит правильно выполненное движение? Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу.

     Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, которые столь же многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные  двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.

     Эти способности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается  не  в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняются условия выполнения. Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

     Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.

     Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

     Развитые координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

     Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности.

     Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к  рациональному расходованию сил.

     Развитие координационных способностей оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Об этом говорится в работе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теоретических основ физического воспитания  Института физической культуры  И. Стародубцевой «Физическое воспитание: инновационные технологии». В статье говорится о том, что ещё один способ стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности основан на взаимосвязи между проявлениями физических и психических качеств ребенка.  Исследованиями было установлено, что целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение.  Именно координационные способности оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка, так как имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности[3].

     Таким образом, координационные способности имеют большое значение в жизни ребенка:  оказывают  влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей, на формирование многих психических процессов.

        Как же организовать обследование уровня развития координационных способностей дошкольников 5-7лет? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах следующих учебных и методических пособий:

  1. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А.Ноткина, Н.Н.Бойнович.-СПб.,1995(к программе «Детство»);
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учрждений.-М.,2000( к программе «Истоки»);
  3. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических  учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М., 1996.;
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.,2001.;
  5. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. Г.П.Юрко.- М.,1983(к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой);
  6. Усаков В.И. Педагогический  контроль  за физической подготовленностью дошкольников.- Красноярск, 1989.

    В этих пособиях обследование уровня развития координационных способностей представлено тестами на статическое равновесие  (стоя на одной ноге «цапля» или стоя на двух ногах на носках «балерина», в секундах)  и ловкость (количество подбрасываний или отбиваний мяча).

    К сожалению, эти тесты не отображают уровень развития координационных способностей  в целом, так как крайне редко доминирует только одна или две составляющие координации, и такие тесты не дают полной достоверной информации об уровне развития координационных способностей ребёнка. Поэтому мы поставили задачу систематизировать показатели и критерии оценки диагностического обследования уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Исходя из анализа литературных источников (А.В. Курганский,1996г[4]., В.И.Лях,1998г[5], И.И.Сулейманов,2001г.[6]), мы подобрали тесты, при помощи которых можно определить уровень развития следующих координационных способностей:

  1. способность к реакции;
  2. способность к точности выполнения движений;
  3. способность к равновесию;
  4. способность к ритмичности;
  5. способность к согласованности движений;
  6. способность к ориентированию в пространстве.

    При выборе тестов мы стремились к тому, чтобы они соответствовали следующим требованиям:

  1. были естественны и доступны для дошкольников старшего возраста и в тоже время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;
  2. не требовали сложных двигательных умений и длительного специального обучения;
  3. не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения;
  4. как можно меньше зависели от возрастных изменений, размеров и массы тела.

1 Тест для определения способности к реакции.

Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой, 5раз.

3балла – упражнение выполнено без ошибок;

2балла – при одном нарушении (не было хлопка или мяч упал);

1балл – более одного нарушения.

2 Тест для определения способности к точности выполнения движений.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

    И.п.: - основная стойка («солдат»),

    1 – руки в стороны книзу («ракета»),

    2 – руки в стороны («самолёт»),

    3 – руки вверх наружу («дерево»),

    4 – руки вверх вместе («стрела»).

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность;

1 балл – нарушение в последовательности движений.

3 Тест для определения способности к точности  целевой.

Метание мешочка в цель («снайпер»), с расстояния 3м, 3 попытки.

3балла – все попадания;

2 балла -1-2 попадания;

1 балл – ни одного попадания.

4 Тест для определения способности к статическому равновесию.

Стойка на одной ноге в позе «цапля», руки в стороны, вторая нога упирается на колено упорной, в течение 60 сек.

3 балла – простоял не менее 60 сек;

2 балла – простоял не менее 50 сек;

1 балл – простоял  менее 50 сек.

5 Тест для определения способности к кинематическому равновесию.

Ходьба по горизонтальной скамейке с перекладыванием мешочка из одной руки в другую.

3 балла – упражнение выполнено правильно, движение уверенное, в среднем темпе;

2 балла – замедленный темп, с покачиванием;

1 балл – скованность, напряжение, сход со скамейки.

6 Тест для определения ритмичности.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

    И.п. – основная стойка,

    1-2 – два хлопка справа,

    3-4 – два хлопка слева,

    5-8 – хлопок перед собой, пауза.

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла -  ритм не всегда сохраняется, неуверенность;

1 балл – ошибки в количестве   хлопков, не выдерживается ритм.

7 Тест для определения ритмичности коллективной.

Дети повторяют за воспитателем показанное упражнение: ходьба с подниманием прямой ноги вперёд с разведением рук в стороны, сохраняя рисунок движения, ритм, амплитуду.

3 балла – полное соответствие с образцом;

2 балла – голова опущена, руки не натянуты, недостаточная амплитуда ноги, замедленность темпа;

1 балл – движения скованы, руки не всегда разводятся, темп замедленный.

8 Тест для определения способности к согласованности движений.

Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:

    И.п. – основная стойка,

    1 – правую руку в сторону, левую вперёд,

    2 – руки вверх,

    3 – левую руку сторону, правую вперёд,

    4 – и.п.

9 Тест для определения способности к ориентированию в пространстве.

Повороты в кругу («Весёлая юла»), 6 поворотов по команде воспитателя.

3 балла – все повороты  выполнены  верно,

2 балла – 1-2 ошибки,

1 балл – более 2-х ошибок.

    Результаты проведенного  нами диагностического обследования уровня развития координационных способностей детей 5-6лет на начало года отражены  в таблице 1.

     Представленный материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста: при диагностическом обследовании уровня физического развития ребёнка.

Таблица 1. Диагностическое обследование уровня развития координационных способностей детей 5-6лет на начало года.

Ф.И.ребёнка

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5

Т6

Т7

Т8

Т9

Сумма баллов

Уров.

разв

.КС

1

А. Ваня

1

2

3

2

1

2

2

2

2

17

С

2

Б.Рома

2

2

2

1

2

1

2

2

1

15

Н

3

Б. Денис

2

2

1

2

1

2

1

2

1

14

Н

4

Б. Артем

2

2

2

3

1

2

1

2

2

17

С

5

В. Ася

2

1

1

2

1

1

1

1

1

11

Н

6

Б. Алена

1

2

3

3

2

2

3

2

2

20

С

7

Г. Эдик

1

2

2

1

1

1

1

2

1

12

Н

8

Д. Диана

3

2

3

2

2

2

2

3

2

21

С

9

З. Милена

1

3

3

2

2

1

2

1

1

16

С

10

Г. Юля

2

2

3

2

2

3

3

3

1

21

С

11

Е. Егор

1

2

3

2

2

3

2

2

2

19

С

12

З. Карина

1

2

2

3

2

2

2

3

2

19

С

13

К. Катя

1

2

2

1

3

1

1

1

1

13

Н

14

Кн. Катя

1

2

1

2

3

2

1

2

2

16

С

15

К. Ира

3

3

2

2

3

2

2

3

3

23

В

16

К. Варя

1

2

1

1

1

1

2

1

1

11

Н

17

Л. Кирилл

2

2

2

1

2

2

1

2

1

15

Н

18

К. Рома

3

3

2

2

1

2

1

2

2

18

С

19

М. Даниил

2

3

3

2

1

2

3

3

2

20

С

20

Л. Маша

2

3

2

2

2

3

3

3

2

22

В

21

М. Варя

2

1

2

2

2

1

2

1

2

15

Н

22

М. Катя

1

2

1

1

1

1

1

1

1

10

Н

9-15 – низкий уровень развития КС,

16-21 – средний уровень развития КС,

22-27 – высокий уровень развития КС.


Использованная литература:

1. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС,1991.-228с.

2. Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений//Теория и практика физической культуры, 1996.-№11.-с.44-49.

3. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры. – 1991.-№11.-с.17-20.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.-211с.

5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003.-259с.

6. Стародубцева И. Физическое воспитание: Инновационные технологии. // «Дошкольное воспитание». – 2008.-№6.- с.42.

7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.

8. Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение.// «Теория и практика физической культуры». – 2001.-№3.


[1]Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС,1991.-228с 

[2] Лях В.И. Развивайте координационные способности у дошкольников.// «Дошкольное воспитание». – 1991.-№7.-с.17-20

[3] Стародубцева И. Физическое воспитание: Инновационные технологии. // «Дошкольное воспитание». – 2008.-№6.- с.42

[4] Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений//Теория и практика физической культуры, 1996.-№11.-с.44-49

[5] Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры. – 1991.-№11.-с.17-20

[6] Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение.// «Теория и практика физической культуры». – 2001.-№3.